Решение б/н РЕШЕНИЕ № 07-10АМЗ/15 от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-10АМЗ/15

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 30.04.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 06.05.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Смышляева И.А. – и.о. заместителя руководителя Управления, председатель Комиссии;

Члены Комиссии:

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю;

Мухин А.С. – государственный инспектор отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий,

 

рассмотрев дело № 07-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договорами от 20.11.2013 г. №ВЭ.2.1-13/2892 и №ВЭ2.1-13/2893 мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Петровское Спасского с/п Вологодского района, результатом которого являются ущемления интересов гр-н <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В марте 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступили заявления граждан <…> (далее – Заявители) на действия ОАО  «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго»  (далее – Общество, Ответчик), выразившиеся в неисполнении предусмотренных договорами от 20.11.2013 г. № ВЭ2.1-13/2892 (<…>)  и № ВЭ2.1-13/2893 (<…>) мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Петровское Спасского с/п Вологодского района.

В соответствии с приказом Управления № 192 от 10.04.2015 г. в отношении Общества возбуждено дело №19-10АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из содержания заявлений следует, что между Заявителями и Обществом заключены договоры от 20.11.2013 № ВЭ2.1-13/2892 (подписан <…> 03.12.2013 г.)  и № ВЭ2.1-13/2893 (подписан <…> 18.12.2013 г.) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договоры).

Согласно пункту 5 названных Договоров, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилых домов заявителей, составляет 6 месяцев со дня заключения настоящих Договоров.

Заявителями в полном объеме произведена оплата стоимости услуг в размере 550 (пятьсот пятьдесят) рублей  согласно раздела III названных Договоров.

В силу п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) и условий Договоров мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> к сетям Общества должны быть исполнены последним не позднее 04.06.2014, мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> – не позднее 19.06.2014 г. Вместе с тем, мероприятия по технологическому присоединению Обществом в установленные сроки не выполнены.

Заявители на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в заявлениях. 

Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что задержка в выполнении мероприятий в рамках заключенных договоров была вызвана по причине большой нагрузки в работе сетевой организации (в том числе наличие на исполнении большого количества договоров), а также возникновения трудностей при получении у органов технического надзора разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок. Общество признает факт нарушения сроков технологического присоединения. Между тем, Обществом представлены документы, подтверждающие выполнение с его стороны 27.02.2015 г. мероприятий, предусмотренных заключенными Договорами.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Ч. 2 ст. 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с Кратким отчетом (обзором) об исследовании товарного рынка от 10.04.2015 г. № 27, Ответчик, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих предприятию сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Между Заявителями и Обществом 20.11.2013 г. заключены договоры № ВЭ2.1-13/2892 (подписан <…> 03.12.2013 г.)  и № ВЭ2.1-13/2893 (подписан <…> 18.12.2013 г.) на технологическое присоединение к электрическим сетям жилых домов, расположенных в д. Петровское Спасского с/п Вологодского района.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Граждане, как заявители, соответствуют критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договоров мероприятия по технологическому присоединению жилых домов к электрическим сетям Общества, включая все необходимые согласования с третьими лицами, должны быть исполнены для <…> не позднее 04.06.2014 г., для <…> – не позднее 19.06.2014 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договором, мероприятия по технологическому присоединению жилых домов Заявителей.

П.п. 9, 10 Правил содержат исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявки направленные гражданами в адрес Общества, были им приняты и составлены договоры от 20.11.2013 г. № ВЭ2.1-13/2892 и № ВЭ2.1-13/2893. Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Общества имелись.

Для начала выполнения мероприятий, предусмотренных соответствующими Договорами, Общество инициировало закупочные процедуры, по результатам которых был заключен договор подряда № 024 от 25.06.2014 г. Вместе с тем, указанный договор был заключен уже после окончания предельных сроков выполнения сетевой организацией мероприятий по Договорам.

Обществом в адрес Северо-Западного Управления Ростехнадзора (далее - Управление Ростехнадзора) 16.10.2014 г. направлено письмо №17/4293 о получении разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки объектов электросетевого хозяйства, необходимого для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей. В связи с отказом Управления Ростехнадзора (письмо №5 2-1/43077 от 24.10.2014 г., полученое Обществом 05.11.2014 г.), Обществом направлено письмо № 08/696-ф в ООО «Энерго-Монтаж»  (подрядная организация) с целью устранения выявленных недочетов. Однако данное письмо было направлено Обществом спустя 40 дней со дня получения отказа Управления Ростехнадзора.

После устранения всех недостатков при строительстве объектов электросетевого хозяйства в д. Петровское, 27.02.2015 г. был составлен Акт приемки законченного строительства объекта между Обществом и подрядчиком.

Таким образом, общий период пропуска сроков исполнения ОАО «МРСК Северо-Запада» Договоров составил:

- 8 месяцев и 22 дня (по договору с <…>);

 - 8 месяцев и 8 дней  (по договору с <…>).

Ответчик, в обоснование своих доводов, не представил письменных доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий добросовестно, своевременно и с использованием всех законных способов урегулировать разногласия с иными лицами, а также в установленные Договорами сроки осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами при соблюдении баланса интересов заказчика и сетевой организации.

Указанное бездействие Общества по исполнению Договоров № ВЭ2.1-13/2892   и № ВЭ2.1-13/2893 ущемляют права граждан на получение услуги по технологическому присоединению в установленные сроки.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении Ответчиком доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договоров от 20.11.2013 г. № ВЭ2.1-13/2892 и № ВЭ2.1-13/2893 по технологическому присоединению жилых домов, расположенных в д. Петровское Спасского с/п Вологодского района к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов <…>, <…>.

       В соответствии с п.1 ч.1 ст. 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

      На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частями 1,2 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН:7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договоров от 20.11.2013 г. № ВЭ2.1-13/2892 и № ВЭ2.1-13/2893 по технологическому присоединению жилых домов, расположенных в д. Петровское Спасского с/п Вологодского района к сетям Общества, результатом которого явилось ущемление интересов <…>.

2. Прекратить рассмотрение дела № 07-10АМЗ/15 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны