Решение б/н Решение по делу № 04-01/40-17-17 от 25 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

 

Исх. № _____

от 25.01.2018 года

 

 

 

Заявители по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

БУЗ ВО  «Вологодская городская поликлиника №3»

160000, г. Вологда, ул. Московская, д. 2а

 

 

БУЗ ВО  «Вологодская городская поликлиника №4»

160028, г. Вологда, Окружное шоссе, д. 3в

 

Ответчик по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

АО «Вологодский оптико-механический завод»

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 54

 

Заинтересованные лица по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

АО «РТ-Медицина»

125047, г. Москва, ул. Гашечка, д. 8-10, стр. 8,

каб. 012

 

БУЗ ВО  «Вологодская городская поликлиника №1»

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 45

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ПО ДЕЛУ № 04-01/40-17-17  О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» января  2018 года

В полном объеме решение изготовлено «25» января 2018 года                         г. Вологда

                         

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее – Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

       Осипов С.В. – председатель комиссии, и.о. руководителя Управления, начальник отдела контроля органов власти и закупок;

       Васянович Ю.Р. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

       Сучков О.Н. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

       Буцев А.О. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

       рассмотрев дело № 04-01/40-17-17 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении АО «Вологодский оптико-механический завод» (160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 54),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление, антимонопольный орган), поступили заявления (вх. № 1799 от 30.03.2017) от Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника №3» (далее – БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3») и Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская поликлиника №4» (далее – БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №4»)  на действия Акционерного общества «Вологодский оптико-механический завод» (далее – АО «Вологодский оптико-механический завод», заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме. 1015-00342. Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно Приказа МЗ РФ № 302н. (извещение № 31704879596)..

13.03.2017 г. на официальном сайте закупок  www.zakupki.gov.ru  и сайте электронной площадки etprf.ru размещено извещение № 31704879596 о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме. 1015-00342. Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно приказа МЗ РФ № 302н (далее – запрос предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников).

Заказчик закупки: АО «Вологодский оптико-механический завод».  Организатор закупки:  АО «РТ-Медицина».

Порядок проведения открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме.1015-00342. Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно Приказа МЗ РФ № 302н, регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», а также извещением и документацией о проведении закупки  по открытому запросу котировок в электронной форме на выполнение проектных работ по очистке сточных вод выпуска № 3 АО ВОМЗ (далее – документация о закупке), а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследования) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – приказ Министерства здравоохранения   РФ № 302н).

Согласно приложению № 1 технического задания на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров   предметом закупки является оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров в медицинском учреждении в рамках «Центра профессиональной патологии».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 приложения № 3 к приказу Министерства здравоохранения  РФ № 302н  предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).

Из   пункта 40 раздела 3 «Проведение периодических медицинских осмотров» приложения № 3 к приказу Министерства здравоохранения  РФ № 302н  следует, что в случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Из чего можно сделать вывод, что периодический медицинский осмотр может проводиться в любом медицинском учреждении, имеющим лицензию на этот вид детальности и только в случае, если при проведении периодического медицинского осмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания медицинская организация, которая проводит периодический осмотр, направляет работника в установленном порядке в Центр профпаталогии на экспертизу связи заболеванием с профессией.

Согласно информации с сайта департамента здравоохранения Вологодской области (http://depzdrav.gov35.ru) центр профессиональной патологии Вологодской области имеется на базе БУЗ ВО «Вологодской городской поликлиники № 1».

Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников от 06.04.2017 г. следует, что на участие в закупке была подана только одна заявка от БУЗ ВО «Вологодская городская больница №1».    

Закупка признана несостоявшейся на основании пункта 4.14.11 документации о закупке, так как к участию в закупке допущен 1 (один) участник процедуры закупки. 

Следовательно, при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников АО «Вологодский оптико-механический завод» создал преимущественные условия участия для БУЗ ВО «Вологодская городская больница №1».

   Таки образом, Управлением в действиях АО «Вологодский оптико-механический завод» были установлены признаки нарушения  пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о  защите конкуренции, согласно которой  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управление приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 29.05.2017 дела № 04-01/29-17-17, № 04-01/35-17-17 объединены в одно производство.

Управлением издан Приказ № 110 от 29.05.2017 о создании комиссии по рассмотрению дела  № 04-01/40-17-17 в отношении АО «Вологодский оптико-механический завод»  по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.

Определением от 29.05.2017 рассмотрение дела № 04-01/40-17-17  о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.06.2017.

Определением от 08.06.2017 рассмотрение дела № 04-01/40-17-17  о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 29.06.2017.

Определением от 29.06.2017 рассмотрение дела № 04-01/40-17-17  о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 05.09.2017.

Определением от 25.08.2017 продлен срок рассмотрения дела № 04-01/40-17-17  о нарушении антимонопольного законодательства до 01.12.2017 включительно.

Определением от 05.09.2017 рассмотрение дела № 04-01/40-17-17   о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.10.2017.

Приказом № 188 от 04.10.2017 внесены изменения в состав комиссии по рассмотрению дела № 04-01/40-17-17. Председателем комиссии назначен Осипов С.В.

Определением от 04.10.2017 рассмотрение дела № 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 25.10.2017.

Определением от 25.10.2017  рассмотрение дела № 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 16.11.2017.

Определением от 16.11.2017  рассмотрение дела № 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 15.12.2017.

Определением от 30.11.2017 продлен срок рассмотрения дела № 04-01/40-17-17  о нарушении антимонопольного законодательства до 23.01.2018 включительно.

Определением от 15.12.2017  рассмотрение дела № 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 28.12.2017.

28.12.2017 в соответствии со статьей 48.1. Закона о защите конкуренции Комиссией Управления принято заключение об обстоятельствах дела.

Комиссия Управления пришла к заключению о том,  что в действиях заказчика имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, а также в соответствии со статьей 47 Закона о защите конкуренции комиссией Управления вынесено определение от 28.12.2017 об отложении дела № 04-01/40-17-17  о нарушении антимонопольного законодательства на 17.01.2018.

17.01.2018 комиссия Управления, рассмотрев дело № 04-01/40-17-17   огласила резолютивную часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Срок рассмотрения дела, установленный статьей 45 Закона о защите конкуренции, соблюден.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела № 04-01/40-17-17, рассмотрев представленные письменные пояснения (возражения, отзывы) и документы, комиссией Управления установлены следующие обстоятельства дела.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела № 04-02/1-17 документы, комиссией Управлением установлено следующее.

Из пояснений ответчика АО «Вологодский оптико-механический завод» следует, что метод расчета начальной (максимальной) цены был выбран в соответствии с приложением № 5 к единому Положению о закупке.

Также к пояснительной записке приложены следующие документы:

1. Копия расчета НМЦК методом анализа рынка.

2. Приложение № 5 к единому Положению о закупке.

Пунктом 10 пояснительной записки расчету начальной (максимальной) цены установлен перечень поставщиков предоставивших ценовые предложения:

1. БУЗ ВО «Вологодский областной кожно-венерологический диспансер».

2. БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №1».

3. БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №2».

В пункте 11 пояснительной записки расчету начальной (максимальной) цены установлен перечень приложений:

1. Прейскурант цен с сайта БУЗ ВО «Вологодский областной кожно-венерологический диспансер».

2.   Прейскурант цен с сайта  БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №1».

3.   Прейскурант цен с сайта БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №2».

Однако комиссией Управления установлено, что БУЗ ВО «Вологодский областной кожно-венерологический диспансер» и БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №2» не оказывают услуги установленные ответчиком  в закупке, а следовательно, не могли быть выбраны для расчета начальной (максимальной) цены договора.

Управлением в ходе анализа представленных материалов установлено следующее.

Согласно статье 19 приказа Министерства здравоохранения РФ № 302н периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;

Статьей 37 приказа Министерства здравоохранения РФ № 302н установлено, что участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

Таким образом, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

Согласно пояснения ответчика, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, соответственно, первый, второй, третий, четвёртый. Вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

Вредные условия труда (третий класс) в свою очередь подразделяется на 4 подкласса. Основаниями для включения в списки работников с вредными условиями труда, подлежащих обязательному медицинскому осмотру в рамках центра профпатологии, являются классы условия труда, начиная с подкласса 3.1 (вредные условия труда 1 степени), т.е. условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Из представленного БУЗ ВО «Вологодской городской поликлиники № 1» заключительного акта № 86 от 21.08.2017 следует, что по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) работников АО «Вологодский оптико-механический завод» из 991 работников прошедших периодический медицинский осмотр  только 528 работников заняты на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.

Согласно представленному АО «Вологодский оптико-механический завод» списку работников АО «Вологодский оптико-механический завод» с вредными условиями труда подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру в 2017 г. в рамках центра профпаталогии 448 работников из 991 заняты на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.

Таким образом, согласно приказу  Министерства здравоохранения РФ № 302н если работники, не заняты на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также если в отношении работника не принято соответствующее решение врачебной комиссией, то не необходимости проводить периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

Вместе с тем, АО «Вологодский оптико-механический завод» установило требование в приложении № 1 технического задания, согласно которому услуги по проведению периодических медицинских осмотров в медицинском учреждении должны проходить  в рамках «Центра профессиональной патологии».

Комиссия Управления считает данное требование заказчика излишним, и ограничивающим конкуренцию между хозяйствующими субъектами.

С учетом пункта 10.9. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 20.07.2016 № 1000/16 «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220» и зарегистрированного в Минюсте России 17.08.2016 № 43275, далее - Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а)      определение временного интервала исследования;

б)      определение предмета торгов;

в)      определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

Согласно проведенному анализу состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее:

1.      Временной интервал исследования определен периодом с 13.03.2017 г. (дата опубликования извещения о проведении запроса предложений) по 06.04.2017 г. (дата подведения итогов запроса предложений).

2.      Предмет торгов: проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно приказа МЗ РФ № 302н.

3.      Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: поскольку настоящий анализ проводится по результатам проведения запроса предложений, то состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах включает в себя лиц, подавших заявки на участие в запросе предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников.

Согласно протоколу № 31704879596-01 от 03.04.2017 поступила единственная заявка от БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 1».

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, при проведении запроса предложений в электронной форме на проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно приказа МЗ РФ № 302н заказчиком созданы условия по недопущению конкуренции, соответственно наличие конкурентов не выявлено.

Комиссией Управления установлено, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции, тем самым совершил действия, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создали БУЗ ВО «Вологодской городской поликлиники № 1» преимущественные условия участия в торгах.

Из представленных АО «Вологодский оптико-механический завод» возражений на заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что согласно пункту  1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

Однако согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться  следующими принципами:

– равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

– отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Одновременно частью 1 статья 2 Закона о закупках установлено при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, комиссия Управления отклонила довод АО «Вологодский оптико-механический завод» о том, что в соответствии с пунктом  1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, ввиду того что содержание отдельных пунктов, частей, статей Закона о закупках нельзя толковать вне контекста остальных частей вышеуказанного закона и иных нормативно правовых актов, в том числе Закона о защите конкуренции в силу принципа системности действующего законодательства.

По части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

По статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

На основании пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

С учетом изложенного, комиссия Управления установила нарушения пункта 2  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Вологодский оптико-механический завод» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников. 

Комиссия Управления, руководствуясь  статьями 22 и  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать АО «Вологодский оптико-механический завод» нарушившим  пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Предписание АО «Вологодский оптико-механический завод» не выдавать. 

 

 

 

Председатель  комиссии:

 

 

  ____________

 

 

Осипов С.В.

 

 

Васянович Ю.Р.

 

Буцев А.О.

 

Сучков О.Н. 

 

 

 

 

Члены комиссии:

           

 

отсутствует

 

____________

 

____________

 

 

 

 

 

             

                                                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны