Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/18-210/2022 19 мая 2022 года ... от 19 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «МТС»

ул. Марксистская,

г. Москва, 4, 109147

 

ООО «СМС Трафик»

2-й Южнопортовый проезд,

 г. Москва, д. 20А, стр. 4

 

АО «Газпромбанк»

ул. Намёткина, 16, д.1,

г. Москва, 117420

 

Заявителю

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/18-210/2022

19 мая 2022 года                                                                                                         Волгоград

 

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:  

Председатель Комиссии     

- заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна;                 

Члены Комиссии                

- главный специалист – эксперт – Корнешова Елена Алексеевна,

- ведущий специалист – эксперт – Арзамасцева Мария Александровна,

 

 

рассмотрев дело №034/05/18-210/2022, возбужденное в отношении ПАО «МТС» (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Марксистская, 4, 109147, ООО «СМС Трафик» (ИНН: 7705642257, ОГРН: 1057746117384, дата присвоения ОГРН: 28.01.2005, адрес г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 20А, стр. 4) и АО «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Намёткина, 16, д.1, 117420),

в присутствии представителя АО «Газпромбанк» по доверенности от 01.03.2022 и заявителя, представители ПАО «МТС» и ООО «СМС Трафик» не явились, уведомлены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе).

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила).

В соответствии с п. 13 Правил основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются: а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; б) представление прокурора; в) заявление о нарушении законодательства; г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Волгоградское УФАС России поступило обращение гражданина (вх. № 561 от 26.01.2021) с жалобой на распространение 21.01.2022 в 18:47 на номер телефона заявителя () с номера, имеющего буквенное обозначение «Gazprombank», нежелательного рекламного смс-сообщения со следующим текстом: «Ю. В., все получится с кредитом Газпромбанка – 3,9 % и до 5 млн руб. Подайте заявку на gpb.ru/ccash при сумме до 1 млн руб. Нужен только паспорт! Банк ГПБ (АО). Не оферта».

ПАО «МТС» в письме от 25.02.2022 вх. № 1645 в ответ на запрос антимонопольного органа указало, что номер с буквенным обозначением «Gazprombank» принадлежит ООО «СМС Трафик», также в приложении указан договор б/н от 12.12.2017 и выписка из приложения № 1 к данному договору.

Оператором связи также представлена детализированная выписка по номеру телефона заявителя - абонента ПАО «МТС», которая подтверждает поступление указанного смс-сообщения.

ООО «СМС Трафик» в письме от 04.03.2022 вх. № 1868 в ответ на запрос антимонопольного органа указало, что инициатором рассылки СМС-сообщения выступил отправитель - АО «Газпромбанк». В соответствии с договором № 248/10 от 15.09.2011 года (далее - Договор), заключенным между ООО «Газкардсервис» (в настоящее время АО «Газпромбанк», соглашение о замене стороны — приложение № 6, Заказчик) и ООО «СМС Трафик» (Исполнитель), Исполнитель по заданию Заказчика оказывает последнему услуги доступа к Системе.

Письмом от 21.03.2022 исх. № 08/23479/22 ФАС России наделила Волгоградское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе) в отношении ООО «СМС Трафик», ПАО «МТС», АО «Газпромбанк».

По результатам рассмотрения заявления определением от 25.04.2022 было возбуждено дело № 034/05/18-210/2022 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ПАО «МТС» (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Марксистская, 4, 109147, ООО «СМС Трафик» (ИНН: 7705642257, ОГРН: 1057746117384, дата присвоения ОГРН: 28.01.2005, адрес г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 20А, стр. 4) и АО «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Намёткина, 16, д.1, 117420).

ПАО «МТС» в рамках рассмотрения дела представило пояснения на заседание комиссии (письмо от 21.04.2022 исх. № ЮГ10/00083и), в котором сообщило, что сообщение было отправлено Заказчиком рассылки «ООО СМС Трафик» на основании договора № б/н от 12.12.2017 (далее – договор), заключенного между ним и ПАО «МТС».

ПАО «МТС» утверждает, что из данного договора следует, что оператор связи ПАО «МТС» оказывает заказчику рассылки только услуги связи по осуществлению СМС – рассылки, которые регламентируются Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) и считает, что распространение рекламы не является предметом договора и считает, что в действиях ПАО «МТС» отсутствуют признаки нарушения рекламного законодательства

Таким образом, ПАО «МТС» считает, что в данном случае в действиях ПАО «МТС» отсутствуют признаки нарушения рекламного законодательства.

АО «Газпромбанк» в рамках рассмотрения дела представило пояснения на заседание комиссии (письмо от 25.04.2022 исх. №352), в которых указало, что рассылка смс – сообщений клиентам Банка осуществлялась на основании Договора о предоставлении услуг телематической связи от 15.09.2011 № 248/10 (далее – договор), заключённого между Банком и ООО «СМС Трафик» и ООО «Газкардсервис», а также Соглашения от 31.10.2018 о передаче прав и обязанностей (замене стороны) по договору о предоставлении услуг телематической связи (№ 248/10 от 15.09.2011), в соответствии с которым была заменена сторона ООО «Газкардсервис» на  АО «Газпромбанк». Пользователем по договору является АО «Газпромбанк», оператором – ООО «СМС Трафик».

АО «Газпромбанк» указывает, что по данному договору выступает рекламодателем, так как самостоятельно разработало макет рассматриваемой СМС – рекламы без привлечения услуг третьих лиц.

АО «Газпромбанк» поясняет, что данная смс – рассылка осуществлялась абонентам - клиентам Банка, давшим согласие на получение смс-рассылки, данное смс – сообщение было направлено Банком ошибочно, по причине технического сбоя.

АО «Газпромбанк» обращает внимание на то, что в рассматриваемом смс – сообщении имелась активная гиперссылка с переходом на страницу информационной – телекоммуникационной сети Интернет – www.gprb.ru/ccash, где во исполнения п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, подробно указаны все условия кредитования.

АО «Газпромбанк» считает, что в данном случае его вина отсутствует, поскольку при использовании гиперссылки смысл рекламы не искажается, потребители не вводятся в заблуждение относительно условий кредитований.

АО «Газпромбанк» указывает, что в настоящее время распространение рассматриваемой рекламы в адрес заявителя прекращено.

Заявитель на заседании комиссии указал, что на её номер телефона была отправлена иная реклама от Банка. В доказательство представлен телефон на обозрение комиссии и участников рассмотрения дела. Смс – рассылка была направлена 12.02.2022 и 09.03.2022.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела                                      № 034/05/18-210/2022, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Дело № 034/05/18-210/2022 рассматривается по Правилам. Вопросы привлечения к административной ответственности в рамках рассмотрения дела № 034/05/18-210/2022 не ставятся.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация, полученная посредством смс-сообщения заявителем, содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой. Объект рекламирования – АО «Газпромбанк» и финансовые услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 35 ст. 2 Закона о связи под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Заявитель указал, что согласия на получение рекламы не давал.

Кроме того, заявитель указал, что выразил отказ на получение рекламы.

Доказательства получения предварительного согласия абонента на получение рекламы в рассматриваемом случае не представлено.

При изучении информации, размещенной в сети Интернет по ссылке, указанной в смс-сообщении, было установлено, что на полную стоимость кредита влияют следующие условия: статус зарплатного клиента, оформившего кредит в мобильном приложении «Газпромбанка», надбавки для клиентов без личного страхования, сроки кредитования и др.

При этом судебная практика исходит из того, что смс-сообщение, направляемое по сетям электросвязи, не является контекстной рекламой. Для чтения смс не нужна интернет-связь, а чтобы ознакомиться со всеми условиями кредитования, пользователю нужно перейти по предлагаемой гиперссылке, подключившись к Интернету, а информация о возможности уточнить детали рекламируемой услуги не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, она должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) по Закону о потребительском кредите.

В рассматриваемом случае в рекламе упомянута часть существенных условий предоставления кредита: статус зарплатного клиента, оформившего кредит в мобильном приложении «Газпромбанка», надбавки для клиентов без личного страхования, сроки кредитования и др. Это создает впечатление, что отсутствуют иные условия (срок, комиссии, страховки и т.д.), от которых зависит фактическая стоимость кредита. В рассматриваемой рекламе указаны отдельные условия, влияющие на стоимость кредита (3,9 %, сумма до 5 млн руб.), при этом в ней не содержатся иные условия, влияющие на стоимость займа.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама, полученная заявителем посредством смс-сообщения 21.01.2022 в 18:47 на номер телефона

 

с номера, имеющего буквенное обозначение «Gazprombank», является ненадлежащей, нарушающей ч. 1 ст. 18 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

            В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 Закона о рекламе.

           В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, несёт рекламодатель

            Таким образом, исходя из договора № 248/10 от 15.09.2011 заключенного между ООО «Газкардсервис» (в настоящее время АО «Газпромбанк», соглашение о замене стороны — приложение № 6, Заказчик) и ООО «СМС Трафик» (Исполнитель) следует, что АО «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Намёткина 16, д.1), выступило в качестве рекламодателя и рекламораспространителя.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Доказательства прекращения распространения рекламы с текстом, содержащим нарушения по ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе АО «Газпромбанк» не представлены.

Таким образом, комиссия Волгоградского УФАС России пришла к выводу о необходимости в выдаче предписания АО «Газпромбанк».

Исходя из представленных сторонами доказательств, в действиях ПАО «МТС» и ООО «СМС Трафик» признаки нарушения не подтвердились.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии                    с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных                 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ю.В., все получится с кредитом Газпромбанка – 3,9 % и до 5 млн руб. Подайте заявку на gpb.ru/ccash при сумме до 1 млн руб. Нужен только паспорт! Банк ГПБ (АО). Не оферта», поступившую: 21.01.2022 в 18:47 на номер телефона заявителя () с номера, имеющего буквенное обозначение «Gazprombank», поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать АО «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Намёткина, 16, д.1, 117420) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации                  об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 года.

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.Б. Н.

 

Члены Комиссии                                                                                                

                                                                                                                            Е.А. К.

 

                                                                                                                         М.А. А.

                                                                                  

 

 

 

К. Е.А.

(8442) 23 19 23

Связанные организации

Связанные организации не указаны