Решение б/н РЕШЕНИЕ № 01-10АМЗ/15 от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 01-10АМЗ/15

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 30.03.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

рассмотрев дело № 01-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99 «б», г. Вологда, 160014), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем введения в заблуждение граждан <…> <…> в процессе исполнения предусмотренных договорами № ТП-13/0592 от 15.07.2013 года, №ТП-13/0593 от 15.07.2013 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домом, расположенных по адресу: г. Вологда, ул. Полярная, земельные участки с кадастровыми номерамм 35:24:0305019:437; 35:24:0305019:438,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

21.11.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступили заявления <…> (далее – заявители) на действия ГП ВО «Областные электротеплосети» (далее - Предприятие), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договорами № ТП-13/0592 от 15.07.2013 года, №ТП-13/0593 от 15.07.2013 г. мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных по адресу: г.Вологда, ул. Полярная, земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0305019:437; 35:24:0305019:438.

В соответствии с приказом Управления № 45 от 28.01.2015 года возбуждено дело №01-10АМЗ/15 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из содержания заявления следует, что между заявителями и Предприятием заключены договоры № ТП-13/0592 от 15.07.2013 года (<…>), №ТП-13/0593 от 15.07.2013 г. (<…>) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договоры).

Согласно пункта 1.5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных по адресу: г.Вологда, ул. Полярная, земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0305019:437; 35:24:0305019:438, составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Заявителями произведена оплата стоимости услуги в размере 550 рублей согласно п.3.1 Договоров.

На заседании Комиссии заявители указали, что после неоднократных обращений в адрес Предприятия по вопросам осуществления технологического присоединения, последнее утверждало, что техническая возможность для присоединения отсутствует. Кроме того, заявители пояснили, что отсутствие технологического подключения к электросетям затягивает строительство индивидуальных жилых домов.

В своих письменных пояснениях Предприятие указало, что по заявкам граждан сетевой организацией с подрядной организацией был заключен договор на разработку проектно-сметной документации, на 18.12.2014 г. заключен договор на выполнение работ по осуществлению технологического присоединения. На заседании Комиссии Представитель Предприятия пояснил, что техническая возможность для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей имелась у ГП ВО «Областные электротеплосети» еще в 2013 г. в результате реконструкции трансформатора (акт №80 от 26.08.2013 г.) Кроме того, 21.11.2014 г. было осуществлено технологическое присоединение <…> (акт №552-Ф от 21.11.2014 г.). В связи с этим, в действиях Предприятия не содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства. Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 16710 от 30.05.2014 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

  Исходя из вышеизложенного, Управление приходит к выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в г. Вологда в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

15.07.2013 года между заявителями и Предприятием были заключены договоры № ТП-13/0592 (<…>), №ТП-13/0593 (<…>) на технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: г.Вологда, ул. Полярная, земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0305019:437; 35:24:0305019:438,

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

  Граждане как заявители соответствуют критериям, указанным в п. 14 Правил.

Материалами дела установлено, что техническая возможность для осуществления технологического присоединения появилась у Предприятия 26.08.2013 г. после реконструкции ТП 619, что подтверждается Рабочим проектом «Технологическое присоединение жилых домов <…> А.С. по адресу: г. Вологда, ул. Полярная», а также актом №80 от 26.08.2013 г.).

Однако Предприятие вводило в заблуждение заявителей относительно наличия технической возможности для осуществления подключения. Так, заявители неоднократно обращались в адрес Предприятия с устными запросами о ходе выполнения заключенных договоров. На устные обращения сотрудниками Предприятия каждый раз сообщалось об отсутствии технической возможности. Также заявителями были направлены письменные обращения. В своих ответах от 12.11.2014 г. (исх №2-2-2/5633, №2-2-2/5634) Предприятие также сообщило гражданам, что внешнее электроснабжение жилых домов может быть рассмотрено после выполнения мероприятий сетевой организацией по созданию технической возможности присоединения. В ответе на запрос Управления (письмо от 18.12.2014 г. №7-1/6551) Предприятие также поясняет, что все необходимые мероприятия с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей со стороны сетевой организации не осуществлены. 21.11.2014 г. был составлен Акт об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> максимальная мощность согласно акта составляет 5 кВТ (вместо заявленных ранее 15 кВТ).

Своими действиями Предприятие вводило в заблуждение заявителей относительно наличия фактической возможности осуществить технологическое присоединение. Вместо исполнения заключенных в 2013 г. Договоров (под причиной отсутствия технической возможности), заявители были вынуждены заключить новые договоры от 12.03.2014 г. (№ТП-14/0093, №ТП-14/0092) на подключение строительных площадок жилых домов по аналогичным адресам, указанным в договорах от 15.07.2013 г. В связи с заключением новых договоров, заявители были вынуждены вновь произвести соответствующие платежи (550 рублей за каждый заключенный договор).

Таким образом, указанные выше действия Предприятия введению в заблуждение <…> в ходе выполнения технологического присоединения жилых домов, ущемляют права и законные интересы заявителей,  в том числе указанные выше действия привели к затягиванию строительства жилых домов заявителями, а также своевременному заключению договора купли-продажи электроэнергии.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьи 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения части1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся во введении в заблуждение <…> в ходе выполнения технологического присоединения жилых домов в рамках заключенных договоров № ТП-13/0592 от 15.07.2013 года, №ТП-13/0593 от 15.07.2013 г., результатом которого явилось ущемление интересов заявителей.

Вместе с тем, указанное выше нарушение было прекращено Предприятием после выяснения всех обстоятельств на заседаниях Комиссии. Представитель предприятия подтвердил готовность ГП ВО «Областные электротеплосети» осуществить технологическое присоединение объектов заявителей при подтверждении выполнения со своей стороны технических условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

Прекратить рассмотрение дела №01-10АМЗ/15 о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны