Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 11 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление о назначении административного наказания

по делу № 05-03/24-14.31/17 об административном правонарушении

 

31 августа 2017 года                                                                                                          г. Вологда

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года.

 

Я, заместитель руководителя Вологодского УФАС России Осипов С.В., рассмотрев протокол и материалы дела № 05-03/24-14.31/17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Водоканал» ((ИНН 3503012512, место нахождения: Вологодская область, г. Белозерск, ул. Набережная П.К. Георгиевского, д. 40), по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

в присутствии директора ООО «Водоканал» Соловьева А.Н., представителя ООО «Водоканал» Афанасьева Н.Н. по доверенности от 31.12.2016.

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Вологодского УФАС России (далее – Управление) от 13.02.2017 по делу № 60-10АМЗ/16 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

В Вологодское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление Обособленного подразделения «Верхневолжское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Подразделение) на действия ООО «Водоканал» (далее – Общество), выразившиеся в неправомерном отказе в заключении договора по транспортировке питьевой воды, необходимый для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ).

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Как следует из Обзора состояния конкурентной среды рынка услуг холодного водоснабжения от 03.11.2016 № 24, Общество, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения в границах технологической инфраструктуры (сетей), расположенных в г. Белозерска и сельского поселения Глушковское Белозерского района.

Основное правовое регулирование отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

В соответствии с Постановлением Администрации города Белозерск от 04.09.2013 № 253-1 Общество определено в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Белозерск».

Согласно статье 2 Закон № 416-ФЗ гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Присвоение статуса гарантирующей организации предусматривает не только права, но и возлагает на гарантирующую организацию определенные обязанности, связанные с обеспечением надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения потребителей (абонентов).

Так, частью 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ установлено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Также пунктом 6 Правил № 644 установлено, что если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.

В целях реализации данной публичной обязанности гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

Одновременно с этим организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (часть 5 статьи 12 Закона № 416-ФЗ).

Пунктом 46 Правил № 644 также предусмотрено, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным. Данные договора подлежат заключению в соответствии с утвержденной типовой формой (пункт 45 Правил № 644).

По договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества (часть 1 статьи 16 Закона № 416-ФЗ, пункт 47 Правил № 644).

Подразделение на законных основания владеет сетями водопроводно-канализационного хозяйства, расположенными в г. Белозерске, в/г 1, и осуществляет транспортировку коммунальных ресурсов (водоснабжение) по соответствующим объектам данного города.

Приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее – РЭК Вологодской области) от 02.12.2015 № 718 АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» для потребителей г. Белозерска установлен тариф на транспортировку воды на период с 2016-2018 гг. с календарной разбивкой.

Подразделение в целях оформления договорных отношений с гарантирующей организацией письмом от 21.03.2016 г. № 725/исх/25 направило Обществу проект договора по транспортировке холодной воды от 01.01.2016 № 35/ТрХВ/02, полученного по данным последнего 13.04.2016.

При рассмотрении инициированного Подразделением предложения о заключении договора по транспортировке питьевой воды Общество со ссылкой на то, что на его услуги для населения уже установлен единый тариф и оно не может работать с иными тарифами, отказало в заключении данного обязательного договора, предложив Подразделению заключить договора по транспортировке воды напрямую с населением (письмо от 26.05.2016 № 189).

Вместе с тем, приказом РЭК Вологодской области от 11.12.2015 № 786 Обществу для потребителей г. Белозерска установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) также на период с 2016-2018 гг. с календарной разбивкой.

По данным Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, РЭК Вологодской области при установлении данных тарифов не учтены расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых Подразделением, поскольку Общество их не заявляло. Вместе с тем, Общество в соответствии с подпунктом «к» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, вправе представить в Департамент расчет экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов, в том числе и расходов, которые оно понесет в текущем периоде регулирования на оплату услуг Подразделения.

Довод Общества об отсутствии возможности заключить договор с Подразделением является формальным. Действующие правовые нормы в сфере холодного водоснабжения не предполагают при определении соответствующей гарантирующей организации населению (потребителям) и осуществляющим эксплуатацию объектов водоснабжения организациям напрямую регулировать вопросы, связанные с обеспечением водоснабжения. Данная обязанность возложена на гарантирующую организацию. Также из закрепленного в Законе № 416-ФЗ нормативного понимания договора на транспортировку холодной вод, следует, что данный договор может быть заключен транзитной организацией с гарантирующей организацией или с иной организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, но не с потребителем или абонентом.

Принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства в сфере водоснабжения, Общество как гарантирующая организация было обязано заключить с Подразделением - организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов центральной системы холодного водоснабжения, договор по транспортировке питьевой воды, необходимый для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей.

Обязательность заключения данного договора со стороны Общества обусловлена как необходимостью соблюдения прав и законных интересов Подразделения в сфере осуществления своей предпринимательской деятельности по транспортировки соответствующего коммунального ресурса, так и реализацией нормативно закрепленной гарантии обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей, что соответствует одной из целей Закона              № 135-ФЗ – создание условий для эффективного функционирования товарных рыков.

Соответственно отказ Общества от заключения договора по транспортировке холодной воды приводит к ущемлению законных интересов Подразделения в сфере его предпринимательской деятельности, а также создает угрозу нарушения процесса обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей данных услуг.

Таким образом, Общество, игнорируя публичную обязанность совершить установленные законодательными нормами определенные действия по заключению необходимого договора, вышло за допустимые пределы реализации своих гражданских прав по отказу в заключении соответствующего договора и допустило факт злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, а именно при наличии возможности заключить обязательный договор, необоснованно этого не сделало, что привело к ущемлению законных интересов Подразделения в сфере его предпринимательской деятельности, а также создало угрозу нарушения процесса обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения потребителей данных услуг.

Таким образом, в действиях ООО «Водоканал» Управлением установлено наличие состава антимонопольного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, ООО «Водоканал» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Срок давности привлечения ООО «Водоканал» к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В данном случае обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются совершение правонарушения впервые; раскаяние лица; добровольное устранение нарушения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; отсутствие негативных последствий для подразделения, государства и граждан, проживающих на территории г. Белозерска и сельского поселения Глушковское, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно части 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Поскольку нарушение антимонопольного законодательства выявлено Вологодским УФАС России в 2016 году, то выручка от реализации услуг определяется за предшествующий календарный год – 2015 год.

Согласно сведениям, представленным ООО «Водоканал»:

совокупный размер суммы выручки ООО «Водоканал» за 2015 год составил
25 485 000 рублей;

сумма выручки ООО «Водоканал» от реализации услуг рынке услуг холодного водоснабжения в границах технологической инфраструктуры (сетей), расположенных в г. Белозерска и сельского поселения Глушковское Белозерского района, за 2015 год составляет 19 468 353 рубля 92 копейки.

На основании изложенного, размер административного штрафа с учетом смягчающих обстоятельств составляет 100 000 рублей 00 копеек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «Водоканал» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а именно в отсутствии должного контроля за соблюдением ООО «Водоканал» антимонопольного законодательства Российской Федерации, следствием чего явилось ущемление прав и законных интересов Обособленного подразделения «Верхневолжское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

В данном случае обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, с учетом фактических обстоятельств дела и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», не установлено.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В данном случае, учитывая характер совершенного ООО «Водоканал» правонарушения, степень его вины, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, принятие Обществом мер по устранению допущенных нарушений, его имущественное и финансовое положение, ООО «Водоканал» следует назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, которое способно обеспечить достижение целей административного наказания и с учетом обстоятельств дела соразмерно совершенному административному правонарушению.

На основании статей 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, части 2 статьи 14.31, статей 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

признать ООО «Водоканал» (ИНН 3503012512, место нахождения: Вологодская область, г. Белозерск, ул. Набережная П.К. Георгиевского, д. 40) виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении вступает  в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном  правонарушении,  если  указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении  штрафа в законную  силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель: ИНН 3525048696, КПП 352501001, Управление Федерального казначейства по Вологодской области (Вологодское УФАС России)

Счет 40101810700000010002 в отделение Вологда г. Вологда.

БИК 041909001

КБК 16111602010016000140

ОКТМО 19701000.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (8172) 754664.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

 

 

Заместитель руководителя

Вологодского УФАС России                                                                                    С.В. Осипов

Связанные организации

Связанные организации не указаны