Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА от 13 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-152/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

13 марта 2019 г. Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев информацию, опубликованную в электронном СМИ,

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Волгоградским УФАС России в рамках осуществления полномочий государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в период февраль 2019 года - март 2019 года было выявлено распространение на территории г. Волгограда наружной рекламы компании «Шелл»: «Кофе за заправку» (акт мониторинга № 420-р от 21.02.2019, акт мониторинга № 426-р от 03.03.2019).

Ранее 12.02.2019 электронное издание «Блокнот-Волгоград» (свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-62272, выдано Роскомнадзором 03 июля 2015 года) по адресу в сети Интернет:  http://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskiy-obshchestvennik-pozhalovalsya-na-zap-1068702 опубликовало статью «Волгоградский общественник пожаловался на заправку Shell в УФАС и Роспотребнадзор», в которой сообщалось, что 12.02.2019 волгоградский общественник А. У. 12.02.2019 увидел рекламу компании «Шелл»: «Кофе за заправку», однако заправившись на заправке «Шелл», участвовавшей в акции, кофе за заправку не получил. На заправке указали, что для участия в акции необходимо заправить 30 литров VPower топливо, при этом, если заправляешься 92-м, то необходимо собрать два купона.

Общественный деятель отметил, что условия акции написаны мелким шрифтом и когда проезжаешь на машине мимо рекламного баннера, то, их совсем не видно (см. http://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskiy-obshchestvennik-pozhalovalsya-na-zap-1068702).

В рамках мониторинга распространения наружной рекламы установлено, что на рекламном баннере на рекламной конструкции с указание идентификационных данных «Gallery» (8442) 90-08-90 VLG 005A1OGBB, расположенной напротив троящегося объекта рядом со зданием по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, 58, за остановкой общественного транспорта «8-я Воздушная» на островке между автодорогой по ул. им. Землячки и 3-ей Продольной магистралью при движении транспорта в сторону ул. Исторической размещена информация следующего содержания: «/изображение эмблемы компании «Шелл» (желтая ракушка в красном обрамлении)/ 5 минут до АЗС «Шелл» ул. Историческая, 177» (крупным шрифтом красного цвета на белом фоне). Ниже размещено изображение стрелки красного цвета, указывающей направление движения. Справа от данных изображений и текста на темном фоне с изображением чашки кофе и пряников размещена информация крупным жирным шрифтом белого цвета: «Кофе за заправку. GO WELL*». Ниже расположена информация заметно более мелким нежирным шрифтом белого цвета: «*Хорошей дороги. Сроки акции с 01.02.2019 по 28.02.2019 включительно. Для получения кофе 0,2 л на выбор в подарок необходимо единовременно совершить 1 покупку топлива Shell V-power от 30 литров или 2 покупки топлива АИ-32. АИ-95, дизель, каждая от 30 литров на АЗС «Шелл», участвующей в акции. Количество подарков ограничено. Внешний вид подарков может отличаться от изображения на рекламном материале. Подробную информацию об акции, сроках, месте, правилах и порядке её проведения можно получить на АЗС «Шелл», участвующей в акции по адресу ул. Историческая, 177, Университетский пр-т 37 А, Ленина пр-т, 65». В акте мониторинга отмечено, что данный текст рекламы, был прочтен лицами, проводившими мониторинг, при непосредственном приближении к рекламному баннеру.

Фотография аналогичной рекламы, .., приведена в статье, опубликованной по адресу в сети Интернет:  http://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskiy-obshchestvennik-pozhalovalsya-na-zap-1068702.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 12 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, а также о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 28 постановления от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - постановление Пленума № 58), рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому, как закреплено в постановлении Пленума № 58, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом Высший Арбитражный Суд отмечает, что оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах (п. 29 постановления Пленума № 58).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 2-8 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама компании «Шелл»: «Кофе за заправку» содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, п. 12 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку не содержит (с учетом размера шрифта, места расположения рекламы) в доступной для восприятия потребителя форме указаний на существенные условия получения подарка – кофе за заправку. В отсутствии указания на условия получения акционного подарка информация о возможности получения кофе за заправку является недостоверной. Кроме того, акция действовала до 28.02.2019, однако реклама «Кофе за заправку» распространялась и после окончания срока действия акции, в том числе 03.03.2019. При условии доведения информации о сроках акции также мелким шрифтом, информация о возможности получения подарка в виде кофе за заправку является недостоверной.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Владельцем АЗС, указанной в рекламе, является ООО «Шелл Нефть» (г. Москва, ул. Смольная, 24 стр. Д, ОГРН: 1107746744038, дата присвоения ОГРН: 13.09.2010, ИНН: 7743792870, КПП: 774301001), оператором АЗС в г. Волгограде ООО «Юг» (г. Волгоград, ул. Историческая. 177).

Таким образом, указанные лица в рассматриваемом случае выступили рекламодателями.

Рекламораспространителем выступило ООО «Гэллэри сервис» (ОГРН: 1047796590159, дата присвоения ОГРН: 10.08.2004, ИНН: 7714564333, КПП: 773001001, адрес: 121087, г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7 корпус 20 А).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-152/2019 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, п. 12 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения Закона о рекламе ООО «Шелл Нефть» (г. Москва, ул. Смольная, 24 стр. Д, ОГРН: 1107746744038, дата присвоения ОГРН: 13.09.2010, ИНН: 7743792870, КПП: 774301001), ООО «Юг» (г. Волгоград, ул. Историческая. 177);

- лицо, обладающее информацией о рассматриваемых обстоятельствах - ООО «Гэллэри Сервис» (ОГРН: 1047796590159, дата присвоения ОГРН: 10.08.2004, ИНН: 7714564333, КПП: 773001001, адрес: 121087, г. Москва, Багратионовский проезд, д. 7 корпус 20 А).

3. Назначить дело № 034/05/5-152/2019 к рассмотрению на 15 апреля 2019 года в 10 часов 00 минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.6, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «Шелл», ООО «Юг» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- сведения о распространении наружной рекламы «Кофе за заправку», включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте) с указанием сроков и территории распространения рекламы «Кофе за заправку»,

- укажите размер шрифтов (кегль), которые использовались на рекламных баннерах «Кофе за заправку»;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «Гэллэри Сервис» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- сведения о распространении наружной рекламы «Кофе за заправку», включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте), переписка, в том числе в электронном виде) с указанием сроков и территории распространения рекламы «Кофе за заправку»,

- укажите размер шрифтов (кегль), которые использовались на рекламных баннерах «Кофе за заправку»;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны