Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 20 июня 2022 года ... от 20 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Волгоград 20 июня 2022 года |
Дело № 034/10/18.1-547/2022 |
Дело № 034/10/18.1-1345/2021 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия) в составе:
<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя управления,
<…> – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
<…> – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу К. Е.С. (06.06.2022 вх. № 5092, далее – заявитель) на действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке легкового автомобиля для нужд ГБУЗ «ГКБ №3»,
с участием в заседании комиссии:
от ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» – <…>, К. Е.С. (лично, предъявлен паспорт),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила К.Е.С. (06.06.2022 вх. № 5092) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке легкового автомобиля для нужд ГБУЗ «ГКБ №3».
Извещение о проведении закупки № 32211414875 размещено ЕИС 25.05.2022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт ЕИС).
В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба К. Е.С. принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 08.06.2022 исх. № 04-10/3812).
По мнению К. Е.С. описание объекта закупки не соответствует действующему законодательству, а именно описание объекта закупки конкретизировано и детализировано, что привело к ограничению конкуренции.
Изучив доводы заявителя, а также возражения заказчика, комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
25.05.2022 ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» на официальном сайте ЕИС разместило извещение и документацию по закупке в форме аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875).
Начальная (максимальная) цена договора – 2 216 666,67 рублей.
На участие в вышеназванной закупке подана 1 заявка.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3», утвержденным заместителем председателя комитета здравоохранения Волгоградской области 05.08.2021 (далее – Положение).
В части довода заявителя о том, что описание объекта закупки конкретизировано и детализировано заказчиком, комиссия Волгоградского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 частью 3 статьи 3 Закона о закупках необходимым условием осуществления конкурентных закупок является описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи.
Способ оспариваемой закупки в соответствии с Положением о закупке заказчика отнесен к числу конкурентных, тем самым, заказчик по собственной инициативе в результате такого выбора способа закупки обязан при осуществлении спорной закупки соблюдать вышеуказанные правила и принципы.
Выбор заказчиком конкурентного способа закупки при ее проведении также диктует необходимость с его стороны соблюдать правила описания предмета закупки, императивно установленные частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Разделом 3 документации аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875) предусмотрено техническое задание.
В соответствии с указанным техническим заданием на поставку автомобиля, заказчиком предусмотрены следующие характеристики:
№ п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Поставка легкового автомобиля |
|
Комиссией установлено, что несмотря на наличие в п. 1 технического задания характеристики поставляемого товара слова «или эквивалент», иные характеристики, указанные в данном разделе, соответствуют только определённой марке автомобиля – Hyundai Creta.
Также комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что технические характеристики приобретаемого автомобиля, предусмотренные заказчиком в техническом задании, в своей совокупности позволяют сделать однозначный вывод, что под указанные критерии подходит только Hyundai Creta.
Таким образом, еще на этапе определения начальной (максимальной) цены заказчик должен определить значимые технические характеристики эквивалента и изучить рынок на возможность поставки товара с такими характеристиками по цене, равной или ниже начальной (максимальной) цены закупки.
В соответствии с пунктом 1.6 положения под конкурентной закупкой понимают закупку, осуществляемую одновременно с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона.
В положения указаны конкурентные способы закупок, к числу которых относится аукцион в электронной форме.
Данный способ закупки является конкурентным также в силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.
Требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках распространяется на все конкурентные закупки, независимо от конкретной формы такой закупки.
Предложенное заказчиком ограничительное толкование вышеуказанных норм Закона о закупках не применимо и противоречит принципам и требованиям Закона о закупках.
Указанный в пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках запрет, исходя из буквального толкования пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действует во всех случаях, за исключением следующих:
– не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
– несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
– закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
– закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
– закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности закупки товаров иных производителей, а также подтверждений того что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, комиссия приходит к выводу о нарушении ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» пункта 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения указанного дела, заказчик не отрицал ведение устных переговоров с официальными дилерами по выбору автомобиля с наилучшими техническими характеристиками.
На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875), Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы К. Е.С., а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу К. Е.С. на действия заказчика – ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» (ИНН: 3435001439) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по приобретению автомобиля (реестровый номер 32211414875) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» нарушившим часть 1 статьи 3, части 5, 7, 15 статьи 3.2, пункты 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику – ГБУЗ «Городская клиническая больница № 3» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.