Решение б/н РЕШЕНИЕ от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Волгоград

30 декабря 2019 года

Дело № 034/10/18.1-1246/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов (извещение № 31908580889 опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)).

при участии в заседании комиссии представителей:

от заказчика: Р А.В. на основании доверенности;

в отсутствие представителя заявителя, извещённого надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы;

в отсутствие представителей иных лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «Ш» вх. № 12167 от 24.12.2019 на действия заказчика – ПАО «В» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов (далее – конкурс, закупка).

Извещение о проведении закупки № 31908580889 размещено 27.11.2019 (в текущей редакции 12.12.2019) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru, далее - официальный сайт).

В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3 Закона о закупках, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба ООО «Ш» соответствует требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 25.12.2019 исх. № 04-10/9657).

Из жалобы следует, что заявителем подана заявка на участие в конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № 31908580889 от 19.12.2019 заказчиком принято решение об отклонении заявки ООО «Ш» на основании подпункта «б» пункта 6.2.3 части 1 документации о проведении закупки ввиду несоответствия заявки участника закупки требованиям, установленным в пункте 3.1.5 части 1 документации о проведении закупки, выразившемся в предоставлении участником закупки в заявке сведений о сроке поставки товара, допускающих двусмысленные толкования.

Заявитель считает отклонение заявки неправомерным ввиду следующего.

По мнению заявителя двусмысленность предполагает неоднозначность понимания и толкования предоставленных сведений, наличие разночтений.

В приложении № 2 к части 2 документации о закупке утверждены требования к сведениям и документам, предоставляемым в составе заявки участника конкурса, а также утверждены формы подаваемых участниками конкурса в составе заявок документов. Как указывает заявитель в жалобе, в соответствии с пунктом 18 приложения № 2 документации о закупке соответствие технического предложения требованиям закупочной документации устанавливается согласно техническому предложению. Как указывает ООО «Ш», техническое предложение должно соответствовать требованиям части V документации о закупке, которая устанавливает требования к срокам поставки. По мнению заявителя сроки поставки товара должны указываться именно в техническом предложении и заказчик при рассмотрении заявки ООО «Ш» должен был руководствоваться информацией о сроках поставки, указанной заявителем в техническом предложении, а не в письме о подаче оферты.

Также заявитель считает, что заявка ООО «Ш» отклонена заказчиком по не предусмотренным документацией о закупке основаниям.

Уведомлением по делу № 034/10/18.1-1246/2019 о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 25.12.2019 у ООО «Ш» запрошены: нормативное обоснование доводов жалобы (нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушенные действиями заказчика при проведении оспариваемой закупки и положение о закупке заказчика), а также любая иная информация и документы, которые, по мнению заявителя, будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы.

К моменту рассмотрения жалобы Комиссией, заявителем истребуемые сведения не предоставлены.

Согласно поступившему в Управление ходатайству от 25.12.2019 вх. № 12221 ООО «Ш» сообщило о намерении принять участие в заседании Комиссии, но ввиду того, что ООО «Ш» является микропредприятием и обладает ограниченным штатом сотрудников, заявитель просит назначить рассмотрение жалобы не ранее 09.01.2020. Вместе с тем указанное ходатайство поступило на рассмотрение должностного лица Управления после назначения места и времени рассмотрения жалобы по существу. Иные ходатайства от заявителя на момент рассмотрения Комиссией жалобы в Волгоградское УФАС России не поступили, явка представителя ООО «Ш» на рассмотрение жалобы не обеспечена, иные доводы не заявлены.

Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, представленные заказчиком и заявителем сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 6.2.3 документации о закупке, устанавливающим общий порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

1) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в документации о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП или в составе заявки указанными лицами не представлена декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам МСП (далее – декларация) в случае отсутствия сведений о таких лицах, которые являются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями или вновь созданными юридическими лицами, либо если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП, содержащиеся в декларации, не соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 от 24.07.2007 № 209-ФЗ Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

3) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

Вместе с тем согласно протоколу № 31908580889-02 рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме от 18.12.2019 заявка ООО «Ш» отклонена на основании подпункта «б» пункта 6.2.3 части I документации о закупке. Комиссией установлено, что документация о закупке не содержит указанного заказчиком в протоколе № 31908580889-02 рассмотрения и оценки вторых частей заявок подпункта «б» пункта 6.2.1 части I документации, из чего следует, что заявка ООО «Ш» отклонена заказчиком по основанию, не предусмотренному документацией о закупке.

На основании изложенного Комиссия делает вывод об обоснованности довода жалобы об отклонении заказчиком заявки ООО «Ш» по основаниям, не предусмотренным документаций о закупке и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Однако, в целом, позицию ООО «Ш» о необходимости допуска его заявки Комиссия признает необоснованной, ввиду следующего.

Согласно пункту 8.1.4.1 единого стандарта закупок ПАО «В» (положения о закупке), утверждённого решением совета директоров ПАО «В» (протокол от 24.12.2018 № 10/2018, далее – положение) заявки принимаются до срока окончания (даты и времени окончания) подачи заявок, установленного извещением о закупке и документацией о закупке. Заявки подаются по форме и в порядке, установленными извещением о закупке и документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 3.1.2 документации о закупке участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 части I документации и в соответствии с формами документов, установленными частью III документации

Согласно пункту 3.1.3 документации о закупке заявка участника закупки состоит из двух частей и ценового предложения, при этом:

первая часть заявки содержит предложение в отношении предмета закупки (ценовое предложение и сведения об участнике, а также о соответствии его требованиям документации о закупке в составе первой части не указываются);

вторая часть заявки содержит сведения об участнике, о соответствии его требованиям, установленным документацией о закупке, о предложении участника о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора (ценовое предложение в составе второй части не указываются).

В соответствии с пунктом 3.1.5 сведения, которые содержатся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.

Согласно форме 2 документации письмо о подаче оферты содержит требование на указание срока поставки товара: со дня заключения договора до 31.12.2020 г. по заявкам заказчика. Также форма 2 документации о закупке предусматривает самостоятельное указание участником закупки срока исполнения заявки с определением количества календарных дней с момента получения заявки.

Согласно пункту 3.5.5 документации о закупке описание участником закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется участником закупки в соответствии с требованиями части V документации о закупке по формам, установленным в части III документации о закупке.

Часть V документации о закупке (техническая часть) содержит техническое задание на поставку силовых трансформаторов с указанием типа закупаемых товаров, количества и максимальной цены за единицу товара. Также часть V документации содержит требования к гарантийному сроку товара, а также предусматривает минимальный и максимальный сроки поставки товара.

Вместе с тем форма 6 документации о закупке содержит требования к техническому предложению, а также инструкции по заполнению данной формы. Из данной инструкции следует, что участник должен участник должен указать в заявке на участие в закупке наименование страны происхождения товара (в случае, если в информационной карте документации о закупке установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами), товарный знак предлагаемого к поставке товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке. Кроме того, согласно инструкции техническое предложение участника закупки, помимо материалов, указанных в тексте технических требований, должно включать описание товара с указанием характеристик, предусмотренных документацией о проведении конкурса в электронной форме.

Включение в техническое предложение участника закупки иных сведений, в частности, сведений о сроках поставки товара, формой 6 документации не предусмотрено, в связи с чем Комиссия признаёт необоснованным довод заявителя о том, что исходя из требований документации о закупке следует указание срока поставки товаров именно в техническом предложении, а не в письме о подаче оферты.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в техническом предложении первой части заявки ООО «Ш» указан срок исполнения заявки: «в течение 7 календарных дней с момента получения Заявки, включая время, затраченное Поставщиком на замену некачественных товаров или Товаров, не соответствующих иным условиям Договора».

Кроме того, предоставленное в составе второй части заявки письмо о подаче оферты ООО «Ш» содержит следующие положения:

«Срок поставки товара: со дня заключения Договора до 31.12.2020 г. по заявкам Заказчика. Срок исполнения заявки: в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения заявки».

Таким образом, в техническом предложении заявителя, предоставленным в первой части заявки, а также в письме о подаче оферты, предоставленным заявителем во второй части заявки содержатся разные сведения о сроках исполнения заявки, в связи с чем невозможно установить конкретный срок поставки товаров, предлагаемый заявителем.

Установленное пунктом 3.1.5 документации о закупке требование недопустимости предоставления участником закупки в составе заявки сведений, допускающих двусмысленное толкование, входит в раздел 3.1 части I документации о закупке, устанавливающий требования к оформлению заявки на участие в закупке.

Таким образом, Комиссией установлено, что заявка ООО «Ш» подлежала отклонению на основании подпункта 2 пункта 6.2.3 части I документации о закупке в связи с несоответствием требованиям к порядку оформления заявки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При решении вопроса о необходимости выдачи организатору торгов предписания в целях устранения допущенного нарушения комиссией установлено, что заявка в связи с тем, что заявка ООО «Ш» в любом случае подлежала отклонению со стороны заказчика на основании подпункта 2 пункта 6.2.3 части I документации о закупке, поскольку документы заявки содержали в себе противоречивые сведения о сроке исполнения заявки.

По указанному основанию, в связи с тем, что допущенное заказчиком нарушение не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи заказчику предписания о пересмотре заявок. Испрашиваемая заявителем мера устранения выявленного нарушения при таких обстоятельствах несоразмерна заявленным требованиям, а ее принятие необоснованно приведет к нарушению баланса интересов заинтересованных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов (извещение № 31908580889 опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)) обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3) Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны