Решение б/н Решение № 04-11/21-18 от 22 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

21.02.2018 № 552

 

Заказчик:

Департамент имущественных отношений Вологодской области

160000, г. Вологда, ул. Козленская, д. 8

тел.: 8 (8172) 23-00-84 (доб. 3445)

dio@gov35.ru

 

Уполномоченный орган:

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

160009, г. Вологда, ул. Мальцева,  д.52, 6 этаж

тел./факс: 8 (8172) 23-01-63/23-01-60

kgz@gov35.ru

 

Заявитель:

ООО «АРЕАЛ – 98»

115162, г. Москва, ул. Лестева, д. 18, этаж 2

тел.: 8 (495) 954-03-99

факс: 8 (495) 703-24-67

odd@areal98.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12, строение 9

ko@sberbank-ast.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/21-18

 

16 февраля 2018 г.                                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

Сучкова О.Н. – председатель комиссии, исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтыревой Н.А. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Пресновой Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

рассмотрев жалобу ООО «АРЕАЛ – 98» (далее - Заявитель) на действия  Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее - Заказчик), комитета государственного заказа Вологодской области (далее – Уполномоченный орган), в присутствии представителей:

от Заказчика – Власова В.В. (по доверенности от 16.02.2018 № 32-д), Овчарова М.А. (по доверенности от 16.02.2018 № 30-д), Солина А.А. (по доверенности от 16.02.2018 № 31-д),

от Уполномоченного органа – Андреевой А.Н. (по доверенности от 05.02.2018               № 4),

в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о времени и месте рассмотрения жалобы), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.02.2018 из ФАС России по подведомственности (исх. № ГЗТУ/403 от 13.02.2018, вх. № 672 от 14.02.2018) перенаправлена жалоба от ООО «АРЕАЛ-98» без приложений в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) на положения документации электронного аукциона – проведение мероприятий по демилитаризации образцов военной техники (извещение № 0130200002418000042), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению Заявителя, Заказчик не правомерно требует в составе второй части заявки копию действующей лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения военной техники: виды работ – ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники, т.к. демилитаризация вооружения и военной техники (далее - ВВТ) является составной частью общего процесса утилизации ВВТ и предутилизационной подготовки ВВТ в частности (Руководство по подготовке к выполнению к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники, утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 сентября 2017 № 560).    

В жалобе Заявитель отмечает, что Заказчик должен включить требование, что в составе второй части заявки участники аукциона должны предоставить копию действующей лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения военной техники: виды работ – утилизация вооружения и военной техники.

Заявитель указал, что выполнение работ по демилитаризации военной техники не связано с ремонтом, техническим обслуживанием, установкой и монтажом вооружения и военной техники, и соответственно, требование Заказчика о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники в части ремонта, технического обслуживания, установки и монтажа вооружения и военной техники не соответствует предмету закупки и противоречит ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которая запрещает ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая запрещает включение в состав работ, услуг технологически и функционально не связанных с работами, услугами, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. 

На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что понятие «демилитаризация военной техники» в общедоступных (обнародованных) нормативных правовых актах отсутствует. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.09.2017 № 560, содержащий Руководство по подготовке к выполнению работ по утилизации вооружения и военной техники, которое в свою очередь раскрывает понятие «Демилитаризация» в общедоступных источниках информации, в том числе в используемых в Департаменте имущественных отношений информационно-справочной правовой системе, отсутствует. Представители Заказчика предположили, что указанный документ имеет определенный уровень секретности и доступен для ограниченного круга пользователей. При выборе вида работ Заказчик руководствовался общепринятым пониманием терминов:

- ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники, предполагает, что исполнитель работ должен обладать в первую очередь знанием технологических особенностей монтажа вооружения, которые необходимы при выполнении работ по демонтажу боевых частей военной техники (демилитаризации);

 - утилизация вооружения и военной техники (термин закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.06.2016 № 561 «О порядке ликвидации вооружения и военной техники») – это основной вид ликвидации вооружения и военной техники, при котором осуществляется их переработка с получением продуктов утилизации вооружения и военной техники для их реализации или использования. Под продуктами утилизации вооружения и военной техники – понимаются вторичные материальные ресурсы (лом черных и цветных металлов, лом и отходы, содержащие драгоценные камни, редкоземельные и драгоценные металлы, взрывчатые вещества, пороха и другие материалы), комплектующие изделия, получаемые в результате утилизации вооружения и военной техники и потенциально пригодные для повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

Основной целью Заказчика является не получение вторичных материальных ресурсов, комплектующих, а приведение военной техники в техническое состояние, в исключающее возможность их использования по прямому назначению, следовательно, в формулировке аукционной документации выбор был сделан в пользу вида работ, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения. 

На рассмотрении жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия УФАС, рассмотрев материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Заявителя пришла к следующему выводу.

06.02.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС)  было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона                                                    № 0130200002418000042.

Начальная (максимальная) цена контракта: 544 105,00 рублей.

Наименование объекта закупки: проведение мероприятий по демилитаризации образцов военной техники.

На участие в аукционе не подано ни одной заявки.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в п. 1      ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (членства в саморегулируемой организации) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии (членства в саморегулируемой организации) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

В пп. 4.1 п. 25 «Требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе»  раздела I «Информационная карта» документации об электронном аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию действующей лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники: виды работ - ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники (Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность, связанная с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, ремонтом, утилизацией и реализацией вооружения и военной техники, подлежит лицензированию.

П. 2 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 581 от 13 июня 2012 г., предусмотрено, что деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает выполнение следующих работ (услуг): а) разработка вооружения и военной техники; б) производство и реализация вооружения и военной техники; в) испытание вооружения и военной техники; г) ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники; д) утилизация вооружения и военной техники (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения об исключении из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 783 (далее – Постановление № 783) исключение из состава войск и органов имущества, не имеющего перспектив применения, производится в отношении вооружения и военной техники.

В соответствии с п. 4 Постановления № 783 дальнейшее использование имущества, не имеющего перспектив применения, осуществляется одним из следующих способов:

а) реализация по линии военно-технического сотрудничества либо в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества»;

б) передача организациям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. № 682 «О передаче вооружения, военной техники и других материальных средств с истекающими сроками хранения и эксплуатации»;

в) разборка на детали и (или) сборочные единицы для использования в качестве запасных частей, принадлежностей при проведении ремонта вооружения, военной техники и в учебных целях без прекращения права оперативного управления войск и органов;

г) утилизация в рамках реализации федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 - 2010 годы)». Решение об утилизации имущества, не имеющего перспектив применения, принимается при обосновании невозможности и (или) нецелесообразности его использования иным способом;

д) демилитаризация для последующей передачи субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления для экспонирования в музеях либо установки в качестве памятников (по их заявкам).

Материалами дела установлено, что образцы военной техники, в отношении которых проводятся работы,  передаются Заказчику в государственную собственность Вологодской области в качестве памятников после демилитаризации имущества.

С учетом изложенного, положения документации о закупке по установлению требований о наличии вышеуказанной лицензии у участника закупки соответствуют положениям законодательства о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

Согласно п. 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) резолютивная часть решения должна содержать, в том числе выводы Комиссии УФАС о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В жалобе Заявителя присутствует ссылка на наличие в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений ч. 2 и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Данный вопрос требует самостоятельного рассмотрения.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АРЕАЛ-98» необоснованной.
  2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

О.Н. Сучков

 

Н.А. Куфтырева

 

Е.Д. Преснова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны