Решение №035/06/54.3-290/2020 Решение по результатам рассмотрения жалобы САО «ВСК» на поло... от 15 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

«20» мая 2020     №   2047

Заявитель:

САО «ВСК»

121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4

E-mail: Levkin@VSK.ru, info@vsk.ru

 

Заказчик:

ФКУ «ЦХиСО УМВД России

по Вологодской области»

160017, г. Вологда, Говоровсккий пр., д. 27

E-mail: gkdtp.umvd@yandex.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23-А

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

РЕШЕНИЕ № 035/06/54.3-290/2020

«15» мая 2020 г.                                                                                                      г. Вологда

 

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – комиссия Управления) в составе:

«…» – председатель комиссии Управления, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

«…» – член комиссии Управления, начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

«…» – член комиссии Управления, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,

рассмотрев с использованием видео-конференц-связи (http://vcs02fas.cloud.rt.ru/service/join/?confid=620828&confpass=5159) жалобу САО «ВСК» на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме, предмет закупки – оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 0830100000920000046) (далее – открытый конкурс), Заказчик – ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Вологодской области», при участии,

представителей Заказчика – «…» (по доверенности от 10.01.2020 № 6/), «…» (по доверенности от 15.05.2020 № 6/38),

представителя Заявителя – «…» (по доверенности от 23.07.2019 № 1115-Д),

 УСТАНОВИЛА:

 

07.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) поступила жалоба Заявителя (вх. № 2572 от 07.05.2020, вх. № 2612 от 13.05.2020) на положения документации открытого конкурса, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения документации открытого конкурса, а именно:

1) В документации открытого конкурса Заказчиком установлены показатели оценки заявок, раскрывающие только качественные и квалификационные критерии оценки, соответственно, по мнению Заявителя, конкуренция по ценовому критерию в рассматриваемой закупке отсутствует.

2) САО «ВСК» отмечает, что по показателям, раскрывающим качественные критерии оценки конкуренция также будет отсутствовать, поскольку данные показатели в полной мере соответствуют Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). Соответственно, любой участник закупки, по качественным критериям оценки предложит максимальные значения, поскольку данные максимальные значения в полной мере соответствуют Закону об ОСАГО, поскольку иначе будет отсутствовать целесообразность участия в закупке и самое главное здравый смысл участия в ней.

Заявитель также отмечает следующее:

- показатель «размер страховой премии по ОСАГО Участника закупки за двенадцать месяцев 2019 г.» находится в открытом доступе на сайте Банка России https://cbr.ru/;

- показатель «размер уставного капитала» также у всех участников закупки находится в открытом доступе, к примеру, на сайте https://egrul.nalog.ru/ в выписке из ЕГРЮЛ;

- показатель «деловая репутация», подтверждаемый копией свидетельства о присвоении рейтинга рейтингового агентства «Эксперт РА» или АКРА» тоже находится в открытом доступе на сайтах https://raexpert.ru/, https://www.acra-ratings.ru/.

САО «ВСК», используя информацию, которая находится в открытом доступе, оценило топ 10 страховых компаний Российской Федерации по вышеуказанным показателям. Сравнительный расчет баллов указан в приложении к жалобе. По мнению Заявителя, максимальное количество баллов в рассматриваемой закупке может набрать, только единственный страховщик на территории Российской Федерации – СПАО «Ингосстрах».

Более того, Заявитель отмечает, что такие показатели как «размер уставного капитала» и «деловая репутация» являются дублирующими друг друга. В соответствии с методикой (которая является открытой и публичной и размещена на сайтах (https://raexpert.ru/, https://www.acra-ratings.ru/) рейтинговых агентств «Эксперт РА», «АКРА», при присвоении рейтинга надежности учитывается такой показатель, как «Уставной капитал компании».

Заказчик представил возражения на  жалобу (исх.  № 6/894 от 15.05.2020), в которых указал, что считает жалобу необоснованной.

Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы в их совокупности, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, пришла к следующему выводу.

13.04.2020 в единой информационной системе в сфере закупок  (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса от 13.04.2020 № 0830100000920000046.

Начальная (максимальная) цена контракта: 5 080 573,08 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок: 13.04.2020 20 ч. 40 мин.

Дата и время окончания срока  подачи заявок: 12.05.2020 10 ч. 00 мин.

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 18.05.2020 10 ч. 00 мин.

Дата подачи окончательных предложений: 20.05.2020.

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 25.05.2020  10 ч. 00 мин.

1) Относительно первого довода Заявителя комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов. Следовательно, установление такого критерия оценки заявок как «Цена контракта», в рассматриваемом случае, является правом заказчика, а не обязанностью. Следовательно, первый довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2) В отношении второго довода Заявителя комиссия Управления установила следующее.

Как указывалось ранее, согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Заказчиком в документации открытого конкурса, установлено, что оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания  и значимости, установленных в документации открытого конкурса, в соответствии с Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1085). Для определения лучших условий исполнения Государственного контракта, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по следующим критериям:

1) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном праве, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – Квалификация участников закупки) (значимость критерия – 50%, коэффициент значимости – 0,5).

2)        Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия – 50%, коэффициент значимости – 0,5).

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок определен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) утвержденными Постановлением № 1085.

В соответствии с п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пункт 27 Правил устанавливает, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»  могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных п. 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а)        квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б)        опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в)        обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г)         обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д)        деловая репутация участника закупки.

Таким образом, Правилами предусмотрена возможность выбора из пяти показателей нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».  Выбор показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки, принадлежит заказчику. Следовательно, заказчик может по своему усмотрению включить в конкурсную документацию такие показатели нестоимостных критериев оценки заявок, которые отвечают его потребностям и необходимы для определения возможностей потенциальных подрядчиков (исполнителей) с целью исполнения заключаемого по результатам проведения конкурса контракта (с учетом особенностей закупки), а также выбора наилучшего предложения.

В документации открытого конкурса Заказчиком установлены показатели, раскрывающие содержание критерия «Квалификация участников закупки»:

 

№ п/п

Наименование показателя

Порядок оценки

1.1.1.

Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта.

Оценивается размер страховой премии по ОСАГО Участника закупки за двенадцать месяцев 2019 г., тыс. руб.

Подтверждается копией раздела 1 формы  по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за 2019 год (раздел 1, строка 191, столбец 3).

Информация может быть проверена заказчиком на официальном сайте Банка России.

Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1085:

S1i=КЗ*100*(Кi/Кmax), где:

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

КЗ – коэффициент значимости показателя, равный 0,4.

1.1.2

Деловая репутация участника закупки.

Оценивается наличие у участника закупки действующегона дату подачи заявки на участие в конкурсе рейтинга надежности рейтингового агентства «Эксперт РА» или АКРА

Подтверждается копией свидетельства о присвоении рейтинга

Категория AAA – 100 баллов,

Категория АА – 75 баллов,

Категория А – 50 баллов,

Категория ниже А – 25 баллов,

Отсутствие рейтинга – 0 баллов.

 

Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1085:

S2i=КЗ*Кi, где:

Кi - количество баллов, определенное в соответствии со шкалой оценки;

КЗ – коэффициент значимости показателя, равный 0,4

1.1.3

Наличие финансовых ресурсов.

Оценивается размер уставного капитала Участника закупки.

 

Подтверждается копией учредительных документовУчастника закупки

Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1085:

S3i =КЗ*100*(Кi/Кmax), где:

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

КЗ – коэффициент значимости показателя, равный 0,2.

 

Комиссией Управления установлено,что информация, необходимая для оценки заявок на участие в открытом конкурсе, по критерию «Квалификация участника закупки» находится в сводобном доступе на таких сайтах как: https://cbr.ru/, https://egrul.nalog.ru/, https://raexpert.ru/, https://www.acra-ratings.ru/.

Вместе с тем, комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.

В силу п. 20 Правил, оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах «а» и «в» п. 25 Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил.

Пунктом 23 Правил установлено, что в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного п. 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Заказчиком относительно, таких оспариваемых показателей как «Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта», «Наличие финансовых ресурсов» критерия «Квалификация участников закупки» формула расчета баллов соответствует п. 23 Правил.

По вышеуказанным показателям формула расчета зависит от того, какие страховые организации примут участие в открытом конкурсе, так как формула содержит такую переменную как  «Кmaх - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки».

Комиссия Управления полагает, что заранее знать какие именно страховые огранизации примут участие в открытом конкурсе не представляется возможным.

На момент рассмотрения жалобы, на участие в открытом конкурсе подано 3 заявки, рассмотрение и оценка первых частей заявок еще не состоялась, какие страховые организации подали заявки неизвестно.

При вышеуказанных обстоятельствах, комиссия Управления приходит к выводу о том, что устанавливая показатели критерия «Квалификация участника закупки» Заказчик исходил из особенностей закупки, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также их показатели, соответствуют ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и положениям Правил. Второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, комиссия Управления провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу САО «ВСК» необоснованной.
  2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением  на основании   ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

«…»

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны