Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 07 июня 2024 года Дело № 034/10/18.1-710... от 13 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

07 июня 2024 года

 

Дело № 034/10/18.1-710/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления,

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Рестать» (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» (далее –заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по поставке легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент (реестровый номер 32413617093), в отсутствии лиц, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела № 034/10/18.1-710/2024 не представлены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Рестать» от 31.05.2024 вх. № 5535-ЭП/24 на действия ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по поставке легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент.

Извещение о проведении закупки № 32413617093 размещено 21.05.2024 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Рестать» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 04.06.2024 исх. № АГ/4282/24).

В жалобе заявителем указано, что заказчик незаконно отклонил заявку ООО «Рестать», тем самым нарушил требования п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках.

Заявитель в своей жалобе просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и обязать заказчика отменить итоговый протокол и пересмотреть заявку. На основании вышеизложенного и в соответствии с Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, просим: провести внеплановую проверку и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «Рестать».

Изучив доводы заявителя, а также позицию заказчика, комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

21.05.2024 ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» в ЕИС опубликовано извещение (№ 32413617093) о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по поставке легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент.

Количество поданных заявок – 5.

Количество заявок, которые отклонены – 4.

Согласно итогового протокола запроса котировок в электронной форме № 051- ЗКЭФ/2024 (в редакции № 1 от 20.05.2024) заявка заявителя была отклонена по следующему основанию: «Заявка отклонена в соответствии с пунктом извещения «Порядок подведения итогов конкурентной закупки» и на основании пункта 15.12 положения о закупках «Заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме»».

В сообщении, поступившем на площадке, указано: «Несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации. Причина отклонения: Заявка отклонена в соответствии с пунктом извещения «Порядок подведения итогов конкурентной закупки» и на основании пункта 15.12 положения о закупках «Заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме»».

Необходимо отметить, что в итоговом протоколе запроса котировок в электронной форме № 051-ЗКЭФ/2024 (в редакции № 1 от 20.05.2024) по всем четырём отклонённым заявкам указано одно и тоже основание отклонения, аналогичное основанию отклонения заявителя.

Установлено, что в пункте извещения «Порядок подведения итогов конкурентной закупки» указано: «Комиссия по осуществлению закупки 29.05.2024г. рассматривает котировочные заявки с целью определения соответствия каждого участника закупки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и соответствия котировочной заявки, поданной таким участником, требованиям к котировочным заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок.

Участнику закупки будет отказано в участии запросе котировок в случаях:

а) непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено извещением о проведении запроса котировок либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание, которых осуществляется закупка;

б) несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок;

в) несоответствия котировочной заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, а также несоответствия товаров, работ, услуг, требованиям к таким товарам, работам, услугам, установленным в извещении;

г) предоставления в составе котировочной заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или искажения документов, входящих в состав заявки.

В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, установления факта проведения ликвидации участника закупки или принятия арбитражным судом решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, такой участник закупки отстраняется от участия в закупке на любом этапе его проведения.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в таком извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников закупки.

Если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, будет принято решение о несоответствии всех участников закупки требованиям, предъявляемым к участникам закупки, и (или) о несоответствии всех заявок на участие в запросе котировок, либо о соответствии только одного участника закупки и поданной им заявки на участие в запросе котировок установленным требованиям, запрос котировок признается несостоявшимся.

Если только один участник закупки будет признан участником запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся и Заказчик заключает договор с таким участником на условиях извещения о закупке, проекта договора и заявки на участие в запросе котировок, поданной единственным участником запроса котировок.

По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок Заказчик формирует протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок. Указанный протокол размещается специалистом по закупкам в течение трёх дней со дня подписания такого протокола, в единой информационной системе, на электронной площадке.

Договор по результатам запроса котировок заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае уклонения победителя запроса котировок от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с участником, которому по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок был присвоен второй номер, на условиях проекта договора, прилагаемого к извещению о проведении запроса котировок, и по цене договора, предложенных таким участником в котировочной заявке.

В случае уклонения от заключения договора участника, предложившим в котировочной заявке такую же цену, как и победитель, или предложение о цене договора которого содержит лучшие условия, следующие после предложенных победителем, запрос котировок признается несостоявшимся.».

Пунктом 15.12 Положения о закупках заказчика предусмотрено: «Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок в электронной форме в следующих случаях:

заявки не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме,

предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или участником запроса котировок в электронной форме не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктом 15.2 настоящего раздела.

Отклонение заявок на участие в запросе котировок в электронной форме по иным основаниям не допускается.».

При этом, Комиссией антимонопольного органа установлено, что отсутствует конкретика, каким договорным условиям не соответствует как заявка заявителя, так и ещё трёх участников, подававших заявки.

Частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьёй, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках составленный по итогам конкурентной закупки (далее – итоговый протокол), должен содержать в том числе результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Таким образом, комиссия антимонопольного органа считает отклонение заявки заявителя, а также ещё трёх участников, подававших заявки незаконным, а заказчика нарушившим требования п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, так как указанное в итоговом протоколе основание отклонения не позволяет установить причины несоответствия заявки требованиям извещения о проведении запроса котировок, кроме того, итоговый протокол составлен заказчиком с нарушениями требований Закона о закупках, так как в обосновании отклонения отсутствует ссылка на конкретные пункты извещения, положениям которого не соответствует заявка заявителя, а также ещё трёх участников, подававших заявки.

Позиция заказчика о том, что причиной отклонения заявки заявителя является отсутствие в составе заявки информации об обеспечении возможности проходить гарантийное техническое и сервисное обслуживание, а также производить ремонт автомобиля в течение гарантийного срока (периода) в сервисном центре, расположенном на территории г. Волгограда и Волгоградской области, что по мнению заказчика является одним из требований, отображённых в пункте 1.3 технического задания, отклоняется комиссией Управления ввиду того, что указанная причина отклонения заявки заявителя отражена лишь в письменных пояснениях заказчика от 04.06.2024 (вх. № 5723/24 от 06.06.2024), так как отсутствует ссылка на конкретные пункты извещения, положениям которого не соответствует заявка заявителя, а также ещё трёх участников, подававших заявки.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлена и не доказана лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

Данный принцип работы комиссии основан на части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений лицо должно располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Заказчиком не представлено документально подтверждённых доводов, свидетельствующих о том, что в спорной заявке представлены недостоверные сведения.

Таким образом, заявитель, а также ещё три участника, подававших заявки на запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по поставке легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент (реестровый номер 32413617093) были лишены права выяснить причины отклонения своих заявок, так как отсутствует конкретика, каким пунктам извещения не соответствует как заявка заявителя, так и ещё трёх участников, подававших заявки.

2. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по поставке легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент (реестровый номер 32413617093), комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «Рестать», а также о необходимости выдачи ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём отмены итогового протокола запроса котировок в электронной форме № 051-ЗКЭФ/2024 (в редакции № 1 от 20.05.2024) на поставку легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент от 29.05.2024, а также рассмотрения заявок участников закупок в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, в том числе с указанием на конкретный пункт извещения, технического задания и пр. в случае отклонения участника закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Рестать» (<…>) на действия заказчика – ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» (<…>) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по поставке легкового автомобиля марки HAVAL F7 или эквивалент (реестровый номер 32413617093) обоснованной.

2. Признать заказчика ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» нарушившим п. 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – ГАУ ДО ВО «Спортивная школа по водным видам спорта «Спартак-Волгоград» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны