Решение б/н Решение № 04-11/329-17 от 19 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.12.2017 г. № 5243

 

Заказчик:

БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь»

162608, г. Череповец , ул. Металлургов, 18

тел. 8 (8202) 536521

e-mail: zakupki@msch-severstal.ru

 

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009; г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

тел./факс 8 (8172) 230163

e-mail: kgz@gov35.ru

 

Заявитель:

ООО «СМАРТ»

344056, г. Ростов-на-Дону, пер. Иртышский, 50

тел. 8 (86350) 51645

e-mail: apteka_1969@mail.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

Почт. адрес: 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

тел. 8 (495) 7872997 / 99

факс 8 (495) 7872998

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/329-17

 

  1. декабря 2017 г. г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. – председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу ООО «СМАРТ» на действия Заказчика - Череповецкого государственного университета при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:

от Заказчика – Медведев А.Н. по доверенности № 76-080816 от 08.08.2016, Столярова А.Ю. по доверенности № 140-241117 от 23.11.2017, Сухарев С.М. по доверенности № 143-071217 от 07.12.2017;

от Уполномоченного органа – Добрынина Е.А. по доверенности № 10 от 11.10.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «СМАРТ» (далее – Заявитель) на действия БУЗ ВО «Медсанчасть «Северсталь» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0130200002417003166 на поставку медицинских изделий для проведения процедур гемодиализа на аппаратах «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", находящихся на гарантийном обслуживании, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области.

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положение документации об электронном аукционе, а именно:

1. Считаем что, Заказчик должен был указать материал мембраны-синтетика.

2. Заказчик в п.1-5 указывает некорректно объем заполнения. Считаем, что следует указывать: Объем заполнения : не более 100мл., более 100мл

3. Считаем, что способ стерилизации следует указывать: автоклавированием (паром) или радиационным (гамма-облучением) или электронно-лучевой.

4. Заказчик должен указывать: В п.1-2 не более 20 мл/мм РТ.ст/час

в п.3 не менее 20 мл/мм РТ.ст/час не более 40 мл/мм РТ.ст/час, в п.4 более 40 мл/мм РТ.ст/час, в п.5 не менее 20 мл/мм РТ.ст/час не более 40 мл/мм РТ.ст/час

п.8 сухой основной бикарбонатный концентрат для аппарата серии 5008 Фрезениус – производит один производитель Фрезениус. Данный концентрат включен в лот, по мнению Заявителя, чтобы ограничить количество участников, т.к. может поставляться только хозяйствующими субъектами входящими в группу лиц с Фрезениус Медикал.

6. В техническом задании написано: Расходные материалы поставляются для аппаратов Фрезени-ус 4008, Фрезениус 5008, имеющихся в наличии у Заказчика, находящихся на гарантии производителя, в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.

Любое оборудование во всех лечебных учреждениях находится на гарантии у производителя определенное кол-во времени, однако добросовестные заказчики не используют такую фразу, так как понимают , что это приведет к ограничению кол-ва участников, что соответственно отразится на цене контракта, т.к цена заключенного контракта будет равна НМЦК.

7. Заказчик включает в один лот большой перечень товаров, в том числе товаров уникальных, объединяет в одном лоте товары различного функционального предназначения и не связанные технологически.

Совмещение в одном лоте закупки уникального товара, диализаторов, магистралей,бикарбонатных концентратов, фильтров, дезинфектанты - ограничивает количество участников закупки:

-Товары технологически не связаны между собой: п.8-12 фильтры, дезинфектанты это расходные материалы для АППАРАТОВ и никак не относятся к расходным материалам для процедуры гемодиализа

Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Как пример, исключается возможность участия ООО НПО «Нефрон» РФ изготовителя бикарбонатных картриджей,концентратов совместимых с АИП Фрезениус 4008, 5008, исключает возможность участия дистрибьюторов известных и уважаемых изготовителей диализаторов Нипро, Асахи Касей, Бакстер, Етропал, Б.Браун и так далее.

8. Нарушения ограничивают круг возможных участников закупки и создают преимущества дистрибьюторам изготовителя расходных материалов Фрезениус, Германия. В соответствии с технической документацией, показатели товара соответствуют одному конкретному производителю, а именно Fresenius, т.к. прописаны конкретные каталожные номера товара, все-равно что написать товарный знак.

Также Заявитель ссылается на ч. 1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г, указывая, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Представитель Заявителя на рассмотрение жалобы не явился. Заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя ООО «СМАРТ».

Представители Заказчика и Уполномоченного органа просили признать жалобу необоснованной. Заказчик, в том числе в письменных пояснениях указал, что в составе учреждения работает отделение гемодиализа, которое ежедневно оказывает специализированную медицинскую помощь по замещению функции почек при помощи аппаратов «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care". За 2016 год в отделении проведено диализных процедур 15 567, за одиннадцать месяцев 2017 года соответственно проведено 16 083 диализов. Указанные аппараты размещены в отделении диализа и находятся на гарантийном обслуживании производителя, который регулярно осуществляет техническое обслуживание и ремонт. Сама по себе процедура очищение крови методом гемодиализа, гемодиафильтрации и ультрафильтрации осуществляется вне организма пациента. Для подключения пациента к аппарату очистки крови, а также для подготовки проведения самой процедуры, используются ряд медицинских изделий совместно действующих в едином цикле оказания медицинской помощи (Диализатор, магистраль кровопроводящая, фильтр диализной жидкости, средство для дезинфекционной обработки, средство для горячей химической обработки и декальцификации, концентрат гранулированный кислотный бикарбонатный, концентрат сухой основной бикарбонатный), при помощи одних происходит отбор, очищение и возврат крови обратно в организм пациента, а при помощи других происходит подготовка к непосредственному оказания услуг. Отсутствие в единой цепочке какого-либо медицинского изделия приводит к невозможности оказания медицинской помощи. Все используемые в едином цикле гемодиализа медицинские изделия должны быть совместимы между собой и не только по типу крепления, но и по химическим свойствам с учетом взаимодействия между собой, а также с биологической жидкостью пациента. Все медицинские изделия, используемые в едином цикле гемодиализа, технологически и функционально связаны между собой и составляют единый технологический процесс проведения процедуры лечения почечной недостаточности одному пациенту и предназначены исключительно для гемодиализа. Использование данных медицинский изделий (расходных материалов) в других медицинских целей не предусмотрено. Процедура гемодиализа предназначена только для очистки крови пациента и не подразумевает других процедур.

В связи с одномоментным использованием изделий при оказании одной процедуры, доставка в учреждение всех элементов цепочки должна проводится одномоментно, для исключения срывов лечебного процесса.

Именно для оказания медицинской помощи с использованием аппаратов искусственная почка учреждение закупает медицинские изделия для комплексного проведения процедур гемодиализа на аппаратах «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", находящихся на гарантийном обслуживании. Объектом закупки в данном аукционе являются: диализаторы, магистрали кровопроводящие, фильтры диализной жидкости, средство для дезинфекционной обработки, средство для горячей химической обработки и декальцификации, концентрат гранулированный кислотный бикарбонатный, концентрат сухой основной бикарбонатный. Область применения объекта закупки строго ограничена и только в едином цикле с другими элементами предназначенными для проведения полного цикла процедуры гемодиализа.

Аппараты «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", в соответствие с технической документацией работают с определенными расходными материалами допущенными производителем. Так как диапазон биологических рисков при оказании медицинской помощи очень широк и сложен. Производитель оборудования учел все риски, проверил и исключил регистрацию побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, факты и обстоятельства, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении медицинских изделий, совместимость расходных материалов в единой цепочке взаимодействия всех элементов использующих при оказании гемодиализной медицинской помощи, в том числе при взаимодействии с тканями и использующими жидкостями, и в соответствие с операторской инструкцией, взял на себя всю ответственность за работу оборудования и расходного материала, за несчастные случаи и другие виды ущерба в период гарантийного срока при оказании медицинской помощи на оборудовании производителя при соблюдении технологии и использовании определенного расходного материала.

Для исключения введения в заблуждения потенциальных поставщиков, для правильного понимания объектов закупки на стадии размещения извещения, а также исключения перерывов в оказании специализированной жизненно-важной медицинской помощи, которую невозможно оказать в домашних условиях, Заказчиком был четко сформулирован предмет контракта «поставка медицинских изделий для комплексного проведения процедур гемодиализа на аппаратах «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", находящихся на гарантийном обслуживании». В техническом задании, дополнительно к основным характеристикам были указаны каталожные номера продукции, рекомендованной производителем оборудования. Так же дополнительно после таблицы с характеристиками товара добавлена поясняющая сноска. «Товар закупается для необходимости обеспечения взаимодействия с имеющимся и используемым Заказчиком оборудованием для оказания медицинской помощи (п.1, ч.1 ст.33 № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Медицинская организация обязана обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации медицинских изделий (данная норма закреплена в ст. 79). Надлежащая организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп.5 п.1 ст.29 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившей в силу с 1 января 2012 г., паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан, которая, в том числе, включает процедуру гемодиализа.

В соответствии со ст.38 323-ФЗ, вступившей в силу тоже с 01 января 2012 года:

1. Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

2. Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

10. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 11 статьи 38 Федерального закона № 323 внесены изменения.

11. В государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:

1) наименование медицинского изделия;

2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер <...> срок действия регистрационного удостоверения;

3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;

4) вид медицинского изделия;

5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;

6) код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия;

7) наименование и место нахождения организации - заявителя медицинского изделия;

8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;

9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;

10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.

На основании информации размещенной в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, ни у одного из производителей не зарегистрировано сведений о взаимозаменяемости закупаемых медицинских изделий. Отсюда можно сделать вывод, что на предмет взаимозаменяемости медицинских изделий проверок и испытаний не проводилось, производители медицинских изделий не готовы заменить свое изделие, на изделие другого производителя и нести за это меры ответственности. Доводы и утверждение подателя жалобы о взаимозаменяемости медицинских изделий является его личным умозаключением и не подтверждаются документально.

В связи с возникшей потребностью Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона. Закупая расходные материалы для гемодиализа учреждение действовало в соответствии с законодательством РФ исключительно в рамках соблюдения обеспечения интересов пациентов по оказанию своевременной и качественной специализированной медицинской помощи. Применение медицинских изделий для гемодиализа на аппаратах «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", осуществляется в строгом соответствии с инструкцией производителя и действующим законодательством.

В рамках оказания гемодиализа для пациентов с хронической почечной недостаточностью одним из важнейших факторов является соблюдение технологического регламента проведения процедуры, в основе которого технологическая и функциональная неразрывность проведения процедуры, а также совместимость расходных материалов. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия для пациентов в виде ухудшения состояния здоровья и снижения качества жизни, за возможное причинение вреда здоровью граждан вследствие использования (применения) в конкретных случаях лечебного процесса тех или иных расходных материалов (медицинских изделий) при проведении гемодиализа, несет медицинский персонал и лечебное учреждение.

В целях безопасности проведения процедур, на законодательном уровне закреплено, что использование (обращение) медицинских изделий допускается только зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также с учетом инструкций по эксплуатации аппаратов производителей (ст.38 323-ФЗ). Данное требование об использовании расходных материалов, рекомендованных производителем, обусловлено соблюдением ГОСТ 31508-2012 и ГОСТ Р ИСО/ТО 16142-2008, Приказа Министерства Здравоохранения РФ от 25 апреля 2003 г. N 190 Об утверждении отраслевого стандарта «Отделение диализа. Общие требования по безопасности», Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденные Минздравом России и Минпромнауки России (Письмо Министерства Здравоохранения РФ от 27.10.2003 г. №293-22/233), а не ограничением конкуренции на товарном рынке.

Закупаемый товар находится в свободной продаже, отсутствие возможности у какого-либо поставщика поставить товар требующий заказчику для оказания специализированной медицинской помощи гарантированной государством, не может рассматриваться как ущемление прав этого участника.

На основании изложенного, а также введенной в действие с 01 января 2012 года ст.36 и ст.38 323-ФЗ, а также внесенных изменений Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 11 статьи 38 Федерального закона № 323, следует вывод, что рассматривать возможность взаимозаменяемости медицинских изделий возможно только на основании информации размещенной в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, внесенных сведений о взаимозаменяемости изделий после проведения соответствующих исследований.

Заказчиком в рамках своей компетенции, в соответствии со своей потребностью, а также с учетом специфики оказания специализированной медицинской помощи и имеющегося оборудования, в техническом задании описаны медицинские изделия с функциональными характеристиками товара значимыми для Заказчика. Производители медицинских изделий для гемодиализа не описывают параметры механизма соединения иглы с магистралями, фильтрами, диализаторами, а также реакционную совместимость используемых материалов. Для более точного и четкого описания объекта закупки и исключения поставки товара не соответствующего потребностям заказчика дополнительно был указаны каталожные номера, для совмещения с расходными материалами имеющимися у заказчика, а также приобретающимися для аппаратов «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care".

Сформированный предмет контракта по области оказания медицинской помощи, а объекты закупки по применению и функциональному назначению медицинских изделий, которые соответствуют потребностям заказчика, и направлены не на ограничение конкуренции, а на решение социально значимых вопросов при оказании медицинской помощи и удовлетворения потребности учреждения здравоохранения в поставке требующихся медицинских изделий.

Размещенная информация о товарах, отвечающих требованиям заказчика, а также тот факт, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребности заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников, если следствием данного расширения станет вероятность получения заказчиком товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части их функционально-технических характеристик являющихся важными для заказчика, которые могу негативно отразиться на здоровье пациента. Доводы жалобы, касающиеся ограничения конкуренции не подтверждены подателем жалобы. Из-за специфики оказания медицинской помощи, Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки.

Позиция учреждения о необходимости проведения закупки для комплексного оказания услуг основана на нормах Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (основных принципах охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; право на охрану здоровья; информации о факторах, влияющих на здоровье). Оказываемая медицинская помощь должна быть безопасной и своевременной. Подтверждается соответствующими ГОСТами и рекомендациями производителя оборудования, на котором оказывается медицинская жизненно-важная помощь и за работу которого производитель берет на себя и несет ответственность в случае соблюдения всей технологической цепочки и использования соответствующих расходных материалов.

До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе каких-либо разъяснений документации подано не было. Отсюда следует вывод, потенциальным участникам требования заказчика понятны и обоснованы.

Заявитель, в соответствии со сведениями размещенными в Едином государственном реестре юридических лиц, не является специалистом в области здравоохранения, не обладает познаниями в области нефрологии, не является производителем медицинских изделий, и не может сказать, что лучше, а что хуже для Заказчика при проведении процедур. Доводы заявителя не обоснованы и направлены на затягивание процедуры закупки, что может повлечет за собой невозможность своевременного оказания специализированной медицинской помощи при проведении процедуры гемодиализа в целом и, соответственно, ставит под угрозу жизнь пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии, в результате чего могут быть нарушены конституционные права пациентов.

Заказчик и Уполномоченный орган представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к следующему выводу.

17.11.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0130200002417003166.

Способ определения поставщика: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 95 752 825, 29 рублей.

Объект закупки: поставка медицинских изделий для проведения процедур гемодиализа на аппаратах «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", находящихся на гарантийном обслуживании..

В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчик указал, что он воспользовался исключением, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: в связи с несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Утверждение Заказчика о том, что на основании информации размещенной в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, ни у одного из производителей не зарегистрировано сведений о взаимозаменяемости закупаемых медицинских изделий с аппаратом «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care", материалами дела не опровергнуто.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Также Заказчик сообщил, что на участие в электронном аукционе поступило две заявки.

Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в данных положениях документации об электронном аукционе в настоящее время не установлено.

На основании изложенного, жалоба ООО «СМАРТ» необоснованна.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку.

Утверждение Заказчика о том, что на основании информации размещенной в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, ни у одного из производителей не зарегистрировано сведений о взаимозаменяемости закупаемых медицинских изделий аппаратом «искусственная почка» 4008S, 5008S, производства "Fresenius Medical Care" не опровергнуто материалами дела.

Вместе с тем, в таблице п. 1 «Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям» раздела II. «Техническое задание» документации об электронном аукционе содержаться максимальные и (или) минимальные значения показателей, а не конкретные показатели, указанные в документах, представленных Заказчиков.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Часть 3 ст. 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, Заказчик ввел в заблуждение участников закупки, указав значения показателей товара, отличных от указанных у производителя товара, тем самым нарушил ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Также в жалобе Заявителя присутствует утверждение о наличии в действиях Заказчика нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данный вопрос требует самостоятельного рассмотрения.

В соответствии с п. 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее – административный регламент по рассмотрению жалоб) резолютивная часть решения должна содержать, в том числе выводы Комиссии о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СМАРТ» необоснованной.
  2. По результатам внеплановой проверки признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Н.В. Мерзлякова

 

 

А.А. Жирнов

 

Е.Д. Преснова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны