Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 20 июня 2022 года ... от 20 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

20 июня 2022 года

 

                        Дело № 034/10/18.1-547/2022

 

Дело № 034/10/18.1-1345/2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя управления,

<…> – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу К. Е.С. (06.06.2022 вх. № 5092, далее – заявитель) на действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке легкового автомобиля для нужд ГБУЗ «ГКБ №3»,

с участием в заседании комиссии:

от ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» – <…>, К. Е.С. (лично, предъявлен паспорт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила К.Е.С. (06.06.2022 вх. № 5092) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке легкового автомобиля для нужд ГБУЗ «ГКБ №3».

Извещение о проведении закупки № 32211414875 размещено ЕИС 25.05.2022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт ЕИС).

В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба К. Е.С. принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 08.06.2022 исх. № 04-10/3812).

По мнению К. Е.С. описание объекта закупки не соответствует действующему законодательству, а именно описание объекта закупки конкретизировано и детализировано, что привело к ограничению конкуренции.

Изучив доводы заявителя, а также возражения заказчика, комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

25.05.2022 ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» на официальном сайте ЕИС разместило извещение и документацию по закупке в форме аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875).

Начальная (максимальная) цена договора – 2 216 666,67 рублей.

На участие в вышеназванной закупке подана 1 заявка.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3», утвержденным заместителем председателя комитета здравоохранения Волгоградской области 05.08.2021 (далее – Положение).

В части довода заявителя о том, что описание объекта закупки конкретизировано и детализировано заказчиком, комиссия Волгоградского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 частью 3 статьи 3 Закона о закупках необходимым условием осуществления конкурентных закупок является описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи.

Способ оспариваемой закупки в соответствии с Положением о закупке заказчика отнесен к числу конкурентных, тем самым, заказчик по собственной инициативе в результате такого выбора способа закупки обязан при осуществлении спорной закупки соблюдать вышеуказанные правила и принципы.

Выбор заказчиком конкурентного способа закупки при ее проведении также диктует необходимость с его стороны соблюдать правила описания предмета закупки, императивно установленные частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Разделом 3 документации аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875) предусмотрено техническое задание.

В соответствии с указанным техническим заданием на поставку автомобиля, заказчиком предусмотрены следующие характеристики:

№ п/п

Наименование  товара

Характеристики товара

1

Поставка легкового автомобиля

 

Наименование

Характеристики

Марка, модель, комплектация

Hyundai Creta или эквивалент

Цвет

белый

Рабочий объем двигателя, Кубический сантиметр;миллилитр

 

Не менее 1900 не более 2000

Тип двигателя

Бензиновый

Тип коробки передач

Автоматическая 

Тип привода

Моноприводный

Количество посадочных мест

Не менее 5

Комплектация транспортного средства

Антипробуксовочная система

Боковые зеркала заднего вида с подогревом

Камера заднего вида

 

Климат-контроль

 

Регулировка рулевой колонки по вылету

Система курсовой устойчивости

Система помощи при спуске и подъеме

 

Усилитель рулевого управления

Материал салона

экокожа/алькантара

Мощность двигателя (л.с.)

Не менее 125 не более 150

Размер колесных дисков

18

Тип легкового автомобиля

Кроссовер

Тормозные механизмы задние

Дисковые

Тормозные механизмы передние

Дисковые вентилируемые

Экологический класс

Не менее 5

Габаритные размеры автомобиля, мм

Длина

не менее 4 265

Ширина

не менее 1 770

Высота

не менее 1 620

Минимальный дорожный просвет, мм

не менее 190

Двигатель:

Nu G4NA или эквивалент

Тип топлива

бензин АИ-92

Топливный бак, л

не менее 55

Подвеска передняя

Независимая, стойки с пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости

Подвеска задняя

2WD: полузависимая, пружинная, с амортизаторами

Шины

225/50R 18

Диски

8.0Jх18

Преднатяжители передних ремней безопасности

наличие

Фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира

наличие

Регулировка передних ремней безопасности по высоте

наличие

Система управления стабилизацией (ABS, ESP, TCS,EBD, VSM)

наличие

Система предупреждения водителей сзади при экстренном торможении (ESS)

наличие

Устройство вызова экстренных оперативных служб «Эра-глонасс»

наличие

Дневные ходовые огни

наличие

Ручки дверей в цвет кузова

наличие

Передние и задние брызговики

наличие

Регулировка сиденья водителя по высоте

наличие

Центральный подлокотник с боксом

наличие

Маршрутный компьютер

наличие

Разъемы USB для подключения внешних устройств

наличие

Bluetooth/ громкая связь Hands Free

наличие

Управление аудиосистемой на руле

наличие

Складывающаяся спинка второго ряда сидений (в пропорции 60:40)

наличие

Передние и задние электростеклоподъемники

наличие

Передние и задние подголовники

наличие

Розетки 12v на центральной консоли

не менее 1 штуки

Зеркальца в солнцезащитных козырьках

наличие

Пластиковые накладки на порогах дверей

наличие

Антенна на крыше

наличие

Аудиосистема (Радио/MP3)

наличие

Электропривод и подогрев наружных зеркал

наличие

Боковые зеркала в цвет кузова

наличие

Трехступенчатый подогрев передних сидений

наличие

Крючки для фиксации груза в багажнике

наличие

Полка багажника

наличие

Сигнализация с обратной связью

наличие

Тонировка задних стекол салона

наличие

Защита поддона картера

наличие

Резиновые ковры салона и багажника

Наличие

Запасной комплект летних шин на дисках r16-r18 (4 шт)

Наличие

 

 

 

Комиссией установлено, что несмотря на наличие в п. 1 технического задания характеристики поставляемого товара слова «или эквивалент», иные характеристики, указанные в данном разделе, соответствуют только определённой марке автомобиля – Hyundai Creta.

Также комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что технические характеристики приобретаемого автомобиля, предусмотренные заказчиком в техническом задании, в своей совокупности позволяют сделать однозначный вывод, что под указанные критерии подходит только Hyundai Creta.

Таким образом, еще на этапе определения начальной (максимальной) цены заказчик должен определить значимые технические характеристики эквивалента и изучить рынок на возможность поставки товара с такими характеристиками по цене, равной или ниже начальной (максимальной) цены закупки.

В соответствии с пунктом 1.6 положения под конкурентной закупкой понимают закупку, осуществляемую одновременно с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона.

В положения указаны конкурентные способы закупок, к числу которых относится аукцион в электронной форме.

Данный способ закупки является конкурентным также в силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.

Требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках распространяется на все конкурентные закупки, независимо от конкретной формы такой закупки.

Предложенное заказчиком ограничительное толкование вышеуказанных норм Закона о закупках не применимо и противоречит принципам и требованиям Закона о закупках.

Указанный в пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках запрет, исходя из буквального толкования пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действует во всех случаях, за исключением следующих:

– не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

– несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

– закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

– закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

– закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности закупки товаров иных производителей, а также подтверждений того что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, комиссия приходит к выводу о нарушении ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» пункта 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения указанного дела, заказчик не отрицал ведение устных переговоров с официальными дилерами по выбору автомобиля с наилучшими техническими характеристиками.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875), Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы К. Е.С., а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу К. Е.С. на действия заказчика – ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» (ИНН: 3435001439) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875) обоснованной.

2. Признать заказчика ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» нарушившим часть 1 статьи 3, части 5, 7, 15 статьи 3.2, пункты 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны