Решение б/н РЕШЕНИЕ № 03-10АМЗ/15 от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 03-10АМЗ/15

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 18.03.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Н.И. – начальник отдела по анализу конкуренции и контролю

естественных монополий;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

рассмотрев дело № 03-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99 «б», г. Вологда, 160014), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договорами № ТП-12/0378 от 25.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1557 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1560 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1558 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1559 от 10.05.2012 г. (<…>) мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: Вологодская область, г. Вологда, д. Ефимьево, садоводческое товарищество «Керамик-2», участок 53 (<…>), участок 55 (<…>), участок 47 (<…>), участок 54 (<…>), участок 56 (<…>), результатом которого  является ущемление интересов заявителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.01.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление членов садоводческого товарищества «Керамик-2», а именно <…> (далее – заявители) на действия ГП ВО «Областные электротеплосети» (далее - Предприятие), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договорами № ТП-12/0378 от 25.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1557 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1560 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1558 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1559 от 10.05.2012 г. (<…>) мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: Вологодская область, г. Вологда, д. Ефимьево, садоводческое товарищество «Керамик-2», участок 53 (<…>), участок 55 (<…>), участок 47 (<…>), участок 54 (<…>), участок 56 (<…>).

В соответствии с приказом Управления № 62 от 11.12.2015 года возбуждено дело №03-10АМЗ/15 в отношении ГП ВО «Областные электротеплосети» по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из содержания заявления следует, что между заявителями и Предприятием заключены договоры № ТП-12/0378 от 25.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1557 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1560 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1558 от 10.05.2012 г. (<…>), №ТП-11/1559 от 10.05.2012 г. (<…>) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договоры).

Согласно пункта 1.5 Договоров, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям индивидуальных жилых домов заявителей составляет 6 месяцев со дня заключения настоящих договоров.

Заявителями произведена оплата стоимости услуг в размере 550 рублей согласно п.3.1 Договоров.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)) и условий Договоров мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилых домов заявителей к сетям ГП ВО «Областные электротеплосети» должны быть исполнены Предприятием не позднее 26.11.2012 (по договору со Смирновой Е.В.) и не позднее 11.11.2012 г. (по договорам с <…>). На момент подачи заявления в Управление и на момент рассмотрения дела Комиссией 05.03.2015 года мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Договорами со стороны ГП ВО «Областные электротеплосети» не выполнены.

На заседании Комиссии заявители поддержали заявленные требования.

Предприятие в своих письменных объяснениях указало, что для выполнения мероприятий по заключенным с заявителями договорам, единственно возможным способом подключения энергопринимающих устройств заявителей к сетям сетевой организации является опосредованное присоединение через электрические сети СНТ «Надежда». В связи с этим, Предприятием в адрес указанного товарищества неоднократно направлялись письма с целью получения согласия на прохождение линии электропередач (далее – ЛЭП) по территории СНТ «Надежда». Кроме того, СНТ «Надежда» было предложено осуществить за счет сетевой организации замену деревянных опор товарищества на железобетонные. В ответ на письма Предприятия СНТ «Надежда» ответило отказом. В связи с этим, у Предприятия отсутствует технологическая возможность осуществить присоединение заявителей.

Определением о назначении дела к рассмотрению, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено СНТ «Надежда» в лице председателя <…>.

Представитель СНТ «Надежда» на заседании Комиссии пояснил, что ЛЭП, которую планирует использовать Предприятие для технологического присоединения заявителей, построена за счет членов СНТ «Надежда» и находится в надлежащем состоянии. После обращений ГП ВО «Областные электротеплосети» (23.06.2014 г. и 22.07.2014 г.), на общем собрании членов СНТ «Надежда» 12.07.2014 г. было принято решение об отказе в согласовании технологического присоединения заявителей через сети товарищества.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

В результате реорганизации ГЭП ВО «Вологдаоблкоммунэнерго», все права и обязанности, связанные с отношениями в сфере услуг по передаче электрической энергии перешли к вновь созданному предприятию ГП ВО «Областные электротеплосети».

По сведениям, имеющимся в Управлении (Выписка из ЕГРЮЛ № 16710 от 30.05.2014 г.), основным видом деятельности ГП ВО «Областные электротеплосети» в настоящее время являются услуги по передаче электроэнергии (код ОКВЭД - 40.10.2), которые  согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ  «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

  Исходя из вышеизложенного, Управление приходит к выводу о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в г. Вологда в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Договоры с заявителями были заключены 10.05.2012 г. (<…>) и 25.05.2012 г. (<…>).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

  Граждане как заявители соответствуют критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договоров мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома <…> к электрическим сетям ГП ВО «Областные электротеплосети», включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 26.11.2012, индивидуальных жилых домов <…> - не позднее 11.11.2012 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Предприятием не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договорами, мероприятия по технологическому присоединению индивидуальных жилых домов заявителей.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявки направленные гражданами в ГП ВО «Областные электротеплосети» были приняты, в результате чего были составлены соответствующие договоры. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Предприятия имелись.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Доводы Предприятия о том, что выполнение мероприятий, предусмотренных Договорами, было невозможно по причине отказа СНТ «Надежда» в согласовании строительства ЛЭП, Управление отклоняет по следующим основаниям.

Как пояснил представитель Департамента на заседании Комиссии, после получения запроса Предприятия 20.08.2014 г., были организованы совместные выездные мероприятия с представителями ГП ВО «Областные электротеплосети».

В соответствии с пп.г п.25(1), распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Одним из вариантов осуществления технологического присоединения заявителей является присоединение посредством электросетевого хозяйства, принадлежащего СНТ «Надежда». В связи с этим, Предприятием было направлено два письма с вопросами о согласовании мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям СНТ «Керамик-2» посредством электросетевого хозяйства СНТ «Надежда».

Однако указанные письма были направлены лишь 11.06.2013 г. (спустя более шести месяцев момента истечения сроков исполнения мероприятий в рамках заключенных Договоров), а также 23.06.2014 г. и 22.07.2014 г. (то есть спустя более полутора лет с момента истечения сроков исполнения мероприятий в рамках заключенных Договоров).

Кроме того, на заседании Комиссии, ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие разработку всех возможных альтернативных вариантов осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ГП ВО «Областные электротеплосети» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий)  Правил, а именно в бездействии при исполнении договоров № ТП-12/0378 от 25.05.2012 г., №ТП-11/1557 от 10.05.2012 г., №ТП-11/1560 от 10.05.2012 г., №ТП-11/1558 от 10.05.2012 г., №ТП-11/1559 от 10.05.2012 г. по технологическому присоединению индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: Вологодская область, г. Вологда, д. Ефимьево, садоводческое товарищество «Керамик-2», участок 53, участок 55, участок 47, участок 54, участок 56.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГП ВО «Областные электротеплосети» (адрес: ул. Горького, д. 99 «б», г. Вологда, 160014, ИНН 3525292158, ОГРН 1133525000069) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий)  Правил, а именно в бездействии при исполнении договоров № ТП-12/0378 от 25.05.2012 г., №ТП-11/1557 от 10.05.2012 г., №ТП-11/1560 от 10.05.2012 г., №ТП-11/1558 от 10.05.2012 г., №ТП-11/1559 от 10.05.2012 г. по технологическому присоединению индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: Вологодская область, г. Вологда, д. Ефимьево, садоводческое товарищество «Керамик-2», участок 53, участок 55, участок 47, участок 54, участок 56  к сетям Предприятия, результатом которого явилось ущемление интересов граждан <…>

2. Выдать ГП ВО «Областные электротеплосети» предписание о прекращении нарушения положения части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны