Решение №035/06/32-409/2021 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Норма» на д... от 12 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

┌                                                                            ┐

Заявитель:

ООО «Норма»

 

Заказчик:

ФКУ Упрдор «Холмогоры»

 

Оператор электронной площадки:

АО «ЕЭТП»

 

Р Е Ш Е Н И Е № 035/06/32-409/2021 (04-11/242-21)

 

12.07.2021г.                                                                                                                г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее - Комиссия Управления) в утвержденном составе:

ХХХХ – временно исполняющий обязанности руководителя заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;

ХХХХ – начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления;

ХХХХ – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,

рассмотрев жалобу ООО «Норма» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) ФКУ Упрдор «Холмогоры» (далее – Заказчик), на положения конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме, объект закупки - осуществление строительного контроля и диагностики на объекте: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-215 Лодейное Поле - Вытегра - Прокшино - Плесецк – Брин-Наволок на участке км 581+067 - км 603+520, Архангельская область" (извещение                                                № 0330100010521000074, далее – конкурс, закупка, конкурсная документация),

в присутствии от Заказчика Ветров ХХХХ;

в отсутствии заявителя и иных лиц, уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области                        (далее – Управление) жалоба Заявителя принята к рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Уведомлением от 08.07.2021г. лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о рассмотрении жалобы на 12.07.2021г. в 13 ч. 30 м. (мск).

С учетом письма ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». Соответствующая ссылка направлена лицам, участвующим в рассмотрении жалобы. Право для участия и предоставления пояснений (документов) всем лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, предоставлено. Возражений по рассмотрению жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи в Комиссию Управления от лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, не поступало.

В соответствии с требованиями ст. ст. 99, 105, 106 Закона № 44-ФЗ, Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее – Правила № 1576), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Административный регламент), утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссией Управления в рамках рассмотрения жалобы Заявителя проведена внеплановая проверка.

12.07.2021г. жалоба Заявителя рассмотрена в дистанционном режиме с участием представителя Заказчика и вынесено настоящее решение.

В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено следующее.

В своей жалобе Заявитель указывает на то, что конкурсная документация содержит нарушение Закона № 44-ФЗ, так как установленные в ней критерии оценки заявок, ограничивают число участников закупки, но не позволяют определить наилучшее предложение.

По мнению Заявителя, требования конкурсной документации о подтверждении опыта исключительно за четырехлетний период (с 2017 по 2021 гг.) до момента окончания срок для подачи заявок на участие в закупке является чрезмерно узким и ограничивает конкуренцию. Такие критерии оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта за такой период (4 года) нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в конкурсную документацию данного критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам закупки, приводит к ограничению свободного доступа участников закупки, нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона № 44-ФЗ, а также противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Заявитель считает, что Заказчиком установлен порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1085), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085, а именно: о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с начальной (максимальной) ценой контракта не менее 70% оспариваемой закупки.

Заявитель полагает, что участник закупки не может подтвердить весь остальной, имеющийся у него опыт выполнения таких работ. В конкурсной документации установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки, при установленных показателях (70% НМЦК оспариваемой закупки), что лишает возможности участникам закупки, имеющим опыт выполнения большого количества контрактов (договоров) с меньшей НМЦК, набрать максимальное количество баллов.

Заявитель отмечает, что установленное в конкурсной документации требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) неправомерно, поскольку указанное условие не предусмотрено п. 27(2) Правил 1085, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Такое требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)», поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса, в связи с чем, участнику закупки достаточно предоставить копии всех составленных в ходе исполнения контрактов (договоров) акта (актов) выполненных работ, а также копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), что будет являться надлежащим подтверждением наличия у него соответствующего опыта.

Заказчик (письменные возражения от 09.07.2020г. № 3896) и его представитель не согласились с доводами Заявителя, указав следующее.

11.06.2021г. Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки и конкурсную документацию. По итогам проведения конкурса победителем признано АО «Рост-Проект», как единственный участник закупки, подавший заявку на участие в конкурсе.

Критерии оценки заявок определены в разделе 15 конкурсной документации, а именно:

«15.1. Критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме являются:

15.1.1. Характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

15.1.2. Характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»

15.2. Единая комиссия осуществляет оценку заявок по следующей системе:

 

Критерии оценки

Величины значимости критериев (вес критериев), %

Стоимостные критерии оценки –

цена контракта

60

Нестоимостные критерии оценки -Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации («опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема»)

40

Всего:

100

 

15.2.1. Единая комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, проверяя ее на соответствие с конкурсной документацией, утвержденной в порядке установленном ч. 2 ст. 54.1. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчиком.

Единая комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в п. 15.1. конкурсной документации, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 (далее Правила), по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

 На основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме единая комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия.

Победителем конкурса признается участник открытого конкурса в электронной форме, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в настоящей конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

В целях оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников конкурса применяются следующие термины:

 «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения исполнителя по критериям оценки и в порядке, установленном в конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников конкурса, которые не были отклонены;

«значимость критерия оценки» - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в настоящей конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах;

«коэффициент значимости критерия оценки» - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в настоящей конкурсной документации в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100;

«рейтинг заявки по критерию оценки» - оценка в баллах, получаемая участником открытого конкурса в электронной форме по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки. 

Итоговый рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе. 

15.2.3.  Оценка заявок по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Для оценки заявок по показателю «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Для оценки заявок по показателю «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» участником закупки представляется опыт выполнения аналогичных предмету конкурса работ в качестве генподрядчика за период с 2017 по 2021 гг., сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме, с приложением копий контрактов (договоров), дополнительных соглашений к ним (при наличии), заключенных на выполнение работ, указанных в настоящем подпункте и актов сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающих оказание исполнителем работ в полном объеме по каждому контракту (договору) без применения к ним неустоек (штрафов, пеней). Стоимость одного контракта (договора) с учетом заключенных к нему дополнительных соглашений (при наличии) должна составлять не менее 70% от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в разделе 3.5. настоящей конкурсной документации (аналогичными работами считаются работы по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства автомобильных дорог общего пользования).

Количество баллов, присуждаемое за оценку показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» устанавливается в следующем порядке:

-при отсутствии сведений по данному критерию, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения – значение оценки в баллах – 0;

-1 контракт – значение оценки в баллах – 20;

-2 контракта – значение оценки в баллах – 40;

-3 контракта – значение оценки в баллах – 60;

-4 контракта – значение оценки в баллах – 80;

-5 и более контрактов – значение оценки в баллах – 100.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 15.2.3. документации, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей». 

В отношении довода Заявителя о необоснованности включения в конкурсную документацию опыта за период с 2017 по 2021 гг. Заказчик считает, что сравнения Заявителя с требованиями, изложенными в Постановлении № 99, являются некорректными, поскольку его действие распространяется на совершенно другие закупки, не схожие с предметом оспариваемого конкурса.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, согласно ч. 8 ст. 32 Закона № 44-ФЗ устанавливается Заказчиком в конкурсной документации в соответствии с Правилами № 1085.

В соответствии с п. 10 Правил № 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

П. 27 Правил № 1085 установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 27(1), 27(4) Правил № 1085, может быть в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

При этом, при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг (не предусмотренных п.п. 27(1), 27(4) Правил № 1085) в случае наличия в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.

Указанная позиция подтверждается разъяснениями Минфина России (письма от 17.04.2020 г. № 24-05-05/30961 и от 15.11.2017 г. № 24-02-06/75876).

Опыт за период с 2017 по 2021 гг. (3,5 года) обосновывается необходимостью наличия аттестации применяемой исполнителем по контракту лаборатории, срок действия которой в соответствии с пунктом 10.9.6. "СДАНК-01-2020. Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля" (приняты Решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 29.12.2020 N 99-БНС) составляет 3 года.

В отношении довода Заявителя о необоснованности включения в конкурсную документацию условия о том, что прилагаемые в качестве опыта контракты должны быть исполнены без применения к ним неустоек (штрафов, пеней), Заказчик указал, что в соответствии  ч. 1 ст. 12 Закона № 44-ФЗ  заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать того, кто будет максимально соответствовать потребностям Заказчика в качественном и своевременном выполнении работ по контракту.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (материалам), которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики закупки.

В соответствии с п. 27 Правил № 1085 показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.     

Предметом оспариваемой закупки является осуществление строительного контроля на автомобильной дороге общего пользования, основным принципом по отношению к которой в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

Проводимая закупка и заключаемый по итогам её проведения государственный контракт направлены на обеспечение контроля качества выполнения строительно-монтажных работ (далее – СМР) на объекте капитального строительства, а просрочка или ненадлежащее выполнение работ по строительному контролю может привести к нарушению качества СМР и, как следствие, к не обеспечению требований безопасности дорожного движения. 

С учетом изложенного, заказчик считает, что наличие штрафных санкций по представляемому в качестве опыта контракту не свидетельствует о достижении целей осуществления строительного контроля с учетом требований закона № 196-ФЗ  и не может быть признано успешным выполнением работ.  

В отношении довода Заявителя о необоснованности включения в конкурсную документацию условия о том, что стоимость одного контракта (договора) с учетом заключенных к нему дополнительных соглашений (при наличии) должна составлять не менее 70% от начальной (максимальной) цены контракта, Заказчик пояснил, что Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (материалам), которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики закупки.

Требования к проведению строительного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регламентируются положениями ГОСТ 32731-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля (далее - ГОСТ 32731-2014).

В соответствии с п. 5.1. ГОСТ 32731-2014, к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся:

-выполнение работ по строительному контролю в сроки, предусмотренные заключенным договором (контрактом);

-выполнение всех работ по строительному контролю в полном соответствии с требованиями договора (контракта) и технического задания;

-наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика;

-выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;

-выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.

Согласно п. 1.2. проекта контракта (приложение № 1 к конкурсной документации), Исполнитель обязуется выполнить все виды работ, предусмотренные Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) и Календарным графиком выполнения работ (Приложение № 2 к Техническому заданию). Исходя из содержания Технического задания, основным объёмом работ по предмету контракта являются лабораторные испытания (более 90% от всех видов работ).

В соответствии с п. 3.1.11. Технического задания, объем испытаний, проводимых в собственной лаборатории, должен составлять не менее 70 %  объема испытаний, установленных контрактом.

Следовательно, включение Заказчиком в конкурсную документацию условия о том, что стоимость одного контракта (договора) с учетом заключенных к нему дополнительных соглашений (при наличии) должна составлять не менее 70% от НМЦК обусловлено выявления наличием у участника закупки возможности выполнить работы по строительному контролю самостоятельно с учётом требований п. 3.1.11. Технического задания и п. 5.1. ГОСТ 32731-2014.

С учетом изложенного, Заказчик считает, что конкурсная документация не нарушает прав как Заявителя, так и других потенциальных участников закупки.

Кроме того, Заказчик отметил, что заявитель (ООО «Норма») не является профессиональным участником рынка, на выполнение работ по строительному контролю на автомобильных дорогах общего пользования (согласно выписки из ЕГРЮЛ, имеющейся на официальном сайте ФНС России, основным и единственным видом  деятельности такой организации является ОКВЭД 46.46 - «Торговля оптовая фармацевтической продукцией».

ООО «Норма» не имеет в штате соответствующих специалистов, а также не имеет лаборатории, наличие которых предусмотрено требованиями пп. 7 п. 8.1. раздела 8 конкурсной документации. ;

Заявитель не подавал запросов на разъяснения конкурсной документации и не принимал участия в закупке.

На основании изложенного, Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы и признать её необоснованной.

Комиссия Управления, изучив доводы жалобы и представленные документы, заслушав представителя Заказчика, а также по результатам внеплановой проверки, не установила нарушений требований Закона № 44-ФЗ в действиях/бездействии Заказчика.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами № 1085.

Согласно п. 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил № 1085, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с п. 10 Правил № 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно п. 11 Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил № 1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Конкурсной документацией установлен соответствующий порядок оценки заявок.

В силу положений Закона № 44-Ф и Правил № 1085 Заказчик самостоятельно устанавливает критерии, показатели, порядок оценки и сопоставления заявок при осуществлении закупки, что подтверждается правовой позицией Минфина России, изложенной в письмах от 31.03.2020г. № 24-02-08/25447, от 02.11.2020г. № 24-05-05/95571.

Довод ООО «Норма» о том, что установленный Заказчиком в конкурсной документации нестоимостной критерий оценки ограничивает количество претендентов на участие в конкурсе не нашел своего подтверждения.

Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по предмету закупки. Отсутствие опыта работы в силу положений Закона № 44-ФЗ не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки участника в случае установления такого критерия.

Следует учитывать, что закупка проводится способом открытого конкурса, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок.

Отсутствие опыта работ не свидетельствует о невозможности стать победителем проводимого конкурса, поскольку такой участник не лишен возможности получения максимального количества баллов по иным показателям.

Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов (закупок) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере государственных заказов.

В силу Закона № 44-ФЗ, Правил № 1576, Административного регламента при проведении проверок и рассмотрении жалоб на действия/бездействие заказчиков и иных субъектов контроля не обязывает антимонопольный орган/соответствующие комиссии антимонопольного органа устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.  Комиссия Управления оценивает доводы Заявителя, пояснения, возражения Заказчика с учетом требований действующего законодательства и на основании представленных доказательств (документов).

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

С учетом изложенного, обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы ООО «Норма» не представило документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение условий исполнения контрактов при проведении закупок, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии или каким-либо иным образом нарушает требования Закона № 44-ФЗ, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона № 44-ФЗ.

ООО «Норма» не представило доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав и законных интересов, в том числе о не возможности подачи заявки на участие в оспариваемой закупке.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.

Довод Заявителя о нарушении требований антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства в сфере закупок.

Вместе с тем, основания передачи материалов жалобы для рассмотрения на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Заказчика отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 106 Закона № 44-ФЗ Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Норма» необоснованной.
  2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

ХХХХ

Х

ХХХХ

Члены Комиссии:

ХХХХ

Х

ХХХХ

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны