Решение б/н Решение № 34-10АМЗ/09 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 
 

 
 
 
 
 

 

ООО «Дизаж М»
ОАО «Вологодская сбытовая компания»
ЗАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов»
НП «Совет рынка»
ОАО «АТС»
ОАО «МРСК Северо-Запада»
 
 
 

Резолютивная часть оглашена 20 января 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2010 г.
 
РЕШЕНИЕ № 34-10АМЗ/09
 
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 34-10АМЗ/09  в отношении ОАО «Вологодская сбытовая компания» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», в составе:
председатель Комиссии:
Хлевчук В.Т. – заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии:
Власов А.А. – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля Управления;
Смышляева И.А. – ведущий специалист-эксперт Управления,
Шишелова С.А. – ведущий специалист-эксперт Управления,
Ласкин М.В. – государственный инспектор Управления,
при участии от ООО «Дизаж М» <...>; от ОАО «Вологодская сбытовая компания» <...>; от ОАО «МРСК Северо-Запада» <...>,
рассмотрев материалы дела № 34-10АМЗ/09,
 
УСТАНОВИЛА:
 
ФАС России, в соответствии с письмом от 09.10.2009 г. № ЦА/35319, а также в соответствии с письмом от 03.11.2009 г. № АГ/38684 на основании обращения НП «Совет рынка», направила в Вологодское УФАС России для рассмотрения по существу жалобу ООО «Дизаж» (с прилагающимися материалами) на действия ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее – компания, ОАО «ВСК»), создающие препятствия доступу ООО «Дизаж М» (далее – заявитель, общество) на оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее – ОРЭМ) в отношении потребителя – ЗАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов» (далее – завод).
Заявитель полагает, что в действиях ответчика имеются признаки злоупотребления доминирующим положением, выражающиеся в необоснованном уклонении от согласования (рассмотрения) Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ООО «Дизаж» (ГТП ЗАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов») – ОАО «Вологодская сбытовая компания», по сети Филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» (далее – ПСИ) и Соглашения № 09-сио-06 об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии (далее – Соглашение), создании препятствия доступу на ОРЭМ в отношении потребителя – ЗАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов»
В заявлении, поданном в антимонопольный орган, общество указало на то, что оно, являясь субъектом ОРЭМ, зарегистрировано в реестре субъектов ОРЭМ за номером 2.2.0214, заключило с заводом договор купли-продажи электроэнергии № 09-кп-45 от 20.03.2009 г. Далее, общество с целью регистрации группы точек завода и получения доступа к торговой системе ОРЭМ по группе точек поставки (далее – ГТП) завода письмом от 17.04.2009 г. № 01-2/666 направило в адрес компании для согласования Соглашение и ПСИ, методику расчета потерь в элементах электрической сети (далее – Методика) в элементах электрической сети. Компания получила данный пакет документов 28.04.2009 вх. № 2360.
Компания, являясь субъектом ОРЭМ, зарегистрирована в реестре субъектов ОРЭМ за номером 2.3.1045, подписала договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее – договор о присоединении). Неотъемлемыми частями данного договора являются регламенты (соответствующие приложения). В соответствии с пунктом 6.7 регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (приложение № 11 к договору) (далее – регламент коммерческого учёта) смежные с заявителем участники ОРЭМ обязаны независимо от наличия акта согласования ГТП и отнесения их к узлам расчетной модели согласовать ПСИ и Соглашение в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия данных документов требованиям настоящего регламента. Аналогичный срок согласования предусмотрен пунктом 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа, ПНД).
Письмом от 27.05.2009 исх. № 18/1898 компания направила обществу отказ в согласовании представленных документов, обоснованный тем, что поскольку общество не является для компании смежным субъектом ОРЭМ, у неё не имеется оснований для рассмотрения данных документов.
Не согласившись с основанием полученного 02.06.2009 г. отказа компании, и полагая, что указанным пунктом 6.7 регламента коммерческого учёта установлена обязанность смежного участника ОРЭ обеспечить согласование ПСИ и Соглашения с заявителем, то есть с юридическим лицом, желающим получить доступ к торговой системе ОРЭМ, а не со смежным субъектом, общество 26.05.2009 г. обратилось в Комиссию при Наблюдательном совете при НП «Совет рынка» по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействия) субъектов электроэнергетики, препятствующие доступу на ОРЭМ (далее – конфликтная комиссия) с соответствующей жалобой в отношении компании. По результатам рассмотрения жалобы конфликтная комиссия вынесла решение признать действия (бездействие) компании, выразившееся в уклонении от согласования ПСИ, не соответствующими требованиям правил ОРЭМ и препятствующими доступу общества на ОРЭМ. Также конфликтная комиссия рекомендовала доработать обществу ПСИ и повторно направить в адрес компании на согласование. В свою очередь, компании было рекомендовано согласовать доработанный ПСИ и Методику, а также рассмотреть Соглашение.
Общество письмом от 07.08.2009 г. исх. № 01-2/1328 направило на согласование компании доработанный ПСИ и Методику, которые были получены ей 18.08.2009 г. В отношении доработанного ПСИ получено положительное заключение экспертизы ОАО «АТС», подтверждающее его соответствие требованиям ОРЭМ.
Компанией письмом от 20.08.2009 г. исх. № 24/2852 был направлен отказ в согласовании представленных документов с указанием ряда замечаний, полученный обществом 27.08.2009 г. В ответ на данный отказ общество направило письмо от 02.09.2009 г. № 01-2/1494, которым разъяснило необоснованность сделанных замечаний, а также повторно направило для согласования ПСИ и Методику. Данное письмо было получено компанией 08.09.2009 г. и по состоянию на 30.09.2009 г. ответа обществом не получено.
Общество в своем заявлении просит антимонопольный орган выдать компании предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с приказом Управления № 334 от 11.11.2009 г. было возбуждено дело № 34-10АМЗ/09 в отношении ОАО «ВСК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Для участия в рассматриваемом деле в качестве заинтересованного лица было привлеченоЗАО «Шекснинский комбинат хлебопродуктов»,лица содействие которых при рассмотрении дела необходимо – НП «Совет рынка», ОАО «АТС», ОАО «МРСК Северо-Запада», Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области.
Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действует в рамках законодательства.
По мнению компании, она не могла согласовать направленные обществом документы в силу следующих обстоятельств.
Обществом при направлении компании на согласование ПСИ не подтверждены документально свои полномочия по представлению интересов завода на ОРЭМ.
В соответствии с пунктами 6-8 ПНД требования о согласовании документов в отношении приборов коммерческого учета предъявляются к смежному субъекту ОРЭМ для определения объемов потребления электроэнергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов ОРЭМ. Общество не подтвердило компании наличие у него границы балансовой принадлежности, а поскольку граница балансовой принадлежности компании также не может быть определена ввиду отсутствия в её владении или собственности объектов электроэнергетики, то компания не является для общества смежным субъектом ОРЭМ и у неё не возникает обязанности по согласованию установленных документов.
Обязанность и сроки совершения компанией определенных действий в отношении общества не установлены ни одним из тех документов, на которые ссылается общество в обосновании своей жалобы. Обязанность по согласованию документов возлагается на смежных с заявителем субъектов ОРЭМ. По смыслу пункта 6.7 регламента коммерческого учёта общество не является заявителем, поскольку, в соответствии с определением, данным в приложении 17 к договору, «заявитель» - юридическое лицо, желающее получить статус субъекта ОРЭМ – участника обращения электроэнергии и обратившееся в НП «Совет рынка» с заявлением о включении его в реестр субъектов ОРЭМ в порядке, предусмотренном положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов ОРЭМ. Поскольку общество обладает статусом субъекта ОРЭМ, пункт 6.7 регламента не регулирует взаимоотношения между компанией и обществом по согласованию документов.
Компания полагает, что её действия по отказу в согласовании ПСИ не оказывают влияния на получение обществом доступа на ОРЭ, поскольку пункт 6 ПНД не содержит обязанности заявителя предоставить администратору согласованный со смежными субъектами ОРЭМ ПСИ.
Кроме того, по мнению компании, Вологодское территориальное Управления ФАС России не имеет полномочий на рассмотрение заявления общества, которое относится в силу специфики ОРЭМ (географических и продуктовых границ) к компетенции ФАС России.
Компания просит отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
 
Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).При этом комиссия исходит из следующих установленных ей обстоятельств дела и положений действующих правовых и договорных норм.
 
Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьёй 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
            В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) под оптовым рынком электрической энергии и мощности понимается сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе Правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом № 35-ФЗ порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.
            Согласно п. 2 ст. 30 Закона об электроэнергетике одним из основных принципов организации оптового рынка является свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона № 35-ФЗ.
   На основании п. 1 статьи 31 Закона № 35-ФЗ, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).
В пункте 1 статьи 35 Закона об электроэнергетики закреплено, что порядок получении юридическим лицом статуса участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке. Согласно пунктам 3, 4 данной статьи, порядок получения статуса участника оборота электрической энергии на оптовом рынке, необходимый при этом исчерпывающий перечень мероприятий технического характера устанавливаются правилами оптового рынка.
В силу статьи 21 Закона об электроэнергетики Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее – Правила ОРЭМ).
В пункте 2 указанных правил даются определения следующих понятий: «участники оптового рынка» – поставщики электрической энергии и (или) мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии (мощности), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие организации), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке;
«коммерческий учет» - процесс измерения объемов электрической энергии и значений электрической мощности, сбора и обработки результатов измерений, формирования расчетным путем на основании результатов измерений данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) в соответствующих группах точек поставки, а также хранения и передачи указанных данных;
«точка поставки» - место в электрической сети, используемое для определения объемов произведенной (потребленной) участниками оптового рынка электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 16 Правил ОРЭМ для получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются следующие требования, в том числе (подпункт "б") выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным данными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.
В пункте 17 данных Правил указано, что согласование с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, в том числе условные, регистрируются за субъектом оптового рынка в соответствии с порядком, устанавливаемым настоящими Правилами, на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Группы точек поставки участников оптового рынка, обслуживающих потребителей (покупателей) электрической энергии на розничном рынке, располагаются на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) субъектов электроэнергетики и потребителей (покупателей) электрической энергии, в интересах которых такие участники осуществляют куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
В пункте 29 Правил ОРЭМ установлено, что участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16 - 19 настоящих Правил (с учетом пунктов 20, 21 и 26 настоящих Правил). Новые точки (группы точек) поставки в отношении энергопринимающих устройств используются на оптовом рынке с начала следующего периода регулирования, за исключением случаев их использования в текущем периоде регулирования по основаниям, предусмотренным пунктами 20, 23, 24 и 26 настоящих Правил, а также покупателями электрической энергии, включенными в 2006 году в определенный Правительством Российской Федерации перечень покупателей.
         Согласно пункту 1 Правил недискриминационного доступа, данные Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы ОРЭМ администратора торговой системы оптового рынка, а так же порядок оказания этих услуг.
            Пунктом 5 Правил недисикриминационного доступа установлено, что услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта ОРЭМ и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6-8 ПНД, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.
   Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.
В соответствии с пунктом 7 Правил недискриминационного доступа заявитель представляет администратору по форме, утвержденной администратором, документы, подтверждающие, в том числе наличие согласованного со смежными субъектами ОРЭМ ПСИ.
Согласно положениям пункта 8 Правил недискриминационного доступа, в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором.
Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
Согласно пункту 9 ПНД, администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, в том числе, если он не соответствует какому-либо из установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка (подпункт «в»); не выполнил требования, установленные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (подпункт «г»).
Пунктом 3.1 Договора о присоединении установлено, что участник оптового рынка получает право осуществлять покупку/продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке после получения допуска к торговой системе оптового рынка в порядке, установленном Правилами ОРЭМ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим договором и регламентами оптового рынка, которые являются неотъемлемыми частями данного договора. В ходе процедуры допуска к торговой системе оптового рынка участник оптового рынка обязан совершить в том числе, юридические и фактические действия, предусмотренные регламентом допуска к торговой системе оптового рынка (Приложение № 1 к настоящему договору). Пунктом 2.2 указанного регламента предусмотрено, что участник оптового рынка, намеренный осуществлять сделки купли-продажи электроэнергии и мощности на оптовом рынке обязан представить Коммерческому оператору (ОАО «АТС) установленные документы, в том числе ПСИ, оформленные в соответствии с требованиями Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (утверждён 14.07.2006 г. (Протокол № 96 заседания Наблюдательного совета НП «АТС») (далее – Положение), согласованные с Системным оператором (ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы») и со смежными субъектами оптового рынка (в случае, если они не были представлены при получении статуса субъекта оптового рынка или согласовании дополнительных (новых) ГТП).
Как следует из пункта 3.2. названного регламента, в случае выявления несоответствия документов установленным требованиям, Коммерческий оператор направляет участнику оптового рынка уведомление с указанием на несоответствия и срока для их устранения. В случае неустранения несоответствий в установленный срок, процедура получения субъектом ОРЭМ права участия в торговле электроэнергией (мощностью) на оптовом рынке приостанавливается до даты устранения участником оптового рынка выявленных несоответствий.
Пунктом 5.4.1 Положения установлено, что в случае, если субъекту оптового рынка необходимо согласовать дополнение ранее зарегистрированных ГТП, либо новую ГТП, он обязан представить в АТС документы, подтверждающее соответствие требованиям, указанным в п.п. 2.1 – 2.3 настоящего Положения, указанные в Приложении 1 к настоящему Положению (в том числе выполнение требований технического характера в части обеспечения коммерческого учёта произведённой (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии и мощности. В данном приложении в форме таблицы составлен перечень документов, которые представляются заявителем в АТС в отношении каждой предполагаемой ГТП. Из данной таблицы следует, что энергосбытовая и (или) энергоснабжающая организация в качестве подтверждения выполнения технических требований в части обеспечения коммерческого учёта должна представить ПСИ по точкам поставки потребления и алгоритма приведения результатов измерений к значению учётного показателя, с подписью уполномоченного представителя и печатью заявителя и лица, в чьих интересах действует заявитель, согласованные со смежными субъектами оптового рынка и с Системным оператором (по форме, указанной в Приложении 10 «А» к настоящему Положению). Примечание: заявитель обязан представить ПСИ, в соответствии с требованиями настоящей таблицы с учётом требований пункта 5.18.2 настоящего Положения для получения права на участие в торговой системе оптового рынка в соответствии с Регламентом допуска к торговой системе оптового рынка.
            Порядок взаимоотношений участников в сфере коммерческого учёта на ОРЭМ, в том числе порядок использования ими средств измерений определяется Регламентом коммерческого учёта. Согласно пункту 3.2 Регламента наличие Соглашений является обязательным для обеспечения соответствия требованиям в отношении коммерческого учёта, предъявляемым к участникам оптового рынка и ФСК (ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы») в соответствии с Правилами ОРЭМ. Соглашения заключаются смежными участниками оптового рынка и регистрируются Коммерческим оператором.
Пунктом 4.4 Регламента коммерческого учета установлено, что участники оптового рынка согласуют со всеми смежными участниками оптового рынка ПСИ. Согласно п. 6.7 Регламента, смежные с заявителем участники ОРЭМ обязаны согласовать ПСИ (являющиеся либо самостоятельным документом, либо приложением к Соглашению об информационном обмене) и Соглашение в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Соглашений и ПСИ требованиям настоящего Регламента.
Таким образом, из системного анализа указанных выше документов, регламентирующих деятельность субъектов ОРЭМ (положений нормативных правовых, договора о присоединении, включая регламенты, Положение) следует, что для регистрации ГТП с целью получения по ней доступа на оптовый рынок заявитель должен представить согласованные со смежным субъектом ПСИ и Соглашение. В силу приведённых норм смежный субъект оптового рынка обязан обеспечить согласование данных документов в непродолжительный и разумный срок.
 
Общество в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Устава осуществляет деятельность по продаже другим лицам произведенной или приобретение электрической энергии; участие в качестве покупателя и /или продавца в торговле на ОРЭМ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.11.2009 № 2676343-УД, дополнительный вид экономической деятельности общества – оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения) (код ОКВЭД 51.56.4). Общество включено в реестр субъектов ОРЭМ под регистрационным номером 2.1.0241(Свидетельство о внесение в реестр от 22.12.2006 г.). Обществом заключён договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 078-ДП/08 от 31.03.2008 г.
Обществом и заводом заключён договор купли-продажи электроэнергии № 09-кп-45 от 20.03.2009 г., согласно предмету которого, продавец обязуется продавать, а покупатель принимать и оплачивать электрическую энергию и мощность в количестве, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Пунктом 3.1 договора установлено, что продавец в соответствии с настоящим договором обязуется: продавать в группу точек (точку) поставки покупателя электрическую энергию и мощность, купленную на ОРЭМ на основании графика потребления электрической энергии (в объеме РД) и заявок покупателя, в количестве, по цене и на условиях настоящего договора; обеспечить (самостоятельно или с привлечением 3-х лиц) регистрацию ГТП в торговой системе ОРЭМ. В соответствии с пунктом 10.1 договора, настоящий договор вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями сторон. Согласно пункту 10.2 договора обязательства сторон, связанные с покупкой и продажей электрической энергии и мощности, предусмотренные договором, вступают в действие с даты, с которой продавцом будет получен допуск ОАО «АТС» к торговой системе ОРЭМ в отношении ГТП покупателя.
 
Компания в соответствии с пунктом 3.2 Устава осуществляет такие виды деятельности как покупка, реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности). Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.03.2009, основной вид экономической деятельности компании – оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения) (код ОКВЭД 51.56.4).
Компания является доминирующим хозяйствующим субъектом на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетики розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.
Приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 № 195 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Согласно приложению № 1 к указанному приказу, доля компании на рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) составляет более 65 процентов в географических границах Вологодской области.
В соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 № 9-э. Рег. № 35/01 Компания включена в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Вологодской области.
В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» до определения победителя первого конкурса Компания является гарантирующим поставщиком в административных границах Вологодской области, за исключением зон деятельности, согласованных для гарантирующих поставщиков: границ балансовой принадлежности электрических сетей ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», МУП города Череповца «Электросеть», ГП Вологодской области «Череповецкая ЭТС».
Компания, наряду со статусом гарантирующего поставщика, также является энергосбытовой организацией, имеющей право и фактически осуществляющей поставку электрической энергии на всей территории Вологодской области, в том числе на территории Вологодского района, без исключения каких либо географических зон деятельности. Согласно докладной записки № 185 от 18.11.2009 г., по результатам Анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках купли-продажи (поставки) электрической энергии в Вологодской области, проведенного Вологодским УФАС России (письмо от 15.01.2009 г. № АГ/609), в настоящее время доля ОАО «ВСК» на розничном рынке купли – продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Вологодской области составляет 83%.
Компания включена в реестр субъектов ОРЭМ под регистрационным номером 2.3.0145 (Свидетельство о внесение в реестр от 06.09.2006 г.). Компанией заключён договор о присоединении к торговой системе оптового рынка № 127-ДП/08 от 31.03.2008 г.
 В рассматриваемый комиссией временной период действий компании ОАО «ВСК» является единственным хозяйствующим субъектом на территории Вологодской области, присутствующим в Реестре субъектов ОРЭ. Соответственно, только она, являясь смежным участником оптового рынка, может обеспечить согласование заявителю ПСИ и Соглашения, для осуществления процедуры допуска к торговой системе оптового рынка (получения услуг администратора).
Между компанией и заводом заключён договор № 12 от 01.01.2008 г. на поставку электрической энергии и мощности для покупателя с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, в соответствии с которым поставщик поставляет покупателю электрическую энергию и мощность в его точки поставки на розничном рынке, находящиеся на границе балансовой принадлежности, определяемой соответствующим актом между территориальной сетевой организацией (ОАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго») и заводом.
 
Как следует из материалов дела, общество для осуществления взятых на себя договорных обязательств, письмом от 17.04.2009 г. № 01-2/587, указав, что между ним и заводом заключён договор купли-продажи электрической энергии на поставку электроэнергии для завода с ОРЭМ, обратилось к компании для согласования Соглашения, ПСИ и Методики. Компанией указанный пакет документов был получен 28.04.2009 вх. № 2360.
На данное обращение общества компания направила письмо от 27.05.2009 исх. № 18/1898 следующего содержания: «Доводим до Вашего сведения, что ООО «Дизаж» не является для ОАО «Вологодская сбытовая компания» смежным субъектом оптового рынка электрической энергии. Следовательно ОАО «Вологодская сбытовая компания» не имеет оснований для рассмотрения документов, предоставленных для согласования». Данное письмо было получено обществом 02.06.2009 г.
Таким образом, никаких замечаний к оформлению и содержанию представленных документов компания не заявила, каких-либо действий по рассмотрению и согласованию документов не предприняла.
Письмом от 19.05.2009 г. № 01-2/749 общество повторно обратилось в ОАО «ВСК» с просьбой согласовать Соглашение, включая ПСИ, и Методику, которое было получено компанией 20.05.2009 г. вх. № 2860.
Компания письмом от 22.05.2009 № 24/1850 обратилась к заводу с просьбой 26.05.2009 г. в 10:00 обеспечить доступ представителей ОАО «ВСК» и филиала ОАО «МРСК «Северо-Запада» «Вологдаэнерго» на РП 10 кВ (1 секция шин яч. № 7, 2 секция шин яч. № 13), ТП-10 (РУ-0,4 кВ), ТП-11 (РУ-0,4 кВ), а также с просьбой обеспечить участие уполномоченного представителя завода в комиссионной проверке направленного обществом ПСИ. Кроме того, указанным письмом компания попросила завод предоставить к проверке на рассмотрении комиссии следующую документацию: схемы цепей учёта, акты маркировки цепей учёта, копии свидетельств о проверке измерительных ТТ и ТН, системы учёта, паспорта-протоколы на измерительный комплекс.
Письмом от 25.05.2009 г. № 01-2/830 в ответ на указанное письмо компании сообщило следующее. Общество считает нецелесообразным на этапе согласования ПСИ проведение проверки приборов учета, установленных на элементах оборудования завода, так как это приведет к затягиванию процесса согласования. Все запрашиваемые компанией у завода документы будут представлены обществом в адрес ОАО «АТС» на этапе установления соответствия АИИС КУЭ требованиям и регламентам ОРЭМ; установление соответствия АИИС КУЭ требованиям ОРЭМ – это прерогатива ОАО «АТС», а не ОАО «ВСК». Кроме того, по мнению заявителя, факт проведения проверки приборов учета со стороны ОАО «ВСК» приводит к намеренному затягиванию процесса согласования документов. Данное письмо получено компанией 25.05.2009 г. вх. № 2976.
Не согласившись с указанными действия компании, общество направило жалобу в конфликтную комиссию от 29.05.2009 г. №01-2/850 на бездействие компании, имеющее цель воспрепятствовать доступу общества на ОРЭМ по ГТП завода.
В отзыве на жалобу компания указывает, что при согласовании (подписании) ПСИ и Соглашения, должны быть обусловлены документальным подтверждением взаимоотношения заявителя и потребителя, в интересах кого действует общество; компания не является по отношению к заявителю смежным субъектом, как то определено в приложении № 17 к договору, следовательно, у компании отсутствует обязанность по согласованию документов; заявление общества основывается на нормативном правовом акте, который регулирует порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка к услугам администратора торговой системы оптового рынка, который с 04.11.2007 г. исключён из состава субъектов ОРЭМ; общество имеет статус субъекта ОРЭМ, а потому не является заявителем, по отношению к которому у смежногосубъекта ОРЭМ возникает обязанность согласовать установленные документы.
         06.08.2009 г. состоялось заседание конфликтной комиссии при наблюдательном совете НП «Совет рынка», по результатам рассмотрения которой конфликтная комиссия сделала следующие выводы:
В соответствии с п. 8 Правил недискриминационного доступа смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на ОРЭМ, порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
Согласно п. 6.7 Регламента коммерческого учета смежные с заявителем участники ОРЭМ обязаны согласовать ПСИ (являющиеся либо самостоятельным документом, либо приложением к Соглашению об информационном обмене) в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Соглашений и ПСИ требованиям указанного Регламента.
Утверждение компании о том, что она не имеет оснований для рассмотрения документов, представленных для согласования обществом, поскольку последнее не является для компании смежным субъектом ОРЭМ, не является обоснованным. Положениями пункта 8 Правил недискриминационного доступа и пункта 6.7 регламента коммерческого учёта предусмотрена обязанность смежного субъекта ОРЭМ обеспечить согласование ПСИ и Соглашения с заявителем, то есть с юридическим лицом, желающим получить доступ на оптовый рынок (таким юридическим лицом, в частности, является общество), а не со смежным субъектом ОРЭМ.
Из фактических отношений общества и компании по согласованию Соглашения, включая ПСИ, и Методики не следует необходимость комиссионной проверки представителями ОАО «ВСК» и филиала ОАО «МРСК «Северо-Запада» «Вологдаэнерго» РП 10 кВ (1 секция шин яч. № 7, 2 секция шин яч. № 13), ТП-10 (РУ-0,4 кВ), ТП-11 (РУ-0,4 кВ), о чём было сообщено в письме компании от 22.05.2009 г. Кроме того, проверка соответствия АИИС КУЭ субъекта ОРЭМ техническим требования оптового рынка осуществляется ОАО «АТС». Обращение ОАО «ВСК» к заводу с просьбой предоставить для проверки направленного обществом ПСИ дополнительную документацию (схемы цепей учёта, акты маркировки цепей учёта, копии свидетельств о проверке измерительных ТТ и ТН, системы учёта, паспорта-протоколы на измерительный комплекс) также не является обоснованным, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено право смежного субъекта запрашивать дополнительные документы при согласовании Соглашения и (или) ПСИ.
Замечания компании, указанные в отзыве на жалобу общества, признаны Комиссией необоснованными по следующим основаниям:
         1) в соответствии с нормативно – правовыми актами Российской Федерации и документами НП «Совет рынка» согласование Соглашения и ПСИ не может быть обусловлено документальным подтверждением взаимоотношений между обществом и потребителем, в интересах которого оно действует (в частности, предоставлением в адрес ОАО «ВСК» договора между обществом и потребителем, доверенности (договора) на представление интересов потребителя общества).
            Кроме того, отсутствие заявлений завода, направленных в адрес компании о расторжении имеющегося договора, заключение к нему дополнительного соглашения в отношении объемов покупаемой электроэнергии, о заключении договора с иным поставщиком электроэнергии, не исключает возможности перехода указанного потребителя к обществу.
2) Предположение компании о том, что, исходя из определения понятия смежного субъекта, приведённого в приложении № 17 к договору «Перечень определений и принятых сокращений», она не является по отношению к обществу смежным субъектом ОРЭМ, в связи с чем, у неё не возникает обязанности по согласованию представленных документов, не является обоснованным. Определение понятия «смежные субъекты», приведённое в указанном приложении, не может быть использовано применительно к термину «смежный субъект оптового рынка» на стадии доступа на ОРЭМ (на стадии согласования ГТП), поскольку данное приложение распространяет свое действие на отношения сторон на стадии допуска к торговой системе оптового рынка. Кроме того, слово «смежный» в контексте пунктов 7 и 8 ПНД используется исключительно в лексическом значении «пограничный, сопредельный».
3) утверждение компании о том, что заявление общества основывается на нормативном правовом акте, который регулирует порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка к услугам администратора торговой системы оптового рынка, который с 04.11.2007 г. исключён из состава субъектов ОРЭМ, является ошибочным, поскольку: Правила недискриминационного доступа не признаны утратившими юридическую силу; в настоящее время услуга, обеспечивающая участие в торговой системе ОРЭМ, оказывается ОАО «АТС». Более того, положения пункта 8 ПНД о согласовании смежными с заявителем субъектами ОРЭМ ПСИ и Соглашения применяются к участникам оптового рынка, их применение не поставлено в зависимость от того, кем оказывается услуга, связанная с обеспечением участия в торговой системе ОРЭМ.
            Кроме того, в отношении ГТП завода общество не обладает правом доступа на оптовый рынок, следовательно, не является субъектом ОРЭМ в отношении указанной ГТП, поскольку для данного общества стадия согласования данной ГТП не является пройденной.
В результате рассмотрения Соглашения, включая ПСИ, Комиссией было установлено, что данные документы составлены некорректно (поскольку для интегральных приборов, не включенных в АСКУЭ, необходимо указать способ формирования профиля нагрузки). Однако замечания, выявленные в ходе рассмотрения документов, не были представлены со стороны компании.
По итогам рассмотрения жалобы Комиссия вынесла решение признать действия (бездействие) компании, выразившееся в уклонении от согласования ПСИ и Методики, не соответствующими правилам ОРЭМ и препятствующими доступу общества на ОРЭМ. Также Комиссия рекомендовала обществу в течение семи дней с даты оглашения решения Комиссии доработать ПСИ и повторно направить в адрес компании на согласование. В свою очередь компании было рекомендовано согласовать (подписать) доработанный ПСИ и Методику в течение трех рабочих дней с даты получения, а также рассмотреть Соглашение, доработанное обществом с учетом сделанных Комиссией замечаний.
Общество, руководствуясь указанным решением Конфликтной комиссии, письмом от 07.08.2009 г. исх. № 01-2/1328 направила на согласование компании доработанный ПСИ и Методику, которые были получены ей 18.08.2009 г.
Компанией письмом от 20.08.2009 г. исх. № 24/2852 был направлен отказ в согласовании представленных документов с указанием ряда замечаний, в том числе, таких как: отсутствие, направленных в адрес ОАО «ВСК» документов, подтверждающих полномочия общества по представлению интересов завода на оптовом рынке; необходимость согласования Методики с собственником сетей. Помимо иных замечаний компания потребовала представить в свой адрес однолинейную схему электроснабжения, согласованную со всеми собственниками энергооборудования и электрических сетей.
Указанное письмо было получено обществом 27.08.2009 г. вх. № 01-1/1256. В ответ на данный отказ общество направило письмо от 02.09.2009 г. № 01-2/1493, которым разъяснило необоснованность сделанных замечаний, а также повторно направило для согласования ПСИ.
Вместе с тем, письмом от 03.09.2009 г. общество направило в Департамент допуска ОАО «АТС» откорректированный проект ПСИ, который подтвердил в заключении от 07.09.2009 г. соответствие указанных в ПСИ двух точек поставок, наличие основных и резервных измерительных приборов учета техническим требованиям ОРЭМ. Вместе с тем, в заключении отмечено, что проект ПСИ необходимо согласовать со смежным субъектом ОАО «ВСК», согласование ПСИ возможно после предоставления оригиналов ПСИ, подписанных смежными субъектами с указанием дат подписания.
Ответ на письмо общества от 02.09.2009, полученное компанией 08.09.2009 г., был направлен ОАО «ВСК» за № 24-3313 от 02.10.2009 г. Компания повторно требует представить в свой адрес однолинейную схему электроснабжения, согласованную со всеми владельцами сетевых объектов, и указывает на новый недостаток: поскольку общество планирует приобретать на ОРЭМ полный объем своего планируемого потребления по данной ГТП, то в силу пункта 6.7 Регламента коммерческого учета он должен самостоятельно согласовать ПСИ с сетевой организацией. Компания указывает, что данное обстоятельство стало ей известно в связи с поступившем в её адрес письмом № 01-2/1093 от 30.06.2009 г. «О согласовании договорных объемов потребления электроэнергии в 2007 и мощности в 2008 г.», а также делает иные замечания. Письмо получено обществом 07.10.2009 г. вх. № 01-1-1422.
Комиссия принимает во внимание, что данное обстоятельство, ранее в направленном обществу письме от 20.08.2009 г. исх. № 24/2852, компанией не высказывалось.
Далее, в очередном письме о необходимости согласования ПСИ для регистрации ГТП завода от 13.10.2009 № 01-2/1759 общества указало на тот факт, общество, в результате затягивания процедуры согласования ПСИ со стороны компании, не смогло в установленные сроки выполнить требования, предъявляемые НА «Совет рынка» к субъектам ОРЭМ, для целей включения из в перечень субъектов ОРЭМ и представления в срок до 01.10.2009 г в ФСТ для включения в сводный прогнозный баланс объемов поставки и /или покупки электроэнергии и мощности на ОРЭМ (что предусмотрено Приказом ФСТ от 10.06.2009 № 125-э/1) и как следствие общество не сможет поставлять в 2010 г. полный объем потребляемой заводом электроэнергии с ОРЭМ. Соответственно, завод намерен приобретать на розничном рынке не менее 85 процентов планируемого потребления и в силу требования пункта 6.7 Регламента коммерческого учёта смежный участник должен обеспечить согласование ПСИ с третьей стороной (сетевой организацией). Данное письмо получено компаний 21.10.2009 г.
 Компания письмом от 20.11.2009 № 24/3999 проинформировала заявителя о невозможности подписания ПСИ по той причине, что в 2009 г завод покупает у компании на розничном рынке не менее 85 процентов электроэнергии, которую должен оплачивать по двухставочному тарифу, дифференцированному по зонам суток. Указанный ответ получен обществом 26.11.2009 г. вх. № 01-1/1662.
По мнению комиссии Управления, данное основание для отказа смежным субъектом ОРЭМ в согласовании ПСИ не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики и не касается возможности сопоставления средств измерений по техническим условиям.
ОАО «АТС», привлечённое комиссией к участию в рассмотрении дела, в письменных пояснениях от 30.12.2009 г. № 01-02/09-24446-0 указало следующее.
В соответствии с пунктом 16 ОРЭМ для получения права на участие в торговле электроэнергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих ГТП, лицо, планирующее участвовать в торговой системе оптового рынка (заявитель), обязано выполнить требования технического характера, установленные нормативными правовыми актами и договором о присоединении. Согласно указанному пункту Правил одним из требований технического характера является требование обеспечения сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка коммерческому оператору (ОАО «АТС») данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений, соответствующих определенным Правилами ОРЭМ требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электроэнергии в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.
Пункты 2.2, 4.1, 4.1.7 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка, пункт 2.2.12 Регламента допуска к торговой системе оптового рынка устанавливают, что в целях подтверждения выполнения заявителем требований технического характера в части обеспечения коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электроэнергии и мощности, в комплекте документов для получения права на участие в торговле электроэнергией на ОРЭМ в соответствующих ГТП должен быть представлен Акт о соответствии системы коммерческого учета (АИСС КУЭ) техническим требованиям ОРЭМ.
Приложением 1 к Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка установлено, что для получения Акта о соответствии АИИС КУЭ организация должна представить в ОАО «АТС», в том числе ПСИ по точкам поставки в сечении со смежным субъектом.
Пунктом 8 ПНД предусмотрена обязанность смежных с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих:
- обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности),
- порядок информационного обмена,
- порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
Согласно п. 6.7 Регламента коммерческого учёта, смежные с заявителем участники ОРЭМ обязаны согласовать ПСИ (являющиеся либо самостоятельным документом, либо приложением к Соглашению об информационном обмене) и Соглашение в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Соглашений и ПСИ требованиям настоящего Регламента.
Таким образом, Правилами недискриманационного доступа и договором о присоединении не предусмотрена обязанность субъекта ОРЭМ представлять какие-либо дополнительные документы и (или) сведения при направлении им ПСИ смежному (граничащему) с ним субъекту ОРЭМ в целях его согласования.
22.07.2009 г. от общества поступило заявление № 01-2/1186 о регистрации ГТП в отношении энергопринимающего оборудования завода. В целях регистрации указанной ГТП и подтверждения соответствия АИИС КУЭ общества в ГТП завода техническим требованиям ОРЭМ обществом был представлен, в том числе, ПСИ по ГТП в сечении со смежным с ним субъектом ОРЭМ – ОАО «ВСК». ОАО «АТС» 07.09.2009 г. осуществило проверку представленных обществом документов в порядке, предусмотренном пунктом 4.7 Положения, в результате которого установлено, что представленный заявителем проект ПСИ соответствует заявленному составу ГТП завода, но не согласован ОАО «ВСК». Тем не менее, согласно Приложению 1 к указанному положению, пункту 2, подпункту 2.2.13 Регламента допуска к торговой системе оптового рынка субъект ОРЭМ получает право на участие в торговле на ОРЭМ и допуск к торговой системе оптового рынка после представления в ОАО «АТС», в том числе, ПСИ, согласованного со смежным субъектом ОРЭМ.
Привлечённое к участию в рассмотрении дела НП «Совет рынка» в письменных пояснениях по рассматриваемому комиссией Управления делу от 19.01.2010 № СР-02/10-485 пояснило следующее.
Пунктом 8 ПНД пунктом 6.7 Регламента коммерческого учета предусмотрена обязанность смежного субъекта оптового рынка обеспечить согласование ПСИ и Соглашения с заявителем, то есть с юридическим лицом, желающим получить доступ на ОРЭМ по определённой ГТП и ещё не являющимся участником ОРЭМ по данной ГТП. Таким образом, намереваясь получить допуск на ОРЭМ для снабжения электроэнергией завода общество выступает в качестве заявителя, а компания по отношению к этому заявителю – в качестве смежного субъекта ОРЭМ.
В случае, когда энергоснабжающая организация (заявитель) обращается к смежному субъекту ОРЭМ за согласование пакета документов в целях регистрации ГТП на ОРЭМ, такая организация действует в своих интересах и приобретает электроэнергия на оптовом рынке для дальнейшей продажи ранее купленной электроэнергии на розничном рынке своим потребителям, с которыми заключены договоры энергоснабжения (купли-продажи) на розничном рынке.
Правилами недискриминационного доступа и договором о присоединении не предусмотрена обязанность субъекта ОРЭМ представлять какие-либо дополнительные документы и (или) сведения при направлении им ПСИ смежному (граничащему) с ним субъекту ОРЭМ для согласования, в том числе документы, подтверждающие наличие отношений с потребителями, энергоснабжение которых он намерен обеспечивать.
Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка установлено, что если заявитель не является собственником измерительных приборов, входящих в систему коммерческого учета электроэнергии, то ПСИ подлежит согласованию с собственником таких измерительных приборов. ПСИ должен содержать информацию о типах и классах точности измерительных приборов, входящих в систему учёта, а также признак включения в АИИС КУЭ и метод определения величины энергии с учетом вычисляемых добавок к показания счетчиков, если показатели счетчиков корректрируются.
НП «Совет рынка» указывает, что в ходе заседания конфликтной комиссии, состоявшейся 06.08.2009 г. по вопросу рассмотрения жалобы общества на действия (бездействие) компании, было установлено не соответствие представленного обществом ПСИ требованиям Регламента коммерческого учёта, поскольку для интегральных приборов, не включенных в АСКУЭ, необходимо указать способ формирования профиля нагрузки.
Общество представило 02.09.2009 г. в НП «Совет рынка» проект ПСИ, доработанный с учетом замечаний, выявленных в ходе указанного заседания комиссии. Представленный проект ПСИ соответствует установленным техническим требованиям.
НП «Совет рынка» указывает, что нормативными правовыми актами в области электроэнергетики и Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка не предусмотрено представление однолинейной схемы электроснабжения смежному субъекту ОРЭМ для согласования ПСИ.
В соответствии с пунктом 125 Правил ОРЭМ в целях определения данных об объеме поставленной (потребленной) электроэнергии используются результаты измерений, выполненных с применением АИИС КУЭ, соответствующих требованиям, установленным договором о присоединении. Заявитель вправе включить в АИИС КУЭ средства измерения отличные от средств измерений, используемых на розничном рынке. Субъекты розничных рынков вправе самостоятельно определять показаниями каких измерительных приборов они будут руководствоваться при определении объема поставки электроэнергии на розничном рынке. Отказ субъекта ОРЭМ от согласования ПСИ, на основании того, что заявитель намерен использовать систему коммерческого учёта, в которую включены приборы учета, используемые на дату согласования ПСИ на розничном рынке, не является правомерным.
При вынесении решения по рассматриваемому делу комиссия Управления принимает во внимание позиции НП «Совет рынка», ОАО «АТС», Конфликтной комиссии, отраженной в указанном выше решение, как специализированных и компетентных органов и их оценку действий (бездействия) компании.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что ряд замечания компании к оформлению ПСИ, послужившие для неё поводом для отказа в согласовании ПСИ, не имеют под собой правовых оснований (в частности, отказ от согласования по той причине, что общество не является для ОАО «ВСК» смежным субъектом ОРЭМ; заявитель не подтвердил компании документально свои полномочия по представлению интересов завода на ОРЭМ; требование от заявителя представить в свой адрес однолинейную схему электроснабжения, согласованную со всеми владельцами сетевых объектов).
Комиссия также учитывает тот факт, что компания первоначального неправомерно отказала обществу в согласовании документов на том основании, что оно не является для компании смежным субъектом ОРЭМ. Все последующие замечания по оформлению документов стали возникать у компании при последующих рассмотрениях представляемых документов. Ни один из приведённых нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики не предусматривает права лица при повторном рассмотрении тех же документов вносить новые замечания, не выявленные и не отраженные ранее.
Комиссия так же учитывает и то, что компания предпринимала не предусмотренные законодательством в сфере электроэнергетики действия по проведению комиссионной проверки направленного обществом на согласование ПСИ, включая требование представить дополнительные документы.
Кроме того, по мнению комиссии, ряд указанных компанией замечаний, таких как, например, то, что имеющая, по-сути, пояснительный характер сноска не соответствует написанному в заголовках столбцов 6,7,9,10, имеют формальный характер и не касаются возможности сопоставления по техническим условиям.
Комиссия также учитывает тот факт, что на представленный обществом откорректированный проект ПСИ дано заключение Департамент допуска ОАО «АТС» от 07.09.2009 г. о соответствии указанных в ПСИ двух точек поставок, наличие основных и резервных измерительных приборов учета техническим требованиям ОРЭМ.
 
Как указывалось выше между обществом и заводом заключен договор купли-продажи электроэнергии № 09-кп-55 от 20.03.2009 г. В соответствии с пунктом 10.1 договора, настоящий договор вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями сторон. Согласно пункту 10.2 договора обязательства сторон, связанные с покупкой и продажей электрической энергии и мощности, предусмотренные договором, вступают в действие с даты, с которой продавцом будет получен допуск ОАО «АТС» к торговой системе ОРЭМ в отношении ГТП покупателя.
В данном случае способность общества обслуживать своего розничного потребителя – завод напрямую зависит от его возможности участвовать в покупке электрической энергии и мощности на ОРЭМ по указанным ГТП завода.
В соответствии с пунктом 4.1.39 Дополнительного соглашения № 1 к договору купли-продажи электроэнергии № 09-кп-55 от 20.03.2009 покупатель обязуется заключить с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком), с которой у него заключен договор энергоснабженя на покупку электроэнергии на розничном рынке электроэнергии по ГТП, соглашении о расторжении действующего в отношении данной ГТП договора электроснабжения, или направить энергоснабжающей организации заявление (уведомление) об отказе в продлении договора электроснабжения на следующий год (согласно положениям действующего законодательства и (или) условиям этого договора).
Между компанией и заводом также заключен договор № 43 от 01.01.2008 г. на поставку электрической энергии и мощности.
Таким образом, у компании заключён договор с заводом на поставку для потребителя электроэнергии и мощности на розничном рынке, а у общества с заводом заключен договор на продажу потребителю электроэнергии и мощности, купленной для него на оптовом рынке.
Общество и компания могут оказывать потребителю аналогичные услуги по купли –продаже (поставке) электрической энергии в Вологодской области и в связи с этим являются конкурентами на указанном рынке.
Фактически же, договорные отношения у завода с компанией прекратятся, как только общество, в соответствии с условиями заключенного договора, сможет покупать для завода электроэнергию и мощность на оптовом рынке, то есть когда обществом будет получен допуск ОАО «АТС» к торговой системе ОРЭМ в отношении ГТП покупателя.
В результате, ОАО «ВСК» потеряет своего потребителя на розничном рынке электрической энергии и мощности, который перейдёт к обществу. 
Действия компании направлены на сохранение и укрепление своего доминирующего положения на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области. Используемый для этого компанией противоправный метод по необоснованному затягиванию процесса согласования необходимых документов фактически лишает контрагентов заключенного договора купли-продажи электроэнергии – общество и завод, выполнять свои договорные обязательства и осуществлять соответствующие права.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 г. № 125-э/1, итоговый перечень субъектов оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка и получивших право участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с указанием их полных наименований, присвоенных им номеров в Реестре субъектов оптового рынка, реквизитов договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, перечня зарегистрированных ГТП с указанием их типа и идентификационных кодов и с привязкой к наименованиям обслуживаемых участником оптового рынка потребителей розничного рынка представляется НП «Совет рынка» в Федеральную службу по тарифам не позднее 1 октября. Предложения по уточнению сводного прогнозного баланса до начала периода регулирования направляются в ФСТ России не позднее 1 октября.
         Исходя из материалов дела следует, что ОАО «ВСК», являясь смежным с заявителем субъектом ОРЭМ, не обеспечило согласование ПСИ и Соглашения в период с 28.04.2009 г. по настоящее время, без наличия обстоятельств, объективно препятствующих согласованию, несмотря на вынесенное 06.08.2009 г. решение Конфликтной комиссии при НП «Совет рынка», в котором действия (бездействие) компании, выразившееся в уклонении от согласования ПСИ, также признаны не соответствующими требованиям правил ОРЭМ и препятствующими доступу общества на ОРЭМ, и рекомендовано согласовать указанные документы.
   В рассматриваемом случае действия ответчика оцениваются комиссией именно как доминанта на соответствующем розничном рынке, который (будучи одновременно субъектом оптового рынка и препятствуя выходу заявителя на оптовый рынок для обслуживания розничного потребителя) своими действиями фактически ущемляет и может существенно ущемить интересы общества, правомерно желающего получить допуск к торговой системе ОРЭМ в отношении ГТП покупателя, Результатом данных действий ответчика могут стать необоснованное ограничение конкуренции в значимых для спорной ситуации границах, снижение эффективного функционирования рыночных механизмов.
         В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе и создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
             
            На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «Вологодская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Вологодская сбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Председатель комиссии                                                           В.Т. Хлевчук
 
 
Члены комиссии:                                                                      А.А. Власов
                                                                                               С.А. Шишелова  
                                                                                   И.А. Смышляева
                                                      М.В. Ласкин
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны