Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопол... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/01/10-513/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2019 года Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «В» (юридический адрес: ОГРН:, ИНН:, КПП:) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов общества с ограниченной ответственностью «У» (юридический адрес:, ОГРН, ИНН:, КПП:) посредством отказа в оформлении с 01.10.2018 прямых договорных отношений по электроснабжению с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «У», в отсутствии у граждан, получающих субсидии, платежных документов, подтверждающих цель расходования денежных средств, а также возникновения долговых обязательств у граждан, проживающих в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У», вследствие отсутствия платежных документов, в присутствии на заседании:

П.С.А. – представителя ПАО «В» по доверенности (далее – представитель ответчика, ответчик),

в отсутствие представителя заявителя, извещённого надлежащем образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 80095739040829,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «У» вх. № 10275 от 16.11.2018, содержащее сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ПАО «В», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом посредством отказа в оформлении с 01.10.2018 прямых договорных отношений по электроснабжению с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «У», повлекшие ущемление интересов ООО «У» и граждан, проживающих в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У» (далее – заявление).

В ходе рассмотрения заявления срок принятия решения по заявлению ООО «У» был отложен на основании части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пункта 3.45 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Волгоградской области по делам № А12-206/2019, № А12-207/2019, выводы которых имеют значение для результатов рассмотрения заявления и материалов, направленных в Управление ООО «У».

Арбитражным судом Волгоградской области возбуждено производство по делам № А12-206/2019 по исковому заявлению ООО «У» к ПАО «В» об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения к договору и № А12-207/2019 по исковому заявлению ООО «У» к ПАО «В» об урегулировании разногласий при заключении соглашения о расторжении договора.

Согласно решениям Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2019 по делу № А12-206/2019 и от 16.04.2019 по делу № А12-207/2019 исковые требования ООО «У» удовлетворены в полном объёме.

Решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2019 по делу № А12-206/2019 и от 16.04.2019 по делу № А12-41970/2018 не обжаловались и вступили в законную силу 15.05.2019 и 16.05.2019 соответственно.

Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещении в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.

ООО «У» в адрес ПАО «В» была предоставлена исчерпывающая информация для начисления платы за электроснабжение, содержащая полный объем данных, достаточных для начисления платы жителям в предшествующие три года до перехода на прямые договоры.

Учитывая то, что собственники приняли решение о заключении договоров с 01.07.2018, с учетом права ресурсоснабжающей организации, предусмотренного пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, договоры между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений МКД считаются заключенными с 01.10.2018.

Продление указанного срока действующим законодательством не предусмотрено.

По смыслу приведенных норм права, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом.

В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

В связи с этим с 01.10.2018 в договоры управления многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО «У», в силу закона внесены изменения в части исключения из предмета договора и обязанностей управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД.

Таким образом, обязательство по начислению платы за коммунальный ресурс, потребленный для целей содержания общего имущества многоквартирного дома возникло у управляющей организации с 01.10.2018.

По результатам рассмотрения заявления ООО «У», указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ПАО «В», приказом руководителя Управления от 07.06.2019 № 84 возбуждено дело № 034/01/10-513/2019 по признакам нарушения ПАО «В» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установила следующее.

Пунктами 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Одним из установленных Законом о защите конкуренции запретов по злоупотреблению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусмотрены действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345) осуществление государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства включает в себя установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно аналитическому отчету № 47 от 22.03.2019 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Волгоградской области за 2018 г. установлено, что доля ПАО «В» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в административных границах Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика ООО «Р», за 2018 г. составила 74,97%. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «В» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности), следовательно, на указанный хозяйствующий субъект распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно Федеральному закону от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4, в соответствии с которым к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома относится, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 ЖК РФ, которое принимается в соответствии с частью 1.2 статьи 46 ЖК РФ.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в части 1 статьи 46 ЖК РФ, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

Письмами № 353 от 19.06.2018, № 366 от 26.06.2018, № 377 от 02.07.2018, № 380 от 03.07.2018, № 383 от 05.07.2018, № 400 от 09.07.2018, № 405 от 11.07.2018, № 411 от 12.07.2018, № 522 от 17.07.2018, № 525 от 19.07.2018, № 529 от 19.07.2018 (с приложением протоколов общих собраний собственников МКД от 15.06.2018) ООО «У» уведомило ответчика о намерении собственников жилых помещений в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У» от своего имени заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с 01.07.2018.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в том числе, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Однако в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ.

Из решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2019 по делу № А12-206/2019 следует, что поскольку собственники приняли решение о заключении договоров с 01.07.2018, с учетом права РСО, предусмотренного пп.1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ, договоры между РСО и собственниками помещений МКД считаются заключенными с 01.10.2018.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны, в том числе, предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

Таким образом, для начисления платы за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация должна обладать необходимыми сведениями, полученными от управляющей организации.

В письмах ПАО «В» исх. № 25/8124 от 26.06.2018, исх. № 25/8216 от 28.06.2019, исх. № 25/8482 от 06.07.2018, исх. № 25/8615 от 10.07.2018, направленных в адрес ООО «У», управляющей организации предлагалось предоставить в ПАО «В» необходимые для открытия индивидуальных лицевых счетов собственников помещений МКД данные, однако в срок до 01.10.2018 вышеуказанные данные в адрес ответчика не поступили.

Необходимая для открытия индивидуальных лицевых счетов собственников МКД, управление которыми осуществляет ООО «У», информация поступила в адрес ПАО «В» 17.10.2018 (письмо ООО «У» исх. № 100 от 17.10.2018).

Таким образом, приступить к исполнению коммунальной услуги ПАО «В» с 01.10.2018 было невозможно.

Согласно предоставленным в заседание Комиссии представителем ответчика сведениям показания индивидуальных приборов учёта собственников помещений МКД, управление которыми осуществляет ООО «У», использовались как начальные при формировании платёжных документов в следующем периоде – ноябре 2018 года, ввиду чего долговых обязательств у граждан не возникло.

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «В» не привели к ущемлению интересов заявителя и потребителей.

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемых действиях ПАО «В» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 48 Закона о конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, в ходе рассмотрения дела не подтвердился факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов ООО «У» посредством отказа в оформлении с 01.10.2018 прямых договорных отношений по электроснабжению с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «У», в отсутствии у граждан, получающих субсидии, платежных документов, подтверждающих цель расходования денежных средств, а также возникновения долговых обязательств у граждан, проживающих в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У».

Следовательно, в действиях ПАО «В» отсутствует нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.

С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в рассматриваемых действиях (бездействии) публичного акционерного общества «В» (юридический адрес:, ОГРН: , ИНН:, КПП:) отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденному в отношении ПАО «В» (ИНН, КПП, ОГРН) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны