Решение б/н РЕШЕНИЕ № 03-10АМЗ/12 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 03-10АМЗ/12
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 20.10.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Щепелина Валентина Петровича – заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;
Проничевой Наталии Ивановной – начальника отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий, член Комиссии;
Коробковой Марины Владимировны – старшего государственного инспектора отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий, член Комиссии;
Фаниной Ольги Сергеевны – государственного инспектора отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий, член Комиссии;
В отсутствии Скребкова Николая Вадимовича – главного специалиста-эксперта отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий.
рассмотрев дело № 03-10АМЗ/12, возбужденное в отношении ОАО «Ростелеком» (юридический адрес : 191002 г.Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15), по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от ******* о признаках нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Ростелеком», выразившееся в несоблюдении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 №310.
В заявлении, поступившем в антимонопольный орган, указано на незаконность взимания ОАО «Ростелеком» денежного вознаграждения при оказании информационно-справочного обслуживания.
В отношении ОАО «Ростелеком» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ( далее – Закон о защите конкуренции).
На заседании комиссии ******* поддержал изложенные в заявлении доводы. Так в марте 2011 года заявитель обращался в информационно-справочную службу «8-118-09» за справкой. Ему было отказано ОАО «Ростелекомом» в предоставлении информации о номере телефона местной телефонной сети, т.к. данные по запрашиваемому юридическому лицу были неполными. ОАО «Ростелеком», руководствуясь разъяснениями в письме от 30.06.1998 года государственного Комитета РФ по связи и информатике №4209 и письмом Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи №899 от 30.069.1998 года «Об оплате услуг справочно-информационных служб операторов связи сети ТфОП». Таким образом, заявителю пришлось обращаться в платную информационно-справочную службу «8-118-11». Время обслуживания вызова составило 2 мин. 49 сек. При повременной системе тарификации продолжительность разговора округляется до минуты, поэтому к оплате был выставлен счет за 3 минуты обслуживания. Факт оказания услуги подтвержден записями аппаратуры учета соединений (квитанция приложена к делу).
Представитель ОАО «Ростелеком» на заседании комиссии факт нарушения не признал. Отметил, что оказание информационно-справочных услуг не является регулируемым видом деятельности. При оказании данной справочной услуги в случае предоставления неполных данных необходимо осуществить ряд дополнительных операций. Соответственно, это является дополнительными затратами. Указал, что в соответствии с п. п. 12, 13 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 (далее – Правила), операторы обязаны создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи. Действующими Правилами, установлено что в системе информационно-справочного обслуживания оказываются платные и бесплатные информационно-справочные услуги.(п. 14). Перечень информационно-справочных услуг, предоставляемых оператором связи бесплатно и круглосуточно, определен пунктом 15 Правил.
В данный перечень включены следующие информационно-справочные услуги:
а) выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица), о тарифах на услуги местной телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента и о местном времени;
б) вызов бюро ремонта сети местной телефонной связи;
в) прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию
услугами телефонной связи;
г) предоставление информации, связанной с оказанием универсальных услуг связи.
В целях выполнения требований Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), п. 15 Правил оказание круглосуточной услуги информационно-справочной службы «8-118-09» абонентам (пользователям) осуществляется бесплатно по номерам телефонов социально-значимых организаций.
Предоставление справки о номере телефона физического (юридического) лица осуществляется ОАО «Ростелеком» бесплатно по «полным данным». Для этого абоненту необходимо сообщить оператору связи - фамилию, имя, отчество, полный адрес Абонента-гражданина (о номере которого заказана справка), а в отношении юридического лица, юридическое название организации, адрес (улица, номер дома), т.е. «полные данные» об абоненте оператора связи.
Согласно статье 2 Закона о связи абонент- пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального номера идентификации.
В силу действия п.53 Правил, основными сведениями об абоненте, позволяющими его идентифицировать относятся: фамилия, имя, отчество абонента-гражданина, номер его телефона, и место жительства. К сведениям об абоненте - юридическом лице, достаточным для его идентификации относятся наименование (фирменное наименование), его местонахождение (место государственной регистрации), адрес установки оборудования.
С учетом изложенного, вышеуказанные сведения формируют «Данные об абоненте» для последующего их включения в систему информационно-справочного обслуживания оператора связи. Из содержания вышеуказанных норм следует, что обязанность Оператора связи предоставлять бесплатно и круглосуточно информационно-справочные услуги по выдаче справки о номере телефона абонента предусмотрена законодателем при условии наличия необходимых сведений об абоненте, т.е. по полным данным.
«Полные данные» - это необходимая информация о запрашиваемом лице (абоненте), позволяющая осуществить его идентификацию в системе информационно-справочного обслуживания, по следующим параметрам:
- для абонентов - физических лиц: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, включая населённый пункт, улицу, номер дома и квартиры;
- для абонентов - юридических лиц: наименование - фирменное наименование, адрес, включая номер дома. Справка по полным данным предоставляется бесплатно, независимо от места проживания на территории города и области абонента, обратившегося за справкой. В случае, если абонент не может сообщить полную информацию о запрашиваемом лице, ему предоставлена возможность получить сведения путем осуществления оператором связи поиска необходимой информации.
«Неполные данные» - предоставленная оператору связи информация о запрашиваемом лице (абоненте), которая не позволяет осуществить его идентификацию в системе информационно-справочного обслуживания, в связи с отсутствием какого-либо параметра, входящего в полные данные.
Например, категория «физические лица»- номер телефона физического лица по неполным данным (Ф.И.О)
- номер телефона физического лица по неполным данным (улица, номер дома). При отсутствии необходимых сведений, оператору связи требуются дополнительные затраты на поиск данной информации, поскольку невозможно быстро идентифицировать абонента в системе и, соответственно, выдать справку о его номере телефона.
В этом случае, перед выдачей справки в обязательном порядке оператором связи сообщается абоненту о том, что предоставление справки по «Неполным данным» является платным и указывается стоимость услуги, установленная Прейскурантом. При условии согласия абонента на получение справки по неполным данным, справка выдается платно и тарифицируется в соответствии с утвержденным тарифом.
Прейскурантом № 01/11-3 (Книга 2/11-3) Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» введены тарифы на услуги связи Вологодского филиала ОАО «Ростелеком» Стоимость одной платной справки за 1 минуту соединения составляет 33 рубля. Тарификация установлена «поминутно».
В настоящее время при звонке абонента на любой из номеров, закрепленных за информационно-справочной службой, оказание информационно-справочных услуг осуществляется в следующем порядке:
- при поступлении вызова на номер «8-118-09», оператор обрабатывает запрос абонента. Если запрашиваемая информация относится к категории неполных данных, оператор информирует абонента о выдаче справки на платных условиях по номеру «8-118-11».
Оператор по номеру «8-118-11» осуществляет поиск запрашиваемой информации в справочной системе и производит тарификацию услуги в соответствии с Прейскурантом № 01/11-3 (Книга 2/11-3).
Стоимость оказанных в текущем месяце платных справочно-информационных услуг, включается в счёт абоненту ОАО «Ростелеком», выставляемый по договору на оказание услуг связи по окончанию расчётного периода (1 календарный месяц). Сроки оплаты данного счёта оговорены в договоре об оказании услуг связи.
Кроме того, представители ОАО «Ростелеком» ссылаются на то, что бесплатно предоставляется информация о номере телефона местной телефонной сети по службе «8-118-09» только по полным данным, руководствуясь при этом разъяснениями в письме от 30.06.1998 года государственного Комитета РФ по связи и информатике №4209 и Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи №899.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ростелеком», выразившихся в установлении тарифов на услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом комиссия исходит из следующего. Согласно статье 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц. ОАО «Ростелеком» приказом № 511-Р от 24.03.2000 ФСТ РФ включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в Раздел 2 «Услуги общедоступной электросвязи» под регистрационным номером 77-2-7, а согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Соответственно, ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи.
Как следует из буквального толкования статьей 44, 46 Закона о связи и пунктов 1, 15 Правил система бесплатного информационно-справочного обслуживания является составной частью услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, то есть является услугой, оказываемой субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона о связи оператор связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономически обоснованных затрат, сведения об абонентах его сети связи организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания.
Таким образом, в соответствии со статьёй 46 Закона о связи гражданин имеет право на получение от оператора связи бесплатного информационно-справочного обслуживания.
Согласно пункту 15 Правил оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, обязан предоставить бесплатно и круглосуточно такую информационно-справочную услугу как выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица).
Буквальное толкование норм действующего законодательства не содержит деление информационно-справочных услуг на платность и бесплатность по видам сообщаемых сведений о запрашиваемом номере: полные и неполные.
В соответствии с Конституцией России любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 53 Закона о связи к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование. При этом при подготовке данных для информационно-справочного обслуживания могут быть использованы фамилия, имя, отчество абонента-гражданина и его абонентский номер <...> наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования.
В соответствии с Правилами в договоре указываются следующие данные: сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) - для юридического лица).
Таким образом, при отсутствии закрепленного понятия «полные данные», законодатель, устанавливая обязанность бесплатной выдачи справки о номере абонента, исходил из наличия у лица, пользующегося услугой справки, лишь части сведений, то есть «неполных данных».
Персональные данные, как правило, на законных основаниях известны лишь узкому кругу лиц, что фактически не позволяет получить бесплатную справку о номере физического лица. Кроме того, полными данными об абоненте – юридическом лице, исходя из принципа разумности, также будет располагать незначительное число лиц. В иных случаях, сообщить полные данные практически невозможно.
Следует особо отметить, что справка должна быть оказана бесплатно, при этом законодательно не установлена обязанность у лица, пользующегося услугой справки, сообщить для этих целей «полные данные», так как само понятие отсутствует.
Таким образом, отсутствуют основания использовать критерий полноты или неполноты сведений при определении платности и бесплатности справки.
Исходя из вышеперечисленного, ОАО «Ростелеком» самостоятельно определило содержание понятия «полные данные».
Доводы ОАО «Ростелеком» о законности применения указанного тарифа в связи с наличием письма Госкомсвязи РФ № 4209, ФСЕМС № 899 от 30.06.1998 «Об оплате услуг справочно-информационных служб операторов связи сети ТФОП» являются необоснованными, так как:
1) данное письмо не является нормативно-правовым актом и носит общеразъяснительный характер;
2) с момента написания данного письма изменилась нормативная база: был принят новый федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» и Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310, соответственно, данное письмо не может регулировать правоотношения, возникшие после принятия данных актов.
Довод ОАО «Ростелеком» о праве ОАО «Ростелеком» самостоятельно устанавливать цены на услуги, не регулируемые государственными органами, Комиссией принимается и не опровергается, но данный довод не относится к существу рассматриваемого вопроса (распространение самостоятельно утверждённых тарифов на услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным, то есть на услуги, которые должны оказываться бесплатно.
Действия ОАО «Ростелеком» по утверждению тарифов на услуги информационно-справочной службы в части распространения данных тарифов на оказание услуг по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным, могут привести к ущемлению интересов потребителей услуги, так как потребители будут вынуждены оплатить услугу, которую должны получить бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать положение ОАО «Ростелеком» доминирующим на рынке оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной электрической связи в границах принадлежащих предприятию сетей.
2. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в установлении тарифов на услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным с использованием телефона справочной службы «8-118-09», нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
3. Выдать ОАО «Ростелеком» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем:
- прекращения применения тарифов, информационно-справочной службы при оказании услуг по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным с использованием телефона справочной службы «8-118-09»;
- оказывать услуги по выдаче справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) по неполным данным с использованием телефона справочной службы «8-118-09» бесплатно.
4. Передать дело уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Вологодской области для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве.
5.Об исполнении предписания доложить в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области строго
до 27 ноября 2012 года с приложением подтверждающих выполнение решения документов, надлежаще заверенных.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
| В. П. Щепелин |
Члены комиссии: |
| Н.И.Проничева |
|
| М.В.Коробкова |
|
| О. С. Фанина |
|
| Н.В.Скребков – отсутствует. |