Решение б/н Решение № 04-11/243-17 от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

13.09.2017 ___3894____

 

 

Заказчик:

Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"

160001, г. Вологда, Проспект Победы, д. 33, факс: 8 (8172) 72-32-68,

E-mail: bykovamv@holmogory.ru

 

Участник закупки:

ООО «Профит-плюс»

354067, г. Сочи, ул. Навагинская,

д. 9д, оф. 420

E-mail: fas@profitp.su

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

info@roseltorg.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/243-17

 

08 сентября 2017 г.                                                                                                 г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;

Васянович Ю.Р. – член комиссии, и.о. заместителя начальника отдела контроля органов власти и закупок,

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

в присутствии представителя Заказчика – Рогова А.С. (по доверенности от 07.09.2017). Представители Заявителя на рассмотрение не явились.

рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее – ФКУ «Упрдор «Холмогоры») при проведении электронного аукциона Ремонт автомобильной дороги Обход г. Переславль-Залесский на участке км 0+200 - км 19+200, автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск на участке км 145+100 - км 145+890 в Ярославской области (№ 0330100010517000080), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Профит-плюс» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФКУ «Упрдор «Холмогоры» при проведении вышеуказанной закупки, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:

1.В документации об электронном аукционе не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее – Постановление Правительства № 99);

2. Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничению возможности предоставить надлежащее предложение  в составе заявки на участие в аукционе;

3.Раздел 9 «Сдача и приемка работ»  проекта контракта определяет порядок приемки  выполненных работ, однако в нем не указан срок проведения обязательной экспертизы, от которого напрямую зависит срок приемки выполненных работ, что является нарушением ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе;

4. Заказчик не указал конкретный срок окончания действия контракта, с учетом отсутствия срока окончательной приемки работ, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии, в соответствии с требованием ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Заявитель просил аннулировать результаты проведения электронного аукциона.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.

21.08.2017 Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Обход г. Переславль-Залесский на участке км 0+200 - км 19+200, автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск на участке км 145+100 - км 145+890 в Ярославской области (№ 0330100010517000080).

Дата окончания срока подачи заявок: 06.09.2017 г.

Начальная (максимальная) цена контракта: 434 501 910,00 рублей.

1. В соответствии с частями 2 и 3 Закона о контрактной системе. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 99 были установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг при проведении аукционов.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению, дополнительные требования для участников закупки устанавливаются при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

Дополнительным является требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствие с вышеуказанной нормой, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Понятия, устанавливающие определяющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильной дороги, установлены положениями норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закона об автомобильных дорогах, Закон № 257-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ. под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Пунктом 9 статьи 3 Закона № 257-ФЗ установлено, что реконструкцией автомобильной дороги является комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги подразумевает под собой комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (пункт 10 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

Ремонт автомобильной дороги, как отдельный от других вид работ, подразумевает под собой комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Предметом электронного аукциона № 0330100010517000080 является ремонт автомобильной дороги.

Таким образом, при определении подрядчика на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги положения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 не применяются, поскольку работы, связанные с ремонтом автомобильной дороги, не являются работами, соответствующими работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Вышеприведенная позиция подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации ог 22.08.2016 N АКПИ16-574 и письмом ФАС России от 17.04.2017 N И А/25494/17 "По вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту".

Первый довод жалобы признается необоснованным.

  2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара: "Асфальтобетон щебеночно-мастичный  (верхний слой покрытия) по ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 30108-94:

 

Зерновой состав минеральной части смеси. Содержание зерен  размером мельче 0,071 мм

% по массе

От 8

До 13

Зерновой состав минеральной части смеси. Содержание зерен  размером мельче  15 мм

% по массе

От 50

До 70

Водонасыщение образцов, отформованных из смесей

% по объему

От 1,0

До 4,0

 

Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C

МПа

Не менее 2,5

Не более 6,0

 

Пористость  минеральной части

%

От 15

До 19

           

 

Требования к товарам установлены Заказчиком в Таблице № 1 «Требования Заказчика к товарам, используемым при производстве работ» Приложения N 2                          к документации об аукционе. Так же в указанном приложении установлена инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, в которой определено и отражено:

  • в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя),
  • в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений,

- сопоставлены требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Кроме того, приведенные Заказчиком показатели товара и их значения в Инструкции (приложение № 2 к аукционной документации) указаны не только в Стандартах, но и в документах на товары (сертификатах, паспортах на товары и т.п.).

 

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его довод об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения № 2 к документации о закупке. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Таблице № 1 Приложения № 2 к документации о закупке, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.

На основании вышеизложенного второй довод жалобы признается необоснованным.

 

3. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

 Таким образом, обязанность Заказчика устанавливать в аукционной документации срок проведения экспертизы Законом о контрактной системе не установлена

Третий довод жалобы признается необоснованным.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта, в связи  с чем в данном случае необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.

Согласно подпунктам 1, 3 статьи 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе и о сроках поставки товара или завершения работы либо о графике оказания услуг.

Согласно пункту 1.4. Контракта, Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект, пригодный к эксплуатации, в сроки, установленные п. 5.2 Контракта и Календарным графиком производства работ (Приложение № 2 к Контракту).

В соответствии с пунктом 5.2. Контракта, сроки выполнения работ составляют:

  • начало выполнения работ - с момента заключения контракта
  • окончание выполнения работ - не позднее 20 июля 2018 года.

Порядок сдачи объекта в эксплуатацию предусмотрен разделом 9 проекта контракта. Таким образом, срок действия контракта приравнен к установленным срокам начала и окончания выполнения работ, в связи с чем, сроки приемки и сдачи объекта в эксплуатацию не должны превышать срок, установленный в п. 5.2 проекта контракта.

Пункт 19.8 проекта контракта устанавливает, что срок действия Контракта устанавливается с момента его подписания до полного исполнения сторонами всех обязательств по настоящему Контракту.

Согласно пояснениям заказчика, данный пункт изложен исходя из разумности и добросовестности сторон в отношении взятых на себя обязательств по Контракту и предусматривает его окончание в соответствии с установленными в нем сроками выполнения работ или же предоставляет возможность решить спорные моменты, возникшие между сторонами.

Четвертый довод признается необоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия по контролю в сфере закупок, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Профит-Плюс» необоснованной.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Н.В. Мерзлякова

                                           

                                              Ю.Р. Васянович

 

                                                                                                                                                            Е.Д. Преснова

Связанные организации

Связанные организации не указаны