Решение б/н Решение № 04-11/229-18 от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

_____________ № __________

 

Заявитель:

ООО «ПИК»

426068, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Архитектора П.П. Берша, д. 32, помещение 3, 4, 14

тел.: 89226877202

pavel78@bk.ru

 

Заказчик:

БУЗ ВО «Шекснинская районная станция по борьбе с болезнями животных»

162560, Вологодская обл., п. Шексна,                 ул. Октябрьская, д. 120  

тел.: 8 (81751) 21628, 21618 vetsheksna@yandex.ru

 

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

kgz@gov35.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

факс: 8 (495) 787-29-98

ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/229-18

 

16 ноября 2018 г.                                                                                                        г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

<…> – председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

<…> – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

<…> – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

рассмотрев жалобу ООО «ПИК» (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО «Шекснинская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее – Заказчик) и комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган), в присутствии представителей:

от Заказчика – <…> (по доверенности от 15.11.2018 б/н), <…> (по доверенности от от 15.11.2018 б/н),  

от Уполномоченного органа – <…> (по доверенности от 15.11.2018 № 16),

в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.11.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «ПИК» на положения документации электронного аукциона «отбор и исследование проб почвы (воды) на сибиреязвенном скотомогильнике и в санитарно-защитных зонах в Шекснинском районе» (извещение             № 0130200002418003157), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов II-IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

Заявитель просит отменить неправомерные требования к участнику закупки.

15.11.2018 Заказчик направил возражение на жалобу, в котором указал, что мероприятия по отбору почвы и воды, указанные в документации электронного аукциона, необходимо проводить организациями, имеющими соответствующие лицензии.  

Представители Заказчика и Уполномоченного органа доводы возражения на жалобу поддержали в полном объеме.  

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа пришла к следующему выводу.

08.11.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона «отбор и исследование проб почвы (воды) на сибиреязвенном скотомогильнике и в санитарно-защитных зонах в Шекснинском районе», извещение № 0130200002418003157, начальная (максимальная) цена контракта: 1 099 947,07 руб.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в п. 1  ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему услугу, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит, в том числе деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III - IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (далее - Положение).

Согласно пп. «е» п. 5 Положения лицензиат, выполняющий работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к данному Положению, должен соблюдать требования санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что необходимо выполнить работы (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) по отбору проб на территории охранной зоны, в том числе на территории сибиреязвенного захоронения.

В соответствии с Приложением 3 к СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2013 № 64 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)») возбудитель сибирской язвы (Bacillus anthracis) относится ко II группе патогенности (опасности).

Вид выполняемых работ (оказываемых услуг): экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение ядов биологического происхождения (в том числе бактериальных токсинов), их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность II - IV групп патогенности (п. 2 Положения).

Заказчиком установлены требования к работам в строгом соответствии с нормами указанных санитарно-эпидемиологических правил.

Кроме того, в п. 1.3. СП 1.3.3118-13 указано, что санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, проводящих на территории Российской Федерации работы с ПБА I - II групп, объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание микроорганизмов I - II групп патогенности. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, должны иметь лицензию            (п. 2.1.1 СП 1.3.3118-13).

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В силу п. 18 раздела I «Информационная карта» документации об электронном аукционе Заказчик установил требования к участникам закупки, в том числе: «пп. 9 - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:  Участник аукциона, должен соответствовать требованиям, установленным: Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и обладать действующей лицензией на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; ИЛИ Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и обладать действующей лицензией на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах; с указанием видов работ и услуг, перечисленных в подпункте 4 пункта 26 настоящего раздела.».

Указанное требование вызвано необходимостью выполнения работ в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Согласно п. 26 раздела I «Информационная карта» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения, в том числе: « 4) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки: - действующая лицензия (копия лицензии), выданная  на осуществление деятельности связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных (микроорганизмов, в том числе генетически измененных, бактериальных токсинов, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения I - IV групп патогенности, их производственных, музейных штаммов и санитарно-показательных микроорганизмов, материалов, зараженных или подозрительных на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности); ИЛИ - действующая лицензия (копия лицензии), выданная  на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах; с видами работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, включающими диагностические исследования материала зараженного или с подозрением на зараженность II - IV групп патогенности.

Согласно системному толкованию указанных положений участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ в силу специфики и содержания объекта закупки.

Кроме того, Комиссией УФАС установлено, что Заказчик в рамках данной закупки обеспечивает нужды учреждения, которые технологически и функционально связаны между собой.

В целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения злоупотреблений в сфере таких закупок со стороны потенциальных участников, а также предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан Заказчиком правомерно установлены требования к участникам закупки на основании ст. 31 Закона о контрактной системе

Документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, Заявителем не предоставлено.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПИК» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

<…>

 

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны