Решение б/н Решение по делу № 034/01/15-187/2020 о нарушении антимонопо... от 4 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 034/01/15-187/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 04 декабря 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии: Я. О.И. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии: Т. С.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;

Ш. И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 034/01/15-187/2020 по признакам нарушения признакам нарушения администрацией Волгограда (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя Администрации - К. Д.И. (доверенность от 23.12.2019), представителя департамента по градостроительству и архитектуре Администрации - К. О.А. (доверенность от 07.02.2019 № Д05/19), представителей ООО «Дрим Медиа Сервис», ООО «Мейн Медиа» - С. С.Н. (доверенности от 24.05.2019, от 01.08.2020, участвовал посредством телефонной связи), Б. Ж.В. (доверенности от 23.03.2020), в отсутствие представителей ООО «ДЭН» и ООО «Вердана» (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление, Волгоградское УФАС России) поступило заявление ООО «ДЕН» (вх. № 11470 от 03.12.2019, далее – Заявление) по вопросу правомерности установки и эксплуатации рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых ООО «ДРИМ Медиа Сервис» и ООО «Мейн Медиа», расположенных по адресам: пр-кт В.И. Ленина, при движении в центр, справа, в 21 м до пересечения с ул. Тарифной, в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной консрукции; ул. Еременко, при движении в центр, слева, на разделительном острове, в 8 м от его начала, напротив ж.д. № 100; пр. В.И. Ленина, при движении из центра, слева, на разделительном острове, в 32 м от его начала на пересечении с ул. Богунская; ул. Голубинская, при движении к ул. Рокоссовского справа, в 30 м до проезда через трамвайные пути к ул. Глубокоовражная, в 3 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, при движении в Краснооктябрьский р-н, справа, в 35 м за проездом между домами № 44 и № 46 (по ул. Некрасовская), в 5 м от бордюра; ул. Ткачева, при движении к ул. Пархоменко справа, в 25м за пересечением с дублером ул. Рокоссовского, напротив ж.д. № 15, в 8,6 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, напротив ж.д. № 44; ул. Коммунистическая, при движении из центра (в Краснооктябрьский район), справа, в 191 м за пересечением с ул. 13-я Гвардейская, в 4,5 м от бордюра; ул. Рокоссовского, при движении в центр, справа, напротив ж.д. № 24, в 10,5 м от бордюра, в 85 м за пересечением с ул. Голубинская; ул. Рокоссовского, при движении в Краснооктябрьский район, справа, в 15 м до проезда между ж.д. № 24 и № 26, за пересечением с ул. Голубинская, в 11 м от бордюра; ул. 7-й Гвардейской Дивизии, при движении от ул. Хиросимы в центр, над проезжей частью, в 24 м за пересечением с ул. Коммунистической; ул. Хиросимы, при движении к ул. Рокоссовского, справа, в 14 м за проездом к ж.д. № 14 по ул. Хиросимы, в 4 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. 7-й Гвардейской, при движении от пр-кта им. В.И.Ленина к ул. Хиросимы, справа, в 61,2 м за пересечением с ул. Школьной, в 5м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. 7-й Гвардейской, при движении от пр-кта им. В.И.Ленина к ул. Хиросимы, справа, в 94 м до пересечения с ул. Коммунистической, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Хиросимы, при движении от ул. им. Рокоссовского, справа, в70 м до пересечения с ул. им. Пархоменко, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Хиросимы, при движении от ул. им. Рокоссовского к ул. им. Пархоменко, справа, в 17,8 м за проездом между домами № 7а и № 1, в 4 м от бордюра до ближайшего края рекламной конструкции; ул. им. Рокоссовского, при движении из центра, справа в 19 м за выездом с парковки «Волгоград СИТИ» (дом № 62), в 1,5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к ул. 8-й Воздушной Армии, справа, в 74м за пересечением с ул. Космонавтов, в 14м от бордюра; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к ул. 8-й Воздушной Армии, справа, (на разделительном острове), напротив ж.д. № 62 «А», в 10 м к ЮЗ от проезда к ж.д. № 62 «А» и № 62, в 14 м от бордюра; ул. Ангарская, при движении в центр, за пересечением с 3-й Продольной автомагистралью, справа, в 12м за путепроводом, в 27м до заезда на 3-ю Продольную магистраль, в 11,5м от проезжей части; ул. Ангарская, при движении из центра к ш.Авиаторов, справа, до пересечения с 3-й Продольной магистралью, в 24,5 м от съезда с 3-й Продольной магистрали, в 14, 5 м до путепровода, в 12,5 м от проезжей части; бульвар 30 лет Победы, при движении к ул. Землячки, справа, в 9 м за пересечением с проездом между ж.д. № 16 и № 20, в 89 м до остановки общественного транспорта «127 квартал», в 6 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Историческая, при движении в центр, справа, в 17,5 м за пересечением с ул. Жигулевской, в 37 м от светофора, напротив универсального рынка «Русь» (ул. Краснополянская, 2 а), в 4 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к пр. Жукова, справа, на оси ул. 8-й Воздушной Армии (въезд), в 9,3м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58 м до проезда к торговому центру «Спортмастер», в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10 м до проезда к торговому центру «АШАН», в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции, ул. Землячки, при движении от пр. Дорожников, справа, в 10м до выезда на 3-ю Продольную Магистраль, в 5 м от бордюра, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

Как следует из Заявления на территории Волгограда ООО «Дрим Медиа Сервис» и ООО «Мейн Медиа» установлено 27 вышеуказанных рекламных конструкций, которые, по мнению ООО «ДЭН» не соответствуют разрешительной документации.

Рекламные конструкции установлены и эксплуатируются на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных 31.12.2013 между департаментом по рекламе администрации Волгограда (далее – Департамент) и ООО «Дрим Медиа Сервис» № 13-0084/т, № 13-0085/т, № 13-0087/т; договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 13-0091/т, заключенного 31.12.2013 между Департаментом и ООО «Мейн Медиа»; договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 15-0054/т, № 15-0056/т, заключенных 22.12.2015 между комитетом по рекламе администрации Волгограда и ООО «Дрим Медиа Сервис»; договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 16-0059/т, № 16-0060/т, заключенных 28.11.2016 между комитетом по рекламе администрации Волгограда и ООО «Дрим Медиа Сервис»; договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 17-0005/т 20.02.2017, заключенного между комитетом по рекламе администрации Волгограда и ООО «Дрим Медиа Сервис».

В ходе рассмотрения Заявления установлено, что в связи с выявлением признаков нарушения антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции) в бездействии администрации Волгограда по непринятию мер по демонтажу рекламных конструкций, Волгоградским УФАС России 09.07.2019 исх. № 03-11/4992 выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в частности, о необходимости прекращения указанного бездействия путем демонтажа указанных рекламных конструкций (далее – Предупреждение).

04.10.2019 администрация Волгограда сообщила о выполнении Предупреждения письмом исх. № 05-и/3884 (вх. № 9611 от 04.10.2019), согласно которому рекламные конструкции, расположенные по адресам: ул. Еременко, при движении в центр, слева, на разделительном острове, в 8 м от его начала, напротив ж.д. № 100; пр. В.И.Ленина, при движении из центра, слева, на разделительном острове, в 32 м от его начала на пересечении с ул. Богунская; ул. Голубинская, при движении к ул. Рокоссовского справа, в 30 м до проезда через трамвайные пути к ул. Глубокоовражная, в З м от бордюра; пр. В.И. Ленина, при движении в Краснооктябрьский р-н, справа, в 35 м за проездом между домами № 44 и № 46 (по ул. Некрасовская), в 5 м от бордюра; ул. Ткачева, при движении к ул. Пархоменко справа, в 25 м за пересечением с дублером ул. Рокоссовского, напротив ж.д. № 15, в 8,6 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, напротив ж.д. №44; ул. Коммунистическая, при движении из центра (в Краснооктябрьский район), справа, в 191 м за пересечением с ул. 13-ая Гвардейская, в 4,5 м от бордюра; ул. Рокоссовского, при движении в центр, справа, напротив ж.д. № 24, в 10,5 м от бордюра, в 85м за пересечением с ул. Голубинская; ул. Рокоссовского, при движении в Краснооктябрьский район, справа, в 15 м до проезда между ж.д. № 24 и № 26, за пересечением с ул. Голубинская, в 11 м от бордюра; ул. Хиросимы, при движении к ул. Рокоссовского, справа, в 14 м за проездом к ж.д. № 14 по ул. Хиросимы, в 4 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Хиросимы, при движении от ул. им. Рокоссовского, справа, в 70 м до пересечения с ул. им. Пархоменко, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Хиросимы, при движении от ул. им. Рокоссовского к ул. им. Пархоменко, справа, в 17,8 м за проездом между домами № 7а и № 1, в 4 м от бордюра до ближайшего края рекламной конструкции; ул. им. Рокоссовского, при движении из центра, справа в 19 м за выездом с парковки «Волгоград СИТИ» (дом № 62), в 1,5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к ул. 8-й Воздушной Армии, справа, в 74 м за пересечением с ул. Космонавтов, в 14 м от бордюра; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к ул. 8-й Воздушной Армии, справа, (на разделительном острове), напротив ж.д. № 62 «А», в 10м к ЮЗ от проезда к ж.д. № 62 «А» и № 62, в 14 м от бордюра; ул. Землячки, при движении от пр. Дорожников, справа, в 10 м до выезда на 3-ю Продольную Магистраль, в 5 м от бордюра – демонтированы. Рекламные конструкции расположенные по адресам: пр. им. В.И. Ленина, при движении в центр, справа, в 21 м до пересечения с ул. Тарифной, в З м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. 7-й Гвардейской Дивизии, при движении от ул. Хиросимы в центр, над проезжей частью, в 24 м за пересечением с ул. Коммунистической; ул. 7-й Гвардейской, при движении от пр-кта им. В.И. Ленина к ул. Хиросимы, справа, в 61,2 м за пересечением с ул. Школьной, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. 7-й Гвардейской, при движении от пр-кта им. В.И. Ленина к ул. Хиросимы, справа, в 94 м до пересечения с ул. Коммунистической, в 5 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Ангарская, при движении в центр, за пересечением с 3-й Продольной автомагистралью, справа, в 12 м за путепроводом, в 27 м до заезда на 3-ю Продольную магистраль, в 11,5 м от проезжей части; ул. Ангарская, при движении из центра к ш.Авиаторов, справа, до пересечения с 3-й Продольной магистралью, в 24,5 м от съезда с 3-й Продольной магистрали, в 14, 5 м до путепровода, в 12,5 м от проезжей части; бульвар 30 лет Победы, при движении к ул. Землячки, справа, в 9 м за пересечением с проездом между ж.д. № 16 и № 20, в 89 м до остановки общественного транспорта «127 квартал», в 6 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Историческая, при движении в центр, справа, в 17,5 м за пересечением с ул. Жигулевской, в 37 м от светофора, напротив универсального рынка «Русь» (ул. Краснополянская, 2 а), в 4 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к пр. Жукова, справа, на оси ул. 8-й Воздушной Армии (въезд), в 9,3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58 м до проезда к торговому центру «Спортмастер», в З м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10м до проезда к торговому центру «АШАН», в З м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции – приведены в соответствие с проектной и разрешительной документацией силами владельцев рекламных конструкций – ООО «Дрим Медиа Сервис» и ООО «Мейн Медиа».

К данному письму Администрации приложены акты № 593 от 24.09.2019, № 662 от 27.09.2019; № 661 от 27.09.2019, № 667 от 30.09.2019, № 446 от 16.09.2019, № 587 от 23.09.2019, № 467 от 16.09.2019, № 590 от 23.09.2019, № 589 от 23.09.2019, № 588 от 23.09.2019, № 668 от 30.09.2019, № 463 от 16.09.2019, № 459 от 16.09.2019, № 460 от 16.09.2019, № 462 от 16.09.2019, № 464 от 16.09.2019, № 465 от 16.09.2019, № 651 от 26.09.2019, № 669 от 30.09.2019, № 666 от 27.09.2019, № 665 от 27.09.2019, № 469 от 16.09.2019, № 461 от 16.09.2019, № 468 от 16.09.2019, № 470 от 18.09.2019, № 471 от 18.09.2019, № 650 от 26.09.2019.

При этом часть актов не содержит подтверждающей информации о демонтаже рекламных конструкций и приведении их в соответствие с проектной и разрешительной документацией.

Более того, отсутствуют письма Обществ, направленные в адрес Администрации об исполнении ранее выданных предписаний о приведении в соответствие (демонтаже) рекламных конструкций.

Однако в ходе рассмотрения Заявления выявлено, что часть рекламных конструкции не демонтирована, не приведена в соответствие с договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 13-0091/т от 31.12.2013, № 13-0085/т от 31.12.2013, № 13-0084/т от 31.12.2013, № 15-0054/т от 22.12.2015, № 15-0056/т от 22.12.2015, № 16-0059/т от 28.11.2016, № 16-0060/т от 28.11.2016, № 17-0005/т от 20.02.2017 и с разрешениями на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 21964, № 17984, № 18407, № 19345, № 19525, № 19623, № 19906, № 19907, № 22302, № 23470, № 23474, № 23760, № 23761, № 23837, № 21985, № 22058, № 22347, № 22348.

Также установлено, что часть рекламных конструкций отсутствует в схеме размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 22.06.2015 № 867.

Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства во исполнение Предупреждения администрацией Волгограда фактически не устранены.

Часть 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Согласно разъяснениям ФАС России от 25.12.2018 исх. № СП/106730/18 в случае установления факта предоставления в антимонопольный орган недостоверной информации об исполнении предупреждения после принятия решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства истечение установленного частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции срока в десять рабочих дней не является препятствием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с неисполнением предупреждения.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции приказом Волгоградского УФАС России от 03.03.2020 № 38 возбуждено дело № 034/01/15-187/2020 в отношении администрации Волгограда.

Определением Управления от 06.03.2020 дело № 034/01/15-187/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

В ходе рассмотрения настоящего дела администрацией Волгограда представлены письменные пояснения исх. № б/н от 26.03.2020, исх. № 05-в/7038 от 09.06.2020, согласно которым в результате проведенных мер по контролю за правомерностью установки и эксплуатации рекламных конструкций департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда выявлено, что рекламные конструкции, указанные в приложении к Предупреждению под №№ 2-12, 19, 22-23, 25-26 вновь установлены и эксплуатируются без должного правового основания, о чем составлены предписания о демонтаже рекламных конструкций от 05.11.2019 №№ 509-511, 522, от 06.11.2019 № 515, от 21.11.2019 №№ 539, 541-544, 561, от 09.12.2019 № 566, которые направлены в адрес владельцев рекламных конструкций сопроводительными письмами от 25.11.2019 исх. № ар1612-19, ар16130-19, от 05.12.2019 исх. № ар16568-19 (получены 17.12.2019), от 20.11.2019 исх. №№ р15842-19, ар15844-19 (получены 29.11.2019).

Управлением в рамках рассмотрения дела № 034/01/15-187/2020 о нарушении антимонопольного законодательства определениями от 07.05.2020 исх. № 03-9/3161, от 09.06.2020 исх. № 03-9/4241 ООО «Дрим Медиа Сервис», ООО «Мейн Медиа» запрашивались документы, свидетельствующие об осуществлении демонтажа спорных рекламных конструкций (договоры о демонтаже спорных рекламных конструкций с приложением актов выполненных работ и документов об оплате услуг демонтажа, договоры на перевозку демонтированных рекламных конструкций с приложением актов выполненных работ и документов об оплате услуг перевозки; договоры аренды помещений для хранения демонтированных рекламных конструкций с приложением актов выполненных работ и документов об оплате услуг аренды; договор хранения демонтированных рекламных конструкций с приложением актов выполненных работ и документов об оплате услуг хранения, иное).

Однако какие либо документы, указывающие на то, что производился демонтаж рекламных конструкций на основании выданных администрацией Волгограда предписаний, в материалы дела не представлены ни хозяйствующими субъектами, ни департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, ни Администрацией.

Более того, Администрацией представлено письмо от 17.02.2020 исх. № 05-и/537 с информацией, содержащей сведения по вопросу размещения рекламных конструкций, установленных в нарушение условий договоров и разрешительной документации, свидетельствующее о том, что по состоянию на 17.02.2020 вышеуказанные рекламные конструкции не демонтированы или не приведены в соответствие с проектной и разрешительной документацией, о чем представлены соответствующие акты Администрации от 11.02.2020.

Согласно п. 3.3.1 договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламных конструкций независимо от наличия (отсутствия) необходимости привлечения третьих лиц в целях исполнения обязательств по настоящему договору обязуется в течение года с даты заключения настоящего договора своими силами и за свой счет произвести установку Рекламных конструкций в строгом соответствии с проектной и разрешительной документацией, установленными конкурсной документацией требованиями к техническим характеристикам и внешнему виду Рекламных конструкций (при заключении договора по результатам торгов), требованиями технического регламента или иных нормативных/ненормативных правовых актов. Факт установки Рекламной конструкции подтверждается актом ввода в эксплуатацию, подписанным Владельцем рекламной конструкции и представителем департамента по рекламе администрации Волгограда.

В ходе рассмотрения дела № 034/01/15-187/2020 представители Администрации и департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда не представили надлежащих доказательств того, когда осуществлялась повторная установка рекламных конструкций после их демонтажа в рамках исполнения Предупреждения. Акты ввода в эксплуатацию повторно возведенных рекламных конструкций, подписанные владельцами рекламных конструкций и представителем департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, ни одной из сторон представлены не были.

Таким образом, у Комиссии отсутствовали документы, свидетельствующие и подтверждающие фактический демонтаж или приведение в соответствие вышеуказанных рекламных конструкций на момент возбуждения настоящего дела.

На момент принятия заключения по делу № 034/01/15-187/2020 департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда представлены акты о демонтаже и приведении в соответствие с проектной и разрешительной документацией спорных рекламных конструкций.

Вместе с тем часть спорных рекламных конструкций эксплуатируется в отсутствие их в схеме размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 22.06.2015 № 867.

Так, рекламная конструкция, расположенная по адресу: Волгоград, пр-кт Ленина, при движении из центра, слева, на разделительном острове, в 32 м от его начала на пересечении с ул. Богунская, владельцем которой является ООО «Дрим Медиа Сервис», установлена на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 31.12.2013 № 13-0084 и выданного разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции от 31.12.2013 № 22023р-3112-13-27. Срок действия договора и разрешения с 31.12.2013 по 30.12.2018 (5 лет).

Впоследствии 31.01.2014 заключено дополнительное соглашение к договору № 13-0084, согласно которому срок действия договора установлен с 31.12.2013 по 30.12.2023 (10 лет). Также внесены изменения в указанное разрешение. Согласно информации, содержащейся в «Изменении № 1 в разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 22023р» срок действия разрешения установлен с 31.12.2013 по 30.12.2023 (10 лет).

Аналогичная ситуация сложилась и в отношении рекламных конструкций, расположенных по адресам: ул. Еременко, при движении в центр, слева, на разделительном острове, в 8 м от его начала, напротив ж.д. № 100; ул. Голубинская, при движении к ул. Рокоссовского справа, в 30 м до проезда через трамвайные пути к ул. Глубокоовражная, в 3 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, при движении в Краснооктябрьский р-н, справа, в 35 м за проездом между домами № 44 и № 46 (по ул. Некрасовская), в 5 м от бордюра; ул. Ткачева, при движении к ул. Пархоменко справа, в 25м за пересечением с дублером ул. Рокоссовского, напротив ж.д. № 15, в 8,6 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, напротив ж.д. № 44; ул. Коммунистическая, при движении из центра (в Краснооктябрьский район), справа, в 191 м за пересечением с ул. 13-я Гвардейская, в 4,5 м от бордюра; ул. Рокоссовского, при движении в центр, справа, напротив ж.д. № 24, в 10,5 м от бордюра, в 85 м за пересечением с ул. Голубинская; ул. Рокоссовского, при движении в Краснооктябрьский район, справа, в 15 м до проезда между ж.д. № 24 и № 26, за пересечением с ул. Голубинская, в 11 м от бордюра; ул. 7-й Гвардейской Дивизии, при движении от ул. Хиросимы в центр, над проезжей частью, в 24 м за пересечением с ул. Коммунистической; ул. Хиросимы, при движении к ул. Рокоссовского, справа, в 14 м за проездом к ж.д. № 14 по ул. Хиросимы, в 4 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к ул. 8-й Воздушной Армии, справа, (на разделительном острове), напротив ж.д. № 62 «А», в 10 м к ЮЗ от проезда к ж.д. № 62 «А» и № 62, в 14 м от бордюра; бульвар 30 лет Победы, при движении к ул. Землячки, справа, в 9 м за пересечением с проездом между ж.д. № 16 и № 20, в 89 м до остановки общественного транспорта «127 квартал», в 6м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Историческая, при движении в центр, справа, в 17,5 м за пересечением с ул. Жигулевской, в 37 м от светофора, напротив универсального рынка «Русь» (ул. Краснополянская, 2 а), в 4 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58 м до проезда к торговому центру «Спортмастер», в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10 м до проезда к торговому центру «АШАН», в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках дела № 034/01/15-187/2020 подготовлен краткий отчет (обзор) № 162 от 18.08.2020 по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому рассматриваемый товарный рынок может быть отнесен к рынку с развитой конкуренцией.

25.08.2020 Управлением вынесено заключение об обстоятельствах дела № 034/01/15-187/2020, согласно которому Комиссия по рассмотрению дела № 034/01/15-187/2020 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях (бездействии) Администрации.

Администрацией, ООО «Дрим Медиа Сервис», ООО «Мейн Медиа», департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда представлены письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 034/01/15-187/2020, согласно которым они просят прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях Администрации нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Дрим Медиа Сервис» представлено правовое заключение, подготовленное МГКА «Делькредере» от 16.11.2020 (далее – правовое заключение), согласно которому действия/бездействие Администрации не привели и не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Изложенная в правовом заключении позиция об отсутствии в действиях Администрации нарушений при внесении изменений об установлении нового срока (с 31.12.2013 по 30.12.2023) в договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и в разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не может быть принята во внимание в силу следующего.

Подпунктом 3 п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

По смыслу данного правового регулирования условия договора, заключенного по результатам торгов, могут быть изменены сторонами, только если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Изменение срока договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не может быть отнесено к тем случаям допустимого изменения договора, заключенного на торгах, которые определены пп. 3 п. 8 ст. 448 ГК РФ, в силу того, что конкурсные предложения претендентов на участие в конкурсе подавались из расчета пятилетнего срока действия договоров и не учитывали возможность изменения договора в части установления увеличенного (10 лет) срока действия договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Также не может быть принят во внимание довод о возможности установления нового срока договора на основании п. 6.2 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных Департаментом с ООО «Дрим Медиа Сервис» и ООО «Мейн Медиа» 31.12.2013.

Пунктом 6.2 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предусмотрено, что если уполномоченным органом государственной власти Волгоградской области будут установлены иные сроки заключения и действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, то настоящий договор признается действующим в течение максимального срока, установленного уполномоченным органом государственной власти Волгоградской области для данного типа и вида рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы.

Таким образом, из буквального прочтения данного пункта следует, что событие, устанавливающее новый срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, должно наступить после заключения договора.

Договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по результатам открытого конкурса № 2/2013 от 30.11.2013 заключены 31.12.2013, сроком на 5 лет, с 31.12.2013 по 30.12.2018. При этом уполномоченным органом государственной власти – Правительством Волгоградской области принято постановление от 27.12.2013 № 792-п «Об установлении предельных сроков, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы» (далее – Постановление № 792-п), согласно которому предельный срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций составляет 10 лет. То есть Постановление № 792-п принято до заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в связи с чем не могло быть применено к изменению договорных отношений в соответствии с п.6.2 договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

По общему правилу, предусмотренному ч. 17 ст. 19 Федеральный закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), разрешение выдается органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в разрешение в части установления нового срока его действия.

Кроме того, Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 98-ФЗ) внесены в Закон о рекламе изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.

Со дня вступления в силу Закона № 98-ФЗ и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Закон о рекламе (ч. 2 ст. 4 Закона № 98-ФЗ).

Частью 5 ст. 4 Закона № 98-ФЗ установлено, что с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Таким образом, у Администрации с момента внесения изменений в Закон о рекламе (с 14.05.2013) возникла обязанность разработать и согласовать схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа до 01.01.2014. При этом выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в отсутствие Схемы не допускается.

Однако схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград утверждена лишь 22.06.2015 постановлением Администрации № 867 (далее – Схема).

Бездействие Администрации по неутверждению Схемы в установленный срок не должно было повлечь наступление благоприятных последствий для ООО «Дрим Медиа Сервис» и ООО «Мейн Медиа» в виде возможности эксплуатировать рекламные конструкции при отсутствии их в Схеме.

Вместе с тем, исходя из раздела № 2 Схемы места размещения спорных рекламных конструкций в нее не включены.

При этом Администрацией после 01.01.2014 срок действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций был изменен и фактически продлен еще на пять лет при отсутствии спорных рекламных конструкций в Схеме, что не соответствует требованиям Закона № 98-ФЗ.

В целях предоставления равной возможности установки рекламной конструкции для всех лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности по размещению наружной рекламы, по окончании действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных по результатам проведения конкурса в 2013 году сроком до 2018 года, Администрация обязана была рассмотреть вопрос о внесении спорных рекламных конструкций в Схему и в случае необходимости провести торги (конкурс или аукцион) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с требованиями Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установленный статьей 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 и в постановлении по делу № А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015 предусмотрено, что в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Бездействие Администрации по неосуществлению действий, направленных на включение спорных конструкций в Схему, и по неосуществлению действий, направленных на признание разрешений на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций, отсутствующих в Схеме, недействительными, нарушает права неопределенного круга лиц, которые могли и хотели иметь доступ на рынок имущественных прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в муниципальной собственности или в распоряжении городского округа город-герой Волгоград.

Противоправное бездействие администрации Волгограда препятствуют открытости исследуемого товарного рынка, может указывать на создание органом местного самоуправления условий для обхода отдельными хозяйствующими субъектами требований законодательства о необходимости приобретения права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в результате конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами, может привести к ограничению конкуренции на рынке имущественных прав на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград.

В результате указанного бездействия органа местного самоуправления владельцы рекламных конструкций, включенных в Схему, не могут полноценно осуществлять свою хозяйственную деятельность в рыночных условиях, так как не располагают информацией о местах установки рекламных конструкций компаний-конкурентов, не включенных в Схему, установленных на землях на территории городского округа, об их количестве на рынке, о проводимых ими рекламных кампаниях, о ценовой политике и др., и, следовательно, не могут спланировать проведение своих рекламных кампаний, вследствие чего могут нести необоснованные убытки.

Вместе с тем, владельцы рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых в соответствии с разрешениями, но не включенных в Схему, обладают информацией о рекламных конструкциях, установленных в непосредственной близости от своих, но включенных в Схему, об их владельцах, о ценах за размещение рекламы на таких конструкциях, что может повлечь за собой недобросовестную ценовую конкуренцию с их стороны.

В силу п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции, не соответствующей схеме, разрешение на ее размещение и эксплуатацию может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств, Комиссия по рассмотрению дела № 034/01/15-187/2020 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о нарушении администрацией Волгограда ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче органам местного самоуправления обязательных для исполнения предписаний.

В связи с тем, что на момент вынесения решения по делу № 034/01/15-187/2020 спорные рекламные конструкции не внесены в Схему, но эксплуатируются, Комиссия считает необходимым выдать Администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, ст. 49, ст. 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Волгограда ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в бездействии администрации Волгограда по неосуществлению действий, направленных на включение рекламных конструкций, расположенных по адресам: пр-кт Ленина, при движении из центра, слева, на разделительном острове, в 32 м от его начала на пересечении с ул. Богунская; ул. Еременко, при движении в центр, слева, на разделительном острове, в 8 м от его начала, напротив ж.д. № 100; ул. Голубинская, при движении к ул. Рокоссовского справа, в 30 м до проезда через трамвайные пути к ул. Глубокоовражная, в 3 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, при движении в Краснооктябрьский р-н, справа, в 35 м за проездом между домами № 44 и № 46 (по ул. Некрасовская), в 5 м от бордюра; ул. Ткачева, при движении к ул. Пархоменко справа, в 25м за пересечением с дублером ул. Рокоссовского, напротив ж.д. № 15, в 8,6 м от бордюра; пр. В.И. Ленина, напротив ж.д. № 44; ул. Коммунистическая, при движении из центра (в Краснооктябрьский район), справа, в 191 м за пересечением с ул. 13-я Гвардейская, в 4,5 м от бордюра; ул. Рокоссовского, при движении в центр, справа, напротив ж.д. № 24, в 10,5 м от бордюра, в 85 м за пересечением с ул. Голубинская; ул. Рокоссовского, при движении в Краснооктябрьский район, справа, в 15 м до проезда между ж.д. № 24 и № 26, за пересечением с ул. Голубинская, в 11 м от бордюра; ул. 7-й Гвардейской Дивизии, при движении от ул. Хиросимы в центр, над проезжей частью, в 24 м за пересечением с ул. Коммунистической; ул. Хиросимы, при движении к ул. Рокоссовского, справа, в 14 м за проездом к ж.д. № 14 по ул. Хиросимы, в 4 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Землячки, при движении от ул. Космонавтов к ул. 8-й Воздушной Армии, справа, (на разделительном острове), напротив ж.д. № 62 «А», в 10 м к ЮЗ от проезда к ж.д. № 62 «А» и № 62, в 14 м от бордюра; бульвар 30 лет Победы, при движении к ул. Землячки, справа, в 9 м за пересечением с проездом между ж.д. № 16 и № 20, в 89 м до остановки общественного транспорта «127 квартал», в 6м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; ул. Историческая, при движении в центр, справа, в 17,5 м за пересечением с ул. Жигулевской, в 37 м от светофора, напротив универсального рынка «Русь» (ул. Краснополянская, 2 а), в 4 м от бордюра проезжей части до края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58 м до проезда к торговому центру «Спортмастер», в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции; пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10 м до проезда к торговому центру «АШАН», в 3 м от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции (далее - Рекламные конструкции) в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 22.06.2015 № 867, и по неосуществлению действий, направленных на признание разрешений на установку и эксплуатацию Рекламных конструкций, недействительными.

2. Выдать администрации Волгограда обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны