Решение б/н Решение № 04-11/44-18 от 28 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

27.03.2018 № 900

Заказчик:

Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вологодский областной онкологический диспансер»

160012, г. Вологда, Советский пр-т, д.100,

volonkourist@yandex.ru

 

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

kgz@gov35.ru

 

Аукционная комиссия

 

Участник закупки:

ЗАО «ФАРМА-СЕВЕР»

164501, Архангельская обл.,  г. Северодвинск, ул. Георгия Седова, д. 54,

office@farma-sever.ru

 

 

Оператор электронной площадки:

РТС-тендер

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А

ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/44-18

22 марта 2018 г.                                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в составе:

Сучкова О.Н. – председатель комиссии, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтыревой Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Пресновой Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу ЗАО «ФАРМА-СЕВЕР» (далее - Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона, в котором Заказчик – БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер», Уполномоченный орган – Комитет государственного заказа Вологодской области, в присутствии представителей:

от Заказчика – Левиной Л.П. (по доверенности от 21.03.2018 б/н), Новоселовой О.В. (по доверенности от 21.03.2018 б/н), 

от Заявителя – Пантелеевой О.Н. (по доверенности от 05.12.2017 б/н),

от Уполномоченного органа – Добрыниной Е.А. (по доверенности от 11.10.2017               № 10),

в отсутствие представителей от Участника закупки (уведомлен надлежащим способом о времени и месте рассмотрения жалобы),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.03.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных форм (извещение № 0130200002418000190), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

По мнению Заявителя, Заказчиком и Уполномоченным органом нарушены ч. 1                 ст. 31, п. 3 ст. 64, пп. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, т.к. документация об электронном аукционе не содержит требования к участнику закупки о необходимости наличия лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения. 

21.03.2018 Заказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области возражение на жалобу (исходящий номер <...> -9/294 от 21.03.2018), в котором отметил, что действия Заказчика, в отношении установления требований к участнику закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной систем, т.к. предметом закупки является оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных форм.

Заказчик просит Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области отказать в удовлетворении жалобы ЗАО «ФАРМА-СЕВЕР».

На рассмотрении дела представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы возражения в полном объеме.  

В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее по тексту – Административный регламент) 21.03.2018 председатель Комиссии УФАС объявил перерыв рассмотрения жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения. Рассмотрение дела назначено на 22.03.2018 в 16 часов 15 минут по адресу: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25, каб. 125.

Комиссия УФАС продолжила рассмотрение дела № 04-11/44-18 22.03.2018 в 16 часов 15 минут по адресу: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25, каб. 125.

Комиссия УФАС, рассмотрев материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа пришла к следующему выводу.

01.03.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС)  было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0130200002418000190.

Начальная (максимальная) цена контракта: 704 655,20 рублей.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных форм.

На участие в аукционе была подана одна заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об электроном аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

П. 7 части I «Информационная карта» и п. 1.1. части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе установлено наименование объекта закупки /предмет контракта – оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных форм.

П. 8 части I «Информационная карта»  и п. 1.2. части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе содержатся условия поставки – по выписанным требованиям – накладным в течение семи календарных дней, а в экстренных случаях в течение двух рабочих дней, с 09:00 до 14:00 часов в рабочие дни.

Предмет контракта содержит, в том числе, поставку товаров.

Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к препаратам, которые являются экстемпоральными лекарственными средствами.

Согласно пп. 2 п. 23 части III «Проект контракта» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющегося объектом закупки, или копии этих документов: - лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения или перевозка лекарственных средств для медицинского применения.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон РФ № 99-ФЗ) деятельность по производству лекарственных средств и фармацевтическая деятельность относятся к перечню видов деятельности, на которые требуются лицензии. Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулатория, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.

Как следует из п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, порядок которого установлен в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

Приложение к названному Положению содержит Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (раздел I), в который включены, в частности: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения (п. 1), розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (п. 6), изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 8).

В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона № 61- ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В силу п. 34 ст. 4 Федерального закона № 61-ФЗ организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.

В ст. 53 Федерального закона № 61-ФЗ установлено, что организация оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством РФ порядке: другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами (п. 1); производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств (п. 2); аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям (п. 3); научно- исследовательским организациям для научно-исследовательской работы (п. 4); индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (п. 5); медицинским организациям, ветеринарным организациям (п. 6); организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных (п. 7).

Из ч. 8 ст. 45 Федерального закона № 61-ФЗ следует, что производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством РФ порядке: другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств (п. 1); организациям оптовой торговли лекарственными средствами (п. 2); аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (п. 3); научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы (п. 4); медицинским организациям и ветеринарным организациям (п. 5); организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных (п. 6).

Правила оптовой торговли лекарственными средствами установлены в ст. 54 Федерального закона № 61-ФЗ, согласно которой оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения».

В соответствии с п. 7 названных Правил, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговая лекарственными средствами»), выданной в установленном законодательством порядке РФ.

Порядок розничной торговли лекарственными препаратами регулируется положениями ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» установлено, что оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2), а розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3).

Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) продажа товаров в розницу оформляется договором розничной купли-продажи, который является публичным, то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг в отношении всех заинтересованных лиц.

По такому договору продавец обязуется передать товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. ст. 426, 492 ГК РФ).

Согласно правил о договоре поставки (ст. 506 ГК РФ) поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, из системного толкования вышеперечисленных нормативных положений следует, что продажу (поставку) лекарственных средств в медицинские организации могут осуществлять исключительно производители лекарственных средств и организации оптовой торговли лекарственными средствами.

На основании изложенного, Заказчик обязан устанавливать требование о наличии в составе второй части заявки, в том числе, лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения.

Таким образом, действия Заказчика нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ЗАО «ФАРМА-СЕВЕР» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-11/44-18

 

22 марта 2018 г.                                                                                                     г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в составе:

Сучкова О.Н. – председатель комиссии, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтыревой Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Пресновой Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

на основании решения № 04-11/44-18 от 22.03.2018, принятого по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «ФАРМА-СЕВЕР» на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных форм (извещение № 0130200002418000190),

 

предписывает:

 

  1. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе.
  2. Заказчику и Уполномоченному органу внести изменения в документацию об электронном аукционе с учетом принятого решения, при этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе продлить так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
  3. Аукционной комиссии, Заказчику и Уполномоченному органу проводить процедуру в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
  4. Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу и Оператору электронной площадки исполнить предписание в срок до 30 марта 2018 года.
  5. Заказчику и Уполномоченному органу сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области об исполнении предписания в срок до 06 апреля 2018 года.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

За невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей (часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

О.Н. Сучков

 

 

Н.А. Куфтырева

 

Е.Д. Преснова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны