Решение б/н РЕШЕНИЕ № 10-17.1/16 от 19 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 10-17.1/16

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 6 апреля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Мерзлякова Н.В. – руководитель управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Т.Б. – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ягольницкая Д.С. – старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок, член Комиссии,

рассмотрев дело № 10-17.1/16 по признакам нарушения администрацией Сямженского муниципального района Вологодской области, расположенной по адресу: 162220, с. Сямжа, ул. Румянцева, дом 20, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области 15.01.2016 (№ 160) и 25.03.2016 (№ 903) поступили обращения гр-на С. (далее также Заявитель), содержащие информацию о нарушении администрацией Сямженского района требований антимонопольного законодательства при распоряжении муниципальным имуществом, а именно: движимым имуществом (автобусами), недвижимы имуществом – зданиями автостанции и гаража. Кроме этого, администрацией не проводятся конкурсы на оказание услуг пассажирских перевозок на территории района.

На заседании комиссии Заявитель свои требования поддержал.

Представители администрации Сямженского муниципального района (далее также Ответчик) и МУП «Сямженское автотранспортное предприятие»  (далее – МУП) с предъявленными требованиями не согласились, считают, что нарушения антимонопольного законодательства во вменяемых им действиях отсутствуют.

Комиссия, заслушав Заявителя, представителей Ответчика и МУП, рассмотрев представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно Устава муниципального образования «Сямженский муниципальный район» (далее – Устав), принятого решением Комитета самоуправления Сямженского муниципального района от 01.08.2005 (с изменениями и дополнениями) к полномочиям администрации Сямженского муниципального района относятся: 1) исполнение полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района в соответствии с федеральными законами и решениями Представительного Собрания муниципального района, постановлениями и распоряжениями администрации района, в том числе: управление муниципальной собственностью, разработка проектов, планов и программ развития района; организация реализации концепций, планов и программ развития района (ст. 32 Устава). В структуру администрации муниципального района входят Глава администрации муниципального района, первые заместители и заместители Главы администрации района, структурные подразделения (управления, комитеты, отделы и иные) согласно ст.31 Устава.

Комитет по управлению имуществом администрации Сямженского муниципального района (далее – Комитет) является отраслевым органом в сфере управления муниципальным имуществом администрации района (ст.1.1.Положения о Комитете, утвержденного решением представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 № 337).

Помещение №№ 17 и 18 в здании гаражного бокса, площадью 330,1 кв. м., находящееся по адресу: Сямженский район, д. Ногинская, ул. Центральная, д. 63, является собственностью муниципального образования «Сямженский муниципальный район» (свидетельство о государственной регистрации права 35-СК № 711541 от 28.01.2010).

   Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: в частности, в порядке, установленном главой 5  Закона о защите конкуренции.

 Государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, прямо поименованных в ч. 1 ст.19 Закона о защите конкуренции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Постановлением администрации Сямженского муниципального района от 17.10.2013 № 438 утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Сямженского муниципального района на 2014 – 2016 годы» (далее – Программа). Программа была размещена на официальном сайте района и опубликована в газете «Восход». Согласно разделу основных мероприятий  Программы комитет по управлению имуществом администрации Сямженского района оказывает имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в виде передачи в безвозмездное пользование имущества района. В соответствии с Программой, индивидуальному предпринимателю Меньшикову М.В. предоставлена муниципальная преференция, согласно распоряжению администрации района от 12.08.2015 № 66 – р «Об оказании имущественной поддержки», путем передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений № 17 и 18 в здании гаражного бокса.

Таким образом, действия администрации района по заключению договора № 49 о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование от 12.08.2015 с ИП Меньшиковым М.В. соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного  и муниципального имущества.

В силу части 1 названной статьи  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество

В соответствии с ч. 3 указанной статьи  в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; 2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; 3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Таким образом, взаимосвязанные положения частей 1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции касаются заключения по результатам конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и не предусматривающих заключения в таком порядке договоров об отчуждении имущества, принадлежащего муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (данная позиция изложена в решении Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-13623/2013).

По договору  № 122 от 13.07.1997 за МУП  «Сямженское автотранспортное предприятие» на праве хозяйственного ведения было закреплено недвижимое имущество – здание автостанции. Согласно дополнительному соглашению № 1 от 23.04.2014 перечень имущества, закрепленный на праве хозяйственного ведения за МУП, изложен в следующей редакции: помещение № 1 площадью 146 кв.м., помещение № 2 площадью 29,9 кв.м., помещение № 3 площадью 34,2 кв.м., помещение № 4 площадью 97,4 кв.м. Дополнительным соглашением  № 2 от 22.07.2014 в перечень внесено изменение в части раздела помещения № 1 на два нежилых помещения №№ 1/1 и 1/2  каждое площадью 70,5 кв.м. и 75,5 кв.м. соответственно.

Решением Комитета, как отраслевого органа администрации в сфере управления имуществом, было согласовано отчуждение недвижимого имущества путем продажи индивидуальному предпринимателю Самариновой О.П. нежилого помещения № 2 площадью 29,9 кв.м. по ул. Дорожной, д.1 в д. Ногинская Сямженского района, по цене, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости имущества (решение Комитета от 23.04.2014 № 1, договор № 1 купли-продажи недвижимости от 28.04.2014).

 Решением Комитета от 15.05.2014 № 3 согласовано отчуждение нежилого помещения № 3 площадью 34,2 кв.м. путем его продажи с учетом оценки рыночной стоимости (договор № 2 купли-продажи недвижимости от 20.05.2014).

 Решением Комитета от 22.07.2014 № 5 согласовано отчуждение имущества путем продажи, а именно, нежилого помещения 1/1 площадью 70,5 кв.м. (договор № 3 купли-продажи недвижимости от 23.07.2014 между МУП «ПАТП» и Боровиковой Е.В.). Вышеназванными решениями №№ 3 и 5 Комитет согласовал МУПу совершение крупной сделки в соответствии со ст.23 Закона № 161-ФЗ.

 В порядке ст. 294 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

 Пунктом 2 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) также предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Следовательно, исходя из анализа норм, правомочия муниципального унитарного предприятия по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным за ним на правое хозяйственного ведения, ограничены необходимостью получения согласия собственника на отчуждение такого имущества. Согласие собственника имущества, в лице Комитета, было получено. Таким образом, действия Комитета, как отраслевого органа администрации Сямженского муниципального района по согласованию сделок, выраженные в решениях №№1, 3 и 5, а равно заключение договоров купли-продажи недвижимости, не содержат нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 В настоящее время за МУП закреплены помещения № 1/2 (75,5 кв.м.), данное помещение не используется, и помещение № 4  (97,4 кв.м.), которое используется как подсобные помещения (котельная, туалеты, коридор), данное помещение также оборудовано местами ожидания для пассажиров на проходящие автобусы.

 В соответствии с частями 1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Постановлением администрации Сямженского муниципального района от 24.07.2014 № 340 (в ред. от 29.08.2014 № 380) принято решение о ликвидации МУП «Сямженское автотранспортное предприятие», утвержден состав ликвидационной комиссии.  Согласно п.3 постановления ликвидационной комиссии переданы все права и полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия, в т.ч. по распоряжению имуществом.

Таким образом, заключение договора № 1 от 11.06.2015 аренды транспортных средств (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 29.09.2015) с ИП Меньшиковым М.В. и договора № 2 аренды транспортных средств от 30.09.2015 с ИП Фоминским В.Н. не является нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

  Согласно ч.1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится  создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

  Постановлением главы Сямженского муниципального района от 25.12.2006 № 327 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок в Сямженском муниципальном районе (далее – Положение). Согласно Положению перевозки пассажиров на районных  маршрутах осуществляются на основе проведения конкурса на право обслуживания автобусных районных маршрутов в целях обеспечения муниципального заказа. Вместе с тем, по информации администрации Сямженского муниципального района муниципальный заказ не формировался в связи с отсутствием средств. Для обеспечения предоставления транспортных услуг населению, открытие  и закрытие маршрутов возможно по заявлениям населения, общественных организаций, перевозчиков (п.4.1 Положения). Согласно паспорту автобусного маршрута № 1 «Волховская – ЦРБ», данный маршрут не является районным маршрутом. Вместе с тем, он согласован  и утвержден в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент утверждения паспорта маршрута. В связи с вступлением 14.07.2015 в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регулирующего отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, Положение об организации пассажирских перевозок в Сямженском муниципальном районе, надлежит привести в соответствие с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем, Комиссия не установила негативного влияния бездействием администрации Сямженского муниципального района при непроведении конкурсов на районные маршруты. Данных о наличии заявлений хозяйствующих субъектов, в т.ч. индивидуальных предпринимателей об отказах в открытии маршрутов, не согласовании паспортов маршрутов, на Комиссию не представлено. Заявитель деятельность по оказанию услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом не осуществляет. 

  Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях администрации Сямженского муниципального района нарушения антимонопольного законодательства.

  Руководствуясь ст.23, ч. 1 ст.39, ч.ч.1-3 ст.41, 48 Закона о защите конкуренции, комиссия  

  РЕШИЛА:

  прекратить рассмотрение дела № 10-17.1/16 в отношении администрации Сямженского муниципального района в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны