Заключение №035/10/5-124/2022 Заключение по результатам рассмотрения обращения Специализи... от 30 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Специализированное автономное учреждение лесного хозяйства Вологодской области «Вологодское лесохозяйственное объединение»
160019, г. Вологда, Кривой переулок, д. 2
info@vologdaleshoz.ru

ООО «Ординат»

ordinat@internet.ru

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 035/10/5-124/2022

 

 

30 марта 2022 года                                                                                                                        город Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее – Комиссия УФАС) в составе:

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок УФАС, председатель Комиссии УФАС,

Шпякина М.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок УФАС, член Комиссии УФАС;

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок УФАС, член Комиссии УФАС,

в присутствии директора ООО «Ординат» <…>.,

в соответствии с приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрела посредством использования видеоконференц-связи обращение Специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области «Вологодское лесохозяйственное объединение» о включении в реестр недобросовестных поставщиков Общества с ограниченной ответственностью «Ординат»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила направления сведений), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 1211, Специализированным автономным учреждением лесного хозяйства Вологодской области «Вологодское лесохозяйственное объединение» (далее – Заказчик) направлено обращение (вх. № 1593/22 от 22.03.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ординат» (далее – Участник закупки, Общество) в связи с уклонением от заключения договора.

             С учетом поступившего обращения, Управлением вынесены уведомления о рассмотрении обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков № 876/22 от 24.03.2022, 909/22 от 28.03.2022, направленные Заказчику и Участнику закупки посредством электронной почты.

            Заседание Комиссии УФАС по рассмотрению настоящего обращения состоялось 30.03.2022 г. посредством использования видеоконференц-связи.

            Комиссия УФАС провела проверку сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления сведений, заслушав пояснения представителя Общества, установила следующее.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

27.01.2022г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликованы Извещение, Аукционная документация о проведении открытого аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту в здании навеса для л/техники и ремонт прилегающей территории с заменой дорожных плит, закрепленных за ПХС-Ш (далее – Аукционная документация; номер извещения закупки: 322110753000; далее – закупка, аукцион).

Начальная (максимальная) цена аукциона – 3 357 199,20 руб. (три миллиона триста пятьдесят семь тысяч сто девяносто девять руб. 20 коп.), в том числе НДС.

            09.02.2022г. в ЕИС размещен протокол подведения итогов процедуры от 08.02.2022г. (далее – Протокол).

Согласно пункту 8 Протокола по результатам подведения итогов аукциона Заказчиком принято решение заключить договор с Участником закупки, предложившим цену договора 2 936 428,00 руб.

В соответствии с пунктом 9 Протокола договор заключается на условиях, предусмотренных документацией о проведении процедуры.

В разделе IV «Проект договора» Аукционной документации содержится договор подряда, которым предусмотрены среди прочих следующие условия:

«6.2. Приемка выполненных работ оформляется с составлением документов установленной формы КС-2, КС-3, а также актов освидетельствования скрытых работ.

Подрядчик вправе приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ по акту освидетельствования.

Ответственным со стороны Заказчика за решение организационно-технических вопросов, приемку выполненных работ и подписание Актов по данному Договору является директор Вологодского селекционно-семеноводческого лесохозяйственного центра - филиала САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз».

Подрядчик вправе приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ по акту освидетельствования.

Заказчик вправе отказать Подрядчику в приемке работ, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией, о чём Подрядчику выдается мотивированный отказ»;

7.2. Оплата работ по Договору производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания актов КС-2, КС-3 и Акта о приемке законченных работ (Приложение №3 к Договору)».

Заказчик 14.02.2022г. направил проект договора для подписания Участнику закупки.

Участник закупки 16.02.2022г. направил Заказчику протокол разногласий, согласно которому предложил изложить ряд условий проекта договора в следующей редакции:

«6.2. Приемка выполненных работ оформляется с составлением документов установленной формы КС-2, КС-3, а также актов освидетельствования скрытых работ.

Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты представления Подрядчиком документов, осуществляет приемку выполненных работ и подписывает акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), а также акты освидетельствования скрытых или выполненных работ, либо направляет Подрядчику мотивированный отказ в приемке работ.

Подрядчик вправе приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ по акту освидетельствования.

Ответственным со стороны Заказчика за решение организационно-технических вопросов, приемку выполненных работ и подписание Актов по данному Договору является директор Вологодского селекционно-семеноводческого лесохозяйственного центра - филиала САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз».

Заказчик вправе отказать Подрядчику в приемке работ, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией, о чём Подрядчику выдается мотивированный отказ.

Заказчик или уполномоченные им лица имеют право беспрепятственного допуска ко всем видам работ на Объекте в течение всего периода их выполнения и в любое время производства»;

7.2. Оплата работ по Договору, в том числе их отдельных этапов,  производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания актов КС-2, КС-3 и Акта о приемке законченных работ (Приложение №3 к Договору)».

Заказчиком 16.02.2022г. направлен Участнику закупки проект договора, пункты 6.2, 7.2, которого изложены в следующей редакции:

«6.2. Приемка выполненных работ оформляется с составлением документов установленной формы КС-2, КС-3, а также актов освидетельствования скрытых работ.

После выполнения Подрядчиком всех работ предусмотренных договором Заказчик, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты представления Подрядчиком документов, осуществляет приемку выполненных работ и подписывает акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), а также акты освидетельствования скрытых или выполненных работ, либо направляет Подрядчику мотивированный отказ в приемке работ.

Подрядчик вправе приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ по акту освидетельствования.

Ответственным со стороны Заказчика за решение организационно-технических вопросов, приемку выполненных работ и подписание Актов по данному Договору является директор Вологодского селекционно-семеноводческого лесохозяйственного центра - филиала САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз».

Подрядчик вправе приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ по акту освидетельствования.

Заказчик вправе отказать Подрядчику в приемке работ, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией, о чём Подрядчику выдается мотивированный отказ.

Заказчик или уполномоченные им лица имеют право беспрепятственного допуска ко всем видам работ на Объекте в течение всего периода их выполнения и в любое время производства»;

7.2. Оплата работ по Договору производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания актов КС-2, КС-3 и Акта о приемке законченных работ (Приложение №3 к Договору)».

Данный проект договора Участником закупки не подписан.

Заказчиком 22.02.2022г. составлен и размещен в ЕИС протокол уклонения Участника закупки от заключения договора.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными положениями о закупке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность с учетом установленной правовой основой закупки товаров, работ, услуг, в том числе Положением о закупке, утвержденным решением Наблюдательного совета САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз» (протокол № 8 от 23.07.2021).

Пунктом 13.1.3 Положения о закупке установлено, что победитель закупки или участник закупки, на которого возлагается обязанность заключения договора, считается уклонившимся от заключения договора в случаи непредоставления им в указанные в документации о закупке или извещении о закупке (в случае проведения запроса котировок) сроки подписанного со своей стороны проекта договора или протокола разногласий.

Пунктом 34 раздела  II «Информационная карта» Аукционной документации предусмотрено, что в течение пяти дней с даты направления Заказчиком проекта договора, Исполнитель обязан подписать и направить посредством оператора электронной площадки подписанный проект Договора или протокол разногласий к проекту Договора. Победитель вправе, один раз направить посредством оператора электронной площадки протокол разногласий к проекту договора. В случае если победитель закупки не представил Заказчику подписанный проект договора в указанный срок, Заказчик в праве признать победителя уклонившимся от заключения договора и заключить договор со вторым участником закупки.

В соответствии с пунктом 13.1.1 Положения о закупке Заказчик в течение 5 (пяти) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора. При этом в такой проект договора, включаются условия, предложенные участником закупки с которым заключается договор. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Заказчик и участник закупки, с которым заключаются договор, могут проводить преддоговорные переговоры, в том числе путем направления протоколов разногласий. Указанный протокол размещается на электронной площадке. При этом участник закупки, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта договора, не соответствующим документации (за исключением запроса котировок) и извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (пункт 13.1.7 Положения о закупке).

При проведении преддоговорных переговоров сторонам запрещается принимать решения об изменении существенных условий заключаемого договора, за исключением отдельных случаев, прямо упомянутых в настоящем Положении (пункт 13.1.8 Положения о закупке).

Проведение преддоговорных переговоров не освобождает стороны (как Заказчика, так и участника закупки) от обязанности заключения договора по результатам проведения конкурентной закупки, за исключением отдельных случаев, прямо указанных в настоящем Положении (пункт 13.1.9 Положения о закупке).

Заказчик не обязан учитывать (полностью или частично) замечания участника закупки к положениям проекта договора, за исключением случаев наличия замечаний, касающихся внутренних противоречий в тексте проекта договора, возникших по вине Заказчика (пункт 13.1.10 Положения о закупке).

Договор заключается с использованием электронной площадки на условиях, предусмотренных документацией о закупке, извещением о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается договор, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Положением заявка, окончательное предложение участника закупки не предусмотрены (пункт 13.1.11 Положения о закупке).

              Условия договора, заключаемого по результатам проведения аукциона, формируются путем внесения в проект договора (в частности – в те положения проекта договора, которые не определены Заказчиком заранее) условий, предложенных участником закупки, с которым заключается договор, и сведений о таком участнике закупки (пункт 9.7.5.5 Положения о закупке).

Порядок заключения договора с Победителем закупки предусмотрен в пункте 3.14 раздела I «Общая часть» Аукционной документации.

Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу специфики проведения закупочных процедур в соответствии с положениями Закона о закупках такие существенные условия формируются Заказчиком в Закупочной (Аукционной) документации.

При этом согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Пунктом 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

По своей сути, сформированная Заказчиком Аукционная документация является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор. При этом проект договора является составной частью такой документации. Участники, принимая участие в такой процедуре, акцептируют оферту, возлагая на себя обязанность по заключению договора с Заказчиком на предложенных в оферте условиях.

Учитывая, что настоящая закупка проведена исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, применению подлежат положения статьи 3.4 Закона о закупках.

Согласно части 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Таким образом, нормами, регламентирующими правовую основу закупок, не предусмотрена безусловная обязанность участника закупки заключить договор на условиях, которые не были прямо предусмотрены размещенным в составе Аукционной документации проектом договора.

В письменных пояснениях Заказчика, представленных Комиссии УФАС указано, что с его стороны была принята редакция пункта 6.2, изложенная Обществом в протоколе разногласий, но в целях исключения двусмысленного толкования, так как в договоре отсутствует частичная оплата и отдельные этапы его исполнения, в начале абзаца добавлена фраза: «После выполнения Подрядчиком всех работ предусмотренных договором».

Представитель Общества пояснил, что измененный Заказчиком проект договора не подписан Участником закупки ввиду того, что в отличие от условия пункта 6.2 проекта договора, размещенного в составе Аукционной документации, буквальное толкование которого не исключало возможность приемки и оплаты частично выполненных подрядных работ, данный проект договора прямо предусматривает приемку и оплату исключительно после выполнения подрядчиком всех работ предусмотренных договором. Возможность получения оплаты за частично выполненные и принятые работы является основным фактором для обеспечения Обществом финансирования полного объема работ, предусмотренных договором.

В данном случае, неподписание Участником закупки измененного проекта договора обусловлено тем, что формулировка добавленной Заказчиком в пункт 6.2 проекта договора фразы фактически меняет порядок расчетных отношений между сторонами.

С учетом возникших разногласий сторон при заключении договора, существенным условием, по которому должно быть достигнуто соглашение, является условие о полной или частичной (этапной) приемке и оплаты выполненных работ. При этом, принимая во внимание содержание проекта договора, размещенного в составе Аукционной документации, самим Заказчиком допускается возможность двусмысленного толкования его условий.

При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Заказчик вопрос о включении Участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков оставил на усмотрение Комиссии, о наличии каких-либо неблагоприятных последствий, вызванных незаключением договора, не заявил. Договор подряда заключен с участником закупки, заявке на участие в закупке которого присвоен второй номер.

Размещение сведений об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения исполнителя от исполнения контракта и выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности его действий на несоблюдение условий договора или уклонение от его исполнения. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от исполнения договора, которое предполагает недобросовестное поведение лица.

Таким образом, безусловным и необходимым фактом для внесения в реестр недобросовестных поставщиков является заведомо намеренное уклонение участника от заключения договора. 

Материалы, полученные в рамках рассмотрения настоящего обращения, свидетельствуют о разумности и добросовестности действий Общества относительно возможности толкования условий проекта договора.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия УФАС,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Основания для включения информации об Обществе с ограниченной ответственностью «Ординат» (ИНН 3507316053; адрес: 160515, Вологодская область, Вологодский район, деревня Борилово, дом 21) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии УФАС                                                                                   И.А. Смышляева

 

Члены Комиссии УФАС:                                                                                               М.А. Шпякина

 

                                                                                                                                             Е.А. Косоногова

 

Заключение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны