Решение б/н РЕШЕНИЕ № 04-11/66-17 от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30.03.2017 г. № 1376

 

Заказчик:

БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2»

162602, г. Череповец, ул. Данилова, 15

тел. 8 (8202) 577974

e-mail: chgb1@chgb1.ru

 

Уполномоченный орган:

Комитет государственного заказа Вологодской области

160009; г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52

тел./факс 8 (8172) 230163

e-mail: kgz@gov35.ru

 

Заявитель:

ООО «МедЦентрПоставки»

606120, Нижегородская обл., Павловский р-н,

 г. Ворсма, ул. Школьная, д. 16

тел./факс 8 (47467) 51965

e-mail: a_m_85@mail.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23

тел. 8 (495) 7872997 / 99

факс 8 (495) 7872998

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/66-17

 

27 марта 2017 г.                                                                                                       г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Мерзлякова Н.В. – председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;

Куфтырева Н.А. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Преснова Е.Д. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу ООО «МедЦентрПоставки» на действия Заказчика - БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2» при проведении электронного аукциона, в котором Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области в присутствии представителей:

от Заказчика – Архипова Н.А. по доверенности № 4 от 02.03.2017, Терентьева Н.В. по доверенности от 24.03.2017;

от Уполномоченного органа – Ивченкова Д.А. по доверенности № 12 от 26.03.2015,

 

 УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от ООО «МедЦентрПоставки» (далее – Заявитель) на действия БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона № 0130200002417000169 на поставку одноразовых медицинских шприцев и систем, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в котором Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области.

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения извещения и документации об электронном аукционе, а именно: требование, установленное в п. 1 технического задания, о том, что шприцы двухкомпонентные должны поставляться с надетой на шприц иглой, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию, поскольку не позволяет отечественным производителям принять участие в закупке; шприцы с автоматически убирающейся иглой (п. 8-9 технического задания) изготавливаются исключительно иностранными производителями, а именно: KD-JECT (Германия), СФМ Госпиталь Продакс ГмбХ (Германия), Tianjin Medical Equipment Co (Китай), Changzhou Jinlong Medical Plastic Appliance Co (Китай), Jiangxi Hongda Medical Equipment Group (Китай), что также, по утверждению Заявителя, ограничивает конкуренцию.

Также Заявитель утверждает, что в п. 10-13 технического задания в перечень поставляемых товаров включены: шприцы инъекционные общего пользования; устройства для переливания растворов и крови. При этом шприцы одноразовые и системы для переливания растворов и крови, по утверждению Заявителя, не являются технологически и функционально связанными друг с другом товарами, поскольку: каждый товар имеет свою технологию применения; каждый товар имеет свое функциональное предназначение; производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, следовательно, объединение указанных товаров в одну процедуру закупки нельзя признать обоснованным. В одной технологической взаимосвязи данные товары не используются. Более того, шприцы инъекционные и устройства для переливания растворов имеют не только разные классификационные коды в системе ОКПД и ОКПД 2, но и относятся к разным подразделам данных классификаторов. Таким образом, по мнению Заявителя, указанные положения технического задания нарушают ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представитель Заявителя на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель извещен надлежащим образом.

Представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной. Заказчик пояснил, что Медицинские изделия, соответствующие требованиям аукционной документации (позиция 1),  широко представлены на рынке, и любой участник, при желании, имел возможность принять участие в данном аукционе. При подготовке технического задания Заказчиком был проведен мониторинг рынка. Установлено, что шприцы с заявленными характеристиками производит как минимум 4 производителя, в том числе и отечественные. Из заявок, допущенных к участию в аукционе, по данной позиции три участника предлагают к поставке товар, имеющий страну происхождения – Россия и два – Китай. Заявленные характеристики необходимы Заказчику для оказания максимально качественной медицинской помощи. Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Характеристика «Расположение иглы: надета на шприц» способствует выполнению множества функций: - исключение потери лекарственных средств за счет герметичного соединения иглы и шприца, что обеспечивает точность дозирования вводимых лекарственных средств, в том числе наркотических, сильнодействующих, противоопухолевых, иммуномодуляторов; - экономия времени медицинского персонала на проведение манипуляций, предшествующих инъекции, что имеет огромное значение для персонала приемного отделения стационара и отделений анестезиологии-реаниманиции, которым необходимо выполнять максимально быстрые и точные инъекции; - соблюдение наилучших условий сохранения стерильности при проведении инъекций, за счет исключения необходимости дополнительного соединения иглы и цилиндра шприца; - минимизация риска инфицирования при наборе и введении лекарственного препарата, так как отсутствует необходимость в самостоятельном сборе компонентов шприца; - значительное сокращение времени, используемого для купирования ургентных ситуаций (в том числе введение аналгезирующих средств), что особо актуально в режиме работы областной клинической больницы.

Медицинские изделия, соответствующие требованиям аукционной документации (позиции 8 и 9),  также широко представлены на рынке медицинских изделий, и любой участник, при желании, имел возможность  предложить Заказчику установленный техническим заданием товар. В нашем ЛПУ имеется множество отделений с потенциально опасными пациентами: приемное отделение стационара; приемное отделение инфекционное; инфекционные отделения; хирургические отделения; онкологическое отделение; травматолого-ортопедическое отделение; гематологическое отделение и центр профилактики и борьбы со СПИД. Установленное требование существенным образом влияет на функциональные характеристики, так как это необходимо для предотвращения заражения гемоконтактными видами инфекций, в том числе вирусными гепатитами В, С и ВИЧ. При использовании заявленных нами шприцев минимизируется риск случайной травматизации и инфицирования, так как игла  и все оставшиеся компоненты крови скрываются после использования в шприце и могут быть безопасно утилизированы без дополнительной разборки. Шприцы с «ломающимся поршнем» не выполняют вышеописанных функций. Медицинский персонал, чьи обязанности предусматривают работу с кровью, составляет особую категорию риска, учитывая  статистику о том, что каждый 9 житель России является носителем вируса гепатита В, С или ВИЧ, становится понятным выбор Заказчика, так как защита персонала, наряду с лечебным процессом, является приоритетной. Заказчик, формируя данные требования к характеристике товара, определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимого товара.

Также Заказчик объяснил, что включенные в данный лот товары относятся к одной группе товаров – изделия медицинские по коду 33 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД),  имеют единое назначение, используются в едином технологическом процессе и являются в совокупности неотъемлемыми частями единого лечебного процесса. Все заявленные товары необходимы для бесперебойного и своевременного обеспечения пациентов медицинскими изделиями, направленными на дозированное парентеральное введение (инфузионная, трансфузионная и инъекционная терапия): введение в организм человека с нарушением кожного покрова фармакологически активных веществ малых и больших объемов соответственно. Таким образом, потребность Заказчика закупать в одном лоте шприцы инъекционные и устройства для переливания растворов и крови определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. Следовательно, товары, необходимые к поставке, имеют функциональную и технологическую взаимосвязь. Указанная позиция отражена в Постановлении президиума ВАС РФ от 25.03.2014 №15742/13: «в случае, если все составляющие закупки представляют собой единый неразрывный процесс и призваны обеспечить достижение определенного общего результата, то объединение в один лот таких товаров (работ, услуг) допускается».

Объединение в данном лоте медицинских изделий (шприцов и систем) не может привести к ограничению конкуренции, так как медицинские изделия, соответствующие требованиям аукционной документации,  широко представлены на рынке медицинских изделий, и любой участник, при желании, имел возможность  принять участие в данном аукционе. В характеристиках шприцов и систем, указанных в технических параметрах аукционной документации, Заказчиком не установлены условия, которые бы приводили или могли бы привести к ограничению числа участников аукциона, а именно не указаны: фирма производитель, кодовый номер <...> товарный знак, узкоспециальные термины, ограничивающие конкуренцию, и т.д. В ходе составления документации к аукциону в электронной форме, был проведен мониторинг фармацевтического рынка, который подтвердил наличие необходимых заказчику медицинских изделий у различных производителей и поставщиков, что подтверждает отсутствие ограничения количества участников. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации и целям эффективного использования финансирования.

Требования к аукционной документации сформулированы с учетом необходимости конечного результата – обеспечения лечебного учреждения необходимым товаром: шприцами и системами. Требования документации не ограничивают число участников закупки еще и в связи с тем, что предметом закупки является «Поставка одноразовых медицинских шприцев и систем», а не их производство. В соответствии с действующим законодательством РФ такой деятельностью может заниматься любое (в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара): - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; -     физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Все функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие требованиям Заказчика, указаны в аукционной документации и любой участник размещения заказа мог, при желании, свободно приобрести и поставить данную продукцию. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, желания приобрести и поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также о нарушении заказчиком числа участников торгов.

Документация не противоречит требованиям  Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102  "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. постановления Правительства РФ от 30.11.2016 года №1268), так как и «шприцы - инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них», и «устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе с микрофильтром» входят в "Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно аукционной документации Заказчиком установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Постановление Правительства № 102 не требует выделения товаров в отдельный лот, оно устанавливает, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.

Также Заказчик сообщил, что возможность устанавливать параметры  необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, которые отражают требования к закупаемой продукции и соответствует качеству и уровню помощи, оказываемой в лечебном учреждении.      

Таким образом, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.

Объективность описания объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе подтверждается многочисленной практикой Федеральной антимонопольной службы: Решение от 06.05.2016 года по делу №44-1771/16 (Санкт-Петербургский УФАС); Решение от 14.06.2016 года по делу №44-2342/16 (Санкт-Петербургский УФАС); Решение от 18.03.2016 года по делу №РЗ-290-2016 (УФАС по Ставропольскому краю); Решение от 11.10.2016 года по делу №Г 765-07/2016 (УФАС по Владимирской области).

Заказчик и Уполномоченный орган представили документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к следующему выводу.

06.03.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0130200002417000169.

Способ определения поставщика: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 6 655 385, 00 рублей.

Наименование объекта закупки: поставка одноразовых медицинских шприцев и систем.

В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что  документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Требования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчик исполнил.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчик не указывает товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Жалобе Заявителя отсутствует утверждение, что в каком-либо пункте таблицы «Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям» раздела II. «Техническое задание» документации об электронном аукционе изложены характеристики товара соответствующие только определенному производителю.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.03.2017 на участие в электронном аукционе подано 6 заявок. Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.03.2017 в электронном аукционе (в торгах на снижение цены) приняло участие 5 участников закупки.

В заявках участников закупки указаны разные страны происхождения товара.

Таким образом, ограничения количества участников закупки не установлено.

На основании изложенного жалоба ООО «МедЦентрПоставки» необоснованна.

Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку.

Заявитель утверждает о наличии в документации об электронном аукционе технологически и функционально не связанные друг с другом товаров, что является нарушением ст. 17 Закона о контрактной системе. Данный вопрос требует самостоятельного рассмотрения.

Согласно п. 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) резолютивная часть решения должна содержать, в том числе выводы Комиссии УФАС о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МедЦентрПоставки» необоснованной.
  2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

Н.В. Мерзлякова

 

 

Н.А. Куфтырева

 

А.А. Жирнов

 

Е.Д. Преснова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны