Решение №035/10/18.1-525/2019 Решение по жалобе ООО «Вологодские карьеры» в порядке, устан... от 24 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

от 26.09.2019г. № 4544

┌                                                                     ┐

Уполномоченный орган по проведению аукциона на право пользования участками недр, организатор торгов:

Департамент природных ресурсов

и охраны окружающей среды

Вологодской области

160035, г. Вологда, ул. Зосимовская, 65 

priroda@gov35.ru 

 

Аукционная комиссия по проведению аукциона на право пользования участками недр:

Аукционная комиссия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по проведению аукциона на право пользования участками недр

160035, г. Вологда, ул. Зосимовская, 65 

priroda@gov35.ru 

 

Участник торгов (аукциона),

податель жалобы:

ООО «Вологодские карьеры»

162603, г. Череповец,

ул. Боршодская, д. 48, оф. 2

nerud-krm@mail.ru

 

Иные участники торгов (аукциона):

ООО «ОблГрад»

162600, г. Череповец,

проезд Металлистов, д. 3

lesremkomplex@yandex.ru

 

ООО «Сфера»

160029, г. Вологда,

ул. Машиностроительная, д. 26, оф. 14

 

 

 

ООО «Северагрогаз»

161300, Вологодская область,

г. Тотьма, ул. Володарского, д. 29

 

 

ООО «Компания Лесремкомплекс»

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б, этаж 2 П XI К 60Е оф. 99

 

ПАО «Вологдаавтодор»

160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55

info@volavtodor.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 035/10/18.1-525/2019 (04-05/72-18.1-19)

 

«24» сентября 2019 года                                                                                             г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления) в утвержденном составе:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;

<…> – начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления;

<…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии Управления;

рассмотрев жалобу ООО «Вологодские карьеры» (далее – Общество) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на действия (бездействие) Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее – Департамент, Уполномоченный орган, Организатор торгов) и Аукционной комиссии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее – Аукционная комиссия) по проведению аукциона на право пользования участками недр с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении «12 км» в Бабаевском районе, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на месторождении «Царево» в Тотемском районе, геологического изучения, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на участке недр «Малашево» в Череповецком районе Вологодской области,

в присутствии:

-представителя от Департамента <…> (доверенность от 06.09.2019 № 46);

-директора Общества <…> (приказ от 24.10.2016 № 1);

-представителя от ООО «Сфера» <…> (доверенность от 19.09.2019 № б/н),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее –Управление) в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции принята к рассмотрению жалоба Общества на действия (бездействие) Аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования участками недр с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении «12 км» в Бабаевском районе, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на месторождении «Царево» в Тотемском районе, геологического изучения, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на участке недр «Малашево» в Череповецком районе Вологодской области (далее – аукцион, торги).

Информация и документация об аукционе размещена на официальном сайте торгов - https://torgi.gov.ru (извещения № 120719/2632136/01).

Условия проведения аукциона на право пользования участками недр и состав Аукционной комиссии утверждены приказом Департамента от 12.07.2019 № 236 «Об аукционе на право пользования участками недр». Условия проведения аукциона на право пользования участками недр размещены на Официальном сайте торгов.

Аукцион проводился по четырем лотам:

Лот № 1 – с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении «12 км» в Бабаевском районе Вологодской области на участке № 13 месторождения «Тотемское» в Тотемском районе Вологодской области;

Лот № 2 - с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении «12 км» в Бабаевском районе Вологодской области;

Лот № 3 - с целью разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на месторождении «Царево» в Тотемском районе Вологодской области;

Лот № 4 - с целью геологического изучения, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на участке недр «Малашево» в Череповецком районе Вологодской области.

По лоту № 1 аукцион признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок и предложения повышения цены.

По лоту № 2 заявки поданы ПАО «Вологдавтодор» и ООО «Вологодские карьеры».

По лоту № 3 заявки поданы ПАО «Вологдавтодор», ООО «Северагрогаз» и ООО «Вологодские карьеры».

По лоту № 4 заявки поданы ООО «Вологодские карьеры», ООО «Компания Лесремкомплекс» и ООО «Сфера».

Согласно протоколу Аукционной комиссии от 20.08.2019 № 2-19-1 аукцион по лотам № 2, 3 и 4 на основании пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), пункта 3.12 Положения о порядке и условиях проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области (далее – Положение о порядке и условиях проведения аукционов), утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 11.08.2003 № 756, и пункта 14 Условий проведения аукциона признан не состоявшимся в связи с отсутствием допущенных участников.

Не согласившись с решением Аукционной комиссии Общество подало жалобу в Управление, указав на отсутствие у Аукционной комиссии правовых оснований для отказа в принятии заявок ООО «Вологодские карьеры».

Департамент и члены Аукционной комиссии не согласились с доводами Общества, полагая, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Комиссия Управления, изучив представленные документы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы Общества, установила следующее.

В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

Согласно пункту 1.2 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 03.05.2011 № 452, предоставление в пользование участков недр местного значения осуществляется Департаментом, обеспечивающим реализацию полномочий органов исполнительной государственной власти области в области регулирования отношений недропользования.

В соответствии с пунктом 3.1.6.1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 05.04.2010 № 362, в области регулирования отношений недропользования Департамент принимает решение о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти области, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Порядок организации и проведения аукционов на право пользования участками недр регламентирован Законом о недрах и Положением о порядке и условиях проведения аукционов.

Положение о порядке и условиях проведения аукционов регулирует порядок и условия проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, утвержденный Департаментом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (пункт 1.1). Принятие решения о проведении аукциона, организацию и проведение аукциона, утверждение результатов аукциона осуществляет Уполномоченный орган (пункт 1.2). Предметом аукциона является право пользования конкретным участком недр или группой участков недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (пункт 1.3).

Согласно Положению о порядке и условиях проведения аукционов решение о проведении аукциона оформляется приказом Уполномоченного органа. В приказе утверждаются условия проведения аукциона, состав аукционной комиссии, объявление о проведении аукциона (пункт 2.1). Для проведения аукциона Уполномоченный орган формирует комиссию, которая состоит из председателя, секретаря и членов (представителей Уполномоченного органа, по согласованию - представителей территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр, органа местного самоуправления) (пункт 2.4).

Для участия в аукционе заявитель (участник аукциона) представляет в Уполномоченный орган в установленный в объявлении срок заявку по форме, утвержденной Уполномоченным органом, и документы согласно приложению к Положению о порядке и условиях проведения аукционов. Заявка и прилагаемые к ней документы представляются заявителем лично или по почте (пункт 3.1).

Согласно Перечню документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе (приложение к Положению о порядке и условиях проведения аукционов), заявитель предоставляет, в частности:

-данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, в том числе копии бухгалтерского баланса (с приложением всех обязательных форм) или налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (с приложением копии документа, подтверждающего возможность применения такой системы), за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа об их принятии или с документами, подтверждающими их представление в налоговые органы, заверенная подписью и печатью заявителя (при наличии печати);

 

-данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя, а также предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков, сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средствах и технологиях, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ.

Уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях проведения аукционов, а также документов, которые находятся в распоряжении Уполномоченного органа, государственных органов (пункт 3.5).

В течение 7 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок Комиссия проверяет заявку, приложенные к ней документы, и принимает одно из следующих решений:

-о принятии заявки и допуске к участию в аукционе в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных статьей 14 Закона о недрах;

-об отказе в приеме заявки в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 14 Закона о недрах.

Результаты работы комиссии отражаются в протоколе рассмотрения заявок, который подписывается в тот же день членами комиссии (пункт 3.17). В течение одного рабочего дня, следующего за днем подписания, протокол размещается на Официальном сайте торгов (пункт 3.18). Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней после проведения процедуры рассмотрения заявок направляет заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, уведомления о принятых Комиссией решениях (пункт 3.19).

Основания отказа в приеме заявки на участие в аукционе установлены статьей 14 Закона о недрах, которые являются исчерпывающими.

Из материалов жалобы Общества следует, что заявки Общества по лотам № 2, 3 и 4 отклонены на основании пункта 1 статьи 14 Закона о недрах (заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона), пункта 3.12 Положения о порядке и условиях проведения аукционов и пункта 14 Условий проведения аукциона.

В протоколе Аукционной комиссии от 20.08.2019 № 2-19-1 и уведомлении об отказе в приеме заявки на участие в аукционе (письмо Департамента от 23.08.2019 № их.08-5760/19) не указаны конкретные основания и обстоятельства признания заявок ООО «Вологодские карьеры», как поданных с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона.

В письменных пояснениях от 19.09.2019 № их.08-6455/19 Департамента указано, что в заявочных материалах Общества отсутствовали копии документа, подтверждающего возможность применения системы налогообложения, и штатного расписания.

Представители Общества указали, что к заявкам были приложены:

-упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год по форме по КНД 0710096;

-соглашение о намерениях от 26.07.2019, заключенное с индивидуальным предпринимателем Кувшинниковым Е.Г., и документы о кадровом составе, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр.

Факт наличия данных документов в составе заявок Общества Департаментом не оспаривается.

Согласно письму ФНС России от 20.02.2016 № СД-3-3/727@ форма КНД 0710096 -  машиночитаемая форма упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, включает в себя упрощенную форму бухгалтерского баланса, упрощенную форму отчета о финансовых результатах, упрощенную форму отчета о целевом использовании средств и рекомендована ФНС России. Предоставление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности по форме КНД 0710096 соответствует требованиям Положения о порядке и условиях проведения аукционов о предоставлении данных о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств.

Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе (приложение к Положению о порядке и условиях проведения аукционов) о кадровых возможностях заявителя и предприятий, привлекаемых в качестве подрядчиков, не является исчерпывающим.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации и не является обязательным для применения. Негосударственные организации вправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно (письма Роструда от 09.01.2013 № 2-ТЗ, от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).

В материалах жалобы не представлены доказательства об отсутствии правовых оснований для заключения Обществом соглашение о намерениях от 26.07.2019 и не достоверности документов о кадровом составе, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр.

Комиссией Управления установлено, что заявки ООО «Вологодское карьеры» для участия в аукционе по лотам № 2, 3 и 4 оформлены по установленной Департаментом форме, к которым представлены документы, подтверждающие данные о кадровом составе, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, а также документы, подтверждающие данные о финансовых возможностях Общества, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и (или) привлеченных средств.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила, что протокол Аукционной комиссии от 20.08.2019 № 2-19-1 размещен на Официальном сайте торгов только 22.08.2019, что является нарушением пункта 3.18 Положения о порядке и условиях проведения аукционов. Данный факт не отрицается Департаментом.

Уведомление об отказе в приеме заявки на участие в аукционе (письмо Департамента от 23.08.2019 № их.08-5760/19) направлено в адрес ООО «Вологодские карьеры» с нарушением сроков, установленных пунктом 3.19 Положения о порядке и условиях проведения аукционов.

Таким образом, Аукционная комиссия необоснованно отказала в допуске заявки Общества к аукциону по лотам № 2, 3 и 4 и неправомерно применила пункт 1 статьи 14 Закона о недрах при принятии решения об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на получение права пользования недрами. Жалоба Общества является обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организатором торгов или заказчиком являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается не предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Анализ положений статьи 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные данной статьей, являются безусловными и имеют императивный характер. Законодатель не ставит наступление ответственности в зависимость от количества лиц, права которых были нарушены, в том числе ввиду необоснованного ограничения доступа к участию в торгах.

Правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Нарушение в отношении даже одного из потенциальных участников торгов является безусловным основанием для признания действий организатора торгов - необоснованным ограничением доступа к участию в торгах.

Открытые торги, к которым относится и аукцион на право пользования недрами, проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не предусмотренное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

В рамках рассмотрения жалобы Общества в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, проведен анализа состояния конкуренции на аукционе.

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на аукционе выявлено следующее:

1) временной интервал: с 12.07.2019 (дата публикации извещения о проведении торгов на Официальном сайте торгов) до 22.08.2019 (дата принятия решения об отказе в приеме заявок и опубликования протокола на Официальном сайте торгов).

2) предмет торгов: аукцион по лотам №№ 2, 3 и 4 на право пользования участками недр с целью разведки и добычи песка строительного на месторождении «12 км» в Бабаевском районе, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на месторождении «Царево» в Тотемском районе, геологического изучения, разведки и добычи песка строительного и песчано-гравийного материала на участке недр «Малашево» в Череповецком районе Вологодской области.

3) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: ООО «Вологодские карьеры», ООО «ОблГрад», ООО «Сфера», ООО «Северагрогаз», ООО «Компания Лесремкомплекс», ПАО «Вологдаавтодор».

По результатам анализа состояния конкуренции на аукционе установлено, что действия Аукционной комиссии, связанные с отказом в принятии заявок Общества на участие в аукционе по лотам №№ 2, 3 и 4 создают условия нарушения порядка определения победителей аукциона, что противоречит требованиям части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Аукционная комиссия нарушила часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, незаконно отклонив заявки ООО «Вологодские карьеры» и ограничив доступ Общества к участию в аукционе по лотам №№ 2, 3 и 4 на право пользования участками недр.

 

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 22 и 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Вологодские карьеры» обоснованной.
  2. Признать Департамент и Аукционную комиссию нарушившими часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

          Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

А.А. Ростиславова

Члены Комиссии:

 

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны