Решение б/н Решение № 04-11/339-17 от 19 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

19.12.2017 г. № 5344

 

Заказчик:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Балтика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва)

162560, Вологодская обл., Шекснинский р-н, Сельское поселение Никольское с/мо, ТЕР ФГКУ КОМБИНАТ БАЛТИКА РОСРЕЗЕРВА, СТРОЕНИЕ 1/СТРОЕНИЕ 1

Почт. адрес: 162560, Вологодская обл., п. Шексна, а/я 43

тел. 8 (81751) 47720

факс 8 (81751) 47728

e-mail: baltzakup@mail.ru

 

Заявитель:

Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области»

160025, г. Вологда, Московское шоссе, 40

тел./факс 8 (8172) 743230, 741911

e-mail: VologdaSpas@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/339-17

 

14 декабря 2017 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» на действия Заказчика – ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва при проведении запроса котировок, в присутствии представителей:

от Заказчика – Салтыков А.Ю. по доверенности № 10/2017 от 14.12.2017;

от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» - Токанов А.В. по доверенности от 18.01.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва при проведении запроса котировок № 0330100002317000024 на обслуживание профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения извещения о проведении запроса котировок, а именно:

-          требование к участникам закупки о наличие свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с видом аварийно-спасательных работ - ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов па суше и воде;

-          требование к Свидетельству на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях о соответствии его требованиям пункта 7 постановления Правительства РФ от 22.12.201 1 № 1091, и пунктам 6.1. и 7.1. приказа МЧС РФ от 20.02.2013 № 102.

Представитель Заказчика считает жалобу необоснованной. Заказчик, в том числе письменных возражениях по жалобе указал, что исключив вышеуказанные требования, в закупке смогут принять участие организации не соответствующие законодательству РФ.

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика и Заявителя, пришла к следующему выводу.

06.12.2016 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0330100002317000024.

Способ определения исполнителя: запрос котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта: 199 900, 00 рублей.

Объект закупки: обслуживание профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов.

В форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе указано: «К заявке прилагаются следующие документы:» «2. Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные работы, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 73 Закона заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе;

6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.

Требовать от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается (ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России от 26.05.2016 N ОГ-Д28-6776, от 01.03.2016 N ОГ-Д28-2623, от 21.12.2015 N Д28и-3745.

Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе. Жалоба БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» в части незаконности требования в составе заявки свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях обоснованна.

В тоже время, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация в том числе о единых требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Положения статьи 31 Закона о контрактной системе распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки. В извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан устанавливать к участникам единые требования в соответствии со всей статьей 31 Закона о контрактной системе, а исчерпывающий перечень документов - в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии, например, лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится, например, к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующих документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-1971, от 21.12.2015 N Д28и-3745.

В п. 4.1.1 раздела 4 «Требования к аварийно-спасательному формированию, привлекаемому для оказания услуг по обслуживанию потенциально опасных объектов», в том числе указано: «Наличие разрешительных документов:

- Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 (п. 7.), приказа МЧС РФ от 20.02.2013 №102 (п. 6.1, п. 7.1). Виды аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные, газоспасательные, ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов на суше и воде».

Заказчик утверждает, что ликвидация (локализация) разливов нефти и нефтепродуктов является видом других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»).

В соответствии с и. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240) организации обязаны: создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Порядок аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) определен постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091.

Заказчик является объектом, находящимся в ведении Федерального агентства но государственным резервам (Росрезерв).

Также Заказчик является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, поднадзорным Федеральной службе но экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и входит в сферу его деятельности.

Росрезерв и Ростехнадзор являются федеральными органами исполнительной власти, а, следовательно, аварийно-спасательные формирования (службы), обслуживающие организации, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти, должны быть аттестованы аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций (п. 7 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091).

Исключение указанных выше требований из запроса котировок повлечет нарушение со стороны Заказчика требований законодательства РФ в сфере промышленной безопасности (Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997 г.), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Федеральный закон №68-ФЗ от 21.12.1994 г.), а также организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002 г.).

На сегодняшний день в отношении организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, по нарушению норм промышленной безопасности складывается судебная практика. Суды приходят к выводу о том, что в действиях данных организаций усматривается нарушение требований пункта 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ в том случае, если заключены договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными аггестационной комиссией не федеральных органов исполнительной власти, а аттестационной комиссией органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2015 года  по делу № А56-38961/2015).

Указанные утверждения Заказчика материалами дела не опровергнуты. Таким образом, жалоба БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» в указанной части необоснованна.

На основании изложенного, жалоба БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» обоснованна частично.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Установлены следующие нарушения.

В форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе указано: «К заявке прилагаются следующие документы:» «3. Паспорт ПАСФ (с соответствующей зоной ответственности);

4. Лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке опасных отходов I – IV классов опасности или наличие действующего договора с лицензированной организацией по обращению с опасными отходами».

Таким образом, в указанных действиях Заказчика установлены также нарушения ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 73 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-11/339-17

 

14 декабря 2017 г.                                                                                                 г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

на основании решения № 04-11/339-17 от 14 декабря 2017 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы БУ защиты в ЧС ВО «АСС Вологодской области» на действия Заказчика – ФГКУ комбинат «Балтика» Росрезерва при проведении запроса котировок № 0330100002317000024 на обслуживание профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов,

 

предписывает:

 

  1. Единой комиссии отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.12.2017.
  2. Заказчику аннулировать определение исполнителя № 0330100002317000024.
  3. Единой комиссии и Заказчику исполнить предписание в срок до 25 декабря 2017 года.
  4. Заказчику сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области об исполнении предписания в срок до 26 декабря 2017 года.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

За невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей (часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

 

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

С.В. Осипов

 

 

А.А. Жирнов

 

Е.Д. Преснова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны