Решение б/н РЕШЕНИЕ № 15-16/16 от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 15-16/16

г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена

20

июля

 

2016

г.

В полном объеме решение изготовлено

26

июля

 

2016

г.

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов С.В. – председатель комиссии, и.о. руководителя Управления,

Члены комиссии:

Сучков О.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

Васянович Ю.Р. - старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;

рассмотрев дело № 15-16/16 по признакам нарушения управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства администрации Вытегорского муниципального района (162900, Вологодская область, г. Вытегра, пр. Ленина, д. 68) и ООО «Автодороги Вытегра» (162900, Вологодская обл., г. Вытегра, Ленинградский Тракт, д. 15а) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении согласованных действий, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, при участии представителя управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства администрации Вытегорского муниципального района Климчука С.А. (распоряжение о приеме работника на работу № 2-к от 14.01.2011), представителя ООО «Автодороги Вытегра» Мироновой Е.Н. (доверенность № 10 от 10.06.2016),

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно материалам проверки (входящий номер <...> от 18.04.2016), проведенной прокуратурой Вытегорского района, работы по ремонту железобетонного моста через реку Вытегра по улице Луначарского выполнены подрядчиком, ООО «Автодороги Вытегра», в октябре 2015 года. После чего 20.11.2015 заказчиком, управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства администрации Вытегорского муниципального района, объявлен аукцион в электронной форме № 0130300016615000104 на выполнение ремонтных работ. Начальная (максимальная) цена аукциона равна 3 млн руб. По результатам аукциона заключен муниципальный контракт от 16.12.2016 № 24 с подрядчиком, ООО «Автодороги Вытегра». Из акта о приемке выполненных работ следует, что работы выполнялись в период с 17 по 21 декабря 2015 года. Работы приняты и оплачены заказчиком (платежный документ № 612 от 23.12.2015 на сумму 30 000 руб., платежный документ № 693 от 29.12.2015 на сумму 2 970 000 руб.).

Между сторонами была устная договоренность о выполнении работ до проведения аукциона в электронной форме. Стороны не оспаривают факт выполнения работ в октябре 2015 года.

В материалах дела имеются объяснения Ошмарина Михаила Владимировича, генерального директора ООО «Автодороги Вытегра», Ковшикова Дмитрия Александровича, мастера участка  ООО «Автодороги Вытегра», Доршева Евгения Вячеславовича, главного инженера ООО «Автодороги Вытегра». Сотрудники подрядчика сообщили о выполнении работ в октябре 2015 года. Из объяснения Ошмарина М.В. следует, что к нему обратился Климчук С.А. с вопросом о проведении ремонтных работ на данном объекте, на что Ошмарин М.В. согласился.

В ответе на заключение об обстоятельствах дела ООО «Автодороги Вытегра» (входящий номер <...> от 18.07.2016) ссылается на отсутствие умысла ограничения конкуренции. Целью выполнения работ являлось улучшение проезжей части для населения района, так как участок дороги не был предназначен для безопасного движения транспортных средств.

Аукционная документация содержит в себе невыполнимые условия: проведение ремонтных работ, в том числе устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей, в зимний период в течение 5 календарных дней.

Пунктом 12.3.1 СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция" (далее – СниП) установлено, что асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С.

Толщина устраиваемого слоя асфальтобетона над прослойкой из геосинтетических материалов должна быть не менее 5 см. Производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей в интервале температур воздуха 5 °С - 0 °С следует при соблюдении следующих требований:

- толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;

- смеси должны быть с ПAB, с активированными минеральными порошками или специальными добавками;

- устраивать следует нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; верхний слой необходимо устраивать только с сохранением или обеспечением температуры нижнего слоя не менее 20 °С;

- нижний слой асфальтобетонного покрытия следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей, если слой остается не перекрытым зимой или весной; верхний слой следует устраивать в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С.

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей.

Положением приведенной нормы не предусмотрено устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей в зимний период и при температуре воздуха ниже установленной указанным СНиП.

На запрос Управления поступил ответ от филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС» (входящий номер <...> от 30.06.2016), согласно которому в городе Вытегре температура воздуха с 17 по 20 декабря 2016 года варьировалась  в пределах – 12,7 +1,1 °C, 21 декабря 2016 года температура достигла +8,3 °C.

Таким  образом, учитывая температурный режим, ремонтные работы не могли быть выполнены в декабре 2015 года.

Управлением направлены запросы в подрядные организации с вопросом о возможности выполнения работ на объекте в декабре месяце в течение 5 календарных дней.

ООО «Севзапдорстрой» (г. Архангельск, ул. Дачная, д. 59, корп. 1, входящий номер <...> от 27.06.2016) сообщает о невозможности выполнения работ по замене асфальтобетонного покрытия на мосту с укладкой горячих смесей в декабре, что противоречит пункту 12.3.1 СНиП.

ООО «Автодороги» (г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 13, входящий номер <...> от 04.07.2016) информирует о возможности выполнения работ. Оценить перечень видов работ и признать его достаточным для продолжения эксплуатации железобетонного моста должна только проектная организация после проведения полноценного обследования и соответствующих изысканий.

ЗАО «ВАД», строительное управление по Вологодской области (г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 133, входящий номер <...> от 05.07.2016) ответило, что выполнить работы возможно с учетом соблюдения температурного режима и технологии укладки асфальтобетонного покрытия.

От ООО «Дорожное управление» (Вологодская обл., г. Сокол, Станционный пер., д. 32) ответ не поступил.

Комиссия отмечает, что ни одна из опрошенных организаций не дала утвердительного ответа. Стоит отметить, что на участие в закупке поступила одна заявка и аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Таким образом, условия муниципального контракта от 16.12.2015 № 24 содержат явно обременительные для подрядчика условия о выполнении работ по устройству асфальтобетонного дорожного покрытия в зимний месяц (декабрь) с учетом климатической зоны производства работ, что противоречит требованиям обязательных строительных норм и правил, применяемых при осуществлении данного вида работ.

Исходя из разумно понимаемых собственных интересов, любой участник закупки при наличии у него возможности участия в аукционе в электронной форме, не принял бы условия о сроке выполнения ремонтных работ.

Оценив указанные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, комиссия считает, что действия заказчика на определение условий муниципального контракта на заведомо невыгодных для участников закупки условиях следует расценить как злоупотребление правом.

Дополнительно комиссия исследовала заявку ООО «Автодороги Вытегра». Заказчик представил первую и вторую часть заявки  ООО «Автодороги Вытегра» (входящий номер <...> от 09.06.2016). Документы прошиты, скреплены печатью заказчика и подписью должностного лица Климчука С.А. В составе документов имеется декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, подписанная генеральным директором Ошмариным М.В. синими чернилами и удостоверена печатью синего цвета.

Для проверки достоверности представленных документов Управлением сделан запрос оператору электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ». Оператор электронной площадки направил первую и вторую часть заявки и документы из реестра участников ООО «Автодороги Вытегра». В составе заявки декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства отсутствует.

С учетом того, что аукцион в электронной форме проводился для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по статье 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), во второй части заявки участник закупки обязан представить декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям на основании пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

По части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем в документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении вышеуказанной декларации в составе второй части заявки, что является неправомерным и заказчик признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Решение аукционной комиссии о признании ООО «Автодороги Вытегра» единственным участником не может быть объективным, ввиду того, что при подаче заявки участник закупки не представил сведений о своем статусе как субъекта малого предпринимательства.

Фактически заказчик выбрал подрядчика до начала проведения торгов, чем нарушил часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции). Заказчик должен быть объективно заинтересованным в поддержании конкуренции.

На основании пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Нарушение состоит в достижении управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства администрации Вытегорского муниципального района и ООО «Автодороги Вытегра» определенной договоренности, которая приводит к негативным последствиям, перечисленным в пункте 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Выполнение ремонтных работ до даты размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме, опубликование документации об аукционе с заведомо невыполнимыми условиями приводит к устранению хозяйствующих субъектов с товарного рынка.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства администрации Вытегорского муниципального района и ООО «Автодороги Вытегра» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
  2. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
  3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
  4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административных производств в отношении управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства администрации Вытегорского муниципального района и ООО «Автодороги Вытегра».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны