Решение б/н РЕШЕНИЕ № 18-10АМЗ/15 от 15 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________ №________  

ОАО «МРСК Северо-Запада»

196247, г.Санкт-Петербург,

пл. Конституции, д.3, лит.А

 

филиал ОАО «МРСК Северо-Запада»

«Вологдаэнерго»

160000, г. Вологда, Пречистенская наб., 68

 

(…)

 

РЕШЕНИЕ № 18-10АМЗ/15

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.07.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 13.07.2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Щепелин В. П. – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Лукова И.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;

        Мухин А.С. – государственный инспектор отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,

рассмотрев дело № 18-10АМЗ/15, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения предусмотренных договором (…) мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома по адресу: (…), результатом которого является ущемление интересов гр-ки (…),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление  о неисполнении предусмотренных договором от 16.06.2014 № (…) мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: (…).

В соответствии с приказом Управления № 323 от 25.06.2015 года возбуждено дело № 18-10АМЗ/15 в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения части 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела № 18-10АМЗ/15 привлечены: в качестве ответчика - ОАО  «МРСК Северо-Запада», в качестве заявителя – (…), поскольку договор от 16.06.2014  заключен между указанными лицами.

В период с момента возбуждения дела до момента его рассмотрения ОАО «МРСК Северо-Запада» изменило  фирменное наименование на ПАО «МРСК Северо-Запада» (Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»), о чем свидетельствует устав Общества в новой редакции, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «МРСК Северо-Запада» 23.06.2015 и лист записи ЕГРЮЛ в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада»  от 03.07.2015.

Таким образом, Ответчиком по рассматриваемому делу следует считать ПАО «МРСК Северо-Запада»  (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, юридический адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31; (далее Ответчик, Общество)).

Исходя из содержания заявления следует, что между Заявителем и Ответчиком  заключен договор от 16.06.2014 № (…) (подписан заявителем 25.07.2014 г.) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

Согласно пункту 5 названного Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.

Заявителем в полном объеме произведена оплата стоимости услуг в размере 550 (пятьсот пятьдесят) рублей  согласно раздела III названного Договора.

В силу императивных норм права (п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила)) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» должны быть исполнены Ответчиком  не позднее 26.01.2015. На момент подачи заявления в Управление мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные Договором, со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада» не выполнены.

На заседании Комиссии (...) поддержала заявленные требования и пояснила, что отсутствие технологического присоединения создает невозможность проживания и проведения работ в построенном жилом доме. Кроме того, заявитель пояснила, что после подачи заявления о неисполнении  мероприятий по технологическому присоединению на земельном участке вблизи жилого дома 30.06.2015  поставлены опоры (столбы) для обеспечения технологического присоединения.

Представитель Ответчика на заседании Комиссии пояснил, что выполнение мероприятий по договору было запланировано Обществом собственными средствами (то есть без привлечения третьих лиц). Для исполнения своих обязательств Обществом был составлен рабочий проект  ВЛ-0,4 кВ «Рогалев» в д. Хреново Вологодского района, осуществлена комплектация материалов и проведены строительно-монтажные работы по рассматриваемому объекту, о чем составлен акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.06.2015. Кроме того, представитель Ответчика пояснил, что нарушение сроков, предусмотренных договором, произошло по причине задержки закупки материалов для выполнения строительно-монтажных работ.

Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Вологодского УФАС приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующего положения на рынке.

Правоотношения в области электроэнергетики, как следует из пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе, злоупотребления доминирующим и (или)исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе прочих, действия субъектов оптового и розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Услуги, как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии (в случае невозможности непосредственного присоединения к электрическим сетям энергоснабжающей организации) самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Согласно обзору состояния конкурентной среды на товарном рынке от 25.06.2015 г. № 47, ОАО «МРСК Северо-Запада» (с 03.07.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада»), являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в Вологодском районе Вологодской области в географических границах технологической инфраструктуры принадлежащих ОАО «МРСК Северо-Запада» (с 03.07.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада») сетей, составной частью которого  являются услуги по технологическому присоединению.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

16.06.2014 г. между Заявителем и Ответчиком заключен договор № 26-02502В/14  на технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: (…).

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами.

Согласно пп. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в п. 12.1, 14 и 34 настоящих правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, составляет 6 месяцев.

Согласно п. 16.3 Правил в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

(…), как заявитель, соответствует критериям, указанным в п. 14 Правил.

При таких обстоятельствах в силу императивных норм права (п.16 и п. 16.3 Правил) и условий Договора мероприятия по технологическому присоединению жилого дома к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» (с 03.06.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада»), включая все необходимые согласования с третьими лицами должны быть исполнены не позднее 26.01.2015 г.

Материалами дела установлено, что в нарушении требований Правил Обществом не были исполнены в установленные сроки, предусмотренные Договором, мероприятия по технологическому присоединению жилого дома заявителя.

Пункт 9, 10 Правил содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, которые заявитель должен представить сетевой организации для осуществления технологического присоединения. Заявка, направленная Заявителем в адрес Ответчика  была принята, в результате чего был составлен договор от 16.06.2014 г. № (…). Таким образом, все необходимые сведения и информация для технологического присоединения у Общества имелись.

Как установлено на заседании Комиссии и подтверждено материалами дела, в период с 25.06.2014 г. по 25.01.2015 г. (срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный договором для сетевой организации) Ответчиком был выполнен только рабочий проект воздушной линии. Строительство воздушной линии осуществлено лишь к 30.06.2015, то есть за пределами срока, установленного для выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

ОАО «МРСК Северо-Запада» » (с 03.06.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада»), в обоснование своей позиции, не представлено письменных доказательств, объективно препятствовавших ему добросовестно, своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного с гражданином договора при соблюдении баланса интересов заказчика и сетевой организации.

Довод Ответчика о том, что заявитель не уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий, комиссией проанализирован.

Какая-либо очередность выполнения сторонами технических условий не предусмотрена ни Правилами, ни договором о технологическом присоединении.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что Общество в установленный Договором срок  обращалось в адрес заявителя с целью проверки выполнения последним технических условий. Сведений об обращении сетевой организации в адрес заявителя с требованием о выполнении его части технических условий также не представлено. Кроме того, в соответствии с Правилами технологического присоединения, а также в соответствии с заключенным договором, срок действия технических условий для заявителя составляет 2 года с момента заключения договора.

Указанные бездействия ОАО «МРСК Северо-Запада» » (с 03.06.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада») по исполнению договора № (…) ущемляет права Заявителя на получение услуги по технологическому присоединению в установленные сроки.

Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о злоупотреблении ПАО «МРСК Северо-Запада» доминирующим положением путем нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в несоблюдении требований (срок выполнения мероприятий) Правил при исполнении договора от 16.06.2014 г. № (…) по технологическому присоединению жилого дома, расположенного по адресу: (…).

На момент рассмотрения дела  в  УФАС России по Вологодской области, а именно 30.06.2015, со стороны Ответчика выполнены мероприятия, необходимые для технического присоединения жилого дома Заявителя, о чем свидетельствует акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.06.2015.  Таким образом, Комиссия считает нецелесообразным выдавать Ответчику предписание, в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.  

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ПАО  «МРСК Северо-Запада» (ИНН: 7802312751, 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Соборная, 31) нарушившим ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительством РФ № 861 от 27.12.2004 г. при исполнении договора от 16.06.2014 г. (…).

2. Прекратить рассмотрение дела № 18-10АМЗ/15 в связи  с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

В.П. Щепелин

 

 

 

Члены комиссии:

                

 

 

 

И.С. Лукова

 

А.С. Мухин

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны