Решение б/н Решение № 01-10АМЗ/17 от 20 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Исх. № 4594 от 27.10.2017

 

ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»

ул. Грузинская, д. 26, г. Нижний Новгород, 603950

 

Законодательное Собрание Вологодской области

ул. Пушкинская, д. 25, г. Вологда, 160000

 

Правительство Вологодской области

ул. Герцена, д. 2, г. Вологда, 160000

 

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования

Советский проспект, д. 80б, г. Вологда, 160012

 

 

РЕШЕНИЕ № 01-10АМЗ/17

 

27 октября 2017 года                                                                                                 г. Вологда

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2017 года.

 

Комиссия Вологодского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзляковой Н.В. – руководителя Управления, председателя Комиссии;

Проничевой Н.И. – начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Дьякова С.В. – заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Скребкова Н.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Сучкова О.Н. – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти и закупок, члена Комиссии Управления,

Смирновой Н.Н. – старшего государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления,

Полетаевой Ю.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 01-10АМЗ/17 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (ИНН 5260136595, место нахождения: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 26) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии представителей (по доверенности) от ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Черкасова И.А. № 87 от 01.01.2017, Дергачевой О.А. № 98 от 01.01.2015, Шилова Д.А. № 11 от 01.02.2017, от Департамента топливно энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Курбатовой Л.Б. № 12 от 06.03.2017, от Законодательного Собрания Вологодской области Долженко Д.Е., Расторгуевой М.О. № 313/17 от 13.02.2017, Шириновой Л.Ю. № 312/17 от 13.02.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (далее – Общество) на территории Вологодской области осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов – автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95, а также дизельного топлива (с учетом модификаций); является самым крупным продавцом в области; владеет сетью автозаправочных станций.

В ходе еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты, проводимого Управлением на основании приказа Федеральной антимонопольной службы, установлено, что оптовые закупочные цены в период с сентября по декабрь 2015 года на автомобильный бензин марки АИ-92 снизились более чем на ХХ%, марки АИ-95 – более чем на ХХ%. При этом розничные цены на данные нефтепродукты ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» не изменились, остались на уровне сентября 2015 года. Аналогичная ситуация происходила в период с августа по декабрь 2016 года.

В период с января по март 2016 года темп снижения оптовых закупочных цен по дизельному топливу составил более чем ХХ%.

Одновременно в Управление от Законодательного Собрания Вологодской области поступило заявление о необходимости проверки антимонопольным органом обоснованности розничных цен, устанавливаемых на нефтепродукты коммерческими организациями, действующими на территории Вологодской области.

Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела № 01-10АМЗ/17 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топливо в 2015 и 2016 годах.

К участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителя Законодательное Собрание Вологодской области, в качестве ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», в качестве заинтересованных лиц (лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах) Правительство Вологодской области, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.

В соответствии с определением от 20.02.2017 рассмотрение дела проводилось Комиссией в закрытом заседании.

Заключение об обстоятельствах дела оглашено Комиссией 10.10.2017.

ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» считает, что розничные цены на бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топливо, применяемые Обществом в 2015 и 2016 годах, не могут быть признаны монопольно высокими, в связи с чем в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Подробно доводы Общества изложены в письменных пояснениях и возражениях на заключение об обстоятельствах дела.

Представители Правительства Вологодской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Правительства Вологодской области.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции к злоупотреблению доминирующим положением отнесено установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершал действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в частности доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Для целей рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топлива на территории Вологодской области. Результаты исследования изложены в Аналитических отчетах, приобщенных к материалам дела.

В соответствии с аналитическими отчетами о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива в Вологодской области ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в соответствующих географических границах на территории Вологодской области занимает долю более 50%:

в 2015 году на 55 локальных розничных рынках автомобильных бензинов (в том числе по бензину марки АИ-92 – на 25 рынках, по бензину марки АИ-95 – на 25 рынках), на 23 локальных розничных рынках дизельного топлива;

в 2016 году на 54 локальных розничных рынках автомобильных бензинов (в том числе по бензину марки АИ-92 – на 24 рынках, по бензину марки АИ-95 – на 25 рынках); на 23 локальных розничных рынках дизельного топлива.

Изучив материалы проведенного исследования, Комиссия пришла к выводу о том, что положение ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на указанных товарных рынках в пределах обозначенных географических границ на территории Вологодской области является доминирующим.

Опровергая правильность вывода Управления о своем доминирующем положении, Общество в возражениях на заключение об обстоятельствах дела указало, что географические границы товарных рынков определены антимонопольным органом с нарушением Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Вместе с тем, представители Общества на заседании Комиссии 19.10.2017 не смогли пояснить какие сведения, содержащиеся в отчетах являются недостоверными или неполными, что имеются обстоятельства, не учтенные Управлением и влияющие на правильность проведенного исследования, в том числе на правильность определения Управлением географических границ товарных рынков.

Таким образом, Обществом не представлены какие-либо доказательства того, что его положение не может являться доминирующим.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В абзаце первом указанной статьи Закона о защите конкуренции содержатся два метода (критерия) определения монопольной высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами).

Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 № 16678/09, для установления монопольно высокой цены достаточно применения одного из названных критериев.

В целях установления сопоставимых товарных рынков при розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива во временном интервале 2015 и 2016 годах Управление письмами от 05.04.2017 № 1191 и от 04.07.2017 № 2911 просило территориальные управления ФАС России представить аналитические отчеты о состоянии конкурентной среды и рыночные цены по каждой марке топлива в указанный период времени. Ряд ответов и отсутствие в основной массе ответов свидетельствуют о том, что сопоставимые товарные рынки отсутствуют, в связи с чем, следует вывод о неприменимости критерия монопольно высокой цены (а именно, критерия сопоставимых рынков) для рассматриваемых рынков.

Проверка обоснованности установления Обществом цен при розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива на соответствие положениям пункта 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции проведена Комиссией с учетом применения затратного метода.

Как следует из материалов дела, цены на продукцию, реализуемую Обществом, формируется в соответствии с Положением о ценообразовании и ценовом комитете, утвержденного протоколом внеочередного Общего собрания участников ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» от 10.06.2013.

Указанным Положением установлено, что к компетенции Ценового комитета относятся:

рассмотрение предложений членов Ценового комитета и структурных подразделений Общества об установлении цен на реализуемую продукцию;

анализ экономической обоснованности предложений об установлении цен на реализуемую продукцию;

установление цен на реализуемую продукцию.

Заседания Ценового комитета созываются председателем Ценового комитета по собственной инициативе либо по инициативе не менее двух членов Ценового комитета и проводятся в случаях изменения условий ведения деятельности Общества, имеющихся макро-, микроэкономических, конъюнктурных и иных предпосылок изменения цен реализации продукции, получения предложений от членов Ценового комитета и структурных подразделений Общества об установлении цен.

Решения Ценового комитета отражаются в протоколе заседания Ценового комитета, оформленном по форме согласно приложению к Положению.

К протоколу заседания Ценового комитета прилагаются реестр оптовых цен и/или реестр розничных цен, а также документы, обосновывающие установленные цены.

Формирование и установление Ценовым комитетом цен реализации продукции происходит дифференцированно, с учетом:

прогноза конъюктуры рынка продукции и цен реализации;

существующих и прогнозных показателей деятельности Общества;

результатов переговоров с контрагентами;

плана поставок Общества, условий заключенных договоров поставки и иных документов, определяющих период, объемы и направления реализации продукции Обществом;

операционных расходов, представляемых планово-экономическим отделом.

Обществом представлены протоколы заседаний Ценового комитета об утверждении розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива за период с января 2015 года по декабрь 2016 года, а также калькуляции себестоимости реализации ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива с указанием всех статей затрат, документы, подтверждающие величину расходов, отнесенных Обществом к соответствующим статьям затрат.

Анализ калькуляционных составляющих розничной цены автомобильного бензина марки АИ-92 при реализации его Обществом в Вологодской области в 2015 и 2016 годах показал следующее.

      В период с сентября 2015 года по январь 2016 года себестоимость (т.е. цена приобретения товара без затрат на доставку и реализацию) снижалась. Коммерческие расходы также снижались. Остальные калькуляционные составляющие (управленческие расходы, прочие доходы и расходы) изменялись незначительно. Прибыль до налогообложения и рентабельность росли.  В этих условиях динамика розничной цены выглядит следующим образом:

     - в период с октября 2015 года по январь 2016 года выручка от розничной продажи бензина АИ-92 (т.е. среднемесячная розничная цена с учётом всех предоставляемых скидок) снижалась незначительно;

- в период с октября 2015 года по февраль 2016 года розничная цена бензина АИ-92 не изменялась.

В сентябре 2015 года прибыль до налогообложения была максимально отрицательная (- ХХХХ руб./т), а в ноябре 2015 года стала положительная (+ ХХХХ руб./т). Таким образом, убыток полученный Обществом в предыдущие периоды, был компенсирован и в ноябре 2015 года Общество получало прибыль и вышло на положительную рентабельность (Х%).

       Выйдя в ноябре 2015 года на положительную рентабельность (Х%) и прибыль, Общество (в условиях продолжающегося снижения Себестоимости и не снижения розничной цены бензина АИ-92) продолжало наращивать прибыль (даже по сравнению с рентабельностью до Х%, при которой работало длительный период: весной и летом 2015 года). В декабре 2015 года рентабельность составила Х,Х%, в январе 2016 года составила ХХ,Х%, а в феврале 2016 года составила ХХ,Х%. В марте 2016 года ситуация изменилась, себестоимость стала расти, что обусловило рост розничной цены.

Среднемесячная торговая наценка[1] ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на бензин марки АИ-92 составила в сентябре ХХ,Х%, в ноябре - ХХ,Х%, в декабре - ХХ,Х%. Максимального значения торговая наценка на АИ-92 достигла в декабре 2015 года и январе 2016 года (ХХ,Х%).

Как пояснили представители Общества, показатели плановой прибыли/ рентабельности (для реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в Вологодской области) Обществом не утверждаются.  Общество ориентируется на данные Росстата по рентабельности уже по факту за прошедший период, уже отработав его.

Согласно данных Росстата «Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процент, Вологодская область, значение показателя за год. Розничная торговля моторным топливом» для категории «Крупные и средние организации» рентабельность составила 1,9 % в 2015 году и 2,1% в 2016 году (источник: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2313020);

В соответствии с данными Росстата «Уровень рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ, услуг по 2016 г.»  Вид деятельности: «Розничная торговля моторным топливом» рентабельность составила 1,85 % на 01.01.16 и 2,06 % на 01.01.17 (источник: базы данных ЕМИСС» (Единая межведомственная информационно – статистическая система). (https://www.fedstat.ru/indicator/31429).

Из калькуляции Общества следует, что рентабельность продаж бензина марки АИ-92 в среднем за 2015 год составила Х,Х%, а за 2016 год составила Х,Х%, что превышает статистическую.

Согласно отчёту о финансовых результатах Общества за январь-ноябрь 2016 года прибыль (до налогообложения) Общества в период с января по ноябрь 2015 года составила ХХХХХХХХХХ рублей, за 12 месяцев 2015 года составила ХХХХХХХХХХ рублей, за январь 2016 года составила ХХХХХХХХХ рублей, а за январь и февраль 2016 года составила ХХХХХХХХХ рублей.  Это свидетельствует о росте прибыли в период с ноября 2015 года по февраль 2016 года (включительно), в том числе и от результатов розничной продажи бензина АИ-92.

Выйдя в ноябре 2015 года на рентабельность (Х%) и положительную прибыль Общество в дальнейшем (в условиях продолжающегося снижения себестоимости и не снижения розничной цены бензина АИ-92) стало продолжать увеличивать прибыль (даже по сравнению с рентабельностью до Х%, при которой работало длительный период: весной и летом 2015 года). В декабре 2015 года рентабельность составила Х,Х%, в январе 2016 года составила Х,Х%, в феврале 2016 года составила ХХ,Х%. В марте 2016 года ситуация изменилась, себестоимость стала расти, что обусловило рост розничной цены.

Таким образом, в течение 4-х месяцев, а именно в период с ноября 2015 года по февраль 2016 года (включительно) Общество в вышеуказанных условиях (при наличии экономических предпосылок для снижения розничной цены) поддерживало и не снижало розничную цену на бензин марки АИ-92 в Вологодской области (путём превышения необходимой для реализации бензина прибыли). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что розничная цена на бензин марки АИ-92 в вышеназванный временной период превышала сумму расходов и прибыли, необходимых для реализации данного вида топлива, следовательно, обладала признаками монопольно высокой цены.

В период с сентября по октябрь 2016 года себестоимость (т.е. цена приобретения товара без затрат на доставку и реализацию) снижалась. Коммерческие расходы также снижались. Остальные калькуляционные составляющие (управленческие расходы, прочие доходы и расходы) изменялись незначительно. Прибыль до налогообложения росла.  В этих условиях динамика розничной цены выглядит следующим образом:

- в период с сентября по октябрь 2016 года выручка (т.е. среднемесячная розничная цена с учётом всех предоставляемых скидок) снижалась незначительно;

- в период с сентября по октябрь 2016 года розничная цена бензина АИ-92 Евро и Экто не изменялась.

В сентябре 2016 года прибыль до налогообложения была отрицательная (- Х руб./т), а в октябре 2016 года стала положительная (+ ХХХХ руб./т). Таким образом, убыток полученный Обществом в предыдущие периоды, был компенсирован и с октября 2016 года Общество получало прибыль и вышло на положительную рентабельность (Х,Х%).

Согласно отчёту о финансовых результатах Общества с января по август 2016 года прибыль (до налогообложения) составила ХХХХХХХХХХ рублей, а в период с января по октябрь 2016 года составила ХХХХХХХХХХ рублей.  Это свидетельствует о росте прибыли в октябре 2016 года, в том числе и от результатов розничной продажи бензина АИ-92.

Выйдя в октябре 2016 г. на рентабельность (Х,Х%) и положительную прибыль Общество (в условиях продолжающегося снижения себестоимости, снижения коммерческих расходов и не снижения розничной цены бензина АИ-92) продолжало получать прибыль (по сравнению с рентабельностью до Х%, при которой Общество работало длительный период весной и летом 2016 года).  С ноября 2016 года происходило увеличение себестоимости, что обусловило рост розничной цены.

Таким образом, в течение 1 (одного) месяца, а именно в период октября 2016 года Общество в вышеуказанных условиях (при наличии экономических предпосылок для снижения розничной цены) поддерживало и не снижало розничную цену на бензин марки АИ-92 в Вологодской области (путём превышения необходимой для реализации бензина прибыли).  Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что розничная цена на бензин марки АИ-92 в вышеназванный временной период превышала сумму расходов и прибыли, необходимых для реализации данного вида топлива, следовательно, обладала признаками монопольно высокой цены.

Анализ калькуляционных составляющих розничной цены автомобильного бензина марки АИ-95 при реализации его Обществом в Вологодской области в 2015 и 2016 годах показал следующее.

В период с сентября 2015 года по январь 2016 года себестоимость (т.е. цена приобретения товара без затрат на доставку и реализацию) снижалась. Остальные калькуляционные составляющие (коммерческие расходы, управленческие расходы, прочие доходы и расходы) изменялись незначительно. Прибыль до налогообложения росла.

В этих условиях динамика розничной цены выглядит следующим образом:

     - в период с октября 2015 года по январь 2016 года выручка (т.е. среднемесячная розничная цена с учётом всех предоставляемых скидок) снижалась незначительно;

     - в период с октября 2015 года по февраль 2016 года розничная цена бензина АИ-95 не изменялась.

        Согласно отчёту о финансовых результатах Общества за январь- октябрь 2016 года прибыль (до налогообложения) в период с января по октябрь 2015 года составила ХХХХХХХХХХ рублей, за 12 месяцев 2015 года ХХХХХХХХХХ рублей, за январь 2016 года составила ХХХХХХХХХ рублей. Это свидетельствует о росте/наличии прибыли в период с ноября 2015 года по январь 2016 года (включительно), в том числе и от результатов розничной продажи бензина АИ-95.

            Согласно калькуляции в сентябре 2015 года прибыль до налогообложения была отрицательная (- ХХХ руб./т), а в октябре 2015 года стала положительная (+ ХХХХ руб./т). Таким образом, убыток, полученный в предыдущие периоды, был компенсирован, и с октября 2015 года Общество получало прибыль и вышло на положительную рентабельность (Х%).

       Выйдя в октябре 2015 года на положительную рентабельность (Х%) и прибыль Общество (в условиях продолжающегося снижения себестоимости и не снижения розничной цены бензина АИ-95) продолжало увеличивать прибыль (по сравнению с рентабельностью до Х%, при которой работало длительный период: весной и летом 2015 года).  В ноябре 2015 года рентабельность составила Х,Х%, в декабре 2015 года составила Х,Х%, а в январе 2016 года составила ХХ,Х%. В феврале 2016 года произошло увеличение себестоимости, что обусловило рост розничной цены.

Таким образом, в течение 4-х месяцев, а именно в период с октября 2015 года по январь 2016 года (включительно) Общество в вышеуказанных условиях (при наличии экономических предпосылок для снижения розничной цены) поддерживало и не снижало розничную цену на бензин марки АИ-95 в Вологодской области (путём превышения необходимой для реализации бензина прибыли). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что розничная цена на бензин марки АИ-95 в вышеназванный временной период превышала сумму расходов и прибыли, необходимых для реализации данного вида топлива, следовательно, обладала признаками монопольно высокой цены.

Проанализировав представленные ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» возражения на заключение на обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных данных полагать, что розничные цены на дизельное топливо, установленные Обществом на территории Вологодской области в 2015 и 2016 годах, являются монопольно высокими.

Сведений о том, что на формирование розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 в соответствующие временные периоды значительно (соизмеримо с ростом прибыли) повлияли какие-то объективные факторы, связанные с увеличением расходов на деятельность по розничной реализации топлива, с изменением состава продавцов или покупателей, условиями обращения товара на розничных рынках топлива, иными обстоятельствами, Обществом в Управление не представлено.

Таким образом, поддержание ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» розничных цен на одном уровне позволило Обществу увеличить рентабельность продаж автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95. Установленные Обществом цены на указанные виды топлива в анализируемые периоды превышают сумму необходимых для осуществления данного вида деятельности расходов и прибыли, следовательно, обладают признаками монопольно высокой цены. При этом Общество получало прибыль от реализации автомобильных бензинов указанных марок не только в анализируемые периоды времени, но и по итогам календарного года, о чем свидетельствуют показатели рентабельности Общества за 2015 и 2016 годы.

Поскольку ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» занимает доминирующее положение на товарных рынках, что дает Обществу возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке, в том числе и предопределять выбор покупателя на товарном рынке. Занимаемая им доля на товарных рынках свидетельствует о том, что независимые хозяйствующие субъекты не могут составить конкуренцию ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Автомобильные бензины являются товаром, который покупатель не имеет возможности заменить и спрос на который постоянно высок. Покупатель автомобильных бензинов в рассматриваемых отношениях является слабой стороной, а Общество – профессиональной организацией, имеющей разветвленную сеть АЗС.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» злоупотребляет своим доминирующим положением на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 в соответствующих географических границах путем установления и поддержания монопольно высоких розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в периоды с ноября 2015 года по февраль 2016 года, октябрь 2016 года и автомобильный бензин марки АИ-95 в период с октября 2015 года по январь 2016 года, ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» нарушило запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что ущемило интересы неопределенного круга потребителей.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотреблении доминирующим положением на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в соответствующих географических границах на территории Вологодской области путем установления и поддержания монопольно высоких розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в периоды с ноября 2015 года по февраль 2016 года, октябрь 2016 года и автомобильный бензин марки АИ-95 в период с октября 2015 года по январь 2016 года.

2. Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 01-10АМЗ/17

 

27 октября 2017 года                                                                                                           г. Вологда

 

Комиссия Вологодского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзляковой Н.В. – руководителя Управления, председателя Комиссии;

Проничевой Н.И. – начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Дьякова С.В. – заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Скребкова Н.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Минаева А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления;

Сучкова О.Н. – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти и закупок, члена Комиссии Управления,

Смирновой Н.Н. – старшего государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления,

Полетаевой Ю.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа, члена Комиссии Управления,

на основании решения от 27 октября 2017 года по делу № 01-10АМЗ/17 о нарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (ИНН 5260136595, место нахождения: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 26) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов в соответствующих географических границах на территории Вологодской области, а именно: не допускать не обоснованного повышения цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95, для чего при формировании розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 исходить из необходимых для реализации товара расходов и прибыли, а также в течении одного года с момента получения настоящего предписания представлять в Управление экономическое обоснование по каждому факту повышения розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 с приложением подтверждающих документов (расчетов обоснования изменения розничных цен, представляемых в Ценовой комитет, протоколов заседаний Ценового комитета об утверждении розничных цен; калькуляций себестоимости с указанием всех статей затрат, графиков динамики закупочных и розничных цен, бухгалтерской отчетности и других документов).

2. Экономическое обоснование повышения розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 с приложением подтверждающих документов ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» должно представляться в Управление в течение 3 рабочих дней с даты их утверждения Ценовым комитетом.

 

 

                                                                                                                                 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           Н.В. Мерзлякова

 

Члены Комиссии                                                                                       Н.И. Проничева

                                                                                                                    С.В. Дьяков

                                                                                                                    Н.В. Скребков

                                                                                                         А.Б. Минаев

                                                                                                                    О.Н. Сучков

                                                                                                               Ю.Н. Полетаева

                                                                                                             Н.Н. Смирнова

 

[1] Торговая наценка (надбавка) в абсолютных единицах представляет собой разность между ценой продажи данного товара и ценой, по которой товар приобретен продавцом, а в относительных (%) – отношение разности между ценой продажи и ценой приобретения к цене приобретения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны