Решение б/н Решение О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 04-01/24-16-17 О Н... от 15 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Исх. № _____

от «__» июня 2017 года

 

┌                                                                                     ┐

Заявитель по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

ООО «Процентр»

ул. Батюшкова, д. 4, кв. 113, г. Череповец, 162600

 

Ответчики по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

Мэрия города Череповца

пр-т Строителей, д. 2, г. Череповец, Вологодская область, 162608

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение»

ул. М. Горького, д. 22-А, г. Череповец, Вологодская область, 162614

 

Заинтересованные лица по делу                              о нарушении антимонопольного законодательства:

Комитет по управлению имуществом

города Череповца

пр-т Строителей, д. 4-А, г. Череповец, Вологодская область, 162608

 

Череповецкая городская Дума

пр-т Строителей, д. 2, г. Череповец, Вологодская область, 162608

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 04-01/24-16-17 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«02» июня  2017 года                                                                                                                   г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее – Комиссия Управления) по рассмотрению дела                                     № 04-01/24-16-17 о нарушении антимонопольного законодательства в утвержденном составе:

Мерзляковой Наталии Валерьевны – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;

Осипова Сергея Владимировича – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, начальник отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии Управления;

Васянович Юлии Роландиевны – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии Управления;

Сучкова Олега Николаевича – старший государственный инспектор отдела                 контроля органов власти и закупок, член Комиссии Управления;

Буцева Антона Олеговича – государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии Управления;

рассмотрев дело № 04-01/24-16-17 по признакам нарушения пункта 4  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Мэрией города Череповца (ОГРН 1023501268053, ИНН 3528009720, адрес (место нахождения): 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 2, далее – Мэрия) и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» (сокращенное наименование - МБУК «ГКДЦ «Единение», ОГРН 1023501252554, ИНН 3528067753, адрес (место нахождения): 162614, Вологодская область, город Череповец, улица М. Горького, дом 22-А, далее - Учреждение),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) от Общества с ограниченной ответственностью «Процентр» (сокращенное наименование - ООО «Процентр», ОГРН 1163525100804, ИНН 3528264487, КПП 352801001, адрес (место нахождения): 162626, Вологодская область, г. Череповец, ул. Ленинградская, д. 73, кв. 73, фактический адрес нахождения: 162600, Вологодская область, г. Череповец, ул. Батюшкова, д. 4, кв. 113, дата внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица 20.10.2016, ООО «Процентр» 10.11.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, основным видом деятельности является прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров по коду ОКВЭД  - 77.21, законный представитель – директор Канакова Е.А.) поступили жалоба от 26.12.2016 (вход. № 6835                            от 28.12.2016, повторно поступившая из прокуратуры города Череповца письмом от 23.01.2017                   № 1р-2017 за вход. № 462 от 26.01.2017), дополнения от 23.01.2017 к жалобе (вход. № 348                         от 26.01.2017), дополнения к жалобе (вход. № 531 от 31.01.2017, № 567 от 01.02.2017), дополнения от 07.02.2017 к жалобе (вход. № 710 от 08.02.2017, повторно поступившие из прокуратуры Вологодской области письмом от 07.02.2017 № 22/1-р-2017/425 за вход. № 1545 от 20.03.2017), пояснения от 22.03.2017 к жалобе и материалы к ней (вход. № 1600 от 23.03.2017).

Управлением жалоба ООО «Процентр» и дополнения к ней рассмотрены в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.

На основании приказа Управления от 27.03.2017 № 71 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 04-01/24-16-17 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Мэрии и Учреждения, а также создана Комиссия Управления по рассмотрению данного дела.

Определением от 29.03.2017 рассмотрение дела № 04-01/24-16-17 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 13.04.2017.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом города Череповца (далее – Комитет) и Череповецкая городская Дума.

Определением от 13.04.2017 рассмотрение дела № 04-01/24-16-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 05.05.2017.

Определением от 05.05.2017 рассмотрение дела № 04-01/24-16-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 29.05.2017.

29.05.2017 на заседании Комиссии Управления в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции объявлен перерыв в заседании Комиссии Управления на 02.06.2017. После окончания перерыва лица, участвующие в рассмотрении дела, не явились.

02.06.2017 Комиссией Управления принято настоящее решение.

 

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Процентр» и дополнений к ней, а также письменных пояснений (возражений, отзывов), информации и документов, представленных лицами, участвующими в рассмотрении дела № 04-01/24-16-17, Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства.

 

В своей жалобе и дополнениях к ней ООО «Процентр» указывает, во-первых, на незаконные действия со стороны Мэрии (Управления по делам культуры) при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договоров о размещении передвижных объектов при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий, стационарного ледового катка и передвижных аттракционов на землях общего пользования на территории города Череповца.

Во-вторых, ООО «Процентр» указывает на то, что Учреждению созданы льготные условия, поскольку он обладает территориями для организации отдыха и оказания досуговых услуг населению на площади Металлургов в городе Череповце (парк Ленинского комсомола). Земельный участок по указанному адресу предоставлен Учреждению Мэрией на праве бессрочного (постоянного) пользования. Данную территорию это учреждение использует самостоятельно и предоставляет  места на площади Металлургов в городе Череповце иным хозяйствующим субъектам с целью извлечения доходов, что приводит  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также к ограничению доступа на товарный рынок.

В-третьих, Мэрия и Комитет необоснованно отказывают ООО «Процентр» в размещении объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

 

  1. По первому доводу ООО «Процентр» Комиссией Управления установлено, что распоряжением Управления по делам культуры Мэрии от 20.10.2016 № 3, как организатора торгов, утверждена документация об организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договоров о размещении передвижных объектов при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий, стационарного ледового катка и передвижных аттракционов на землях общего пользования на территории города Череповца (далее – аукцион).

Распоряжение Управления по делам Мэрии от 20.10.2016 № 3 принято с учетом Положения о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 24.12.2013 № 268 (далее – Положение № 268), и Порядка организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, утвержденного постановлением Мэрии от 22.07.2014 № 3949 (далее – Порядок № 3949).

Положение № 268 устанавливает порядок использования городских площадей, парков, скверов, улиц и иных земель общего пользования, требования к их оборудованию и оформлению при проведении массовых мероприятий, гастрольно-концертных мероприятий, размещении передвижных аттракционов, регламентирует права и обязанности лиц, осуществляющих организацию и проведение массовых мероприятий, размещение передвижных аттракционов, в части использования земель общего пользования.

Положение № 268 разработано в целях создания условий для организации досуга и массового отдыха жителей городского округа, упорядочения использования земель общего пользования в интересах всех жителей городского округа и обеспечения безопасности их жизни и здоровья при организации и проведении мероприятий, обеспечения прав граждан на беспрепятственное нахождение на землях общего пользования.

В Положении используются следующие понятия: передвижной аттракцион - аттракцион (надувной батут, тир, электромобиль и другое игровое оборудование для досуга и отдыха горожан (в зимний период - каток); организатор работы передвижного аттракциона - физическое, юридическое лицо, оказывающее услуги населению по организации досуга и отдыха с использованием передвижного аттракциона как самостоятельно, так и через уполномоченных лиц.

Положением № 268 установлен Порядок использования земель общего пользования при размещении передвижных аттракционов на территории города Череповца, в котором определены территории, относящиеся к землям общего пользования, используемые для размещения передвижных аттракционов на территории города.

В данном порядке закреплено, что размещение аттракционов осуществляется на платной основе по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов). Организация торгов осуществляется в порядке, установленном Мэрией. Использование земель общего пользования, не указанных в Положения № 268, для размещения передвижных аттракционов не допускается.

Порядок № 3949 регулирует правоотношения, связанные с организацией и проведением торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий и размещении передвижных аттракционов на землях общего пользования.

 Размещение передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий и передвижных аттракционов на землях общего пользования на территории города осуществляется на основании договора о размещении передвижного объекта (далее - договор о размещении).

Заключение договоров о размещении осуществляется по результатам проведения торгов на право заключения таких Договоров. Торги проводятся в форме конкурсов или аукционов в соответствии с настоящим Порядком.

Размер платы за размещение передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий и передвижных аттракционов определяется по результатам торгов на право заключения договора о размещении.

Начальная цена платы за размещение передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий и передвижных аттракционов при проведении торгов на право заключения договора о размещении устанавливается в размерах, установленных пунктом 1.7. Порядка № 3949. Договор о размещении заключается Комитетом по результатам проведения торгов. Победитель торгов размещает передвижной объект в соответствии с условиями договора о размещении и условиями торгов.

Аукцион проходил по 11 лотам:

Лот № 1. Право на заключение договора о размещении стационарного ледового катка с 06.12.2016 по 31.03.2017 по адресу: площадь Химиков (территория на стороне вдоль проспекта Победы). Начальная цена лота: 148500 руб.

Лот № 2. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 01.04.2017 по 31.10.2017 по адресу: площадь Химиков (территория на стороне вдоль проспекта Победы). Начальная цена лота: 149000 руб.

Лот № 3. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 06.12.2016 по 06.12.2017 по адресу: площадь Революции. Начальная цена лота: 60000 руб.

Лот № 4. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 06.12.2016 по 06.12.2017 по адресу: Сквер у Дворца металлургов (ул. Сталеваров - пр. Строителей - ул. Мамлеева). Начальная цена лота: 20000 руб.

Лот № 5. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 01.06.2017 по 31.08.2017 на территории Ломоносовского пляжа. Начальная цена лота: 8000 руб.

Лот № 6. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 01.06.2017 по 31.08.2017 на территории Зареченского пляжа. Начальная цена лота: 8000 руб.

Лот № 7. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 01.06.2017 по 31.08.2017 на территории Зашекснинского пляжа (у Октябрьского моста). Начальная цена лота: 8000 руб.

Лот № 8. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 06.12.2016 по 06.12.2017 по адресу: Территория сквера на ул. Суворова. Начальная цена лота: 10000 руб.

Лот № 9. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 06.12.2016 по 06.12.2017 по адресу: территория на ул. Архангельской (напротив дома ул. Архангельская, 46а). Начальная цена лота: 30000 руб.

Лот № 10. Право на заключение договора о размещении передвижных аттракционов с 06.12.2016 по 06.12.2017 по адресу: Сквер Макаринской рощи и асфальтированной площадки около собора пр. Афанасия и Феодосия Череповецких. Начальная цена лота: 90000 руб.

Лот № 11. Право на заключение договора о размещении передвижных объектов иногородними коллективами при организации и проведении гастрольно-концертных мероприятий с 06.12.2016 по 06.12.2019 по адресу: Асфальтированная площадка на улице Годовикова около Ледового дворца. Начальная цена лота: 546000 руб. (годовой размер платы за размещение).

Информация об аукционе размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Мэрии (http://cherinfo.ru).

Заявки на участие в аукционе принимались с 03.11.2016 по 02.12.2016. Аукцион проводился 05.12.2016.

По результатам проведенных торгов аукцион состоялся только по лоту № 2, в котором приняло два участника: индивидуальный предприниматель Зароченцев В.И. и ООО «Процентр». Победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Зароченцев В.И., который предложил большую стоимость по сравнению с ООО «Процентр».

По остальным лотам (1, 3-11) аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия зарегистрированных участников.

ООО «Процентр» указывает на то, что аукцион проходил с нарушением порядка, установленного приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», в части не установления повышения шага аукциона, порядка открытого голосования и установления 100% размера задатка.

Кроме того, ООО «Процентр» считает, что действия Мэрии по проведению аукциона не согласуются с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части предоставления беспрепятственного доступа к местам общего пользования неопределенного круга лиц.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела № 04-01/24-16-17, рассмотрев представленные письменные пояснения (возражения, отзывы) и документы, оценив действия ответчиков на предмет соответствия требованиям законодательства, Комиссия Управления по первому доводу ООО «Процентр» приходит к следующему выводу.

 Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 принят во исполнение статьи 17.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 2 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции установлено, что  указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии со статьей 39.33. ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться                         без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:                              1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;       3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5)     осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 39.33. ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа, то есть никакого специального разрешения для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, не требуются.

Согласно статье 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3).

Во исполнение данной нормы ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень № 1300), постановлением Правительства Вологодской области                 от 28.12.2015 № 1208 утвержден Порядок и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (который вступил в силу с 10.01.2017, далее – Порядок № 1208).

В Перечень № 1300 включены следующие объекты: нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19); передвижные луно-парки (пункт 23); сезонные аттракционы (пункт 24); пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковок (пункт 25); спортивные и детские площадки (пункт 26) и другие.

Порядок № 1208 устанавливает порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и применяется для размещения объектов, входящих в Перечень № 1300.

Размещение данных объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Вологодской области, уполномоченного на предоставление земельных участков (в том числе лесных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности принятого по заявлению о размещении объектов и приложенных к нему документов.

ЗК РФ и Порядком № 1208 не урегулирован вопрос о принятии решения о размещении объектов при наличии двух и более претендентов.

В своем письме от 11.01.2016 № ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения» Федеральная антимонопольная служба по вопросу № 3 «Размещение объектов нестационарной торговли, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации» указала, что, по мнению Федеральной антимонопольной службы, предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли при наличии двух и более претендентов на размещение объектов нестационарной торговли в отношении одних и тех же мест размещения таких объектов, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур. Данные рекомендации в равной степени могут быть применены при размещении иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако, в рассматриваемом случае, проведение аукциона было регламентировано Положением № 268 и Порядком № 3949.

Ранее решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.07.2013 по делу № А13-2456/2013 о признании недействующими абзацев второго, третьего, девятого пункта 4.1, абзаца седьмого пункта 4.8 и пункта 4.9 Положения о порядке использования земель общего пользования на территории г. Череповца, утвержденными решением Череповецкой городской Думы                            от 25.12.2012 № 276, отмечено, что Череповецкая городская Дума является управомоченным органом на принятие решений в отношении использования земель общего пользования (площадей Металлургов и Химиков города Череповца) для размещения передвижных аттракционов как в рамках полномочий по организации досуга и массового отдыха жителей городского округа, так и в пределах полномочий по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.07.2013 по делу № А13-2456/2013 постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2013 оставлено без изменения. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2014 № ВАС-560/14 отказано в передаче дела № А13-2456/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

С 01.03.2015 по настоящее время вопросы использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов регламентированы главой V.6 «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов» ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 39.2. ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ

Согласно статье 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Как отмечено выше, согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Данные правоотношения не регламентируются муниципальными правовыми актами.

Вопросы установления платы за пользование землей или земельными участками регламентированы также ЗК РФ. Статьей 65 ЗК РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Кадастровая стоимость с учетом требований ЗК РФ может применяться при заключении договора купли-продажи земельного участка, а также при определении начальной цены аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (статья 39.4.).

При толковании данных норм ЗК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» отметил, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Отсюда следует, что перечень оснований, определяющих принцип платности земель, является исчерпывающим.

В части установления платы Минэкономразвития России своим письмом от 14.10.2016                 № Д23и-4886 обратил внимание на то, что разрешение на использование земельных участков ни схема размещения объектов, ни договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в том смысле, что они не порождают вещные права, подлежащие государственной регистрации, разрешая лишь ограниченное пользование и владение земельным участком. В свою очередь, именно наличие у лица разрешения на использование земельных участков (договора на установку рекламных конструкций, схемы размещения торговых объектов) позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 ЗК РФ, осуществляется бесплатно.

Анализ приведенных требований ЗК РФ  и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Вологодской области позволяет сделать вывод, что при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения  объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления ограничены в своих полномочиях. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию данных отношений и не имеют право принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения данных объектов, в том числе по заключению договоров о размещении передвижных объектов и  установлению платности за размещение данных объектов.

На основании изложенного, Комиссия Управления считает, что Положение о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденное решением Череповецкой городской Думы от 24.12.2013 № 268, и Порядок организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, утвержденный постановлением Мэрии от 22.07.2014 № 3949, не соответствуют федеральному и региональному законодательству, нарушают права хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.

 

  1. По второму доводу ООО «Процентр» Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Мэрии от 23.11.2004 № 4908 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» муниципальному учреждению культуры «Городское объединение парков культуры и отдыха» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Ленина, с кадастровым номером 35:21:0203002:0087, площадью 82987 кв.м, разрешенное использование: земли под объектами культуры.

Постановлением Мэрии от 06.12.2006 № 5345 внесены изменения в постановление Мэрии от 23.11.2004 № 4908, согласно которому разделы «Целевое назначение участка, адрес, кадастровый номер» и «Площадь земельного участка (кв.м)» приняты в новой редакции: «Эксплуатация парка им. 200-летия г. Череповца. Участок находится примерно в 50 м по направлению на юго-восток от ориентира завод силикатного кирпича, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Вологодская область, г. Череповец, ул. Леднева, 35:21:0203002:0196», площадь  земельного участка составила 55756 кв.м.

Постановлением Мэрии от 23.11.2004 № 4907 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» муниципальному учреждению культуры «Городское объединение парков культуры и отдыха» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица М. Горького, с кадастровым номером 35:21:0401006:0001, площадью 85396 кв.м, разрешенное использование: земли под объектами культуры.

Постановлением Мэрии от 17.04.2012 № 2121 внесены изменения в постановление Мэрии от 23.11.2004 № 4907, в частности, в графу «Пользователь» внесены изменения: «Муниципальное автономное учреждение культуры «Городское объединение парков культуры и отдыха».

Постановлением Мэрии от 22.08.2013 № 3984 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» муниципальному бюджетному учреждению «Дом музыки и кино» на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, площадь Металлургов, с кадастровым номером 35:21:0401009:2348, площадью 43413 кв.м, разрешенное использование: земли общего пользования, эксплуатация парка имени Ленинского комсомола.

Постановлением Мэрии от 31.12.2015 № 6913 муниципальное бюджетное учреждение «Дом музыки и кино» и муниципальное автономное учреждение культуры «Городское объединение парков культуры и отдыха» реорганизованы в форме присоединения к муниципальному бюджетному учреждению «Дом музыки и кино» муниципального автономного учреждения культуры «Городское объединение парков культуры и отдыха».

Постановлением Мэрии от 16.05.2016 № 1851 муниципальное бюджетное учреждение «Дом музыки и кино» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» (ранее и далее – Учреждение).

Постановлением Мэрии от 04.05.2017 № 2056 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 22.08.2013 № 3984» в графу «Пользователь» внесены изменения: «Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» ОГРН 1023501252554».

Из представленных материалов следует, что Учреждение предоставляет третьим лицам по договору за плату места на земельных участках для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, в том числе для размещения аттракционов, нестационарных торговых объектов (торговых точек, павильонов, кафе) и других объектов. При этом самостоятельно определяет порядок предоставления субъектам предпринимательской деятельности места на земельных участках.

С этой целью Учреждением были приняты приказы от 04.04.2017 № 33-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01 октября 2017 года» (признан утратившим силу), от 11.04.2017 № 41-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» и от 17.04.2017 № 42-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01.05.2017 по 30.08.2018 года».

В Положении № 268 и Порядке № 3949 вышеуказанные земельные участки не включены в перечень территорий, относящихся к землям общего пользования, используемые для размещения передвижных аттракционов на территории города Череповца.

Мэрия, Комитет, Череповецкая городская Дума и само Учреждение считают, что Учреждение вправе самостоятельно распоряжаться земельными участками, предоставленными на праве постоянного (бессрочного) пользования, и в силу своего Устава осуществлять деятельность, приносящую доход, путем предоставления третьим лицам права на размещение нестационарных объектов, в том числе аттракционов, на данных земельных участках.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела № 04-01/24-16-17, рассмотрев представленные письменные пояснения (возражения, отзывы) и документы, оценив действия ответчиков на предмет соответствия требованиям законодательства, Комиссия Управления по второму доводу ООО «Процентр» приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статьей 216 ГК РФ установлено, что вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Согласно статье 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Статьей 262 ГК РФ закреплено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Статьей 268 ГК РФ определено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

Статья 269 ГК РФ конкретизирует правомочия по владению и пользованию землей на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно данной норме лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

При этом лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ. Эта норма введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Ранее запрет на распоряжение земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования  был установлен пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Судебная практика также подчеркивает, что по смыслу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договоров, предусматривающих распоряжение земельным участком, принадлежащим лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не допускается (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пункт 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2016 № 305-ЭС16-3457 по делу              № А40-117109/2010, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2011 № ВАС-16260/11 по делу № А32-19533/2009, от 25.07.2011 № ВАС-8807/11 по делу                № А32-19532/2009-73/457, от 25.07.2011 № ВАС-8806/11 по делу № А32-19530/2009-73/454, от 13.07.2011 № ВАС-8730/11 по делу № А32-11495/2010-28/336, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 № 448/10 по делу № А55-3314/2009 и от 18.05.2010 № 437/10 по делу № А55-3596/2009).

Кроме того, как указано выше, вопросы использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов регламентированы главой V.6 ЗК РФ, а не муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (локальными актами иных организаций, в том числе участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг)

В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу приведенных требований норм ЗК РФ и ГК РФ лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться данным земельным участком, в том числе издавать правовые акты (локальные акты), устанавливающие порядок, требования и условия предоставления земельного участка третьим лицам, а также сделки заключенные по распоряжению земельным участком признаются ничтожными.

Таким образом, приказы Учреждения от 04.04.2017 № 33-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01 октября 2017 года» (признан утратившим силу), от 11.04.2017 № 41-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» и от 17.04.2017 № 42-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01.05.2017 по 30.08.2018 года» не соответствуют федеральному и региональному законодательству, нарушают права хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере экономической (предпринимательской) деятельности, а договора, заключенные Учреждением с другими хозяйствующими субъектами (в частности, договора от 01.05.2017 № 17-142 и № 17-144 на размещение передвижных аттракционов, заключенные с индивидуальным предпринимателем Хариным А.В.) в силу статьи 168 ГК РФ признаются недействительными.

 

  1. По третьему доводу ООО «Процентр» Комиссией Управления установлены следующие обстоятельства.

ООО «Процентр» неоднократно обращалось в Мэрию и Комитет с заявлением (заявкой) на размещение нестационарных объектов в соответствии с требованиями Постановления Правительства Вологодской области от 28.12.2015 № 1208 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (ранее и далее – Порядок № 1208).

В частности, 17.04.2017 ООО «Процентр» обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения о размещении на площадях Химиков и Металлургов пунктов проката инвентаря и инвентаря для активного отдыха и развлекательного оборудования.

24.04.2017 Комитет отказал ООО «Процентр» в удовлетворении заявления, сославшись на пункты 4 и 5 Порядка № 1208: отсутствовала информация, обосновывающая размещение объекта, не указан срок использования земельного участка, не указан кадастровый номер земельного участка или кадастровый квартал земель, к заявлению не приложена схема границ и копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

30.03.2017 ООО «Процентр» обратилось в Управление экономической политики Мэрии с заявлением о выдаче разрешения о размещении на площадях Химиков и Металлургов, в парке им. Ленинского комсомола пунктов проката спортивного инвентаря и инвентаря для активного отдыха, продажи карнавальной и сувенирной продукции. Данное заявление было переадресовано Комитету.

28.04.2017 Комитет отказал ООО «Процентр» в удовлетворении заявления по ранее указанным основаниям.

03.05.2017 ООО «Процентр» обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения о размещении на площадях Химиков и Металлургов пунктов проката спортивного инвентаря и инвентаря для активного отдыха и развлекательного оборудования (спортивные и детские площадки или сезонные аттракционы).

26.05.2017 Комитет отказал ООО «Процентр» в удовлетворении заявления, сославшись на пункты 4 и 5 Порядка № 1208:

-  наименование объектов не соответствует Перечню № 1300;

-  отсутствует информация, обосновывающая его размещение, предполагаемые цели использования объекта;

-  отсутствует схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела № 04-01/24-16-17, рассмотрев представленные письменные пояснения (возражения, отзывы) и документы, оценив действия ответчиков на предмет соответствия требованиям законодательства, Комиссия Управления по третьему доводу ООО «Процентр» приходит к следующему выводу.

Порядок № 1208 устанавливает порядок и условия размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и применяется для размещения объектов, входящих в Перечень  № 1300.

Согласно Порядку № 1208 размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель и земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Вологодской области, уполномоченного на предоставление земельных участков (в том числе лесных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

Заявление о размещении объектов и приложенные к нему документы подаются физическим, юридическим лицом или его представителем, действующим в силу полномочий, лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в уполномоченный орган

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 1208 в заявлении должны быть указаны:

-фамилия, имя и (при наличии) отчество заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;

-наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

-фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

-почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

-наименование объекта согласно Перечню № 1300, информация, обосновывающая его размещение, предполагаемые цели использования объекта;

-срок использования земель или земельного участка;

-кадастровый номер земельного участка или кадастровый квартал земель.

Пунктом 5 Порядка № 1208 установлено, что к заявлению прилагаются:

-копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

-проектная документация, подтверждающая возможность размещения объектов, указанных в пунктах 1 - 3, 5 - 7, 11, 12 Перечня № 1300;

-схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (далее – схема границ).

Пунктом 6 Порядка № 1208 определено, что к заявлению могут быть приложены:

-кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый план территории;

-выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок.

В случае если указанные документы не представлены заявителем, уполномоченный орган запрашивает их в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пункту 8 Порядка № 1300 срок подготовки уполномоченным органом решения о размещении объекта или отказа в размещении объекта - в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления заявителя. В течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения уполномоченный орган направляет заявителю (электронной почтой и (или) почтой) такое решение. В случае личного обращения заявителя или его представителя решение вручается под расписку.

Возврат заявления заявителю осуществляется в течение 10 календарных дней с даты поступления заявления в случае отсутствия у исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Вологодской области полномочий на предоставление земельных участков с разъяснением права направления документов в уполномоченный орган.

Пунктом 9 Порядка закреплено, что основанием для отказа в размещении объекта является следующее:

-заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 настоящего Порядка;

-в заявлении указаны объекты, не отнесенные к видам объектов, установленных Перечнем             № 1300;

-земельный участок, на котором предполагается размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; утверждены схема земельного участка или проект межевания территории; объявлен аукцион или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.

В решении об отказе в размещении объекта должны быть указаны основания отказа, установленные настоящим пунктом.

Уполномоченный орган в течение 7 календарных дней со дня принятия решения обеспечивает размещение информации о размещении объекта на земельном участке на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 4.57. Положения о комитете по управлению имуществом города Череповца, утвержденным  решением Череповецкой городской Думы от 06.05.2015 № 74, в полномочия Комитета входит выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Своим заявлением ООО «Процентр» от 03.05.2017 (вход. № 2361/08-01-31)  просил Комитет выдать разрешение на размещение пунктов проката спортивного инвентаря и инвентаря для активного отдыха и развлекательного оборудования (спортивные и детские площадки или сезонные аттракционы). ООО «Процентр» указало, что данные объекты соответствуют пунктам                 24 - 26 Перечня № 1300, а также указало цель размещения объектов.

Согласно Перечня № 1300 к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся:

-нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 19);

-сезонные аттракционы (пункт 24);

-пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки (пункт 25);

-спортивные и детские площадки (пункт 26).

В данном случае, Комиссия Управления считает, что в заявление ООО «Процентр» соответствует требованиям пункта 4 Порядка № 1208.

В части предоставления схемы границ в соответствии с требованиями Порядка № 1208 следует отметить следующее.

Согласно статье 11.10. ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

По своей сути схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории – это изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Разработка и принятие схемы расположения земельного участка или земельных участков предусмотрена только в случаях, определенных ЗК РФ: при подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.11.); при предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (статья 39.14.);  при предварительном согласовании предоставления земельного участка (статья 39.15.); при заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.25.); при безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (статья 39.31.); при принятии  решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 56.6.).

 Дополнительно следует отметить, что согласно приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

Законодательно требования к схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка, не установлены.

Однако, к заявлению ООО «Процентр» приложило данные схемы, на которой обозначены соответствующие данные необходимые для определения предполагаемых к использованию земельных участков.

При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает, что требования Порядка № 1208 со стороны ООО «Процентр» выполнены и основания для отказа у Комитета отсутствовали.

 

Согласно части 1 и 6 статьи 48.1. Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 настоящего Федерального закона принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным настоящей главой.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При этом частями 2  и  3 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

В соответствии с пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

-введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

-необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

-создание дискриминационных условий;

-установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Как отмечено выше, Комиссией Управления установлено:

Во-первых, Положение о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденное решением Череповецкой городской Думы от 24.12.2013 № 268, и Порядок организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, утвержденный постановлением Мэрии от 22.07.2014                 № 3949, не соответствуют федеральному и региональному законодательству, нарушают права хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере экономической (предпринимательской) деятельности.

Во-вторых, приказы Учреждения от 04.04.2017 № 33-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01 октября 2017 года» (признан утратившим силу), от 11.04.2017 № 41-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» и от 17.04.2017 № 42-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01.05.2017 по 30.08.2018 года» не соответствуют федеральному и региональному законодательству, нарушают права хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в сфере экономической (предпринимательской) деятельности, а договора, заключенные Учреждением с другими хозяйствующими субъектами (в частности, договора от 01.05.2017 № 17-142 и № 17-144 на размещение передвижных аттракционов, заключенные с индивидуальным предпринимателем Хариным А.В.) в силу статьи 168 ГК РФ признаются недействительными.

В-третьих, отказ Комитета от 26.05.2017 № 08-01-35-8/51 в удовлетворении заявления ООО «Процентр» от 03.05.2017 о выдаче разрешения о размещении на площадях Химиков и Металлургов пунктов проката спортивного инвентаря и инвентаря для активного отдыха и развлекательного оборудования (спортивные и детские площадки или сезонные аттракционы) не обоснован.

В действиях (бездействии) Череповецкой городской Думы, Мэрии города Череповца, Комитета по управлению имуществом города Череповца и муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» усматриваются признаки нарушения пунктов 1, 2, 8 и 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия Управления считает, что дело № 04-01/24-16-17 по признакам нарушения пункта 4  статьи 16 Закон о защите конкуренции Мэрией города Череповца и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) ответчиков и выдать предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48, частями 2  и  3 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Производство по делу № 04-01/24-16-17 по признакам нарушения пункта 4  статьи 16 Закон о защите конкуренции Мэрией города Череповца и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии).
  2. В целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере экономической (предпринимательской) деятельности, а также ущемлению интересов неопределенного круга потребителей выдать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства:
    1. Череповецкой городской Думе о необходимости привести в соответствие с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации Положение о порядке использования земель общего пользования на территории города Череповца, утвержденное решением Череповецкой городской Думы от 24.12.2013 № 268;
    2. Мэрии города Череповца о необходимости отмены Порядка организации торгов на право заключения договоров о размещении передвижных объектов на землях общего пользования, утвержденного постановлением Мэрии города Череповца от 22.07.2014 № 3949;
    3. Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Городской культурно-досуговый центр «Единение» о необходимости отмены приказов от 11.04.2017 № 41-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» и от 17.04.2017 № 42-ОД «О размещении нестационарных объектов на территории муниципальных парков, входящих в состав МБУК «ГКДЦ «Единение» с 01.05.2017 по 30.08.2018 года» и принятию мер по расторжению договоров, заключенных с хозяйствующими субъектами по размещению нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов, передвижных аттракционов на земельных участках, предоставленных на праве бессрочного (постоянного) пользования;
    4. Комитету по управлению имуществом города Череповца о необходимости рассмотрения заявления ООО «Процентр» о выдаче решения о размещении на площадях Химиков и Металлургов пунктов проката спортивного инвентаря и инвентаря для активного отдыха и развлекательного оборудования (спортивные и детские площадки или сезонные аттракционы) и принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших возникновению нарушения прав ООО «Процентр», и по устранению последствий такого нарушения, путем принятия решения о размещении объектов ООО «Процентр».

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

 

Н.В. Мерзлякова

Члены Комиссии:

отсутствует

отсутствует

 

С.В. Осипов

Ю.Р. Васянович

 

 

 

О.Н. Сучков

 

 

 

А.О. Буцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны