Решение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодск... от 1 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

ул. Пушкинская, 25, г. Вологда, 160000

тел.:8 (8172) 72-99-70

факс: 8 (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

  ____________ № _____________

 

­­­­­­­­­                        

                                                                           

 

┌                                                                                              ┐

МУП «ВодоканалЧМР»

162700, Череповецкий район, Судское сельское поселение, п. Суда, ул. Гагарина, д.35, пом.16

ООО  «Теплоэнергия»

162699, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Климовское, д. 7

Администрация Череповецкого муниципального района

162605, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Первомайская, д. 58

Комитет имущественных отношений Администрации Череповецкого муниципального района

162605, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Первомайская, д. 58

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 035/01/17.1-167/2022

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Резолютивная часть оглашена 31 августа 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 г.                               г. Вологда

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе:

Председатель Комиссии:

Ростиславова А.А. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Сучков О.Н. – помощник руководителя Управления;

Смышляева И.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления;

Косоногова Е.А. – старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления,

в присутствии: от МУП «Водоканал ЧМР» …….. (по доверенности от 18.07.2022), от ООО «Теплоэнергия» …………. (доверенность от 11.01.2022 № 1),

рассмотрев дело № 035/01/17.1-167/2022 в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал Череповецкого муниципального района» (далее – МУП «Водоканал ЧМР) по признакам нарушения части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) от Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее – Департамент) поступило экспертное заключение по материалам дела об установлении тарифов на тепловую энергию МУП «Водоканал ЧМР» для потребителей Нелазского сельского поселения Череповецкого района на период регулирования 2022 года.

Из экспертного заключения следует, что МУП «Водоканал ЧМР» с ООО «Теплоэнергия» 22.11.2021г. заключило агентский договор на осуществление теплоснабжения (далее – Агентский договор). Доказательств, свидетельствующих о заключении Агентского договора по итогам публичных процедур, проведенных в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с протоколом заседания правления Департамента от 21.03.2022 № 21 исключены из расчетов тарифов на тепловую энергию МУП «Водоканал ЧМР» затраты по Агентскому договору.

Управление в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства истребовало дополнительные документы и информацию. Полученные материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

Управление издало приказ от 19.04.2022 № 40 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». Определением о назначении дела к рассмотрению от 20.04.2022г. к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено МУП «Водоканал ЧМР» (далее – Предприятие, Ответчик), в качестве заинтересованных лиц: ООО «Теплоэнергия» (далее – Общество), Администрация Череповецкого муниципального района (далее - Администрация), Комитет имущественных отношений Администрации Череповецкого муниципального района (далее – Комитет).

При рассмотрения дела № 035/01/17.1-167/2022 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок).

По результатам исследования состояния конкуренции установлено:

- временным интервалом исследования товарного рынка является период с 22.11.2021 по 20.04.2022гг.

-предметом Агентского договора, заключенного в отношении муниципального имущества, предусмотрен переход прав владения и пользования муниципальным имуществом, закрепленным за Предприятием на праве хозяйственного ведения.

Краткий отчет (обзор) по результатам исследования состояния конкуренции приобщен к материалам настоящего дела.

По результатам изучения материалов настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу об установлении в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

В соответствии с уставом МУП «Водоканал ЧМР», утвержденным постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 10.09.2019 № 1354 (далее – Постановление № 1354), целью деятельности Предприятия является удовлетворение общественных потребностей в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, для достижения которой Предприятие осуществляет такие виды деятельности как: передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, Обеспечение работоспособности тепловых сетей, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией) (пункты 2.1, 2.2 устава).

На основании Постановления № 1354 Комитетом, осуществляющим в соответствии с пунктом 1.2 устава МУП «Водоканал ЧМР» права собственника имущества, закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, указанное в приложениях № 1 и № 2 к договору №1 от 24.10.2019г. об использовании муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, заключенному с МУП «Водоканал ЧМР» (далее – договор № 1).

Решением Комитета от 19.11.2021 № 636 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» с 22.11.2021г. на баланс Предприятия передано и закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое муниципальное имущество согласно приложениям № 1 и № 2 к решению.

В перечень и описание объектов недвижимого имущества (приложение № 1 к решению Комитета) включены: газовая котельная площадью 161,5 кв.м, находящаяся на земельном участке с к/н 35:22:0114005:358, местоположение – Вологодская обл., Череповецкий р-н, Нелазский с/с, д. Шулма, теплосеть протяженностью 1088м (к/н 35:22:0114005:1292), местоположение – Вологодская обл., Череповецкий р-н, Нелазский с/с, д. Шулма, теплосеть протяженностью 913м (к/н 35:22:0114005:579), местоположение – Вологодская обл., Череповецкий р-н, Нелазский с/с, д. Шулма (далее – объекты теплоснабжения).

Комитет с Предприятием заключил Дополнительное соглашение от 22.11.2021г. к договору № 1, предусматривающее включение объектов теплоснабжения в данный договор, а также подписан акт приема-передачи от 22.11.2021г.

В соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения Нелазского сельского поселения Череповецкого муниципального района, утвержденной постановлением Администрации от 30.03.2022 № 573, схемой тепловых сетей от котельной, представленной Администрацией, письменными пояснениями Администрации от 25.05.2022 исх. № 120, поддержанными представителем Администрации на заседании Комиссии, система теплоснабжения потребителей Нелазского сельского поселения организована от газовой котельной д. Шулма посредством передачи теплоэнергии по указанным выше тепловым сетям. Система теплоснабжения поселения является локальной, не имеет иных источников теплоснабжения и технологически связанных сетей.

Приказом Департамента от 25.03.2022 № 39-р Предприятию установлен тариф на тепловую энергию для потребителей Нелазского сельского поселения.

Между МУП «Водоканал ЧМР» (Принципал) и ООО «Теплоэнергия» (Агент) заключен Агентский договор. В соответствии с пунктом 1.1 Агентского договора Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от своего имени и имени Принципала, за счет Принципала или за свой счет действия, указанные в пункте 1.2 данного договора.

Агент обязуется в целях предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (теплоснабжение) совершить, в том числе следующие юридические и фактические действия: производство и передача тепловой энергии потребителям тепловой энергии деревня Шулма Нелазского сельского поселения Череповецкого муниципального района; содержание в исправном состоянии, техническое обслуживание котельной и тепловых сетей в деревня Шулма Нелазского сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.2 договора).

Агентский договор действует на территории деревни Шулма Нелазского сельского поселения Череповецкого муниципального района (пункт 1.3 договора).

Во исполнение поручения, указанного в пункте 1.1 Агентского договора Агент обязан совершать среди прочего следующие действия: обеспечить передачу тепловой энергии потребителям в соответствии с нормативами; использовать имущество, принадлежащее Принципалу исключительно по прямому назначению, содержать его в исправном и образцовом санитарном состоянии; обеспечить сохранность имущества Принципала, нести ответственность за его эксплуатацию; выполнять все распоряжения и предписания государственных надзорных и контрольных органов, касающихся эксплуатации имущества; своевременно производить за свой счет весь необходимый текущий ремонт имущества Принципала в размере амортизационных отчислений (пункт 2.1.1 договора). Агент несет расходы по содержанию имущества Принципала, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (пункт 2.1.2 договора). Агент несет расходы по оплате аренды земельного участка (кадастровый номер 35:22:0114005:358) (пункт 2.1.3 договора), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Принципалу отчет об исполнении поручения (пункт 2.1.5 договора).

Ежемесячно Агент удерживает денежные средства, полученные Агентом при исполнении Агентского договора и за поставленную тепловую энергию, что является 100 % вознаграждением Агента по настоящему договору (пункт 3.1 договора).

Агентский договор заключен сроком на три года, вступает в силу с 22.11.2021г. и может быть по письменному соглашению сторон продлен (пункт 6.1 договора).

Согласно подписанному сторонами акту приема-передачи от 22.11.2021г. (приложение № 1 к Агентскому договору) имущество передается в эксплуатацию в целях предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (теплоснабжение) на территории деревня Шулма Нелазского сельского поселения Череповецкого муниципального района, в том числе: газовая котельная (находящаяся на земельном участке с к/н 35:22:0114005:358), теплосеть протяженностью 1088м (к/н 35:22:0114005:1292), теплосеть протяженностью 913м (к/н 35:22:0114005:579).

Агентом во исполнение пункта 2.1.5 Агентского договора представлены отчеты по оказанным услугам по производству и передаче тепловой энергии потребителям.

МУП «Водоканал ЧМР» в письменных пояснениях от 06.05.2022г. исх. № 379, поддержанных на заседании Комиссии, указало, что приняло решение передать право на производство, транспортировку и реализацию тепловой энергии потребителям Нелазского сельского поселения специализирующемуся на этом виде деятельности ООО «Теплоэнергия» посредством заключения Агентского договора. Самостоятельной деятельности по теплоснабжению потребителей Нелазского сельского поселения Предприятие не осуществляет, заключенных договоров на теплоснабжение потребителей Нелазского сельского поселения не имеет, денежные средства за оказание услуг теплоснабжения не получает.

ООО «Теплоэнергия» в материалы настоящего дела представило реестр заключенных договоров поставки тепловой энергии. Общество является получателем денежных средств за поставленную тепловую энергию. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей Нелазского сельского поселения Обществу не установлен.

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что нарушение антимонопольных запретов государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, допущенное в связи с их участием в гражданском обороте, в том числе при заключении (исполнении) договоров, в зависимости от характера допущенного нарушения квалифицируется по соответствующим положениям Закона о защите конкуренции (в частности, положениям статей 10, 11, 17 и 17.1), иных законодательных актов (например, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных случаев.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии с разъяснениями ФАС России (письмо от 04.09.2013 № АЦ/34611/13) передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Письмом ФАС России от 21.08.2014 № АЦ/33650/14 разъяснено, что если предметом заключенного договора фактически является предоставление заинтересованному лицу возможности использовать имущество, находящееся в государственной собственности, предоставление прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Условия заключенного Агентского договора, акт приема-передачи имущества, отчеты Агента по Агентскому договору свидетельствуют о фактическом предоставлении МУП «Водоканал ЧМР» возможности ООО «Теплоэнергия» использовать муниципальное имущество, принадлежащее Предприятию на праве хозяйственного ведения, без соблюдения публичных процедур, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела № 035/01/17.1-167/2022 Комиссия, установив нарушение антимонопольного законодательства в действиях Ответчика, приняла заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем вынесла определение об отложении рассмотрения дела № 035/01/17.1-167/2022 от 31.05.2022. Заключение об обстоятельствах дела № 035/01/17.1-167/2022 от 01.06.2022г.

Пояснений, доводов на заключение об обстоятельствах дела от лиц, участвующих в деле, в адрес Управления не поступило.

Совокупность установленных обстоятельств дела свидетельствует о нарушении Ответчиком части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Между Предприятием и Обществом 31.05.2022г заключено соглашение о  расторжении агентского договора, а также подписан акт приема-передачи имущества, согласно которому объекты теплоснабжения переданы (приняты) Предприятию.

Администрацией принято решение от 27.05.2022 № 323 о прекращении права хозяйственного ведения Предприятия на объекты теплоснабжения с 31.05.2022г.

С учетом этого оснований для выдачи предписания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Череповецкого муниципального района» нарушившим часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 А.А. Ростиславова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                            О.Н. Сучков

        И.А. Смышляева

        Е.А. Косоногова

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом (ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны