Решение б/н РЕШЕНИЕ №1-15/15 от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                        <…>

<…>
г. Череповец

Исх. № 722

от 19.02.15

 

 

КУ ВО «Центр занятости населения

города Череповца и Череповецкого района»

Советский пр., д. 66,

г. Череповец, 162622

 

Департамент труда и занятости населения

Вологодской области

ул. Зосимовская, д. 18,

г. Вологда, 160000

 

РЕШЕНИЕ №1-15/15

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» февраля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «18» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипова Сергея Владимировича – заместителя руководителя Управления-начальника отдела контроля государственных закупок, председателя Комиссии;

Тихомировой Татьяны Борисовны – начальника отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;

Анпилова Дениса Сергеевича – старшего государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;

Нестеровой Людмилы Владимировны – государственного инспектора отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии;

Шишкина Егора Станиславовича –  специалиста-эксперта отдела контроля органов государственной власти, члена Комиссии,

рассмотрев дело №1-15/15 по признакам нарушения казенным учреждением Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района» (Советский пр., д.66, г. Череповец, 162622) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий при предоставлении государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а именно, в указании информации о необходимости предоставления счета в ОАО КБ «Севергазбанк», размещенной посредством сети Интернет на официальном сайте казенного учреждения – http://czn.cherepovets.ru/, во вкладке «Соискателям»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

гражданин  <…> (далее – Заявитель) обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района» (далее – Учреждение), выразившегося в создании дискриминационных условий при предоставлении государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а именно, в указании информации о необходимости предоставления счета в ОАО КБ «Севергазбанк», размещенной посредством сети Интернет на официальном сайте казенного учреждения – http://czn.cherepovets.ru/, во вкладке «Соискателям».

Заявление подано гражданином в установленный законом срок, соответствует нормам Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и требованиям административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС №339 от 25 мая 2012 года.

Заявитель считает, что требование счета в конкретной кредитной организации – ОАО КБ «Севергазбанк» является незаконным и недопустимым, нарушающим нормы антимонопольного законодательства.

Учреждение считает, что информация о предоставлении счета ОАО КБ «Севергазбанк» для получения пособия по безработице является технической ошибкой, которая была устранена; данный текст был актуален в 2012 году, когда кредитный банк «Севергазбанк» по итогам публичной процедуры на право предоставления финансовых услуг для перечисления социальных выплат был признан победителем; казенное учреждение не устанавливает требования к конкретной кредитной организации, получатели социальных выплат самостоятельно определяют способ получения пособия по безработице.

Комиссией в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела был привлечен Департамент труда и занятости населения Вологодской области (далее – Департамент труда) в качестве лица, располагающего сведениями.

По мнению Департамента труда информация о предоставлении счета в ОАО КБ «Севергазбанк» на официальном сайте Учреждения является технической ошибкой, ограничение со стороны центра занятости в выборе кредитной организации отсутствует, права граждан не ущемляются.

На заседании Комиссии представитель Учреждения заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Представить Департамента труда поддержал позицию казенного учреждения, сослался на доводы, изложенные в письменных пояснениях.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

На основании постановления Правительства Вологодской области от 01.11.2010 года №1255 путем изменения типа существующего государственного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца» создано казенное учреждение Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца».

В соответствии с постановлением Правительства области от 02.07.2012 года №703 казенное учреждение реорганизовано путем присоединения к нему казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения Череповецкого района».

Учреждение осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Департамента труда от 11.10.2012 года №489 (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 2.1 Устава целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

В силу пункта 2.2 Устава для достижения указанной цели Учреждение осуществляет в том числе социальные выплаты гражданам, признанными в установленном порядке безработными (пункт 2.2.3 Устава).

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – государственная услуга) определена пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг.

Предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (пункт 1 статьи 12 Закона №210-ФЗ).

Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 июня 2012 года №10н (далее – Регламент).

Регламент в соответствии с пунктом 1 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Информирование о государственной услуге и порядке ее предоставления осуществляется в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3 Регламента).

Адрес официального сайта Учреждения, содержащий информацию о государственной услуге, – http://czn.cherepovets.ru/.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, отнесен пунктом 4 Регламента к информации, размещаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и центрами занятости для информирования населения о государственной услуге.

В соответствии с пунктом 28 Регламента основанием для начала предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о признании в установленном порядке гражданина безработным, оформленное приказом центра занятости населения.

Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон №1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно статье 3 Закона №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Пункт 30 Регламента определяет следующее: гражданин вправе получать пособие по безработице в кредитной организации и в почтовых отделениях связи; перечисление пособия по безработице через кредитную организацию возможно только после получения центром занятости населения сведений об открытом гражданином лицевом счете в кредитной организации.

Регламент не содержит требования о необходимости предоставления лицевого счета конкретной кредитной организации для перечисления пособия.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Признаки ограничения конкуренции закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к ним отнесены: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, установление организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации является одним из признаков ограничения конкуренции.

Установление требования о наличии счета в конкретном коммерческом банке – ОАО КБ «Севергазбанк» противоречит нормам законодательства о труде, занятости и социальном обеспечении населения, ограничивает граждан – пользователей государственных и муниципальных услуг.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Информация на официальном сайте Учреждения о необходимости предоставления счета в конкретной организации ограничивает неопределенный круг лиц-заявителей, а указание наименования кредитного банка создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых ОАО КБ «Севергазбанк» поставлен в неравные, более выгодные условия, нежели другие хозяйствующие субъекты на рынке оказываемых услуг, что противоречит нормам Закона о защите конкуренции.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, часть 1), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П).

Принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав согласно пункту 2.2.9 Устава является одним из основных видов деятельности Учреждения.

Согласно письменным пояснениям Учреждения информация о кредитной организации ОАО КБ «Севергазбанк» удалена с официального сайта.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Таким образом, с учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать казенное учреждение Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

2. Дело №1-15/15 в отношении казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Череповца и Череповецкого района» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Председатель комиссии                 подпись                        С.В. Осипов

 

Члены комиссии:                                     подпись                        Т.Б. Тихомирова

                                                        отсутствует                   Д.С. Анпилов

                                                        подпись                        Л.В. Нестерова

                                                        отсутствует                  Е.С. Шишкин

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны