Решение б/н РЕШЕНИЕ № 14-10АМЗ/15 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

№ 3150 от 01.07.2015г.

 

Председателю ТСЖ «Балтийский берег»

162600, г. Череповец,ул. Батюшкова, 3-86

 

      ООО «Газпром теплоэнерго Вологда»

      162622, г. Череповец, ул. Пролетарская, 59

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 14-10АМЗ/15

                                               

 

Резолютивная часть оглашена 18 июня 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01июля 2015 г.                                            г. Вологда

 

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 14-10АМЗ/15 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:

Председатель комиссии:

Мерзлякова Наталия Валерьевна –  руководитель Управления;

Члены Комиссии:

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт Управления,

рассмотрев материалы дела № 14-10АМЗ/15,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России поступило заявление от Товарищества собственников жилья «Балтийский берег» (далее также –  заявитель, потребитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» (далее – ответчик, общество),  выразившимся в нарушении порядка введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

Из данного заявления следует, что ответчиком не был соблюден установленный жилищным законодательством порядок введения ограничения режима потребления тепловой энергии, поскольку нарушены обязательные сроки направления потребителю уведомления о введении соответствующего ограничения, а также ограничены потребители, не имеющие задолженности по оплате коммунального ресурса.

Ответчик с доводами заявителя не согласен и полагает, что действует в рамках законодательства.

   В соответствии с приказом Управления № 275 от 04.06.2015 г.  в отношении общества возбуждено дело № 14-10АМЗ/15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия считает Общество нарушившим антимонопольное законодательства ввиду следующего.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» осуществляет деятельность по производству, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии). Общество занимает доминирующее положение на рынке теплоэнергии (ОКП 012200; ОКВЭД 40.30) с долей более 50 процентов на соответствующей территории г.Череповца.

Таким образом, действия ответчика – доминирующего хозяйствующего субъекта, являются объектом антимонопольного регулирования и контроля.

 

Вместе с тем, статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещена лишь та деятельность занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которой являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Антимонопольному органу, при квалификации действий доминирующего хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, также необходимо учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Между обществом и заявителем заключен договор теплоснабжения № 1544/Э от 01.12.2012, в соответствии с которым Общество – ТСО обязуется отпускать через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором (п.1.1 договора). В соответствии с данными приложения № 1 к договору объекты потребителя – два жилых дома, расположенных по адресу: г. Череповец, ул. Батюшкова, д. 1, д. 3 (количество квартир – 289, количество постоянно и временно проживающих – 329).

Из материалов дела следует, что в связи с наличием у потребителя задолженности за тепловую энергию, превышающую размер платы более чем за один период платежа, общество направило телефонограммы № 22 и № 23 от 19.02.15 об ограничении подачи тепловой энергии по указанным адресам в период с 06.03-10.03.15, полученные председателем ТСЖ 20.02.15. Далее, письмом от 02.03.15 № 3001/03-1-2, полученным председателем ТСЖ 03.03.15, общество проинформировало потребителя о том, что в случае непогашения образовавшейся задолженности до 06.03.15, оно будет вынуждено с указанной даты ввести частичное ограничение подачи тепловой энергии на жилые дома, путем закрытия арматуры на тепловой сети ежедневно в течение 5 дней с 18:00 до 21:00. Соответствующие объявления также были размещены в подъездах домов.

В указанный период в течение 5 дней с 06.03-10.03.15 с 18:00 до 21:00 подача тепловой энергии была ограничена, что подтверждается лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела, а также актом об отсутствии подачи тепловой энергии, составленном потребителем совместно с ООО «ИНТЭК». По истечению указанного периода режим поставки теплоэнергии восстановлен, несмотря на непогашенную задолженность.

 

Общий порядок организации теплоснабжения потребителей, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров регулируется Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (Правила № 808). Вместе с тем согласно пункту 96 Правил № 808 в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

С учетом этого, отношения сторон по настоящему делу регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354). Разделом XI Правил № 354 установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Согласно данным нормам исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе (пп. «а» п. 117 Правил).

Пунктом 119 Правил № 354 предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Разделом 7 заключенного между сторонами договора теплоснабжения предусмотрено, что порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, устанавливается в соответствии Жилищным Кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (п. 7.1 договора).

Кроме того, в соответствии с пунктом 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. «б» п. 121 Правил).

Исходя из фактических установленных обстоятельств дела, следует, что ответчиком не выдержан обязательный порядок ограничения подачи энергоресурса, а именно: произвольно сокращены сроки направления уведомления об ограничении режима подачи тепловой энергии, не соблюдена форма уведомления, нарушены прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства. Данные действия Комиссия расценивает как злоупотребление доминирующим положением, приводящего к ущемлению интересов других лиц – потребителей услуг общества.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 14-10АМЗ/15 в связи с добровольным устранением Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

        

 

 

 

         Председатель Комиссии                                                      Н.В. Мерзлякова

 

         Члены Комиссии:                                                                 И.А. Смышляева

                                                                                                        И.С. Лукова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны