Решение б/н Решение № 04-11/250-17 от 18 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20.09.2017 ___4012____

 

 

Заказчик:

Администрация сельского поселения Борисовское Бабаевского муниципального района

162460, Вологодская область, Бабаевский район, с. Борисово-Судское, пл. Советов, д. 1, E-mail: adm.borisovo@vologda.ru

 

 

Уполномоченный орган:

Администрация Бабаевского муниципального района

162480, Вологодская область, Бабаевский район, г. Бабаево, пл. Революции, д. 2а,

E-mail: torgi01@yandex.ru

 

Участник закупки:

ООО «Профит-плюс»

354067, г. Сочи, ул. Навагинская,

д. 9д, оф. 420

E-mail: fas@profitp.su

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

info@roseltorg.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/250-17

 

15 сентября 2017 г.                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;

Васянович Ю.Р. – член комиссии, и.о. заместителя начальника отдела контроля органов власти и закупок,

Сучков О.Н. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

в присутствии представителя Заказчика и уполномоченного органа – Суворовой Т.А. (по доверенности от 15.09.2017). Представители Заявителя на рассмотрение не явились,

рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрация сельского поселения Борисовское Бабаевского муниципального района, уполномоченного органа - Администрация Бабаевского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и устройство пешеходного тротуара в с. Борисово-Судское ул. Садовая, Бабаевский район № 0130300026017000025, в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Профит-плюс» (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрация сельского поселения Борисовское Бабаевского муниципального района, уполномоченного органа - Администрация Бабаевского муниципального района при проведении вышеуказанной закупки, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:

1. В аукционной документации Заказчиком не установлено требование к участникам закупке о членстве в саморегулируемой организации (далее – СРО).

2. В документации об электронном аукционе не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее – Постановление Правительства № 99);

3. Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничению возможности предоставить надлежащее предложение  в составе заявки на участие в аукционе;

4. Заказчиком в проекте государственного контракта не предусмотрено требование, установленное ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

5. Заказчиком в проекте контракта установлен срок оплаты выполненных работ с нарушением требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Заявитель просил аннулировать результаты проведения электронного аукциона.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.

24.08.2017 Уполномоченный орган по заявке Заказчика разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и устройство пешеходного тротуара в с. Борисово-Судское ул. Садовая, Бабаевский район № 0130300026017000025.

Дата окончания срока подачи заявок: 09.09.2017 г.

Начальная (максимальная) цена контракта: 12 552 917,00 рублей.

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Понятия, устанавливающие определяющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильной дороги, установлены положениями норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закона об автомобильных дорогах, Закон № 257-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ. под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Пунктом 9 статьи 3 Закона № 257-ФЗ установлено, что реконструкцией автомобильной дороги является комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги подразумевает под собой комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (пункт 10 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

Ремонт автомобильной дороги, как отдельный от других вид работ, подразумевает под собой комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Предметом электронного аукциона № 0130300026017000025 является ремонт асфальтобетонного покрытия и устройство пешеходного тротуара в с. Борисово-Судское ул. Садовая, Бабаевский район.

Таким образом, в действиях Заказчика отсутствует нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, т.к. требование о наличии допуска СРО, предусмотренного ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ не распространяется на работы по ремонту объектов капитального строительства.

Первый довод жалобы признается необоснованным.

 

 2. В соответствии с частями 2 и 3 ст. 31 Закона о контрактной системе  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 99 были установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг при проведении аукционов.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению, дополнительные требования для участников закупки устанавливаются при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

Дополнительным является требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствие с вышеуказанной нормой, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Предметом электронного аукциона № 0130300026017000025 является ремонт асфальтобетонного покрытия и устройство пешеходного тротуара.

 Таким образом, при определении подрядчика на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги положения Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 не применяются, поскольку работы, связанные с ремонтом автомобильной дороги, не являются работами, соответствующими работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Вышеприведенная позиция подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации ог 22.08.2016 N АКПИ16-574 и письмом ФАС России от 17.04.2017 N И А/25494/17 "По вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту".

Второй довод жалобы признается необоснованным.

 

 3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно третьему доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара: " Смесь песчано-гравийная»:

Показатель товара, используемого при выполнении работ

Единица измерения показателя

(при наличии)

Значения показателей

Значение показателя,

которое может изменяться

Значение показателя, которое не может изменяться

Минимальное значение показателя

Максимальное значение показателя

Содержание частиц, проходящих сквозь сито №14

%

-

20

-

Содержание зерен гравия размером более 5 мм

%

10

95

-

Наибольшая крупность зерен гравия

мм

10

 

20

-

 

Требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены Заказчиком в п. 11 «Максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели значения, которых не могут изменяться предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности» раздела II «Описание объекта закупки (Техническое задание)» аукционной документации.

Техническим заданием аукционной документации предусмотрено, что работы должны выполняться с соблюдением требований нормативно-технических документов.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Кроме того, приведенные Заказчиком показатели товара и их значения указаны не только в Стандартах, но и в документах на товары (сертификатах, паспортах на товары и т.п.).

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его довод об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями п. 11 раздела II аукционной документации. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены техническим заданием, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.

На основании вышеизложенного третий довод жалобы признается необоснованным.

 

4. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

 В проекте контракта указанное условие не предусмотрено, что является нарушением ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Четвертый довод жалобы признается обоснованным.

5. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, п. 6.1 проекта контракта предусмотрено следующее:

 Оплата выполненных работ производиться без аванса в следующем порядке:

       - оплата выполненных работ в сумме 5 999 387 рублей 36 копеек производится Заказчиком после завершения работ, включая устранение выявленных дефектов, уплаты Подрядчиком Заказчику неустойки (пени, штрафа), с зачетом всех ранее произведенных платежей, в течение 30-ти календарных дней с даты подписания Заказчиком надлежаще оформленных актов по формам № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «справка о стоимости выполненных работ и затрат», счета, счета – фактуры и с предоставлением журнала производства;

       - окончательный расчет за выполненные работы производится Заказчиком с учетом снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведения электронного аукциона в 2018 году но не позднее 30-ти календарных дней с даты окончания регламентированного срока выполнения работ.

Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Пятый довод признается обоснованным.

В соответствии с п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

По итогам проведения электронного аукциона он был признан несостоявшимся, так как на участие в закупке не поступила ни одна заявка. В связи с тем, что права третьих лиц в данном случае не нарушены, и закупка будет проводиться повторно Комиссия приняла решение предписание не выдавать.

На основании вышеизложенного, Комиссия по контролю в сфере закупок, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Профит-Плюс» частично-обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Н.В. Мерзлякова

                                           

                                       Ю.Р. Васянович

 

                                                                                                              Е.Д. Преснова

Связанные организации

Связанные организации не указаны