Решение б/н РЕШЕНИЕ от 24 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-424/2019

24 июня 2019 года Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Н.И.Б. – заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – А.Е.В. – заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – Б.И.Ю.– главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

с участием представителя от ООО «Расчетный центр Камышинский» С.А.И. (доверенность № 10 от 05 июня 2019 года), от ОАО «КамышинТеплоЭнерго» Л.Н.В. (доверенность № 5 от 05 января 2019 года),

рассмотрев дело № 034/05/5-424/2019, возбужденное в отношении ООО «Расчетный центр Камышинский» (ИНН 3444213510, ОГРН: 1143443009566, дата присвоения ОГРН: 10.04.2014, КПП: 345301001, адрес: ул. Ленина. 10 Б, г. Камышин, Волгоградская обл., 403874) по признакам нарушения ч. 10.3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России в порядке передачи по подведомственности, предусмотренном ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», из Камышинской городской прокуратуры поступило обращение физического лица (вх. № 2321 от 19.03.2019) по вопросу правомерности размещения рекламы на обратной стороне платежного документа за установку общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) (реквизиты платежного документа: за февраль 2019, дом № 168 по ул. Калинина, г. Камышин).

Реклама на обратной стороне платежного документа содержит следующую информацию: «ООО «Сервис Автоматика» Аккредитованная в установленном порядке организация Аттестат № RA.RU. 312288 выдан 27 сентября 2017 года, проводит поверку квартирных счетчиков горячей и холодной воды на дому без снятия и нарушения пломб водосчетчика с системы водоснабжения. Обращаться по телефону в г. Камышин 8 (904) .................».

Как указал заявитель, данный платежный документ с рекламой поступает в почтовый ящик вместе с платежными документами для внесения платы за отопление.

В соответствии с ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

Волгоградским УФАС России определением от 17 мая 2019 года в отношении ООО «Расчетный центр Камышинский» возбуждено дело № 034/05/5-424/2019 по признакам нарушения ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе.

В ответ на данное определение ООО «Расчетный центр Камышинский» (вх. № 5647 от 14.06.2019) представило объяснения, согласно которым действия ООО «Расчетный центр Камышинский» о размещении рекламы на платежных документах по ОДПУ являются не противоречащими, не нарушающими нормы законодательства РФ о рекламе ввиду того, что услуга по установке ОДПУ является самостоятельным видом услуг и связана с обслуживанием общего имущества многоквартирного дома и не подпадает под понятие коммунальных услуг, а также не относится в категории коммунальных услуг. Оплата данных услуг производится на основании платежных документов-квитанций, которые согласованы с платежными агентами на основании Договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При этом такие квитанции формируются в реестре и доставляются плательщикам отдельно от платежных документов за коммунальные услуги.

Также ООО «Расчетный центр Камышинский» указано, что оплата услуг за установку ОДПУ предусматривает наличие индивидуального кода – 04, который при оплате будет учитываться именно как счет на оплату услуг по установке ОДПУ, а не коммунальных услуг.

Таким образом, спорная квитанция не является платежным документом для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на обратной стороне платежного документа за установку ОДПУ, является рекламой, т.к.:

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • распространяется посредством печатного издания;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке;
  • направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступают – услуги по проверке квартирных счетчиков горячей и холодной воды на дому.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

Как указано в п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Волгоградским УФАС России в ходе рассмотрения дела было установлено, что:

- в качестве рекламораспространителя выступило ООО «Расчетный центр Камышинский» (ИНН 3444213510, ОГРН: 1143443009566, дата присвоения ОГРН: 10.04.2014, КПП: 345301001, адрес: ул. Ленина. 10 Б, г. Камышин, Волгоградская обл., 403874);

- с учетом положений договора №1 от 14 февраля 2019 года, заключенного между ООО «Расчетный центр Камышинский» и ООО «ПриборАвтоматика» рекламодателем являлось ООО «ПриборАвтоматика» (ИНН: 3443139543, ОГРН: 1183443007681, дата присвоения ОГРН 08.05.2018, КПП: 344301001, адрес: пр. Маршала Жукова, д. 88, пом. VI, г. Волгоград, Волгоградская обл., 400010).

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Исходя из положений ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила)) под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Этим же актом закреплено понятие коммунальных услуг, под которыми понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Как указано в ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с приказом Росстата от 29.09.2017 № 643 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг» коммунальные услуги включают услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки на регулярной основе бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки на регулярной основе твердого топлива при наличии печного отопления; по сбору неопасных твердых отходов (т.е. мусора).

Таким образом, услуги по установке ОДПУ не относятся к коммунальным услугам.

При этом согласно письму Минстроя России от 09.04.2014 № 5792-МС/04 «Об оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета» и абзацу вторым пункта 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Как указано рекламораспространителем, ООО «Расчетный центр Камышинский» исполняет по условиям договора, заключенного с ОАО «КамышинТеплоЭнерго», обязанность по начислению расходов по взысканию плату за установку ОДПУ исходя из расчетной стоимости площади помещения. Такая информация прописана также в спорном платежном документе отдельной строкой.

В спорном платежном документе имеется графа «Расчет размера платы за услуги», которая включает в себя строки «Размер платы за ком. услуги, руб» и «Объем ком. услуг», которые на первый взгляд могут создать видимость того, что данный платежный документ предназначен именно для оплаты коммунальных услуг.

Однако, как пояснило в своих объяснениях ООО «Расчетный центр Камышинский», спорная платежка имеет код (индекс) услуг – 04, что при произведении оплаты не будет являться платой за коммунальные услуги. Также на заседании комиссии рекламораспространитель уточнил, что платежный документ на оплату коммунальных услуг был взят за образец при составлении макета платежного документа на оплату услуг по установке ОДПУ.

Таким образом, платежный документ (реквизиты: за февраль 2019 года, дом №168 по ул. Калинина, г. Камышин) фактически платежным документом для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не является.

Комиссия Волгоградского УФАС России, оценив содержание платежных документов по возмещению платы за установку ОДПУ, применяемых ООО «Расчетный центр Камышинский», приходит к выводу, что исходя из прямого содержания граф, в частности «Объем коммун. Услуг», «Размер платы за ком.услуги, руб.», указанных в документах, а также с учетом позиции заявителя, данные платежные документы могут вводить в заблуждение потребителей и восприниматься как платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В связи с этим, комиссия считает необходимым передать материалы дела в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области для оценки на предмет соответствия законодательству о защите прав потребителей и принятия мер в пределах компетенции.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей признается только реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия Волгоградского УФАС России с учётом доводов лиц, участвующих в деле и имеющихся материалов по нему, приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама на обратной стороне платежного документа за установку общедомового прибора учета с текстом: «ООО «Сервис Автоматика» Аккредитованная в установленном порядке организация Аттестат № RA.RU. 312288 выдан 27 сентября 2017 года, проводит поверку квартирных счетчиков горячей и холодной воды на дому без снятия и нарушения пломб водосчетчика с системы водоснабжения. Обращаться по телефону в г. Камышин 8 (904) 409-34-47» не является ненадлежащей, признаки нарушения ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе в действиях ООО «Расчетный центр Камышинский» в рамках рассмотрения дела не подтвердились.

Правилами в подп. «а» п. 36 предусмотрено, что производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь подп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Производство по делу № 034/05/5-424/2019 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны