Решение №035/10/18.1-90/2023 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодско... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


       

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172) 72-99-70

факс: (8172) 72-46-64, e-mail: to35@fas.gov.ru

 

                                                                         ООО «СВ-Нефть»

tender@sv-neft.ru

 

Акционерное общество

«Вологдагортеплосеть»

160012, г. Вологда, ул. Яшина, д. 8А

info@vgts35.ru

 

АО «ЕЭТП»

ko@roseltorg.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/10/18.1-90/2023

 

 

17 февраля 2023 года                                                                                                         г. Вологда                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия), в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;

Сучков О.Н. – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии;

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «СВ-Нефть» на действия Акционерного общества «Вологдагортеплосеть» при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива (номер извещения на сайте ЕИС 32312043550),

в присутствии представителя ООО «СВ-Нефть» Самуровой Л.А. (по доверенности), представителя Акционерного общества АО Вологдагортеплосеть» Жироховой И.А. (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Управление) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению жалоба ООО «СВ-Нефть» (далее - Заявитель) на действия Акционерного общества «Вологдагортеплосеть» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива (номер извещения на сайте ЕИС 32312043550; далее – закупка, аукцион).

Жалоба на положения документации об аукционе поступила в Управление до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, и на основании частей 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) подлежит рассмотрению антимонопольным органов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

По мнению Заявителя, Заказчик в аукционной документации неправомерно установил требование к месту поставки товара, ограничивающее круг потенциальных участников закупки, а именно условие о расположении ближайшей АЗС Поставщика к Заказчику на расстоянии не далее 2000 метров от адреса: г. Вологда, ул. Советский проспект, д. 125А. Ближайшая АЗС Заявителя находится от места нахождения Заказчика на расстоянии более 5000 метров. У Заявителя отсутствует возможность заключить партнерский договор через сторонние АЗС.

Уведомлением Управления от 06.02.2023 № АР/413/23 рассмотрение жалобы назначено на 09.02.2023. Ввиду необходимости получения дополнительной информации в соответствии с уведомлением от 09.02.23г. срок принятия решения по жалобе продлен.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством использования видеоконференц-связи. В рассмотрении жалобы объявлен перерыв. Решение по жалобе принято 17.02.2023.

От Заказчика поступили письменные возражения, дополнения к возражениям поддержанные на заседании Комиссии, согласно которым он считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, установила следующее.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд акционерного общества «Вологдагортеплосеть» утвержденным председателем Совета директоров (протокол Совета директоров № 107  от 11.11.2022).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

К числу основных принципов закупочной деятельности Закон о закупках относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением установленных случаев.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в    национальнойсистеме    стандартизации,    принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Извещение о проведении аукциона и аукционная документация размещены 19.01.2023 года в Единой информационной системе на сайте https://zakupki.gov.ru и на сайте АО «Единая электронная торговая площадка» по адресу в сети «Интернет»: http://roseltorg.ru. В аукционную документацию 23.01.2023г. внесены изменения.

Согласно пункту 5 раздела I «Информационная карта» аукционной документации предмет закупки – поставка автомобильного бензина и дизельного топлива.

В пункте 9 раздела I «Информационная карта» аукционной документации указано место поставки товара – заправка через сеть АЗС, оснащенных специальным электронным оборудованием, предназначенным для совершения операций с использованием топливных карт и расположенных в пределах территории г. Вологда.

В пункте 1 раздела II «Техническое задание» аукционной документации, в пункте 1.5 раздела III «Проект договора» аукционной документации указано место поставки товара: заправка через сеть АЗС, оснащенных специальным электронным оборудованием, предназначенным для совершения операций с использованием топливных карт и расположенных в пределах территории г. Вологда. Расстояние от места расположения Заказчика (г. Вологда, Советский проспект, д. 125а) до ближайшей АЗС не должно превышать 2000 метров. Количество АЗС, принимающих топливные карты, должно быть не менее 3 (трех).

Заказчик пояснил, что требуемого расстояние 2000 метров до АЗС обусловлено потребностью обеспечения наилучшей производительности работы, экономии топлива и рабочего времени водителей, рабочих бригад, а также для минимизации холостого пробега авто- и спецтехники, находящейся в собственности АО «Вологдагортеплосеть».

Постановлением Администрации города Вологды от 12.03.2020 № 298 АО «Вологдагортеплосеть» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела I «Общие положения» Положения № 07/01 «Об аварийно-диспетчерской службе», утвержденного и.о. генеральным директором АО «Вологдагортеплосеть» аварийно-диспетчерская служба является самостоятельным структурным подразделением АО «Вологдагортеплосеть», которая с целью обеспечения устойчивой, надежной и экономической работы энергетического оборудования, а также бесперебойного теплоснабжения потребителей, является ответственной за выполнение комплекса организационно-технических мероприятий (в объеме, определенной для службы) по управлению тепломеханическим оборудованием, теплопроводами, аппаратурой систем противоаварийной и режимной автоматики, средствами диспетчерского и технологического управления, для обеспечения экономичной работы систем теплоснабжения и рационального использования энергоресурсов при соблюдении режимов потребления, локализацию и ликвидацию технологических нарушений.

Заказчик пояснил, что для недопущения перерывов в подаче тепловой энергии потребителям, аварийно-восстановительным бригадам необходимо в кратчайшие сроки выехать на место аварии (инцидента) для оценки степени повреждения, с последующим устранением выявленных дефектов.

Таким образом, удаленность АЗС влияет на скорость устранения аварийных ситуаций.

При установлении требований по количеству АЗС и удаленности от транспортных участков Заказчика, Заказчик руководствовался также и нормами расхода топлива автомобильного транспорта. Нормы расхода топлива автомобильного транспорта АО «Вологдагортеплосеть» утверждены приказами генерального директора предприятия и составлены на основании Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Для того чтобы автотранспортное средство доехало до АЗС необходим определенный расход топлива. Если АЗС будет располагаться далеко от участка Заказчика, никакого эффективного использования денежных средств быть не может, и Заказчик будет нести дополнительные расходы на топливо.

 Время нахождения в дороге, в том числе непроизводственный пробег до места заправки, имеет большое значение. С учетом того, что договор на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива заключается на срок 11 месяцев экономия времени Заказчика будет существенной.

            Представленный Заявителем альтернативный расчет экономии расходов Заказчика на топливо сделан исключительно с учетом участия в торгах Заявителя с его отпускной (розничной) ценой на АЗС.

            Между тем, Закон о закупках, Закон о защите конкуренции не обязывают Заказчика на этапе организации закупки определять возможные стоимостных предложения всех участников товарного рынка, а также выявлять потенциальных участников торгов в целях установления вероятных вариантов экономии денежных средств.

В радиусе 2000 метров от местонахождения Заказчика находятся 3 (три) АЗС: Teboil, Лукойл, ВеnzOK.

Заявитель не представил доказательств, подтверждающих невозможность заключить партнерский договор на отпуск нефтепродуктов через сторонние АЗС, находящиеся в необходимом для Заказчика радиусе.

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики от 16.05.2018 по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Следовательно, само по себе отсутствие у Заявителя ближайшей АЗС, находящиеся в необходимом радиусе для Заказчика, не означает, что действия последнего повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Аналогичная позиция отражена в судебных актах по делу № А40-101220/21.

Установленные Заказчиком в аукционной документации требования к нахождению места поставки товара не противоречит положениям действующего законодательства.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, Заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СВ-Нефть» на действия АО «Вологдагортеплосеть» при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                          И.А. Смышляева

 

Члены Комиссии:                                                                                                 О.Н. Сучков

 

                                                                                                                                  Е.А. Косоногова

                                                                                                           

                                                                                              

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны