Решение б/н Решение № 04-11/325-17 от 11 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

08.12.2017 г. № 5216

Заказчик:

КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области»

160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, д. 55

тел. 8 (8172) 546211

e-mail: uprautodor@mail.ru

 

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009; г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

тел./факс 8 (8172) 230161

e-mail: kgz@gov35.ru

 

Заявитель:

ПАО «Вологодавтодор»

160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, 55

тел./факс 8 (8172) 546281

e-mail: info@volavtodor.ru

 

Ассоциация аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального Округа

190020, г. Санкт-Петербург, ул. Лифляндская, д. 6

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/325-17

 

05 декабря 2017 г.                                                                                              г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. – председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Васянович Ю.Р. - член комиссии, и.о. заместителя начальника отдела контроля органов власти и закупок;

Куфтырева Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу ПАО «Вологодавтодор» на действия Заказчика – КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» при проведении конкурса с ограниченным участием, в котором Уполномоченный орган -  Комитет государственного заказа Вологодской области, в присутствии представителей:

от Заказчика – Царева Ю.А. по доверенности от 27.02.2017 № 9, Меркулова Е.Н. по доверенности от 23.10.2017 № 92;

от Уполномоченного органа – Токанова Ю.В. по доверенности № 5 от 26.07.2017;

от ПАО «Вологодавтодор» - Костромин В.Е. по доверенности от 07.10.2017 № 10/2167, Серков С.Ю. по доверенности от 01.12.2017 № 3/2470, Серебряков С.А. по доверенности от 01.12.2017 № 3/2471,

от Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального Округа – Супрунчук Д.С. по доверенности № 1 от 04.12.2017,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ПАО «Вологодавтодор» (далее - Заявитель) на действия КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (далее – Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием № 0130200002417002853 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Пельшму на автомобильной дороге Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг в Тотемском районе Вологодской области", противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Уполномоченный орган -  Комитет государственного заказа Вологодской области.

Жалоба Заявителя подана в установленный срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения конкурсной документации, а именно: по утверждению Заявителя, Заказчик в разрез с действующим законодательством Российской Федерации и действующих Стандартов принятых на территории Российской Федерации в Конкурсной документации при проведении Государственной закупки устанавливает Критерий опенки заявок «Квалификация участника», который определяется индексом деловой репутации и подтверждается предоставлением в составе заявки копии Сертификата, который в свою очередь влияет на результат конкурса косвенно понуждая участников закупки обращаться к членам указанной в Конкурсной документации частной организации, а именно - Ассоциацию аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного Федерального округа, тем самым нарушает требования Статьи 4 части 17, Статьи 5 и Статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливая доминирующее положение для указанной организации на рынке предоставления услуг по добровольной сертификации и оценке деловой репутации участников закупки.

Не став членом Ассоциации или не заключив Лицензионный договор с Ассоциацией организация или иное лицо, зарегистрированное в системе ГОССТАНДАРТА выдать вышеуказанный Сертификат не может, а если оформит и выдаст в соответствии с ГОСТ Р 66.1.03-2016, то Заказчиком данный Сертификат рассматриваться и оцениваться не будет.

Стандарт организации (СТО) — внутренний документ организации разработанный на основе Национального государственного стандарта - ГОСТ, о чем и говорится в самом же СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017 представляется Заказчиком, как основной документ, который берется за основу при оценке заявок и по которому производится расчет показателя критерий - «деловая репутация участника закупки».

Устанавливая требование соответствия положениям стандарта СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017, разработанного конкретной организацией Ассоциацией аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного федерального округа, созданной в 2016 году, Заказчик, по мнению Заявителя, ставит в неравное положение других участников (организации, лица) СИСТЕМЫ ГОССТАНДАРТА занимающихся оценкой деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, чем нарушает требования Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ3 «О защите конкуренции», устанавливая доминирующее положение для Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного Федерального округа.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Заказчик, в том числе в письменных возражениях по жалобе указал, что стандарт организации более детально описывает процедуру оценки, чем национальный стандарт. Например, раздел 6 СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017, касающийся методики оценки деловой репутации, содержит большее количество субфакторов, по которым производится оценка соответствия организации, что способствует более детальному проведению сертификации путем истребования большего количества необходимой информации для установления квалификации и деловой репутации организации-заявителя сертификации. Кроме того, СТО ААЛСЗ содержит большее количество требований к заявителям сертификации, что обеспечивает проведение более тщательной оценки деловой репутации. Также стандарт организации дает заказчикам сертификации больший перечень форм (заявлений, анкет, договоров), с помощью которых третье лицо осуществляет оценку соответствия, тем самым существенно упрощая процедуру оценки. Кроме прочего, СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017 предоставляет потенциальным участникам закупки более детальную информацию о порядке проведения сертификации, а для заказчика - больший объем информации о деловой репутации потенциальных участников закупки, тем самым обеспечивая большую степень прозрачности процедуры оценки соответствия и эффективности сертификации в процедурах закупок.

В соответствии со статьями 2, 3 и 21 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ стандарт организации - это документ по стандартизации, утверждаемый юридическим лицом для применения при поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, возможность применения Стандарта организации СТО AAЛC3 66.1.09/Д-2017 предусмотрена законом. Кроме того, законодательно не установлено иерархии документов по стандартизации, и запрет либо ограничение на применение стандарта организации вместо национального стандарта отсутствует.

Кроме того, указанный стандарт получил положительную оценку экспертизы в соответствующем техническом комитете по стандартизации № 277 «Организация дорожного движения» (секретариат - Министерство транспорта Российской Федерации). Данная экспертиза доказывает, в том числе, отсутствие противоречия Стандарта организации СТО AAЛC3 66.1.09/Д-2017 действующим национальным стандартам, в том числе ГОСТ Р 66.1.03-2016 и соответствие стандарта требованиям ст. 21 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта. Установленный Заказчиком порядок оценки и показатель «деловая репутация участника закупки» не является условием допуска к конкурсу, таким образом при проведении конкурса соблюдаются ценовые и неценовые условия конкуренции между участниками закупки. Показатель установлен в соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ №1085 и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе РФ.

Ассоциация аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального Округа также направило своего представителя, который, в том числе в письменных пояснениях указал, что порядок допуска к проведению работ по сертификации установлен в разделе 8 Стандарта организации СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017. Согласно пункту 8.5 раздела для проведения работ по подтверждению соответствия требованиям Стандарта любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к одному из разработчиков Стандарта с заявкой, оформленной по форме, установленной в Приложении Т. Приложение Т, в свою очередь, устанавливает Форму заявки на применение Стандарта, при удовлетворении которой лицо, желающее проводить работы по сертификации, будет иметь право проводить оценку соответствия по требованиям этого Стандарта. Таким образом, СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017 не содержит положений, устанавливающих обязанность организаций, осуществляющих оценку соответствия, вступать в Ассоциацию.

Ассоциация Аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального Округа - добровольное объединение юридических лиц, созданное для развития и совершенствования области оценки соответствия, для консолидации усилий аккредитованных лиц, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса, а также оперативного выявления и принятия мер для устранения нарушений на рынке испытательных и сертификационных услуг. С этой целью Ассоциация оказывает организационную, методическую, правовую и иную помощь, осуществляет внешний аудит, разработку систем менеджмента качества, анализ документации и пр. Также Ассоциация входит в Координационный совет по развитию технического регулирования при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Также представляется необходимым отметить, что расчет индекса деловой репутации по требованиям СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017 является более детальным в сравнении с оценкой по ГОСТ Р 66.1.03- 2016. Итоговый индекс деловой репутации по ГОСТ Р 66.1.03-2016 на 29,66 % больше, чем индекс деловой репутации, рассчитанный по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015 и СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017. Таким образом, утверждение о том, что в СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017 происходит снижение требований к организациям-заявителям сертификации неверно.

Заказчик и Уполномоченный орган представили документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя и Ассоциации Аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального Округа, пришла к следующему выводу.

01.11.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0130200002417002853.

Способ определения подрядчика: конкурс с ограниченным участием.

Начальная (максимальная) цена контракта: 191 900 000, 00 рублей.

Объект закупки: выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Пельшму на автомобильной дороге Тотьма-Нюксеница-Великий Устюг в Тотемском районе Вологодской области".

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Правила оценки заявок).

В целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении конкурса конкурсная комиссия (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») оценивает заявки участников конкурса по следующим критериям:

- «Цена контракта»;

- «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «Квалификация участника закупки»).

В отношении критерия «Квалификация участника закупки» предусмотрен, в том числе показатель «Деловая репутация участника закупки» определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» и требованиями Стандарта организации Ассоциации аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-западного Федерального округа СТО ААЛСЗ 66.1.09/Д-2017 «Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих строительство автомобильных дорог» (далее – СТО).

Также в приложении «Оценка заявок» к конкурсной документации указано:

«При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной индексом деловой репутации организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015 и требованиями СТО, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю не учитываются.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника».

Таким образом, установлено, что непредставление участником конкурса своего предложения в отношении деловой репутация участника закупки, в том числе отсутствие в заявке участника закупки сертификата соответствия, выданного лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, зарегистрированную в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании») не является основанием для отклонения заявки. Данная информация необходима конкурсной комиссии только лишь для оценки заявки. Следовательно, положений ограничивающих количество участников закупки в конкурсной документации не имеется. Установления наличия в конкурсной документации положений ограничивающих конкуренцию в рамках Закона о контрактной системе по данной процедуре не возможно.

На основании вышеизложенного жалоба ПАО «Вологодавтодор» необоснованна.

Комиссия в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку.

В жалобе Заявителя присутствует утверждение, что устанавливая требование соответствия положениям стандарта, разработанного конкретной организацией, Заказчик нарушает требования Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», устанавливая доминирующее положение для указанной организации. Данный вопрос требует самостоятельного рассмотрения.

В соответствии с п. 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) резолютивная часть решения должна содержать, в том числе выводы Комиссии о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ПАО «Вологодавтодор» необоснованной.
  2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Н.В. Мерзлякова

 

 

Ю.Р. Васянович

 

Н.А. Куфтырева

 

А.А. Жирнов

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны