Решение б/н РЕШЕНИЕ № 04-11/109-18 от 6 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

05.06.2018 № 1850

 

Заказчик:

БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер»

160012, г. Вологда, Советский проспект,  д. 100

тел/факс: 8 (8172) 758769/758756

 volonkourist@yandex.ru

 

    Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

kgz@gov35.ru

 

Заявитель:

ООО «Стандарт-Строй»

119330, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 35         тел.: 8-983-359-90-20

eliseev_57@bk.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

факс 8 (495) 7872998

ko@sberbank-ast.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/109-18

 

31 мая 2018 г.                                                                                                            г. Вологда

 

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

Сучкова О.Н. – председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтыревой Н.А. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Шпякиной М.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

рассмотрев жалобу ООО «Стандарт-Строй» (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» (далее – Заказчик) и Комитета государственного заказа Вологодской области (далее – Уполномоченный орган), в присутствии представителей:

от Заказчика – Вороновой А.Г. (по доверенности от 31.05.2018 б/н), Глазова С.А. (по доверенности от 31.05.2018 б/н), Никифорова М.В. (по доверенности от 31.05.2018 б/н),

от Уполномоченного органа – Добрыниной Е.А. (по доверенности от 11.10.2017             № 10);

в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.05.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) направлена по подведомственности жалоба из ФАС России от ООО «Стандарт-Строй» на поставку комплекса для проведения лучевой терапии, монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов (извещение № 0130200002418000228), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в одну закупку поставку линейного ускорителя и его демонтаж, а также установил требование о предоставлении лицензии на демонтаж, монтаж и наладку медицинской техники.

Заявитель просит признать жалобу в обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик направил в Вологодское УФАС отзыв на жалобу, в котором указал, что медицинский линейный ускоритель относится к ускорителям электронов. Из этого следует, что он попадает под действие СанПиН 2.6.1.2573-10 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ». Требованиями санитарных правил должны руководствоваться все юридические лица, осуществляющие проектирование, конструирование, производство, реализацию, размещение, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ускорителей электронов. Согласно п. 2.12 СанПиН 2.6.2573-10 обращение с ускорителями электронов (проектирование, конструирование, производство, реализация, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация ускорителей электронов, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты) на территории Российской Федерации разрешается только при наличии лицензии на деятельность, связанную с источниками ионизирующего излучения (генерирующими)». Поставка организациям ускорителей производится по заявкам-заказам. Заявитель, ссылаясь на ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» считает, что Заказчик нарушил запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов продукции, технологически и функционально не связанных между собой. Между тем, данный Закон не регламентирует критерии технологической и функциональной связи, а также критериев определения ограничения числа участников закупки. Заказчик обращает внимание, что в ответ на его запрос о возможности и стоимости комплекса для проведения лучевой терапии, монтажа и ввода в эксплуатацию, обучения правилам эксплуатации специалистов было получено четыре коммерческих предложений от потенциальных участников. Таким образом, Заказчик, не ограничил круг потенциальных участников. Согласно СанПиН 2.6.1.2891-11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения» к работам по выводу из эксплуатации и утилизации медицинской установки с ИИИ допускается специально подготовленный персонал группы А. Работы по извлечению и демонтажу ИИИ осуществляет организация, имеющая соответствующую лицензию. Уровни радиационного воздействия на участников процесса утилизации не должны превышать установленные пределы доз для персонала группы А». Заказчик пришел к выводу о том, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу (поставку) медицинских изделий, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие демонтаж, монтаж, техническое обслуживание медицинских изделий, действуют на одних и тех же рынках и являются конкурентами, так как данный вид деятельности является лицензируемым на территории РФ. Заказчик просит отказать в удовлетворении жалобы ООО «Стандарт-Строй» в полном объеме.           

Представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы возражения на жалобу.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.

05.03.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплекса для проведения лучевой терапии, монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов № 0130200002418000228 .

Начальная (максимальная) цена контракта: 239 500 000,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок: 13.06.2018   08:00.

Согласно извещению данной закупки следующее: «Поставка комплекса для проведения лучевой терапии, монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в п. 1      ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему услугу, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Согласно п. 26 раздела I «Информационная карта» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: «<> 2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, сопровождающих поставку товара, являющегося объектом закупки, или копии этих документов:

 - Для участников закупки, прошедших процедуру лицензирования с 03.11.2011 г. по 14.06.2013 г.: копия лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, включая приборы, аппараты и оборудование для рентгенологии;

или

- Для участников закупки, прошедших процедуру лицензирования с 15.06.2013 г.: копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выполняемые работы: в части технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя): монтаж и наладка медицинской техники;

- Копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с включенными видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих). <>».

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469 «Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники» лицензируемым видом деятельности в части технического обслуживания медицинской техники является, в том числе монтаж и наладка медицинской техники.

Согласно п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)». Согласно п. 6 Приложения к Постановлению № 278 лицензируемая деятельность включает в себя осуществление технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Кроме того, на заседании Комиссии УФАС установлено, что Заказчик и Уполномоченный орган обосновали выбор предмета закупки, в том числе проведение демонтажа оборудования в специальном помещении с ионизирующими источниками, тем, что такое положение обусловлено непрерывностью лечебного процесса и плановой заменой медицинского оборудования.

Комиссией УФАС установлено, что Заказчик в рамках данной закупки обеспечивает нужды учреждения, которые технологически и функционально связаны между собой.

Таким образом, Заказчиком указаны в документации требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Следовательно, жалоба признается необоснованной.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Как отмечалось ранее, срок подачи заявок установлен – 13.06.2018.

Документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, Заявителем не представлено.

Дополнительно Комиссия УФАС отмечает, что жалоба на действия заказчика подана в Вологодское УФАС России в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией УФАС в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 № 727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Административный регламент).

Жалоба Заявителя содержит информацию о нарушении Заказчиком требований положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия УФАС не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 № 339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Нарушения требований ст. 17 Закона о защите конкуренции подлежат установлению антимонопольным органом в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства по правилам гл. 9 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, доводы Заявителя, в части наличия в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии УФАС полномочий.

В силу п. 3.37 Административного регламента Комиссии УФАС приходит к выводу о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Стандарт-Строй» необоснованной.
  2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

О.Н. Сучков

 

Н.А. Куфтырева

 

М.А. Шпякина

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны