Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 21 февраля 2023 года Дело № 034/10/18.1-... от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

21 февраля 2023 года

 

Дело № 034/10/18.1-159/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Волгоградского УФАС России;

<…> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Инженерный центр «Горстройпроект» (далее – ООО «ИЦ «Горстройпроект», заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «РТРС», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора на осуществление строительного контроля при строительстве подъездной дороги и наружного освещения для объекта Цеха Волгоград филиала РТРС «Волгоградский ОРТПЦ» по адресу: Волгоградская обл., Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, д. 33б (извещение о проведении закупки № 32312081608 размещено на официальном сайте ЕИС 01.02.2023), с участием в заседании Комиссии:

от ФГУП «РТРС» – <…>,

в отсутствие законного представителя ООО «ИЦ «Горстройпроект», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «ИЦ «Горстройпроект» на действия ФГУП «РТРС» от 14.02.2023 вх. № 1253-ЭП/23 при проведении запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора на осуществление строительного контроля при строительстве подъездной дороги и наружного освещения для объекта Цеха Волгоград филиала РТРС «Волгоградский ОРТПЦ» по адресу: Волгоградская обл., Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, д. 33б.

Извещение о проведении закупки № 32312081608 размещено 01.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «ИЦ «Горстройпроект» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 16.02.2023 исх. № АГ/1132/23).

Заявитель в своей жалобе указывает, что в соответствии с итоговым протоколом от 09.02.2023 № 2637907 его заявка была отклонена по следующему основанию: «Непредставление обязательных документов, требующихся в случае, установленных в п. 3.11.1 извещения».

Заявитель считает указанное основание для отклонения неправомерным по следующим причинам:

– в составе извещения имеется пункт «3.4. Требования к содержанию, форме и составу Заявки в запросе котировок в электронной форме», в котором перечислены все документы, которые необходимо предоставить в составе заявки.

Заявитель указывает, что данные документы были предоставлены в полном объеме и была предложена его цена. По мнению заявителя, если заказчику требовались обоснования снижения цены, то пункт о предоставлении таких документов он обязан был включить в состав пункта 3.4, поскольку включение данного пункта в другое место документации, не относящееся к списку необходимых к подаче документов, носит характер намеренного запутывания участников.

– пункт 3.11.1 извещения, на который в своём протоколе ссылается заказчик, звучит следующим образом: «3.11.1. В случае если Участником закупки предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении закупки, такой Участник обязан предоставить Заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены. В случае, если предметом конкурентной закупки является поставка товара, обоснование цены может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у Участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность Участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене».

По мнению заявителя, нет чёткого указания, что данная структура предлагаемой цены должна быть указана в составе заявки, хотя простое добавление данного словосочетания («такой Участник обязан предоставить Заказчику в составе заявки структуру предлагаемой цены») позволило бы избежать разночтений и чётко обозначало бы требование Заказчика о предоставлении такого документа.

Таким образом, по мнению заявителя, данный пункт документации может трактоваться двояко – и как требование о предоставлении данного документа в составе заявки (хотя чёткого указания об этом в тексте извещения нет), и как требование о предоставлении данного документа впоследствии.

Заявитель указывает, что ввиду не полностью предоставленной заказчиком информации в составе документации его заявка была отклонена неправомерно.

Заявитель просит принять жалобу к рассмотрению по существу, обязать заказчика отменить протокол рассмотрения заявок и рассмотреть заявки повторно в соответствии с требованиями, указанными в их же документации о закупке.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ФГУП «РТРС» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «ИЦ «Горстройпроект».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

01.02.2023 в ЕИС и на электронной площадке РТС-тендер (www.rts-tender.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок к электронной форме № 32312081608 на право заключения договора на осуществление строительного контроля при строительстве подъездной дороги и наружного освещения для объекта: цеха Волгоград филиала РТРС «Волгоградский ОРТПЦ» по адресу: Волгоградская обл., Волгоград, Дзержинский р-он, ул. Краснополянская, д. 33б.

Дата и время рассмотрения заявок – 09.02.2023 в 09 ч. 00 мин. (МСК), дата и время подведения итогов закупки – 09.02.2023 до 16 ч. 00 мин. (МСК). Итоговый протокол размещен в ЕИС 09.02.2023. По итогам закупки комиссией по осуществлению закупок было принято следующее решение: признать победителем закупки участника, подавшего заявку № 4 и заключить с ним договор на сумму 602 000 руб., без НДС. На момент рассмотрения настоящего дела, заказчик сообщил, что договор не заключен.

Заявка ООО «ИЦ «Горстройпроект» была признана несоответствующей требованиям и отклонена по следующей причине: «Непредставление обязательных документов, требующихся в случае, установленных в п. 3.11.1 извещения. «3.11.1. В случае если Участником закупки предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении закупки, такой Участник обязан предоставить Заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены…».

Установленные заказчиком в извещении требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки. Доказательства противоположной позиции заявителем не представлены.

Довод Заявителя о том, что «пункт о предоставлении обоснования снижения цены Заказчик обязан был включить в состав п. 3.4, поскольку включение данного пункта в другое место документации, не относящееся к списку необходимых к подаче документов, носит характер намеренного запутывания Участников», является несостоятельным, ввиду следующего.

Закон о закупках не содержит указаний о том, в какой части извещения (документации) должны быть размещены те или положения и требования, и в какой последовательности. Участник закупки при подаче заявки обязан изучить извещение о проведении запроса котировок и подать заявку в соответствии с установленными требованиями. Таким образом, именно на участника закупки возлагаются обязательства в части изучения условий извещения.

Кроме того, подавая заявку на участие в закупочной процедуре, заявитель принял все условия проводимой закупки.

Довод заявителя о том, что «данный пункт документации может трактоваться двояко – как требование о предоставлении данного документа в составе заявки (хотя четкого указания об этом в тексте извещения нет), и как требование о предоставлении данного документа впоследствии» является несостоятельным.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, ст. 4.2 Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд РТРС (утверждено Приказом РТРС от 18.07.2022 №112, далее – Положение о закупках РТРС), а также п. 3.2 извещения, любой участник конкурентной закупки имеет право направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Однако, заявитель не воспользовался своим правом, никаких запросов о даче разъяснений положений извещения от ООО «ИЦ «Горстройпроект» подано не было.

Проведение закупки регламентируется не только извещением, но и Положением о закупках РТРС, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими правила проведения закупочных процедур. 

Пунктом 3.11.1 извещения установлено, что в случае если участником закупки предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении закупки, такой Участник обязан предоставить Заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены. В случае, если предметом конкурентной закупки является поставка товара, обоснование цены может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у Участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность Участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

В соответствии с п. 11.2 Положения о закупках РТРС, в случае если участником закупки предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, установленной в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, такой участник обязан предоставить заказчику структуру предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены.

В соответствии с п. 11.2.1 Положения о закупках РТРС, при осуществлении конкурса, запроса предложений, запроса котировок информация, предусмотренная пунктом 11.2 Положения о закупке предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурентной закупке.

В этом случае комиссия по осуществлению закупок, дополнительно к порядку рассмотрения заявок участников закупки рассматривает такую информацию.   

            При невыполнении участниками закупки требования о предоставлении информации, указанной в пункте 11.2 указанного Положения, или признании комиссией по осуществлению закупок этой информации недостоверной, комиссия по осуществлению закупок имеет право отклонить такие заявки на участие в закупке.

Таким образом, при проведении запроса котировок и рассмотрении заявки ФГУП «РТРС» действовало в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках РТРС и извещением о проведении запроса котировок.

Дополнительно необходимо отметить, что ссылка заявителя на решение Московского УФАС России по делу № 077/07/00-18130/2022 является несостоятельной, поскольку решение по данному делу основано на иных фактических обстоятельствах, отличных от установленных по настоящему рассматриваемому делу. В рамках указанного дела спор шел не о правомерности или неправомерности включения в документацию требований о предоставлении дополнительных расчетов цены договора, а о том, является ли представленный участником закупки расчет надлежащим или ненадлежащим обоснованием порядка ценообразования.

            Кроме того, Законом о закупках не установлен запрет на установление требования о предоставлении участником закупки структуры предлагаемой цены, обоснования снижения цены.

В части рассмотрения Волгоградским УФАС России дела № 034/10/18.1-840/2022, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Суть жалобы, поданной участником закупки в указанном деле, состояла в том, что требование о предоставлении структуры предлагаемой цены, раскрывающей порядок ценообразования и обоснование такого снижения цены, было трактовано заявителем как необходимость предоставления указанных документов в случае признания его победителем закупки. Указанная жалобы была признана необоснованной. Комиссией Волгоградского УФАС России был сделан обоснованный вывод о том, что при проведении запроса котировок и рассмотрении заявки заявителя заказчик действовал в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках РТРС и извещением о проведении запроса котировок. Заказчиком в полной мере соблюден принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Дополнительно необходимо отметить, что в тексте жалобы ООО «ИЦ «Горстройпроект» сведения о конкретных нормах Закона о закупках, которые нарушены действиями ФГУП «РТРС», отсутствуют.

Уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 16.02.2023 исх. № АГ/1132/23 заявителю для всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения жалобы представить в Волгоградское УФАС России доказательства ущемления прав и интересов заявителя; информацию о том, какие нормы Закона о закупках были нарушены заказчиком; а также иную информацию и документы, которые, по мнению заявителя, будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы.

Вопреки указанному требованию, истребованная информация заявителем в адрес Волгоградского УФАС России не представлена.

Комиссия обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Законом о закупках, установленный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предполагает состязательность сторон.

Комиссия, рассматривающая жалобу в указанном порядке, не уполномочена подменять собой какую-либо из сторон в аргументировании и доказывании ее позиции.

На основании изложенного, Комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах, услугах, при формировании требований к предмету закупки, заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и действия заказчика не повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности или ограничению конкуренции, при этом антимонопольный контроль торгов оканчивается при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость которого указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также нестабильности публичных правоотношений, то есть «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, с учетом совокупности установленных по итогам рассмотрения жалобы обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ИЦ «Горстройпроект» (<…>) на действия заказчика ФГУП «РТРС» (<…>) при проведении запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора на осуществление строительного контроля при строительстве подъездной дороги и наружного освещения для объекта Цеха Волгоград филиала РТРС «Волгоградский ОРТПЦ» по адресу: Волгоградская обл., Волгоград, Дзержинский район, ул. Краснополянская, д. 33б (извещение о проведении закупки № 32312081608 размещено на официальном сайте ЕИС 01.02.2023) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны