Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 1-16/16 от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 1-16/16

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» июля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено «02» августа 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее – Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипова Сергея Владимировича – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, начальника отдела контроля государственных закупок, председатель Комиссии Управления;

Ягольницкой Дарьи Сергеевны – заместителя начальника отдела контроля государственных закупок, член Комиссии Управления;

Васянович Юлии Роландиевны – старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок, член Комиссии Управления;

Сучкова Олега Николаевича – старшего государственного инспектора отдела                 контроля государственных закупок, член Комиссии Управления;

рассмотрев дело № 1-16/16 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Бюджетным учреждением Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Бизнес-инкубатор» (ОГРН 1063525106534, ИНН 3525169877, 13.01.2016 изменен тип бюджетного учреждения на автономное учреждение, новое наименование - Автономное учреждение Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Бизнес-инкубатор», сокращенное наименование – АУ ВО «Бизнес-Инкубатор»), расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Машиностроительная, д. 19, и Некоммерческим Партнерством «Агентство Городского Развития» (ОГРН 1023501259605, ИНН 3528064907, сокращенное наименование - НП «Агентство Городского Развития»), расположенным по адресу: г. Череповец, бульвар Доменщиков, д. 32,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - антимонопольный орган, Управление) от Муниципального бюджетного учреждения «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» (далее - Заявитель, МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма») поступили жалобы: на действия Бюджетного учреждения Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Бизнес-инкубатор» (далее - Ответчик,   БУ ВО «Бизнес-инкубатор») по отказу в допуске к отбору на получение субсидии некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы (далее – Субсидия); на согласованные действия между БУ ВО «Бизнес-инкубатор» и Некоммерческим Партнерством «Агентство Городского Развития» (далее – Ответчик, НП «Агентство Городского Развития») при проведении процедур по предоставлению Субсидии; на несоответствии Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2013                          № 339 «О реализации государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы» (Приложение № 10 в редакции постановления Правительства Вологодской области                 от 18.08.2014 № 728 «О внесении изменений в постановление Правительства области                  от 1 апреля 2013 года № 339», далее – Порядок № 728) нормам антимонопольного законодательства.

Заявитель считает, что БУ ВО «Бизнес-инкубатор», как организация, участвующая в предоставлении государственных услуг, не обосновано препятствует осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам. БУ ВО «Бизнес-инкубатор» имело право только рассматривать документы на предмет их соответствия установленному Порядком                  № 728 перечню.

БУ ВО «Бизнес-инкубатор» отказало в допуске Заявителю к отбору на получение Субсидии, приняв решение о несоответствии организации требованиям и условиям, установленным пунктом 2.3. Порядка № 728, так как руководитель центра инноваций социальной сферы должен обладать опытом работы на руководящих должностях не менее 3 лет.

МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма»  предоставлены все обязательные документы, установленные закрытым перечнем в пункте 3.2. Порядка № 728.

Согласно пункту 4.1. Порядка № 728 принятие решения о соответствии или несоответствии организации требованиям и условиям, установленным пунктами 1.3., 2.1., 2.2. и 2.3. Порядка № 728, принимается исключительно Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, действующей на основании постановления Губернатора Вологодской области от 17.03.2009 № 103 (далее - Комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий).

Заявитель указывает на согласованные действия между БУ ВО «Бизнес-инкубатор» и НП «Агентство Городского развития» в связи с незаконным допуском заявления НП «Агентство Городского Развития» к отбору на получение Субсидии и участием директора НП  «Агентство Городского Развития» Андреевой О.Р. в качестве члена Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий.

БУ ВО «Бизнес-инкубатор» допустило заявление НП  «Агентство Городского Развития» о предоставлении Субсидии, Комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий с участием директора НП «Агентство Городского Развития» Андреевой О.Р. рассмотрела заявление НП  «Агентство Городского развития» о предоставлении Субсидии и рекомендовала Департаменту экономического развития Вологодской области предоставить субсидию в размере 5 800 000 (Пять миллионов восемьсот тысяч) рублей, а Департамент экономического развития Вологодской области предоставил НП  «Агентство Городского Развития» Субсидию в нарушение пунктов 2.3. и 3.2. Порядка № 728: в отсутствие документа о высшем юридическом, экономическом образовании или образовании в сфере управления у директора НП «Агентство Городского Развития» Андреевой О.Р.

Согласованные действия БУ ВО «Бизнес-инкубатор» и НП «Агентство Городского Развития» в силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции по мнению Заявителя  приводят к ограничению доступа МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» на товарный рынок.

Представители АУ ВО «Бизнес-инкубатор», НП «Агентство Городского Развития», Департамента экономического развития Вологодской области и Правительства Вологодской области с доводами МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» не согласились, считают, что требования Порядка               № 728 не нарушены, ограничений доступа МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» на товарный рынок не создавали.

05.07.2016 Комиссией Управления по результатам рассмотрения дела принято заключение об обстоятельствах дела № 1-16/16.

Комиссия Управления, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев доводы и возражения  на заключение об обстоятельствах дела                            № 1-16/16 от 05.07.2016, пришла к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства) под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Статья 9 Закона о развитии предпринимательства закрепляет полномочия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе полномочия по формированию и осуществлению государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; по разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации; по  формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности.

Статья 10 Закона о развитии предпринимательства определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в том числе полномочия по участию в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; по разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; по содействию деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций.

Согласно статье 15 Закона о развитии предпринимательства инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков)  для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при реализации соответственно государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

 Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям.

Статья 16 Закона о развитии предпринимательства устанавливает, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

В соответствии со статьей 17 Закона о развитии предпринимательства оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», которой предусмотрены мероприятия по созданию и (или) развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в форме предоставления субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центров инноваций социальной сферы.

В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999                   «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, которые устанавливают порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, условия предоставления субсидий и принципы их распределения между субъектами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 приведенных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пункт 24 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, закрепляет, что контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Во исполнение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, Приложением № 8 к Государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в раках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, в том числе на предоставление субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия по созданию и (или) развитию центров инноваций социальной сферы.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации.

Как указано в пункте 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий при соблюдении субъектами Российской Федерации определенных условий, в том числе при наличии утвержденной государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В подпункте «е» пункта 28 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлены критерии конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются Субсидии, в том числе наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению размещения в региональных и муниципальных информационных системах, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в иных информационно-телекоммуникационных сетях на постоянной основе информации об условиях и порядке предоставления и распределения субсидий.

В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета ответственность за соблюдение настоящих Правил, осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются Субсидии, в том числе за их целевое использование, а также за достоверность представляемых сведений несут субъекты Российской Федерации. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 утверждены условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Условия конкурсного отбора).

Пунктами 3.4.3.-3.4.5. Условий конкурсного отбора 3.4.3. центры инноваций социальной сферы (далее – ЦИСС) обеспечивает решение следующих задач: продвижение и поддержка субъектов социального предпринимательства, проектов в области социального предпринимательства, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства как часть их основной предпринимательской деятельности (далее – социальные проекты), сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций; информационно-аналитическое и юридическое сопровождение субъектов социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций; обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства;  проведение обучающих мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства.

ЦИСС обеспечивает реализацию следующих функций: участие в определении приоритетных направлений развития социального предпринимательства и поддержки социальных проектов и социально ориентированных некоммерческих организаций на уровне субъекта Российской Федерации; предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, а также физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления деятельности в области социального предпринимательства, услуг и консультаций, в том числе посредством привлечения на договорной основе специализированных организаций, квалифицированных специалистов, а также организации взаимодействия с помощниками (менторами, наставниками) из числа успешных предпринимателей и лидеров социальных проектов; ведение учета обращений в ЦИСС; проведение обучающих мероприятий по вопросам осуществления деятельности в области социального предпринимательства в форме семинаров, мастер-классов, тренингов, деловых игр; сбор, обобщение и распространение информации о социальных проектах и инвестиционных потребностях субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства; организация и проведение в субъекте Российской Федерации ежегодного конкурса «Лучший социальный проект года».

ЦИСС предоставляют следующие обязательные услуги и консультации: по вопросам, связанным с проведением обучающих мероприятий для субъектов социального предпринимательства и руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций (при наличии соответствующей лицензии) (проведение семинаров, мастер-классов, практических и лекционных занятий по социальным тематикам); по вопросам бизнес-планирования, в частности: оценка социальной эффективности проекта или инициативы субъектов социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, оказание содействия при выборе проекта, разработка бизнес модели и финансовой модели, содействие в привлечении профессиональных кадров, привлечение потенциальных инвесторов; по вопросам, связанным с осуществлением на льготных условиях деятельности субъектов социального предпринимательства, а также с разъяснением порядка ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности и делопроизводства субъектами социального предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями; по вопросам, связанным с оказанием консультационной поддержки по созданию маркетинговой стратегии реализации проектов субъектов социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций; по вопросам, связанным с оказанием консультационной поддержки по подготовке заявок (иной документации) для получения государственной поддержки субъектами социального предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями; по вопросам, связанным с проведением отбора лучших социальных практик и их представлением в рамках проводимых открытых мероприятий; по вопросам, связанным с организацией работы со средствами массовой информации по вопросам популяризации, поддержки и развития социального предпринимательства, производства и использования социальной рекламы.

Приведенные требования к центрам инноваций социальной сферы указывают на то, что Субсидия предоставляется для организации работы центров инноваций социальной сферы в целях достижения и выполнения поставленных перед ними задач по поддержке субъектов социального предпринимательства.

Постановлением Правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 утверждена Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы».

Подпрограммой 2 «Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы» (далее - Подпрограмма 2) предусмотрены мероприятия 2.7 «Субсидия некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы».

Паспортом Подпрограммы 2 установлено, что Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства Вологодской области.

В таблице 1 к паспорту Подпрограммы 2 «Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 2» по мероприятию 2.7 «Субсидия некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы» предусмотрено разработка Департаментом экономического развития Вологодской области (далее – Департамент) Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы, который утверждается постановлением Правительства Вологодской области, и постановления Губернатора Вологодской области «Об утверждении состава и приложения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства».

Постановлением Губернатора Вологодской области от 17.03.2009 № 103                «О создании Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства» утвержден состав и положение о Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339 «О реализации государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы» (Приложение № 10 в редакции постановления Правительства Вологодской области от 18.08.2014 № 728                    «О внесении изменений в постановление Правительства области от 1 апреля 2013 года № 339», как указано на стр. 2 настоящего решения далее – Порядок № 728).

Порядок № 728 разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Минэкономразвития России по вопросам предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, Законом о развитии предпринимательства, Государственной программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы», и устанавливает цели, порядок и условия предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы, также порядок возврата субсидии при нарушении условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Порядку № 728 Субсидия предоставляется на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы (пункт 1.2.). Субсидии предоставляются некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых направлена на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих социальные проекты (пункт 1.3.).

Условием предоставления Субсидии является соответствие организации, претендующей на получение субсидии, следующим критериям: является некоммерческой организацией, образующей инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства; деятельность, осуществляемая организацией инфраструктуры и предусмотренная ее уставом, должна быть направлена на обеспечение условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им поддержки на территории Вологодской области не менее 3-х лет; одним из учредителей организации является субъект Российской Федерации или муниципальное образование области; организация не должна находиться в стадии банкротства, реорганизации или ликвидации; деятельность организации не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; организация, осуществляющая деятельность, подлежащую лицензированию, должна обладать лицензией на право ее осуществления; организация не должна иметь задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней; организация не должна иметь не исполненных в срок обязательств по государственным и (или) муниципальным контрактам (пункт 2.1.).

Центр инноваций социальной сферы, на создание и обеспечение деятельности которого предоставляется субсидия, должен обеспечивать решение следующих задач: продвижение и поддержка социального предпринимательства, социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка и сопровождение социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций; информационно-аналитическое и юридическое сопровождение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства; проведение обучающих мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства; организация деятельности Школы социального предпринимательства (пункт 2.2.). Дополнительно центр инноваций социальной сферы, на создание и обеспечение деятельности которого предоставляется субсидия, должен соответствовать следующим критериям: быть самостоятельным юридическим лицом или структурным подразделением юридического лица, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иметь не менее 3-х рабочих мест для административно-управленческого персонала, оборудованных оргтехникой и мебелью; иметь для каждого рабочего места компьютер, принтер (индивидуального или коллективного доступа) и телефон с выходом на городскую линию и междугороднюю связь; иметь интернет-канал; иметь оргтехнику для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонную мини-АТС. Руководитель центра инноваций социальной сферы должен: быть гражданином Российской Федерации; иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование в сфере управления; обладать опытом работы на руководящих должностях не менее 3 лет (пункт 2.3.).

Для участия в отборе организации представляют в БУ ВО «Бизнес-инкубатор» заявление о предоставлении субсидии и следующие документы: 1) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего документы; 2) заверенные руководителем копии учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор); 3) копии документов в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к руководителю центра инноваций социальной сферы, а именно: копии документов об образовании, трудового договора, приказа о приеме на работу, трудовой книжки (1-го листа и листа с записью о приеме на работу) (с копией согласия работника на обработку персональных данных); 4) подписанную руководителем организации справку по направлениям расходования средств субсидии (пункт 3.2.).

Прием документов осуществляется до даты, указанной в информации об окончании проведения отбора, публикуемой в соответствии с пунктом 3.1 Порядка                  № 728 (пункт 3.4.). В день получения документов, предусмотренных пунктом 3.2 Порядка № 728, БУ ВО «Бизнес-инкубатор» регистрирует их в журнале регистрации заявлений, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью (пункт 3.5.).

В течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов БУ ВО «Бизнес-инкубатор» рассматривает их на предмет соответствия перечню, определенному пунктом 3.2 Порядка № 728. В случае несоответствия представленных организацией документов перечню, определенному пунктом 3.2 Порядка № 728, готовит и направляет уведомление организации об отказе в допуске к отбору на получение субсидии (с указанием причин отказа). Уведомления направляются организации по почте (электронной почте) с одновременным уведомлением посредством телефонной связи по адресу и телефону, которые указаны в заявлении, в течение 2 рабочих дней по истечении срока рассмотрения документов. Организация имеет право на повторное представление документов до окончания проведения отбора. Документы, представленные организацией на предоставление субсидии, не возвращаются. В случаях соответствия представленных организацией документов перечню, определенному пунктом 3.2 Порядка № 728, БУ ВО «Бизнес-инкубатор» в срок не позднее 5 рабочих дней до дня заседания Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий направляет членам данной Комиссии уведомление о возможности ознакомления с пакетами документов организаций, допущенных к участию в отборе (пункт 3.6.).

Комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий на очередном заседании принимает решение о соответствии или несоответствии организации и (или) центра инноваций социальной сферы требованиям и условиям, установленным в пунктах 1.3, 2.1, 2.2 и 2.3 Порядка № 728, и рекомендуемом объеме субсидии, который определяется исходя из заявленной потребности. Решение о несоответствии организации и (или) центра инноваций социальной сферы требованиям и условиям принимается в случае несоответствия хотя бы одному из условий указанных пунктов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий.

В случае превышения расчетного объема потребности на предоставление субсидии с учетом заявленной организациями потребности по сравнению с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели, Комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий рекомендует на предоставление субсидии организации, заявления которых зарегистрированы в журнале БУ ВО «Бизнес-инкубатор» ранее (пункт 4.1.).

Секретарь Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий возвращает протокол, а также копии заявления о предоставлении субсидии и документы организации, указанные в пунктах 3.2, 3.3 Порядка № 728, в Департамент для подготовки приказа о предоставлении субсидии (пункт 4.2.).

В 10-дневный срок со дня подписания приказа БУ ВО «Бизнес-инкубатор»  направляет уведомления организациям, не прошедшим отбор, о принятом решении и уведомляет организации, прошедшие отбор, посредством телефонной связи и направления уведомления о принятом решении и предлагает обратиться в Департамент для заключения Договора о предоставлении субсидии (пункт 4.3.).

На основании принятого приказа Департамент в течение 10 рабочих дней со дня его подписания готовит Договор о предоставлении субсидии с организациями, прошедшими отбор, и заключает его в течение 3 рабочих дней со дня обращения организации (пункт 5.1). Субсидия предоставляется на основании Договора (пункт 5.2.).

По смыслу статьей 2, 3 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок   № 728 относится к нормативному правовому акту, регулирующему бюджетные правоотношения.

Из представленных на рассмотрение документов и пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела № 1-16/16, следует, что в соответствии с пунктом 3.1. Порядка                 № 728 информация о проведении отбора организаций на предоставление Субсидии  03.08.2015 была опубликована Департаментом в областной газете «Красный Север», а также размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Вологодской области и на сайте БУ ВО «Бизнес-инкубатор».

Для участия в отборе организаций на предоставление Субсидии  было подано два заявления от НП «Агентство Городского Развития» и МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма».

21.08.2015 МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» в БУ ВО «Бизнес-инкубатор» было направлено заявление с приложением документов для получения Субсидии. 

БУ ВО «Бизнес-инкубатор» уведомлением от 26.08.2015 № 858 отказало в допуске к рассмотрению Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении Субсидии, так как руководитель не соответствует требованиям пункта 2.3. Порядка               № 728: согласно представленной копии трудовой книжки директор МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» Варзинова М.А. имеет опыт руководящей работы менее 3-х лет.

В нарушение пунктов 2.3., 3.6. и 4.1. Порядка № 728 БУ ВО «Бизнес-инкубатор» превысило свои полномочия по рассмотрению документов МБУ «Центр содействия развитию предпринимательству и туризма» на предоставление Субсидии на предмет их соответствия перечню, определенному пунктом 3.2 Порядка № 728. Данными полномочиями согласно пункту 4.1. Порядка № 728 наделена Комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий.

Материалами дела № 1-16/16 установлено, что первоначальное заявление НП «Агентство Городского Развития» уведомлением БУ ВО «Бизнес-инкубатор»                          от 26.08.2015 № 858  было отклонено в связи с недостоверными сведениями о наличии у НП «Агентство Городского Развития» лицензии.

НП «Агентство Городского Развития» подано повторное заявление для участия в отборе организаций на предоставление Субсидии, которая была принята к рассмотрению.

Как указано выше, согласно установленным требованиям руководитель центра инноваций социальной сферы должен иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование в сфере управления.

В представленной заявке НП «Агентство Городского Развития» отсутствует документ о наличии высшего юридического, экономического образования или образования в сфере управления: к заявлению НП «Агентство Городского Развития» приложен диплом о дополнительном (к высшему) образованию ППК 016785, который действителен при предъявлении диплома о высшем профессиональном образовании, сам диплом о высшем профессиональном образовании не приложен, что в свою очередь является нарушением пункта 2.3. и 3.2. Порядка № 728.

Впоследствии заявление НП «Агентство Городского Развития» было рассмотрено и одобрено Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий, Департаментом экономического развития Вологодской области предоставлена Субсидия в размере 5 800 000 (Пять миллионов восемьсот тысяч) рублей (из них 5 000 000 (Пять миллионов) рублей из федерального бюджета, 800 000 (Восемьсот тысяч) рублей из областного бюджета).

При установлении нарушений антимонопольного законодательства следует отметить, что Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу Закона о развитии предпринимательства под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся.

Согласно статье 14 Закона о развитии предпринимательства одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Как указано выше, финансовая поддержка организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных средств, то есть данные правоотношения регламентируются бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Следовательно, нарушения пунктов 2.3., 3.6. и 4.1. Порядка № 728 нельзя считать как нарушение Закона о защите конкуренции, а имеет признаки бюджетного нарушения: нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (статья 306.8. Бюджетного кодекса Российской Федерации), которое было допущены Департаментом при предоставлении Субсидии.

За нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), статьей 15.15.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий предоставления субсидий предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьями 265, 266.1., 268.1. и 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, возложен на органы внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Окончательную квалификацию бюджетного нарушения устанавливают данные органы.

          По факту наличия признаков согласованных действий между БУ ВО «Бизнес-инкубатор» и НП «Агентство Городского развития» материалами дела № 1-16/16 установлено, что  директор НП «Агентство Городского Развития» Андреева О.Р. 27.08.2015 участвовала на заседании Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий.

Письмом от 25.02.2015 № 240/01-01-30 в адрес начальника Департамента Торопова К.С. Мэр города Череповца Кузин Ю.А. ходатайствовал о включении директора НП «Агентство Городского Развития» Андреевой О.Р. в состав Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Губернатора Вологодской области от 02.04.2015 № 164                           «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 17 марта 2009                    № 103» директор НП «Агентство Городского Развития» Андреева О.Р. включена в состав Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий от 27.08.2015 № 2 следует, что на заседании участвовало  12 членов комиссии, в том числе директор НП «Агентство Городского Развития» Андреева О.Р.

При рассмотрении вопроса о предоставлении некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы на заседании Комиссии рассматривалось одно заявление от НП «Агентство Городского Развития».

Все присутствовавшие члены Комиссии, в том числе директор НП «Агентство Городского Развития» Андреева О.Р., проголосовали «За», и принято решение о предоставлении НП «Агентство Городского Развития» Субсидии в размере 5 800 000 (Пять миллионов восемьсот тысяч) рублей 00 копеек из федерального и областного бюджетов.

Работа Комиссии определена Положением о Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Губернатора Вологодской области от 17.03.2009 № 103.

Согласно данному Положению решение Комиссии носит рекомендательный характер. Положение не содержит норм о возникновении конфликтов интересов у членов Комиссии.

В соответствии со статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1)  повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2)  экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3)  разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4)  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Факт допуска заявления НП «Агентство Городского Развития» к отбору на получение Субсидии и участием директора НП  «Агентство Городского Развития» Андреевой О.Р. в качестве члена Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий не может свидетельствовать о согласованных действиях между НП «Агентство Городского развития» и БУ ВО «Бизнес-Инкубатор».

В данном случае предоставление Субсидии  некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы, относится к бюджетным полномочиям Департамента и не свидетельствует об угрозе перечисленных в статье 16 Закона о защите конкуренции последствий.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 43, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить дело № 1-16/16 в отношении НП «Агентство Городского развития» и БУ ВО «Бизнес-Инкубатор» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны