Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-163/2019 о нарушении антимонопол... от 25 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

     

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/01/10-163/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2019 года Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 034/01/10-163/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Г.А.В. – председателя Комиссии, руководителя Управления;

Ф.В.П. – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

Ф.А.С. – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев дело № 034/01/10-163/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» (юридический адрес: ул. Пархоменко, 47 а, Волгоград, Россия, 40050; ИНН: 3460019060; ОГРН: 1143443032468) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов других лиц при навязывании потребителям, не подключенным к центральному водоснабжению, экономически необоснованных и невыгодных условий подвоза условий подвоза питьевой воды для жителей поселков, не подключенных к центральному водоснабжению, по количеству единовременно поставляемой воды объемом не менее 1м³,

в присутствии на заседании:

Щ.Е.В – представителя ООО «Концессии водоснабжения» по доверенности,

в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило заявление Г.М.В. (вх. № 9887 от 06.11.2018), перенаправленное из комитета тарифного регулирования Волгоградской области, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Концессии водоснабжения» при оказании услуг по подвозу питьевой воды, потребителю жителям поселков Волгограда, необеспеченных централизованным холодным водоснабжением.

Заявитель указал на то, что при оформлении заявки на подвоз питьевой воды для жителей поселков, не подключенных к центральному водоснабжению, необходимо заказать объем поставки не менее 1м³ питьевой воды.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением было выдано предупреждение от 06.02.2019 № 05-10/802 ООО «Концессии водоснабжения» о необходимости прекращения указанных действий путем:

– исключения условия о количестве единовременно поставляемой воды объемом не менее 1 м³ из условий подвоза питьевой воды для жителей поселков, не подключенных к центральному водоснабжению, и из формы заявки на подвоз питьевой воды;

– обеспечения оказания услуги подвоза питьевой воды жителям поселков Волгограда, необеспеченных централизованным холодным водоснабжением, в объеме менее 1 м3. Срок исполнения данного предупреждения – до 06.03.2019.

В соответствии с п. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В установленный срок ООО «Концессии водоснабжения» предупреждение исполнено не было, на основании чего Управлением было возбуждено дело № 034/01/10-163/2019 по признакам нарушения ООО «Концессии водоснабжения» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Концессии водоснабжения» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления от 06 февраля 2019 года № 05-10/802 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ А-12-6675/2019). Решением суда первой инстанции от 20 мая 2019 года в удовлетворении заявления отказано.

Суд отмечает, что фактически общество не согласно с расчетом утвержденного приказом КТР тарифа, но при этом не обосновывает отсутствие возможности оказания услуг по подвозу питьевой воды, потребителю жителям поселков Волгограда, необеспеченных централизованным холодным водоснабжением, в объеме менее 1 м3.

Поскольку ответственным за подвоз воды населению, не подключенному к центральному водоснабжению, назначено ООО «Концессия водоснабжения» (постановление администрации Волгограда от 01.10.2013 № 1626 с изменениями от 17.08.2015 № 1186), а также учитывая, что ООО «Концессия водоснабжения» относится к субъекта естественной монополии, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение указанного хозяйствующего субъекта обоснованно признано управлением доминирующим.

Таким образом, суд отмечает, что на ООО «Концессия водоснабжения» распространяются запреты, установленные, в том числе, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

ООО «Концессии водоснабжения» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объёме.

Доводы ООО «Концессии водоснабжения» о том, что вынесенное предупреждение Волгоградского УФАС России от 06 февраля 2019 года № 05-10/802 не соответствует приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13 декабря 2018 года № 45/5 «Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей городского округа город-герой Волгоград», поскольку тариф установлен исходя из стоимости 1 м3 подвозимой воды, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, основанными на ошибочном толковании указанного акта.

Не соглашаясь с расчётом утверждённого комитетом тарифа, заявитель не обосновал отсутствие возможности оказания услуг по подвозу питьевой воды жителям посёлков Волгограда, не обеспеченных централизованным холодным водоснабжением, в объёме менее 1 м3.

Доводы заявителя о невостребованности деятельности по подвозу воды в объёме менее 1 м3 опровергнуты обращениями граждан в орган местного самоуправлении и антимонопольный орган.

Апелляционный суд постановил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 мая 2019 года по делу № А12-6675/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что содержание заявки и позиция ООО «Концессии водоснабжения», изложенная при рассмотрении настоящего дела, противоречивы, что свидетельствует о желании предоставлять услугу исключительно на выгодных для себя условиях. С одной стороны - намерение и готовность оказать услугу по подвозу питьевой воды жителям посёлков, не подключённых к центральному водоснабжению, в объёме не менее 1 м3, что подтверждает наличие материально-технической базы для предоставления указанной услуги в объёме от 1 м3, с другой стороны - доводы о необеспечении спецтехникой, изложенные обществом при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно п. 1-2 ст. 12 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 9 ст. 7 Закона о водоснабжении).

Согласно п. 1 постановления администрации Волгограда от 01.10.2013 № 1626 «Об организации подвоза воды на части территории городского округа-город Волгоград» МПУ «Городской водоканал г. Волгограда» обязано обеспечить подвоз воды населению, с учетом минимальных норм.

В соответствии с п. 1 постановления администрации Волгограда от 10.10.2013 № 1186 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 01.10.2013 № 1626 «Об организации подвоза воды на части территории городского округа-город Волгоград» заменить в п. 1 слова МПУ «Городской водоканал г. Волгограда» словами ООО «Концессия водоснабжения».

24.08.2017 приказом ООО «Концессии водоснабжения» № 325 утвержден регламент «Организация подвоза питьевой воды потребителям поселков Волгограда, необеспеченных централизованным холодным водоснабжением.

Приказом КТР Волгоградской обл. от 11.11.2015 № 45/52 «Об установлении тарифов на подвоз воды для потребителей городского округа город-герой Волгоград» установлен тариф на подвоз питьевой воды (путем забора воды из системы централизованного водоснабжения) населению, проживающему на территории городского округа город-герой Волгоград, не обеспеченного централизованным холодным водоснабжением в размере:

  • 492,95 куб.м (с НДС) на период с 01.07.2017 по 30.06.2018;
  • 517,60 куб.м (с НДС) на период с 01.07.2018 по 31.12.2018.

Подвоз воды осуществляется по заявкам потребителей автотранспортом ООО «Концессия водоснабжения», раздача воды осуществляется в тару заявителя.

На основе проведенного анализа № 181 можно сделать вывод о том, что рынок по подвозу питьевой воды (путем забора воды из системы централизованного водоснабжения) населению, проживающему на территории городского округа город-герой Волгоград, не обеспеченного централизованным холодным водоснабжением, характеризуется высоким уровнем рыночной концентрацией и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Отсутствие в границах Волгограда иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по подвозу питьевой воды (путем забора воды из системы централизованного водоснабжения) населению, проживающему на территории городского округа город-герой Волгоград, не обеспеченного централизованным холодным водоснабжением является доказательством доминирующего положения для ООО «Концессии водоснабжения» на указанном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля для ООО «Концессии водоснабжения» на рынке по подвозу питьевой воды (путем забора воды из системы централизованного водоснабжения) населению, проживающему на территории городского округа город-герой Волгоград, не обеспеченного централизованным холодным водоснабжением с 01.01.2018 по 31.12.2018 составляет более 50%, положение для ООО «Концессии водоснабжения» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.

Регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положением Закона о водоснабжении, а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. И данными нормами не предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы водоснабжения, подвоз питьевой воды потребителям осуществляется в количество единовременно поставляемой воды объемом не менее 1 м3.

Таким образом, установленный объем единовременно поставляемой питьевой воды не менее 1м³ для жителей поселков, не подключенных к центральному водоснабжению, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей, так как обязывает потребителей приобретать не менее 1м³ питьевой воды, что является экономически невыгодно для населения.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях Ответчика, усматривается нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в навязывании потребителям, не подключенным к центральному водоснабжению, экономически необоснованных и невыгодных условий подвоза питьевой воды в количестве единовременно поставляемой воды объемом не менее 1м³, ущемляющих интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, в действиях ООО «Концессии водоснабжения» имеет место нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов других лиц при навязывании потребителям, не подключенным к центральному водоснабжению, экономически необоснованных и невыгодных условий подвоза питьевой воды для жителей поселков, не подключенных к центральному водоснабжению, по количеству единовременно поставляемой воды объемом не менее 1м³.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Управления установила, что ООО «Концессии водоснабжения» устранило нарушение антимонопольного законодательства, путем введения в действие новой редакции Регламента ООО «Концессии водоснабжения» об организации подвоза питьевой воды потребителям поселков Волгограда, необеспеченных централизованным холодным водоснабжением, в котором отсутствует условие о количестве единовременно поставляемой воды объемом не менее 1м³, включая форму заявки на подвоз питьевой воды (приказ директора ООО «Концессии водоснабжения» от 30.09.2019 № 363). При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО «Концессии водоснабжения» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» (юридический адрес: ул. Пархоменко, 47 а, Волгоград, Россия, 40050; ИНН: 3460019060; ОГРН: 1143443032468) нарушившим пункт 3 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Передать материалы дела № 034/01/10-163/2019 уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны