Решение б/н Решение № 04-11/316-17 от 29 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27.11.2017 г. № 5033

 

Заказчик:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет»  (Череповецкий государственный университет)

162600, РФ, г. Череповец, пр. Луначарского,5

тел. 8 (8202) 552557

e-mail: ks@chsu.ru, serikovaan@chsu.ru

 

Заявитель:

ООО «Центр поставок Профит»

354000 г. Сочи, ул. Навагинская, 9Д, оф. 420

тел. 89667700387

e-mail: fas@profitp.su

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

Почт. адрес: 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

тел. 8 (495) 7872997 / 99

факс 8 (495) 7872998

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/316-17

 

23 ноября 2017 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Сучков О.Н. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтырева Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу ООО «Центр поставок Профит» на действия Заказчика - Череповецкого государственного университета при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:

от Заказчика – Лапина О.А. по доверенности от 27.03.2016, Серикова А.Н. по доверенности от 22.11.2017 № 61,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «Центр поставок Профит» (далее – Заявитель) на действия Череповецкого государственного университета (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0330100004217000033 на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества: замена оконных блоков в общежитии № 2 по адресу г. Череповец, ул. Мира, 7, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положение документации об электронном аукционе, а именно:

1. В информационной карте Заказчик, по утверждению Заявителя, неправомерно требует у участника закупки членство в СРО, чем ограничивает участие тем, кто не состоит в СРО. При этом Заказчик в сметах и в документации не указывает виды работ, на которые требуются допуски СРО.

2. По утверждению Заявителя, для предоставления надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее, так как Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

3. В проекте контракта Заказчика, по утверждению Заявителя, не указан срок приемки выполненных работ.

4. В проекте контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного правилами. Заказчиком исключена возможность снижения цены контракта  ниже трех миллионов рублей, что противоречит самому принципу аукциона, как способа осуществления закупки с неограниченной возможностью снижения ценового предложения участниками аукциона.

5.  При выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку Заказчиком изначально не установлен срок действия контракта.

Представитель Заявителя на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель извещен надлежащим образом.

Представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной. Заказчик, в том числе в письменных пояснениях указал:

1. Допуски СРО по Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" отменены с 01.07.2017 г.

С 01.07.2017 вступили в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-Ф3. Согласно ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами Градостроительного кодекса РФ.

Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц: в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований; в отношении выполнения строительных работ: для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает Змлн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ), для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ), для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).

Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий: наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ; если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).

При этом в силу ч.ч. 2, 4 ст. 55.4 ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения (п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ).

Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства и капитального ремонта, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше З млн. рублей, конкурентным способом, в том числе при проведении электронного аукциона, по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности: членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лип, выполняющих соответствующие работы; наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств; подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Закона о контрактной системе).

2. В документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к составу первых частей заявок участников в строгом соответствии с требованиями ч.З ст.66 Закона о контрактной системе (п. 18 Раздела II документации).

Заявитель в своей жалобе вводит в заблуждение, приводя недостоверную информацию о том, что заказчик включил в документацию требования о предоставлении сертификатов соответствия от производителя и документа собственных испытаний, документация об аукционе Заказчика таких требований не содержит.

Также документация об аукционе Заказчика не содержит указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименовании места происхождения товара или наименования производителя.

Относительно включения в документацию требований к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства поясняем, что в документации об аукционе Заказчика таких требований не содержится.

В Разделе III Техническое задание документации об аукционе приведены требования к блокам оконным поливинилхлоридным: «Сопротивление статическим нагрузкам: перпендикулярно плоскости створки/полотна - не менее 250/400Н; в плоскости форточки/створки (наружной спаренной створки)/полотна - не менее 250/1000(500)/1200Н.» Данное требование установлено в соответствии с ГОСТ 23166-99 Оконные блоки, согласно которому устанавливаются основные нормируемые эксплуатационные характеристики оконных блоков. Согласно ГОСТ 23166-99 Оконные блоки «Сопротивление статическим нагрузкам» не относится к характеристикам, устанавливаемым на конкретные виды изделий, данная характеристика определяется требованиями ГОСТ и не изменяется при производстве конкретной партии товара.

В тексте жалобы Заявитель не приводит конкретных ссылок на технические документы или иные документы, которые бы содержали указание на то, что значения оспариваемых в жалобе характеристик можно определить только на основании проведения потенциальным участником закупки при наличии лицензии и оборудования либо специализированной организацией испытаний.

Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.

Оконные блоки, указанные в техническом задании Заказчика, имеют стандартные характеристики, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.

3. В строгом соответствии с действующим законодательством в проекте договора Череповецкого государственного университета (раздел 4 «Сдача-приемка работы», пункт 2.4 проекта договора) содержится информация о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия объема требований, установленных контрактом, а также порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

4. В проекте договора документации об аукционе Заказчиком установлен конкретный размер штрафа в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042, исходя из начальной (максимальной) суммы контракта 7 108 890.00 рублей. При размещении проекта договора для подписания, размер штрафа указывается исходя из цены, по которой заключается договор, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042.

Данная позиция подтверждается Постановление Верховного Суда РФ от 2 ноября 2016 г. N 56-АД16-10: «Суд оставил в силе принятые ранее судебные акты о привлечении заявителя к административной ответственности за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в его действиях имеется состав вменяемого ему административного правонарушения. Верховный Суд РФ признал, что должностное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности за утверждение документации об аукционе с нарушением требований закона.

В данном случае в проекте госконтракта, который является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не был установлен конкретный размер пени за просрочку со стороны поставщика. В проекте лишь содержалась цитата из утвержденных Правительством РФ правил определения размера пени и приводилась формула расчета пени, прописанная словами. Однако этого недостаточно. В силу Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан самостоятельно определять размер пени в виде конкретного процента от цены контракта уже на стадии формирования документации об аукционе и включать его, а также порядок его определения в проект контракта».

5. В контракт обязательно включатся сроки его исполнения, то есть сроки исполнения порождаемых им обязательств - сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки их оплаты.

Как разъяснено в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации сроки выполнения контрагентом обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств.

Ни Законом о контрактной системе, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов, не предусмотрена обязанность указания в проекте контракта срока действия контракта в форме конкретной даты.

Также Заказчик указал, что по информации сайта zakupki.gov.ru только за октябрь-ноябрь 2017 года в УФАС разных регионов Заявителем было подано 5 жалоб, которые были признаны необоснованными либо частично обоснованными. Исходя из количества поданных жалоб, можно сделать вывод, что Заявитель относится к «постоянным жалобщикам», о которых УФАС по Вологодской области предупреждало заказчиков на своем официальном сайте 15.09.2017 года.

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.

03.11.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0330100004217000033.

Способ определения подрядчика: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 7 108 890, 00 рублей.

Объект закупки: осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества: замена оконных блоков в общежитии № 2 по адресу г. Череповец, ул. Мира, 7.

1. Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение № 279) определено, что капитальный ремонт - это работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

В соответствии с разделом VI Положения № 279 работы по полной смене ветхих оконных блоков относятся к капитальному ремонту.

Согласно п. 3.8. раздела III Постановления Госстроя России от 05.03.2004                 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

В рассматриваемом случае Заказчик осуществляет мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества - замена оконных блоков.

Таким образом, работы по замене оконных блоков относятся к капитальному ремонту.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении электронного аукциона разделом «Требования к участникам» установлены:

1) единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ): единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31, участник аукциона должен быть членом СРО и иметь право осуществлять капитальный ремонт в рамках договора, который будет заключен по результатам данного аукциона,

2) требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2.1 пункта 2 раздела I «Общие положения документации об электронном аукционе» документации об электронном аукционе определено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п. 17 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе Заказчик установил требования к участникам электронного аукциона: «Требования в соответствии с Разделом I Общие положения документации об электронном аукционе п.2.1;

Требования в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса:

1) участник электронного аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства (капитального ремонта объектов капитального строительства);

2) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник электронного аукциона, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;

3) совокупный размер обязательств по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником электронного аукциона был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств». 

В п.п. 5 п. 18 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе копию действующей выписки из реестра членов СРО.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Выписка (копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется:

1) в случае, если цена контракта, предложенная участником аукциона, не превышает трех миллионов рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ);

2) для участников закупки (ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ):

а) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

б) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены подпунктом "а" настоящего пункта и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

г) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

д) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, строительство, реконструкцию объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 58.

Таким образом, выписка из реестра членов саморегулируемой организации с указанием вида работ, не предусмотрена Приказом Ростехнадзора N 58. Аналогичная позиция изложена в Решении ФАС России от 31.07.2017 по делу N К-965/17.

На основании вышеизложенного, в вышеперечисленных положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе не установлено. Жалоба ООО «Центр поставок Профит» в указанной части необоснованна.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Кроме того, приведенные Заказчиком показатели товара и их значения указаны в Стандартах.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его довод об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены техническим заданием, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе.

На основании вышеизложенного жалоба ООО «Центр поставок Профит» в указанной части необоснованна.

3. В п.п. 2.4. раздела IV. «Проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения» документации об электронном аукционе, в том числе указано:

«Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных договором, в части их соответствия условиям договора Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами. Срок проведения экспертизы в течение 10 календарных дней с даты выполнения работ. Акт сдачи-приемки работ подписывается Заказчиком после проведения экспертизы при условии отсутствия у Заказчика претензий и замечаний по качеству выполненных работ».

Также в разделе IV. «Проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения» документации об электронном аукционе присутствует п. 4 «Сдача-приемка работы, в котором указано:

«4.1. Подрядчик передает Заказчику для приемки завершенных работ по 2 (два) экземпляра испол-нительной документации.

4.2. Сдача – приемка  выполненных работ производится по актам приема-сдачи, оформленным соответствующим образом, с подписями, печатями сторон и датами. Акт является подписанным с даты подписания его Заказчиком.

При сдаче – приемке выполненных работ, Подрядчик должен соблюдаться порядок приемки и учитываться следующее:

а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия));

б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения, протоколы) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении технического надзора и проведении контроля на объекте.

4.3. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления от настоящего договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты Подрядчиком, обязан известить об этом Подрядчика в разумный срок при их обнаружении.

4.4. При возникновении между Заказчиком и Подрядчиком спора по поводу недостатков работы или их причин по требованию любой из сторон, должна быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет Подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений Подрядчиком настоящего договора или причинной связи между действиями Подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, - обе стороны поровну».

Таким образом, утверждение Заявителя об отсутствии в проекте контракта условий о приемке работ, в том числе не указания сроков приемки выполненных работ,  не нашло подтверждения. Жалоба ООО «Центр поставок Профит» в указанной части необоснованна.

4. Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с п.п. «б» п. 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила определения размера штрафа) За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в виде 2 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).

В силу п.п. «б» п. 9 Правил определения размера штрафа За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В п. 5 «Ответственность сторон» раздела IV. «Проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения» документации об электронном аукционе, в том числе указано:

«5.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором Заказчик направляет требование Подрядчику об уплате штрафа в размере ________________ рублей (2 % от цены договора (этапа)), согласно действующему законодательству РФ (п.4 Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042)».

А также установлено:

«5.5. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором, размер штрафа устанавливается в размере 5000 рублей, согласно действующему законодательству РФ (п.9 Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042)».

Начальная (максимальная) цена контракта: 7 108 890, 00 рублей.

Протокол проведения электронного аукциона на момент принятия решения отсутствует. Факт снижения цены менее 3 млн. рублей на момент рассмотрения жалобы не установлен.

Таким образом, нарушений норм законодательства о контрактной системе на момент рассмотрения жалобы не установлено, так как факта снижения цены менее, чем 3 млн. рублей на дату принятия решения не произошло. Жалоба ООО «Центр поставок Профит» в указанной части на данный момент необоснованна.

5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, устанавливает, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Указанные нормы Закона о контрактной системе Заказчиком исполнены.

В разделе IV. «Проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения» документации об электронном аукционе, в том числе указано:

«2.3. Оплата по настоящему договору производится в безналичной форме на расчетный счет Под-рядчика в следующем порядке:

 - авансовый платеж - 30 % от общей стоимости работ, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения договора на основании выставленного счета;

- окончательный платеж – 70  % от общей стоимости работа, в течение 15 (пятнадцати) рабочих после подписания актов сдачи-приемки работ.

2.4. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных договором, в части их соответствия условиям договора Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами. Срок проведения экспертизы в течение 10 календарных дней с даты выполнения работ. Акт сдачи-приемки работ подписывается Заказчиком после проведения экспертизы при условии отсутствия у Заказчика претензий и замечаний по качеству выполненных работ.

7.1.  Договор действует с момента заключения его сторонами и действует до полного выполнения сторонами  взаимных обязательств.

7.3. Срок выполнения работ в течение 80 календарных дней с даты заключения договора с ____________________по _____________________. Подрядчик  по согласованию с Заказчиком имеет  право  выполнить работы с надлежащими материалами и качеством досрочно.

9.4. В случае предоставления Подрядчиком банковской гарантии, срок ее действия должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц».

Следовательно, Заказчиком в документации об электронном аукционе предусмотрены сроки, позволяющие определить срок действия контракта. При этом в Законе о контрактной системе не предусмотрены положения о том, что срок действия контракта устанавливается единой календарной датой.

Аналогичная позиция изложена в решении ФАС России от 25.05.2017 N ПГОЗ-123/17, в решении ФАС России от 29.08.2017 по делу N К-1109/17.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.11.2017 на участие в электронном аукционе подано 13 заявок, все участники закупок допущены и признаны участниками электронного аукциона.

Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в данных положениях документации об электронном аукционе в настоящее время не установлено. Жалоба ООО «Центр поставок Профит» в указанной части необоснованна.

На основании изложенного, жалоба ООО «Центр поставок Профит» необоснованна.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Центр поставок Профит» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

О.Н. Сучков

 

 

Н.А. Куфтырева

 

А.А. Жирнов

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны