Решение б/н Решение № 04-11/345-17 от 19 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
19.12.2017 г. № 5346
|
Заказчик: Бюджетное автотранспортное учреждение Вологодской области «Автотранспортное хозяйство» (БУ ВО «Автотранспортное хозяйство») 160000, г. Вологда, ул. Ленина, д. 7а тел. 8 (8172) 230216 e-mail: autohoz@vologda.ru
Уполномоченный орган: Комитет государственного заказа Вологодской области 160009; г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52 тел./факс 8 (8172) 230161 e-mail: kgz@gov35.ru
Аукционная комиссия
Заявитель: АО «СОГАЗ» 162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Ленина, д. 47 тел./факс 8 (8202) 202375 доб. 109 e-mail: cherepovec@sogaz.ru
Оператор электронной площадки: ООО «РТС-тендер» 121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23-А тел. 8 (499) 6535500 факс 8 (495) 7339519 e-mail: ko@rts-tender.ru
Участники закупки: АО «НАСКО» Республика Татарстан, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова, д. 2, блок Б e-mail: ilya.kasyanov@nasko.ru, tender@nasko.ru
САО «ВСК» г. Москва, ул. Островная, д. 4 Почт. адрес: 160000, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 22 тел./факс 8 (8172) 563300 (доб. 105, 201) e-mail: Artugina.Vologda@vsk.ru,
ОАО «АльфаСтрахование» 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, 31 стр.Б
ЗАО «МАКС» 115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 50 |
РЕШЕНИЕ № 04-11/345-17
15 декабря 2017 г. г. Вологда
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Осипов С.В. – председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области – начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, в котором Заказчик - БУ ВО «Автотранспортное хозяйство», Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области, в присутствии представителей:
от Заказчика – Петрова Т.А. по доверенности № 105 от 14.12.2017, Кургузова Т.В. по доверенности № 106 от 14.12.2017;
от Уполномоченного органа – Шевелева О.С. по доверенности № 13 от 03.11.2017;
от АО «СОГАЗ» - Артюшичев И.С. по доверенности № Ф57-182/17 от 06.07.2017;
от САО «ВСК» - Амосов С.В. по доверенности от 18.07.2017, Артюгина Н.В. по доверенности № 7-ТД-0418-Д,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от АО «СОГАЗ» (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0130200002417003146 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Заказчик - БУ ВО «Автотранспортное хозяйство», Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области.
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок в части обжалования действий аукционной комиссии, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует признание заявок АО «НАСКО» и САО «ВСК» соответствующими. Заявитель утверждает, что в документации об электронном аукционе форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (далее по тексту - документация об аукционе), содержались сведения о транспортных средствах, в отношении которых Заказчик намеревался заключить договоры страхования, а также Расчет цены (тарифа) единицы услуги на каждое конкретное транспортное средство и общая сумма контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 год;- «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - ФЗ об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, -а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО, Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применение страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определений страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Часть 6 ст. 9 Закона об ОСАГО указывает следующее: Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования;, к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Указания Банка России).
В документации об электронном аукционе содержится расчет страховой премии, произведенный Заказчиком на общую сумму 332 506,98 руб. Данный расчет составлен; исходя из Максимального значения базовой ставки (ТБ) в размере 3087 руб.
При расчете страховой премии в отношении транспортных средств, содержащихся в документации об аукционе, АО «СОГАЗ» руководствуясь требованиями закона об ОСАГО и Указаниями Банка России произвело расчет страховой премии исходя из минимально возможного значения базовой ставки - 2572 руб.
Расчет страховой премии, признанного победителем аукциона АО «НАСКО», в размере 261 634,27 руб. не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, Закона об ОСАГО и Указаниям Банка России, соответственно, по мнению •АО «СОГАЗ», комиссия была обязана отклонить заявку АО «НАСКО» и данное лицо не может быть признано победителем аукциона.
Также в аукционе принимал участие САО «ВСК», предложивший цену контракта в размере 274 621,95 руб. Данная сумма страховой премии также рассчитана не верно, так как исходя из представленных заказчиком сведений, а также исходя из требований законодательства, регулирующего отношения в сфере ОСАГО, сумма страховой премии за все транспортные средства не может быть менее 277 141 руб. 44 коп. Таким образом, комиссия должна была также отклонить и заявку САО «ВСК» и данное лицо не может быть признано победителем аукциона в силу того, что составленный им расчет страховой премии также не соответствует требованиям законодательства документации об электронном аукционе.
По утверждению Заявителя, верный расчет страховой премии произведен АО «СОГАЗ» и ОАО «АльфаСтрахование». Сумма контракта должна составлять 277 141 руб. 44 коп.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают жалобу необоснованной. Пояснили, что в Законе о контрактной системе не содержится требования о предоставлении участниками закупки расчета цены (страховой премии), и, как следствие, не предусмотрена обязанность аукционной комиссии проверять правильность расчета цены контракта, предложенной участником закупки.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
На основании пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с указанным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Вместе с тем, представители Заказчика и Уполномоченного органа отметили, что считают, что цена, предложенная как АО «НАСКО», так и САО «ВСК» не соответствует Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Указанные факт ставит Заказчика в затруднительное положение, так как АО «НАСКО» включил в контракт КБМ, несоответствующие документации об электронном аукционе, а также Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что может привести к срыву заключения контракта.
Представитель заинтересованного лица участника закупки АО «НАСКО» на рассмотрения жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представил АО «НАСКО» уведомлен надлежащим образом.
Представители заинтересованного лица участника закупки САО «ВСК» пояснили, что с жалобой Заявителя согласны. Считают, что заявка АО «НАСКО» должна быть отклонена по причине необоснованного занижения размера страховой премии. АО «НАСКО», участвуя в данном электронном аукционе, представило ценовые предложения, содержащие недостоверную информацию в части указания цены контракта, что позволило им стать победителем данного электронного аукциона.
Представители САО «ВСК» также признали, что при расчете цены, предложенной САО «ВСК», также была допущена техническая ошибка.
Заказчик и Уполномоченный орган представили документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя и заинтересованного лица участника закупки САО «ВСК», пришла к следующему выводу.
16.11.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0130200002417003146.
Способ определения исполнителя: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 332 506,98 рублей.
Объект закупки: оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Ранее по делу № 04-11/340-17 было установлено, что в протоколе проведения электронного аукциона от 30.11.2017, в том числе указано:
Сведения о последних предложениях участников аукциона |
|||
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
3 |
261 634,27 руб. |
30.11.2017 09:11:33 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
274 621,95 руб. |
30.11.2017 09:11:25 (по московскому времени) |
понижение |
4 |
277 141,44 руб. |
30.11.2017 09:11:27 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
277 141,44 руб. |
30.11.2017 09:20:41 (по московскому времени) |
понижение |
5 |
332 506,97 руб. |
30.11.2017 09:25:57 (по московскому времени) |
понижение |
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 05.12.2017, в том числе указано:
Порядковый номер заявки на участие в аукционе |
Участник аукциона |
Решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе |
|||
3 |
АО «НАСКО» |
соответствует |
|||
1 |
САО «ВСК» |
соответствует |
|||
4 |
АО «СОГАЗ» |
соответствует |
|||
2 |
|
соответствует |
|||
5 |
ЗАО «МАКС» |
соответствует |
|||
Вместе с тем, в п. 25 «Требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе» раздела I. «Информационная карта» документации об электронном аукционе, в том числе указано: «Согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе».
В разделе II. «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, в том числе указано:
«Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости):
Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств должны оказываться согласно действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп.), Положению Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в строгом соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Также в разделе II. «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указаны коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ) на каждый автомобиль.
В соответствии с ч. 18 ст. 68 Закона о контрактной системе протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются, в том числе все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
В силу ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику, в том числе указанный протокол.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, в том числе наличия несоответствия документов и информации, которые предусмотрены, в том числе ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии, в том числе с ч. 3 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с решением № 04-11/340-17 от 15.12.2017 Комиссия УФАС установила, что цена, предложенная АО «НАСКО» не соответствует Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание ЦБ РФ) в связи с применением КБМ, несоответствующих КБМ, указанным в документации об электронном аукционе, по всем автомобилям, что подтвердили также представители Заказчика.
Также установлено, что цена, предложенная САО «ВСК» не соответствует Закону об ОСАГО и Указанию ЦБ РФ в связи с применением КБМ, несоответствующих КБМ по автомобилю, указанному в п. 5 «Toyota Camry», прописанным в документации об электронном аукционе, в связи с наличием технической ошибки, что подтвердили также представители Заказчика.
Таким образом, согласно решению № 04-11/340-17 от 15.12.2017 аукционная комиссия нарушила ч. 6.1 ст. 66, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе признав заявки на участие в электронном аукционе, которые одновременно содержат согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а, следовательно, и согласие с тем, что оказанные услуги будут соответствовать требованиям Закона об ОСАГО, Положению Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в строгом соответствии с указанием ЦБ РФ, в том числе в части расчета страховых тарифов по ОСАГО и предложения о цене контракта, а также документации об электронном аукционе в части указанных КБМ, соответствующих требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании изложенного, жалоба АО «СОГАЗ» обоснованна.
Вместе с тем Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение, в том числе участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
На основании вышеизложенного, в соответствии с решением 04-11/340-17 от 15.12.2017 в действиях участников закупки АО «НАСКО» и САО «ВСК» были установлены нарушения ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Участникам закупки разъясняется, что в силу ст. 14.8 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, участники закупки дополнительно имеют право подать заявление в рамках ст. 44 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, по делу № 04-11/340-17 было выдано предписание № 04-11/340-17 от 15.12.2017 об устранении указанных нарушений.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу АО «СОГАЗ» обоснованной.
- Проинформировать, что в соответствии с ранее принятым решением № 04-11/340-17 от 15.12.2017 аукционная комиссия была признана нарушившей ч. 6.1 ст. 66, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, участники закупки АО «НАСКО» и САО «ВСК» признаны нарушившими ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
- Предписание не выдавать в связи с ранее выданным предписанием № 04-11/340-17 от 15.12.2017.
- Разъяснить право участникам закупки о подачи заявления о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
С.В. Осипов
А.А. Жирнов
Е.Д. Преснова |