Решение б/н РЕШЕНИЕ № 12-15/12 от 5 марта 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 12-15/12
г. Вологда
Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Тихомирова Т.Б. – председатель комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;
Анпилов Д.С. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;
Гасымова В.И. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти;
Лукичева В.А. – член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти;
Виноградова Н.О. – член комиссии, специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти,
рассмотрев дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
Во исполнение запроса Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС по Вологодской области, Управление) от
09.02.2012 г. исх. № 413 администрацией Вологодского муниципального района Вологодской области представлена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 (далее – Программа).
В результате анализа данной Программы было установлено, что Программа не содержит перечня документов, необходимых для получения субъектами малого и среднего предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (п. 2.1 ч. 2 Приложения к Программе) и получения муниципальных гарантий (п. 2.2 ч. 2 Приложения к Программе), а также не содержит порядка и сроков рассмотрения данных документов, критериев отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания данных видов поддержки, основания отказа в оказании поддержки.
30 марта 2012 года приказом УФАС по Вологодской области № 78 возбуждено дело № 12-15/12 по признакам нарушения администрацией Вологодского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
На заседании комиссии представителем администрации Вологодского муниципального района представлено постановление администрации Вологодского муниципального района от 24.04.2012 № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 г. № 968).
Комиссия, заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 г. № 2072 утверждена среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы» (далее – Программа).
Одним из основных мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы в числе прочих, являлось мероприятие по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования, в том числе в виде предоставления на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях (пункт 2.1. раздела 2 Приложения к Программе); предоставления муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 2.2. раздела 2 Приложения к Программе).
Вместе с тем, в Программе отсутствовали указания на то, какие документы, необходимо представить субъектам малого и среднего предпринимательства для получения вышеуказанных видов поддержки, порядок и сроки рассмотрения документов, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, а также основания отказа в оказании поддержки.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (статья 1).
Согласно статье 3 Закона № 209-ФЗ муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего
предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 6 Закона № 209-ФЗ определяет одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (пункт 4 части 3).
Статьей 14 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); равный доступ субъектов малого и среднего пред-
принимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, регио-нальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
Исходя из части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органа власти, в том числе органа местного самоуправления, которая должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом данная поддержка должна оказываться путем обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах, открытости процедур оказания поддержки и с соблюдением требований Закона о защите конкуренции.
Среднесрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072, не содержала условий и порядка оказания поддержки, в том числе перечень документов, которые должны представить субъекты малого и среднего предпринимательства, желающие получить поддержку в виде предоставления компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, либо предоставления муниципальных гарантий.
При таких обстоятельствах субъекты малого и среднего предпринимательства не располагали информацией о порядке и условиях предоставления поддержки, в связи с чем, не обеспечивалась открытость процедур оказания поддержки.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вместе с тем, администрацией Вологодского муниципального района постановлением от 10 апреля 2012 № 968 были внесены изменения в среднесрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы», в частности из Программы исключено мероприятие по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для Вологодского муниципального района секторах экономики, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях; пункт 2.2 «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства» изложен в новой редакции «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (пункт 2.1.).
24 апреля 2012 года постановлением администрации Вологодского муниципального района № 1105 «О внесении изменений в постановление администрации Вологодского муниципального района от 28.10.2011 № 2072 (в редакции постановления от 10.04.2012 № 968)» пункт 2.1. «Предоставление муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и районной Программы муниципальных гарантий Вологодского муниципального района, утвержденной решением Представительного Собрания о бюджете на очередной финансовый год и плановый период» исключен из основных мероприятий Программы.
Таким образом, администрация Вологодского муниципального района устранила нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Вологодского муниципального района Вологодской области, нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
2. Дело в отношении администрации Вологодского муниципального района прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии | _________________ |
| Т.Б. Тихомирова |
Члены Комиссии: | _________________ |
| Д.С. Анпилов |
| _________________ |
| В.И. Гасымова |
| _________________ |
| В.А. Лукичева |
| _________________ |
| Н.О. Виноградова |