Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопол... от 10 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 034/01/10-513/2019
о нарушении антимонопольного законодательства
Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2019 года Волгоград
Решение в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),
рассмотрев дело № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «В» (юридический адрес: ОГРН:, ИНН:, КПП:) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов общества с ограниченной ответственностью «У» (юридический адрес:, ОГРН, ИНН:, КПП:) посредством отказа в оформлении с 01.10.2018 прямых договорных отношений по электроснабжению с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «У», в отсутствии у граждан, получающих субсидии, платежных документов, подтверждающих цель расходования денежных средств, а также возникновения долговых обязательств у граждан, проживающих в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У», вследствие отсутствия платежных документов, в присутствии на заседании:
П.С.А. – представителя ПАО «В» по доверенности (далее – представитель ответчика, ответчик),
в отсутствие представителя заявителя, извещённого надлежащем образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 80095739040829,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление ООО «У» вх. № 10275 от 16.11.2018, содержащее сведения, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ПАО «В», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом посредством отказа в оформлении с 01.10.2018 прямых договорных отношений по электроснабжению с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «У», повлекшие ущемление интересов ООО «У» и граждан, проживающих в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У» (далее – заявление).
В ходе рассмотрения заявления срок принятия решения по заявлению ООО «У» был отложен на основании части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пункта 3.45 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, до вступления в законную силу решений Арбитражного суда Волгоградской области по делам № А12-206/2019, № А12-207/2019, выводы которых имеют значение для результатов рассмотрения заявления и материалов, направленных в Управление ООО «У».
Арбитражным судом Волгоградской области возбуждено производство по делам № А12-206/2019 по исковому заявлению ООО «У» к ПАО «В» об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения к договору и № А12-207/2019 по исковому заявлению ООО «У» к ПАО «В» об урегулировании разногласий при заключении соглашения о расторжении договора.
Согласно решениям Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2019 по делу № А12-206/2019 и от 16.04.2019 по делу № А12-207/2019 исковые требования ООО «У» удовлетворены в полном объёме.
Решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2019 по делу № А12-206/2019 и от 16.04.2019 по делу № А12-41970/2018 не обжаловались и вступили в законную силу 15.05.2019 и 16.05.2019 соответственно.
Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещении в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
ООО «У» в адрес ПАО «В» была предоставлена исчерпывающая информация для начисления платы за электроснабжение, содержащая полный объем данных, достаточных для начисления платы жителям в предшествующие три года до перехода на прямые договоры.
Учитывая то, что собственники приняли решение о заключении договоров с 01.07.2018, с учетом права ресурсоснабжающей организации, предусмотренного пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, договоры между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений МКД считаются заключенными с 01.10.2018.
Продление указанного срока действующим законодательством не предусмотрено.
По смыслу приведенных норм права, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом.
В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
В связи с этим с 01.10.2018 в договоры управления многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО «У», в силу закона внесены изменения в части исключения из предмета договора и обязанностей управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД.
Таким образом, обязательство по начислению платы за коммунальный ресурс, потребленный для целей содержания общего имущества многоквартирного дома возникло у управляющей организации с 01.10.2018.
По результатам рассмотрения заявления ООО «У», указывающего на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ПАО «В», приказом руководителя Управления от 07.06.2019 № 84 возбуждено дело № 034/01/10-513/2019 по признакам нарушения ПАО «В» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установила следующее.
Пунктами 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Одним из установленных Законом о защите конкуренции запретов по злоупотреблению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусмотрены действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345) осуществление государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства включает в себя установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно аналитическому отчету № 47 от 22.03.2019 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Волгоградской области за 2018 г. установлено, что доля ПАО «В» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в административных границах Волгоградской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика ООО «Р», за 2018 г. составила 74,97%. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «В» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности), следовательно, на указанный хозяйствующий субъект распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно Федеральному закону от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4, в соответствии с которым к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома относится, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 ЖК РФ, которое принимается в соответствии с частью 1.2 статьи 46 ЖК РФ.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в части 1 статьи 46 ЖК РФ, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Письмами № 353 от 19.06.2018, № 366 от 26.06.2018, № 377 от 02.07.2018, № 380 от 03.07.2018, № 383 от 05.07.2018, № 400 от 09.07.2018, № 405 от 11.07.2018, № 411 от 12.07.2018, № 522 от 17.07.2018, № 525 от 19.07.2018, № 529 от 19.07.2018 (с приложением протоколов общих собраний собственников МКД от 15.06.2018) ООО «У» уведомило ответчика о намерении собственников жилых помещений в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У» от своего имени заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с 01.07.2018.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в том числе, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Однако в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Из решения Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2019 по делу № А12-206/2019 следует, что поскольку собственники приняли решение о заключении договоров с 01.07.2018, с учетом права РСО, предусмотренного пп.1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ, договоры между РСО и собственниками помещений МКД считаются заключенными с 01.10.2018.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны, в том числе, предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Таким образом, для начисления платы за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация должна обладать необходимыми сведениями, полученными от управляющей организации.
В письмах ПАО «В» исх. № 25/8124 от 26.06.2018, исх. № 25/8216 от 28.06.2019, исх. № 25/8482 от 06.07.2018, исх. № 25/8615 от 10.07.2018, направленных в адрес ООО «У», управляющей организации предлагалось предоставить в ПАО «В» необходимые для открытия индивидуальных лицевых счетов собственников помещений МКД данные, однако в срок до 01.10.2018 вышеуказанные данные в адрес ответчика не поступили.
Необходимая для открытия индивидуальных лицевых счетов собственников МКД, управление которыми осуществляет ООО «У», информация поступила в адрес ПАО «В» 17.10.2018 (письмо ООО «У» исх. № 100 от 17.10.2018).
Таким образом, приступить к исполнению коммунальной услуги ПАО «В» с 01.10.2018 было невозможно.
Согласно предоставленным в заседание Комиссии представителем ответчика сведениям показания индивидуальных приборов учёта собственников помещений МКД, управление которыми осуществляет ООО «У», использовались как начальные при формировании платёжных документов в следующем периоде – ноябре 2018 года, ввиду чего долговых обязательств у граждан не возникло.
Таким образом, действия (бездействие) ПАО «В» не привели к ущемлению интересов заявителя и потребителей.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемых действиях ПАО «В» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 48 Закона о конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании изложенного, в ходе рассмотрения дела не подтвердился факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов ООО «У» посредством отказа в оформлении с 01.10.2018 прямых договорных отношений по электроснабжению с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «У», в отсутствии у граждан, получающих субсидии, платежных документов, подтверждающих цель расходования денежных средств, а также возникновения долговых обязательств у граждан, проживающих в МКД, управление которыми осуществляет ООО «У».
Следовательно, в действиях ПАО «В» отсутствует нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в рассматриваемых действиях (бездействии) публичного акционерного общества «В» (юридический адрес:, ОГРН: , ИНН:, КПП:) отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
Производство по делу № 034/01/10-513/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденному в отношении ПАО «В» (ИНН, КПП, ОГРН) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.