Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/5-406/2020 от 3 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-406/2020

03 августа 2020 года Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –– заместитель руководителя Управления;

член Комиссии –главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии –ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 034/05/5-406/2020, по признакам нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбуждённое в отношении ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» (ОГРН 1103461002996 ИНН/КПП 3448050970/344801001, адрес: пр. им. Столетова, д. 4А, г. Волгоград, 400051, далее также ООО «ВЦВ»),

в присутствии:

- директора ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» Н.И.И. (решение № 3 от 16.09.2013),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступили обращения физических лиц (вх. № 1527 от 20.02.2020, вх. № 3016 от 30.03.2020) с жалобой на распространение по почтовым ящикам жилых домов рекламы в форме уведомлений ООО «Волгоградского центра водосбережений» о необходимости поверки приборов учета воды следующего содержания: «Собственнику (нанимателю), проживающему по адресу: (указаны адреса заявителей) УВЕДОМЛЕНИЕ Уважаемый абонент, в связи с истечением срока очередной поверки индивидуального прибора учета воды ГВС/ХВС, Вам необходимо провести госпроверку. Дату окончания срока проверки Вы можете уточнить в платежном документе, паспорте счетчика или в акте ввода в эксплуатацию. Телефоны для записи на поверку без снятия счетчика: 97-92-29, 8-927-510-62-28 (с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00) Поверку на дому выполняют специалисты ООО «МЦСМ» - аттестат аккредитации в области единства измерений RA.RU.311711 от 20.07.2016 г. Напоминаем, в случае невыполнения поверки прибора учета воды, оплата за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения будет производиться в соответствии с действующим законодательством РФ и утвержденными нормативами. Если поверка или замена была произведена ранее, просим Вас позвонить специалисту по телефону 8-927-51-62-28 для внесения информации в реестр проверок. Заявки принимает «Волгоградский Центр Водосбережения» по адресам: ул. Пархоменко, 59 Б, пр. Столетова, 4 А. Услуга является платной, стоимость уточняйте у операторов. Сайт: VCW34.ru (QR-код)».

При этом заявители указали, что срок поверки по их приборам учета не прошел.

В ходе рассмотрения обращения были направлены запросы в Поволжский филиал ПАО «Мегафон» (исх. № 02-3/1784 от 20.03.2020), в Волгоградский филиал ПАО «Ростелеком» (исх. № 02-3/1763 от 20.03.2020).

От ПАО «Мегафон» поступила информация (вх. № 2857 от 25.03.2020), согласно которым абонентом по номеру телефона 89275106228 является ООО «Волгоградский Центр Водосбережения».

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама распространялась в форме уведомлений, а также текст рекламы изложен в такой форме, что в совокупности создает впечатление об обязательности выполнения поверки счётчиков индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) и об истечении у указанных выше собственников сроков поверки (что не соответствует действительности). При этом в рекламе делается акцент на том, что в случае невыполнения данных действий оплата будет производиться по нормативам, что также способствует введению в заблуждение потребителей относительно обязательности выполнения процедуры поверки в данный период времени.

Таким образом, при рассмотрении заявления в рассматриваемой рекламе установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Определением от 23 апреля 2020 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» было возбуждено производство по делу № 034/05/5-406/2020 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

На заседание Комиссии 09.06.2020 директор ООО «ВЦВ» представил письменные и устные пояснения, согласно которым ООО «ВЦВ» оказывает услуги и прием заявок по установке, замене, поверке средств измерений (счетчиков воды, далее - ИПУ) с 2012 года.

Также было указано, что спорные уведомления направляются компанией для тех жителей Волгограда, которые ранее получали от ООО «ВЦВ» услугу, связанную с ИПУ. В процессе оказания данных услуг в обязательном порядке жильцом заполняется и подписывается специальный лист с данными ИПУ и персональными данными жильца.

Относительно адресов, указанных заявителями, ООО «ВЦВ» было пояснено, что данных адресов у компании в базе данных нет. Отмечено, что ответственный сотрудник, заполнявший адреса в спорных уведомлениях перед печатью и рассылкой допустил опечатки. Ошибка произошла по причине человеческого фактора, у ООО «ВЦВ» не было рекламной цели распространения данных уведомлений, потому как ООО «ВЦВ» не навязывает услуги по поверке ИПУ раньше срока, указанного в паспорте ИПУ. ООО «ВЦВ» также отмечено, что на данный момент ошибка устранена и исключена.

Также было указано, что от граждан в ООО «ВЦВ» поступали звонки с просьбой произвести корректировку сроков, указанных в уведомлении, у жильцов, которые по ошибке получали часть спорных уведомлений, адресованных на другой адрес.

Помимо этого, было отмечено, что территорией распространения спорных уведомлений является Волгоград, распространение их по почтовым ящикам квартир осуществляется силами сотрудников ООО «ВЦВ».

К заседанию Комиссии, назначенному на 26.06.2020 от одного из заявителей поступила дополнительная информация (вх. № 5625 от 10.06.2020) о том, что им были замечены возле почтовых ящиков большое количество смятых листовок аналогичного с рассматриваемыми по делу содержания.

На заседание Комиссии директор ООО «ВЦВ» представил устные пояснения, аналогичные ранее представленным на заседание Комиссии 9 июня 2020 года. Так же было отмечено, что на сегодняшний день ошибка в адресе получателей объявления спорного содержания устранена.

Комиссия дополнительно оценив содержание рекламы, приходит к выводу о том, что спорная реклама указывает на необходимость обязательного выполнения госповерки счетчиков ИПУ, на последствия невыполнения указанного действия, на необходимость совершения звонка для внесения информации в реестр поверок, а также на сроки поверки приборов учета, а, следовательно, обязательный характер предлагаемых услуг.

Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые обстоятельства дела указывают также на наличие в рекламе признаков нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе (недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара).

С учетом этого Комиссия пришла к выводу о необходимости дополнительной квалификации указанных действий ООО «ВЦВ» о нарушении законодательства о рекламе по п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе. Для представления дополнительных объяснений рассмотрение дела было отложено до 17.07.2020.

В заседании Комиссии 17.07.2020 был объявлен перерыв до 21.07.2020.

На заседание 21.07.2020 представитель ООО «ВЦВ» представил письменные пояснения, согласно которым ООО «ВЦВ» на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ просит заменить административного наказание в виде штрафа на предупреждение ввиду наличия у ООО «ВЦВ» статуса субъекта малого предпринимательства, совершения правонарушения впервые и отсутствия причинения вреда и угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно представленным устным пояснениям ООО «ВЦВ» в настоящий момент распространяет «уведомления» только среди жителей Волгограда, которые ранее получали услуги от ООО «ВЦВ».

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В период с февраля 2020 года по почтовым ящикам многоквартирных домов города Волгограда распространяются листовки с текстом: «Собственнику (нанимателю), проживающему по адресу: ….(указывается адрес) УВЕДОМЛЕНИЕ Уважаемый абонент, в связи с истечением срока очередной поверки индивидуального прибора учета воды ГВС/ХВС, Вам необходимо провести госпроверку. Дату окончания срока проверки Вы можете уточнить в платежном документе, паспорте счетчика или в акте ввода в эксплуатацию. Телефоны для записи на поверку без снятия счетчика: 97-92-29, 8-927-510-62-28 (с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00) Поверку на дому выполняют специалисты ООО «МЦСМ» - аттестат аккредитации в области единства измерений RA.RU.311711 от 20.07.2016 г. Напоминаем, в случае невыполнения поверки прибора учета воды, оплата за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения будет производиться в соответствии с действующим законодательством РФ и утвержденными нормативами. Если поверка или замена была произведена ранее, просим Вас позвонить специалисту по телефону 8-927-51-62-28 для внесения информации в реестр проверок. Заявки принимает «Волгоградский Центр Водосбережения» по адресам: ул. Пархоменко, 59 Б, пр. Столетова, 4 А. Услуга является платной, стоимость уточняйте у операторов. Сайт: VCW34.ru (QR-код)».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена по почтовым ящикам в форме рекламных уведомлений в многоквартирных домах;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступают услуги по поверке индивидуальных приборов учета воды (ИПУ), оказываемые ООО «Волгоградский Центр Водосбережения».

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Спорная реклама указывает на необходимость обязательного выполнения госповерки счетчиков ИПУ, на последствия невыполнения указанного действия, на необходимость совершения звонка для внесения информации в реестр поверок, а также на сроки поверки приборов учета, а, следовательно, обязательный характер предлагаемых услуг.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия критически относится к доводу ООО «ВЦВ» о том, что спорные уведомления направляются компанией адресно исключительно тем жителям Волгограда, которые ранее получали от ООО «ВЦВ» услугу, связанную с ИПУ ввиду следующего.

Как указал заявитель, в период распространения рекламы им были замечены возле почтовых ящиков аналогичные скомканные объявления, при этом, как установлено в ходе дела, реестр ранее заключенных договоров ООО «ВЦВ» по улицам, в которых проживают заявители по данному делу, не является столь многочисленным.

Кроме того, как указал представитель ООО «ВЦВ», у компании имеется база клиентов (таблица), в которой указывается контактная информация потребителей, которые ранее получали услуги от ООО «ВЦВ», а также даты следующих поверок. Однако в самой рассматриваемой рекламе указана фраза «Если поверка или замена была произведена ранее, просим Вас позвонить специалисту по телефону 8-927-51-62-28 для внесения информации в реестр проверок». Текс рекламного объявления ни в коей мере не указывает на факт наличия ранее заключенного договора с данной компанией. При таком подходе указанные «уведомления», соответственно, направлены на привлечение внимания не клиентов ООО «ВЦВ», неограниченного круга лиц, жителей многоквартирных домов города Волгограда.

Рассматриваемая реклама распространяется в форме так называемого «уведомления» (при этом слово «уведомление» написано крупным шрифтом, значительно отличающимся от остального текста), что сделано намеренно с целью привлечения внимания потребителя на содержание распространяемой информации, придание данной информации большей ценности, как обязательной для применения.

Кроме того, сам текст рекламы изложен таки образом, что в совокупности создает впечатление об обязательности выполнения поверки счётчиков ИПУ и об истечении у указанных выше собственников сроков поверки (что не соответствует действительности).

Так, спорная реклама обращена к собственникам (нанимателям) жилых помещений, а также в ней используются такие обороты как «в связи с истечением срока», «вам необходимо», «госповерку», указание на субъекта, который принимает заявки без указания организационно-правовой формы юридического лица («заявки принимает «Волгоградский Центр Водосбережения»), указание QR-кода. Данный способ оформления рекламной информации может ввести потенциальных потребителей, в данном случае собственников жилых помещений, в заблуждение относительно объекта рекламирования путем формирования у них обязанности проведения поверки приборов учета у ООО «ВЦВ».

При этом в рекламе делается акцент на том, что в случае невыполнения данных действий оплата будет производиться не по показаниям ИПУ, а по нормативам, что также способствует введению в заблуждение потребителей относительно обязательности выполнения процедуры поверки в данный период времени.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Относительно доводов ООО «ВЦВ» о применении к настоящему делу норм КоАП РФ, то Комиссия обращает внимание на то, что дело № 034/05/5-406/2020о нарушении законодательства о рекламе рассматривается по Правилам рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508. Ввиду вышесказанного доводы ООО «ВЦВ» в части применения к рассматриваемому делу норм КоАП РФ не могут быть приняты Комиссией.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Волгоградским УФАС России установлено, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» (ОГРН 1103461002996 ИНН/КПП 3448050970/344801001, адрес: пр. им. Столетова, д. 4А, г. Волгоград, 400051).

В ходе дела было установлено, что и рекламодателем, и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» (ОГРН 1103461002996 ИНН/КПП 3448050970/344801001, адрес: пр. им. Столетова, д. 4А, г. Волгоград, 400051).

С учетом представленной одним из заявителей информации о распространении спорных рекламных листовок возле почтовых ящиков многоквартирного дома Комиссией Волгоградского УФАС России установлены основания для выдачи предписания.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с п. 37-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространяемую ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» с февраля 2020 года по настоящее время по почтовым ящикам многоквартирных домов с текстом: «Собственнику (нанимателю), проживающему по адресу: … УВЕДОМЛЕНИЕ Уважаемый абонент, в связи с истечением срока очередной поверки индивидуального прибора учета воды ГВС/ХВС, Вам необходимо провести госпроверку. Дату окончания срока проверки Вы можете уточнить в платежном документе, паспорте счетчика или в акте ввода в эксплуатацию. Телефоны для записи на поверку без снятия счетчика: 97-92-29, 8-927-510-62-28 (с понедельника по пятницу с 8.00 до 18.00) Поверку на дому выполняют специалисты ООО «МЦСМ» - аттестат аккредитации в области единства измерений RA.RU.311711 от 20.07.2016 г. Напоминаем, в случае невыполнения поверки прибора учета воды, оплата за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения будет производиться в соответствии с действующим законодательством РФ и утвержденными нормативами. Если поверка или замена была произведена ранее, просим Вас позвонить специалисту по телефону 8-927-51-62-28 для внесения информации в реестр проверок. Заявки принимает «Волгоградский Центр Водосбережения» по адресам: ул. Пархоменко, 59 Б, пр. Столетова, 4 А. Услуга является платной, стоимость уточняйте у операторов. Сайт: VCW34.ru (QR-код)», ненадлежащей, нарушающей требования п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» (ОГРН 1103461002996 ИНН/КПП 3448050970/344801001, адрес: пр. им. Столетова, д. 4А, г. Волгоград, 400051) предписание прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Волгоградский Центр Водосбережения» (ОГРН 1103461002996 ИНН/КПП 3448050970/344801001, адрес: пр. им. Столетова, д. 4А, г. Волгоград, 400051).

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны