Решение б/н Решение № 04-11/8-19 от 28 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«24»  января 2019     №

 

Заявитель:

ООО «СТРОЙРЕСУРС»

603157, г. Нижний Новгород,

ул. Буревестника, д. 9А, пом. П.8

Тел.: 8 (986) 780-43-24

E-mail: s-res52@yandex.ru

 

Заказчик:

Администрация городского поселения поселок Шексна

162560, Вологодская обл., Шекснинский р-н, рп. Шексна, ул. Гагарина, д. 16

Тел.: 8 (81751) 2-18-58

E-mail: gpsheksna@yandex.ru

    

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк АСТ»

119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский       переулок, д. 12, стр. 9

Факс: 8 (495) 7872998

 E-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

РЕШЕНИЕ № 04-11/8-19

 

 «21»   января 2019 г.                                                                                                г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

«…» – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель комиссии,

«…» – старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,

«…» – государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,

 

«…» – государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» (далее – Заявитель) на действия  Администрации городского поселения поселок Шексна (далее – Заказчик),  

в отсутствие  представителя Заказчика (уведомлен надлежащим способом о дате, времени и месте рассмотрения дела),

в отсутствие  представителя Заявителя (уведомлен надлежащим способом о дате, времени и месте рассмотрения дела),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

14.01.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по перепланировке и переустройству нежилых помещений под квартиры по адресу: Вологодская область, п. Шексна, ул. Зеленая, д.15 (извещение № 0130300015418000122) (далее – электронный аукцион), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) (вх. № 77 от 14.01.2019).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно:

  1. В документации об электронном аукционе не установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

2. В проекте контракта Заказчиком установлено требование:

«12.2. В случае  выбора способа обеспечения контракта в форме банковской гарантии Подрядчик обязан направить Заказчику оригинал такой гарантии. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона о контрактной системе, а также требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005)».

Заявитель считает, что ни Постановление № 1005, ни Закон о контрактной системе не предусматривают предоставление оригинала банковской гарантии, непредставление данного документа не может являться неисполнением обязательств по контракту.

По мнению Заявителя, установление Заказчиком данного требования незаконно и нарушает требование ст. 45 Закона о контрактной системе. В обоснование своей позиции Заявитель также ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 № 307-КГ18-3174.

 

3. Заявитель полагает, что в нарушение требования, предусмотренного ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчик в проекте контракта установил размер пени следующим образом:

«10.6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.

10.8. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы».

Заказчик направил в Вологодское УФАС России возражения (вх. № 191 от 21.01.2019) (далее – Возражения), в которых просит признать жалобу частично-обоснованной. В Возражениях Заказчик указывает, что признает факт нарушения Закона о контрактной системе в части не установления дополнительных требований к участникам закупки. В остальной части считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, установила следующее.     30.12.2018 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по перепланировке и переустройству нежилых помещений под квартиры по адресу: Вологодская область, п. Шексна, ул. Зеленая, д.15 (извещение № 0130300015418000122), начальная (максимальная) цена контракта: 15 702 096 ,00 руб.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе –15.01.2019 10:00.

1. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением № 99 установлены  дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Согласно п. 1 Постановления № 99 дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, установлены в приложении № 1 к Постановлению № 99.

Учитывая, что ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению № 1 к Постановлению № 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения, как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

 Пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей необходимо руководствоваться следующим. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копию исполненного контракта (договора); копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно примечанию к п. 2 приложения №1 к Постановлению № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В Информационной карте документации об электронном аукционе Заказчиком указан код 41.20.40.000 (ОКПД) ОК 034-2014. Начальная (максимальная) цена контракта  составляет 15 702 096 ,00 руб. Следовательно, положения п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 распространяют свое действие на данную закупку.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки, следовательно, нарушил  ч. 4 и ч. 5 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО «СТРОЙРЕСУРС» признается обоснованным.

  1. Требования к банковской гарантии предусмотрены ст. 45 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, установлены Постановлением № 1005. 

Согласно Постановлению № 1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, лица, имеющего право действовать от имени банка (далее гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в п. 12.2. проекта контракта Заказчиком установлено следующее: «12.2. В случае  выбора способа обеспечения контракта в форме банковской гарантии Подрядчик обязан направить Заказчику оригинал такой гарантии. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона о контрактной системе, а также требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

Ни Постановление № 1005, ни Закон о контрактной системе не имеют в своем содержании термина «оригинал банковской гарантии».

Тем самым участники закупки могли быть введены в заблуждение относительно формы предоставления банковской гарантии.

Таким образом, Заказчик установил излишнее требование к банковской гарантии, следовательно, нарушил  ст.  45 Закона о контрактной системе. Второй довод Заявителя признается обоснованным.

  1. В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Заказчик в п. 10.6. и 10.8. проекта контракта установил размер пени не в соответствии с действующей редакцией ч. 5, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе. А именно: «10.6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком. 10.8. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы».

Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» внесено изменение в  ч. 5, ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе в части замены указания «ставка рефинансирования» на «ключевую ставку».

Таким образом, Заказчик  установил в проекте контракта размер пени не в соответствии с действующей редакцией ч. 5, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, следовательно, нарушил ч. 5, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе. Третий довод ООО «СТРОЙРЕСУРС» признается обоснованным.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим  ч. 4  и ч. 5 ст. 31, ч. 5 и ч. 7 ст. 34, ст.  45, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:                                                            

«…»

 

«…»

 

«…»

 

«…»

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-11/8-19

 

«21» января 2019 г.                                                                                                     г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в  составе:

«…» – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель комиссии,

«…» – старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,

«…» – государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,

«…» – государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии,

на основании решения от 21.01.2019 № 04-11/8-19, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙРЕСУРС» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по перепланировке и переустройству нежилых помещений под квартиры по адресу: Вологодская область, п. Шексна, ул. Зеленая, д.15 (извещение № 0130300015418000122),

 

предписывает:

 

  1. Единой комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, извещение № 0130300015418000122.
  2. Заказчику внести изменения в документацию с учетом принятого решения.
  3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания.
  4. Единой комиссии, Заказчику исполнить предписание в срок до 29.01.2019 (включительно).
  5. Заказчику сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области об исполнении предписания в срок до 31.01.2019 (включительно).

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

За невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей (часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:                                                            

                                     «…»

 

                                     «…»

 

                                     «…»

 

                                     «…»

 

 

 

 

                                                                                                          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны