Решение №035/01/17-534/2022 Решение по результатам рассмотрения жалобы жалоба ООО «АПгре... от 22 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

 

от 22.12.2022г. № 035/01/17-534/2022

 

┌                                                                                        ┐

Заявитель:

ООО «АПгрейт»

 

Ответчик:

БУЗ ВО «Вологодская городская

поликлиника № 4»

 

Заинтересованное лицо:

КУ ВО «Центр закупок»

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ПО ДЕЛУ № 035/01/17-534/2022

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» декабря 2022г.

В полном объеме решение изготовлено «22» декабря 2022г.                               г. Вологда

 

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия УФАС) в составе:

ХХХХХХХХХХХХХХ,

рассмотрев дело № 035/01/17-534/2022 по признакам нарушения БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 4» (160000, г. Вологда, Окружное шоссе, д. 3В, ИНН 3525075763, ОГРН 1033500038912) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон                     № 135-ФЗ),

в присутствии:

ХХХХХХХХХХХХХХ,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

14.10.2022г. в Вологодское УФАС России (далее - УФАС) поступила жалоба ООО «АПгрейт» (далее – Заявитель) на положения извещения (документации) о проведении аукциона в электронной форме «Поставка медицинского изделия «Система эндоскопической визуализации», ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (извещение № 0830500000222002797, далее – закупка, аукцион, извещение/документация об аукционе/о закупке), на действия/бездействие БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 4» (далее – Заказчик, Ответчик) и КУ ВО «Центр закупок», (далее - Уполномоченное учреждение) при организации аукциона.

Решением УФАС от 21.10.2022г. № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22) Заказчик признан нарушившим ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.                   

Комиссия УФАС по рассмотрению материалов жалобы № 035/06/33-533/2022                      (04-11/261-22) пришла к выводу о наличии в действиях/бездействии Заказчика признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в описании объекта закупки под модели конкретного производителя («СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.»/«SONOSCAPE MEDICAL CORP.», страна происхождения – Китай), что создает условия ограничения конкуренции и преимущественные условия для участников закупки, предлагающих к реализации товар такого производителя.

С учетом изложенных обстоятельств, на основании п. 1 ч. 8, ч.ч. 12, 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции, по результатам анализа поступивших в УФАС материалов возбуждено дело № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Заказчика по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона               № 135-ФЗ (определение от 26.10.2022г. о назначении дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению).

 

В ходе рассмотрения дела № 035/01/17-534/2022 установлены следующие обстоятельства.

 

30.09.2022г. информация и извещение о закупке опубликованы в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС), номер закупки/извещения - 0830500000222002797.

В составе извещения об аукционе в ЕИС размещено «Описание объекта закупки (Техническое задание)» (далее – ТЗ), согласно которому Заказчик закупает «Систему эндоскопической визуализации» с кодом позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) 26.60.12.119-00000374, позицией Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам – 271790.

14.10.2022г. в УФАС на положения извещения о закупке и на действия/бездействие Заказчика поступила жалоба Заявителя.

В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки УФАС установило следующее.

Согласно первому доводу Заявителя, действия Заказчика не соответствуют ст.ст. 8, 33 Закона № 44-ФЗ и  ст. 17 Закона № 135-ФЗ поскольку описание объекта закупки (ТЗ), содержит параметры/характеристики медицинского изделия под одного конкретного производителя, что создает необоснованные условия ограничения количества участников закупки и противоречит принципам контрактной системы в сфере закупок.

В подтверждение своего довода Заявителем представлена сравнительная таблица технических характеристик медицинских изделий различных производителей (далее – Таблица). Данные о медицинских изделиях различных производителей включены Заявителем в таблицу из официального источника (сайта Росздравнадзора) и инструкций (руководств) по использованию медицинских изделий.

Заявитель считает, что в совокупности всех параметров/характеристик ТЗ закупаемое медицинское изделие соответствует модели видеоэндоскопических систем одного производителя «СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.» («SONOSCAPE MEDICAL CORP.», страна происхождения – Китай), а именно модель SonoScape HD-330.

Заказчик не согласился с доводом Заявителя и указал, что закупаемый товар соответствует следующим моделям медицинских изделий различных производителей, а именно:

-Система видеоэндоскопическая HD-500. «СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.», Китай, № РЗН 2018/7326 от 18.02.2021г.;

-Система видеоэндоскопическая HD-330. «СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.», Китай, № РЗН 2016/3858 от 17.04.2017 г;

-Видеопроцессор медицинский эндоскопический «PENTAX» (ПЕНТАКС), «PENTAX Medical» (ПЕНТАКС Медикал) c принадлежностями, вариант исполнения: EPK-i7010. «ХОЯ Корпорейшн», ФСЗ 2012/13385 от 14.12.2017г.;

-Видеопроцессор медицинский эндоскопический «PENTAX EPK-3000 DEFINA» (ПЕНТАКС), ФСЗ 2008/02026 от 28.12.2021г.;

-Видеоэндоскопическая система Fujinon EPX-3500 HD, FUJINON, Япония, РУ                  № ФСЗ 2011/10274 от 12.12.2018г.

В подтверждение своих доводов Заказчик и Уполномоченное учреждение сослались на поступившие коммерческие предложения и проведенный ими анализ рынка на основании сведений, размещенных в «Интернете».

Дополнительно Заказчик в письменных пояснениях указал, что у производителя Pentax есть запатентованная программа работы в оптическом узкоспектральном I-Scan. Данная программа и является режимом работы в узкоспектральном режиме. По мнению Заказчика, у производителя Pentax есть все указанные в ТЗ цифровые видеовыходы. Заказчик сослался на письмо ООО «РегуМед» от 19.10.2022г. № 1910. Кроме того, Заказчик представил письмо «PENTAX Medical» (ПЕНТАКС Медикал) PENTAX Europe GmbH (ПЕНТАКС Европа ГмбХ) от 04.04.2022г., в котором ПЕНТАКС Европа ГмбХ как эксклюзивный дистрибьютор эндоскопического оборудования ПЕНТАКС/ПЕНТАКС Медикал на территории России подтверждает право ООО «РегуМед» ввозить оборудование ПЕНТАКС/ПЕНТАКС Медикал на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, Заявителем представлено письмо ПЕНТАКС Европа ГмбХ                           от 01.06.2022г., в котором указано о том, что «у видеопроцессоров медицинских для эндоскопии марки «ПЕНТАКС» отсутствуют следующие пункты:

-видеовыходы цифровые, отсутствует DVI-D (наличие «выдеовыхода» (видеовыхода) DVI);

-функция сохранения изображения во внутреннюю память, отсутствует;

-функция пошагового изменения фокусного расстояния, отсутствует;

-число режимов оптического зума, отсутствует;

-видеовход для вывода дополнительного изображения, расположенный на лицевой панели, отсутствует;

-возможность интеграции в сеть стандарта DICOM.».

В ТЗ (стр. 4) в качестве одного из показателей объекта закупки указан показатель «Видеовыходы цифровые» с  характеристикой (значением) показателя, которое не может изменяться, а именно: «DVI-D, SDI, VGA, S-VIDEO, CVBS» для обеспечения передачи видеоизображения.

На стр. 162 инструкции по использованию «PENTAX EPK-3000 DEFINA» указано:

 

 

 

 

Аналогичные характеристики указаны на стр. 10, 14, 51 руководства пользователя видеопроцессор «PENTAX EPK-i5000»: видеосигнал - цифровой выход – DVI.

В эксплуатационной документации на медицинское изделие Видеопроцессор медицинский эндоскопический "ПЕНТАКС", "ПЕНТАКС Медикал" EPK-i7010 с принадлежностями (стр. 102) указаны следующие технические характеристики модели EPK-i7010:

Видеосигналы - Цифровой выход:

-HD-SDI 2 набора;

-DVI 1 набор (комбинированный разъем VGA).

Видеосигналы - Аналоговый выход:

RGB 1 набор;

Y/C 2 набора;

VIDEO OUT (видеовыход) 1 набор (комбинированный с SYNC OUT);

VGA 1 набор (комбинированный с DVI).

Аналоговый вход VIDEO IN 1 набор.

Приведенные сведения, свидетельствуют о том, что у видеопроцессоров медицинских для эндоскопии марки «ПЕНТАКС» отсутствуют видеовыходы цифровые DVI-D, а имеется видеовыход DVI.

По видеоэндоскопическим системам Fujinon Заявитель в Таблице указал, что модели Fujinon не соответствуют требованиям ТЗ, в частности, показателям ТЗ «Тип панели управления», «Колпачок баланса белого устройства обработки изображений», «Держатель колпачка баланса белого устройства обработки изображений», «Поддержка работы в оптическом узкоспектральном режиме NBI или VIST или CBI», «Возможное количество хранимых в памяти анкет пациентов». В обоснование несоответствия моделей Fujinon требованиям ТЗ Заявитель сослался на техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя.

Из указанного следует, что описание объекта закупки (совокупность параметров/характеристик ТЗ) соответствуют моделям видеоэндоскопических систем одного производителя «СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.», а именно моделям SonoScape HD-330 и HD-500.

Заказчиком и Уполномоченным учреждением не представлены доказательства, свидетельствующие об обратном и опровергающие сведения о медицинских изделиях различных производителей, приведенные Заявителем в Таблице.

По результатам рассмотрения первого довода Комиссия УФАС, изучив материалы жалобы, установила следующее.

В соответствии со ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов/закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Так, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 14.04.2015г.                                 № АК/18070/15, установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.

В совместном письме Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России                       № АЦ/45739/15 от 28.08.2015г. отмечено, что в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

В соответствии с п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017г., включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.

Сравнительные характеристики медицинских изделий, приведенные Заявителем в Таблице, подтверждают факт соответствия описания объекта закупки (ТЗ) под модели конкретного производителя («СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.», а именно моделям SonoScape HD-330 и HD-500), что, в частности, подтверждается поступившей единственной заявкой на участие в аукционе.

Заказчиком и Уполномоченным учреждением не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности и недействительности технической и (или) эксплуатационной документации производителей. В частности, довод Заказчика о соответствии товара марки «ПЕНТАКС» («ХОЯ Корпорейшн») параметрам/характеристикам ТЗ, в том числе в связи с наличием коммерческого предложения ООО «Вин-Вин Групп», не подтверждается и опровергается письмом ПЕНТАКС Европа ГмбХ от 01.06.2022г.

На основании изложенного, решением УФАС от 21.10.2022г. № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22) довод Заявителя признан обоснованным. Описание объекта закупки осуществлено Заказчиком в нарушение требований, установленных  ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, в действиях Заказчика имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Согласно второму доводу Заявителя отдельные параметры/характеристики ТЗ вводят потенциальных поставщиков в заблуждение, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

В ТЗ Заказчиком установлены требования, а именно:

 

Наименование объекта закупки

Показатели объекта закупки

Единицы измерения показателей (при наличии)

Характеристика (значение) показателей

Требования ГОСТ/ обоснование необходимости использования дополнительных характеристик

 

Характеристика (значение) показателя, которое может изменяться

Характеристика (значение) показателя, которое не может изменяться

Мин. характеристика (Мин. значение)

Макс. характеристика (Макс. значение)

Система эндоскопической визуализации

Код КТРУ 26.60.12.119-00000374

 

Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 271790

Устройство обработки изображений

шт

 

 

2

Для обеспечения вывода изображения

 

Монитор медицинский

шт

 

 

2

Требование Заказчика к комплектации оборудования

Источник света

шт

 

 

2

Требование Заказчика к комплектации оборудования

Тележка эндоскопическая

шт

 

 

1

Требование заказчика к комплектации оборудования

Количество полок

шт.

4

 

 

Позволяет разместить необходимое количество оборудования на полках

 

Выдвижная полка для клавиатуры

 

 

 

Наличие

ГОСТ 56278-2014

 

1.7 Отсос медицинский

шт.

 

 

1

Требование заказчика к комплектации оборудования

 

Количество биопсийных клапанов

шт.

10

 

 

Наличие запасных клапанов обеспечивает бесперебойность работы изделия

 

Видеогастроскоп

шт

 

 

1

Требование заказчика к комплектации оборудования

 

Колоновидеоскоп

шт

 

 

2

Требование заказчика к комплектации оборудования

 

Заявитель указывает на то, что в извещении о закупке и в ТЗ Заказчик указал КТРУ 26.60.12.119-00000374.

Описание позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 следующее: «Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур».

Вместе с тем, Заказчик требует к поставке по ряду позиций двойное количество оборудования, при этом, согласно положениям представленного проекта Контракта победителю электронного аукциона необходимо также будет оказать услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию медицинского изделия (оборудования), обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика.

По мнению Заявителя, описание объекта закупки вводит потенциальных добросовестных поставщиков в заблуждение. В частности, при установленном Заказчиком количестве тележек (1 шт.) и полок на тележке (не менее 4 шт.) невозможно разместить все требуемое к поставке оборудование. Заказчик требует к поставке два видеопроцессора, два осветителя и один отсос медицинский, то минимальное значение показателя «Количество полок» должно было быть установлено в минимальном значении 5 шт. Кроме того, при установленном Заказчиком количестве тележек (1шт.) и требовании о том, что полка для клавиатуры должна быть выдвижная, невозможно поставить соответствующую тележку, поскольку тележки с двумя выдвижными полками для двух клавиатур нет на рынке, а две клавиатуры для двух видеопроцессоров не поместится на одной выдвижной полке. Установленное Заказчиком «задвоенное количество оборудования» будет невозможно ввести в эксплуатацию, в частности, невозможно один отсос медицинский подключить одновременно к двум эндоскопам, также невозможно два видеопроцессора подключить к одному эндоскопу.

Заявитель отмечает, что «задвоенное количество оборудования» не входит в комплект поставки ни одного присутствующего на российском рынке производителя эндоскопических систем, что подтверждается регистрационными удостоверениями, размещенными в официальном доступе на сайте Росздравнадзора.

Заявитель обращает внимание на то, что Заказчиком в ТЗ установлено количество требуемых к поставке биопсийных клапанов в количестве 10 штук в комплекте к каждому эндоскопу, что свидетельствует о закупки дополнительных расходных материалов.

С учетом изложенного, требования ТЗ не соответствует комплектности, обозначенной в позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374, сведениям регистрационных удостоверений на медицинские изделия, а также не позволяют однозначным образом определить потребность Заказчика и количество поставляемых компонентов.

Решением от 21.10.2022г. № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22) Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что довод Заявителя является обоснованным, действия Заказчика, установившего в ТЗ вышеуказанные требования  к характеристикам товара, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 7, ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Выводы Комиссии УФАС подтверждаются позицией ФАС России (решение ФАС России от 03.10.2022г. по делу № 28/06/105-3054/2022 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

 

По результатам рассмотрения материалов жалобы Комиссии УФАС выдала Заказчику предписание от 21.10.2022г. № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22) с требованием об отмене  процедуры заключения контракта, протоколов, составленных в ходе определения поставщика и аннулировании закупки (извещение                                         № 0830500000222002797).

01.11.2022г. предписание исполнено, закупка (извещение № 0830500000222002797) и ее результаты аннулированы.

 

16.11.2022г. Заказчик разместил в ЕИС новое извещение о проведении аукциона в электронной форме «Поставка медицинского изделия - (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие» (извещение                        № 0830500000222003541, далее – закупка, аукцион, извещение/документация об аукционе/о закупке).

24.11.2022г. в УФАС на положения извещения о закупке и действия/бездействие Заказчика по проведению новой закупки поступила жалоба Заявителя.

В рамках рассмотрения второй жалобы и внеплановой проверки УФАС установило следующее.

В жалобе Заявителя было указано о том, что действия Заказчика при проведении закупки не соответствуют Закону № 44-ФЗ и Закону № 135-ФЗ, так как документация об аукционе, в части описания объекта закупки, содержит параметры оборудования, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, противоречат принципам контрактной системы в сфере закупок, а именно: ряд характеристик, изложенных в Описании объекта закупки (Техническое задание к извещению об аукционе, далее - ТЗ), вводят потенциальных поставщиков в заблуждение поскольку ТЗ составлено Заказчиком в нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ТЗ Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки:

 

Наименование объекта закупки

Показатели объекта закупки

Единицы измерения показателей (при наличии)

Характеристика (значение) показателей

Требования ГОСТ/ обоснование необходимости использования дополнительных характеристик

Количество,  ед. измерения

 

Характеристика (значение) показателя, которое может изменяться

Характеристика (значение) показателя, которое не может изменяться

Мин. характеристика (Мин. значение)

Макс. характеристика (Макс. значение)

Система эндоскопической визуализации

Код КТРУ 26.60.12.119-00000374

 

Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам – 271790

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство обработки изображений

шт

 

 

2

Для обеспечения вывода изображени, удобство расположения во время эндоскопической операции,обеспечение запаса ресурса использования оборудования и возможность экономии времени при «отсуствии» перетыкания разьемов во время одновременного проведения гастро- и колоноскопии

1 шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монитор медицинский

шт

 

 

2

Для обеспечения вывода изображени, удобство расположения во время эндоскопической операции, возможность экономии времени при отсуствии перетыкания разьемов во время одновременного проведения гастро- и колоноскопии. Обеспечение эргономики помещения

Источник света

шт

 

 

2

Обеспечение запаса ресурса использования оборудования и возможность экономии времени при «отсуствии» перетыкания разьемов во время одновременного проведения гастро- и колоноскопии

Тележка эндоскопическая

шт

 

 

1

Обеспечение эргономики помещения.

Полки для оборудования

 

 

 

Наличие

ГОСТ 56278-2014

 

Выдвижная полка для клавиатуры

 

 

 

Наличие

ГОСТ 56278-2014

 

Отсос медицинский

шт.

 

 

1

Требование заказчика к комплектации оборудования

 

Видеогастроскоп

шт

 

 

1

Для проведения гастроскопии

 

Колоновидеоскоп

шт

 

 

2

Для проверения колоноскопии

 

В извещении об аукционе и ТЗ Заказчик, как и в первой закупке (извещение                           № 0830500000222002797), указал позицию КТРУ 26.60.12.119-00000374.

По мнению Заявителя, Заказчик требует к поставке по ряду позиций двойное количество оборудования в рамках одной системы эндоскопической визуализации (КТРУ 26.60.12.119-00000374).

Так, в частности, по показателю «Полки для оборудования – наличие» Заказчик указывает позицию «открытым» (не определено точное количество полок), при этом Заказчик требует к поставке два видеопроцессора, два осветителя и один отсос медицинский, то есть, по мнению Заявителя, минимальное значение показателя «Количество полок» должно быть установлено в минимальном значении не менее 5.

В ТЗ Заказчиком установлены позиции «Тележка эндоскопическая» в количестве 1 шт. и «Выдвижная полка для клавиатуры» в наличии. По мнению Заявителя, тележки с двумя выдвижными полками для двух клавиатур нет на рынке, а две клавиатуры для двух видеопроцессоров не установить на одной выдвижной полке, что приводит к невозможности поставить соответствующую тележку. Кроме того, Заказчик в п. 3.8.1 проекта Контракта требует, чтобы оборудование было «серийным», что исключает поставку медицинского оборудования согласно требованиям ТЗ.

Заявитель считает, что невозможно один «Отсос медицинский» подключить одновременно к двум эндоскопам и два «Видеопроцессора» подключить к одному эндоскопу.

По мнению Заявителя, такие требование ТЗ не улучшают клиническую эффективность использования системы эндоскопической визуализации, а «задвоенное» количество оборудования не входит в комплект/состав поставки ни у одного производителя эндоскопических систем, присутствующих на российском рынке, что подтверждается регистрационными удостоверениями и инструкциями, размещенными на официальном сайте Росздравнадзора.

Заявителем проведен сравнительный анализ документации об аукционе и общедоступных данных о эксплуатационных характеристиках и показателях медицинских изделий, размещенных в государственном реестре медицинских изделий (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch). Заявителем представлены дополнительные пояснения к жалобе и сравнительная таблица систем эндоскопической визуализации различных производителей.

Анализ, проведенный Заявителем, свидетельствует о том, что согласно регистрационным удостоверениям на рынке систем эндоскопической визуализации  отсутствуют такие системы, имеющие в своем составе 2 видеопроцессора.

Размещение полного перечня оборудования, приведенного в ТЗ, по мнению Заявителя, невозможно. Документация об аукционе содержит не полную и не достоверную информацию.

Заявитель считает, что описание объекта закупки («комплектации» системы эндоскопической визуализации) вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и не дает добросовестным участникам рынка подать предложение (заявку) на участие в аукционе, за исключением организаций предлагающих к поставке продукцию производителя «СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.».

В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на позицию ФАС России (решение ФАС России от 3.10.2022г. по делу № 28/06/105-3054/2022 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

Заявитель считает, что Заказчик не исполнил предписание УФАС от 21.10.2022г.                              № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22), тем самым нарушив ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик и Уполномоченное учреждение не согласились с доводами Заявителя и считают, что жалоба является необоснованной.

В подтверждение своей позиции Заказчик указывает на то, что в рамках обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) получено три коммерческих предложения, в которых к поставке сообщалось о соответствии ТЗ к поставке медицинского оборудования двух производителей (Сонаскейп HD-330 и PENTAX). При описании объекта закупки Заказчик использовал ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок (далее - ГОСТ Р 56278-2014), утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта                           от 26.11.2014 № 1881-ст.

Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 56278-2014 при описании объекта закупки указывается количество видеомониторов, видеопроцессоров, эндоскопических отсосов, видеогастроскопов, колоновидеоскопов и других показателей.

Позиция КТРУ позволяет описать объект закупки с учетом потребности Заказчика.

Заказчик указывает на то, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие (например, регистрационное удостоверение № РЗН2018/7326 на систему видеоэндоскопическую HD-500) может содержать состав изделия, соответствующего ТЗ.

По мнению Заказчика, наличие в регистрационном удостоверении списка/состава оборудования не накладывает на производителя и/или продавца обязанности осуществлять оборот медицинского изделия именно в том составе, который приведен в регистрационном удостоверении.

Заказчик полагает, что в указанном случае возможна поставка товара с указанными в ТЗ характеристиками, что подтверждается тремя поступившими заявками на участие в аукционе.

Комиссия УФАС, изучив материалы второй жалобы Заявителя, установила следующее.

Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с п.п. «б» - «г» и «е» - «з» п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Позиции КТРУ по медицинским изделиям формируются на основании номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной Минздрава России, с учетом информации о зарегистрированных медицинских изделиях.

Позиция КТРУ 26.60.12.119-00000374 обязательна для применения с 01.07.2019г.

В позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 предусмотрено, что все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур, в связи с чем требование о предоставлении в составе заявки количества оборудования, являющегося составными частями комплекта, необходимого Заказчику, в частности, с «задвоенным» количеством не соответствует комплектности, обозначенной в такой позиции КТРУ.

С учетом изложенного, Комиссия УФАС пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего в ТЗ вышеуказанные требования  к характеристикам товара, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 7, ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ. Довод Заявителя признан обоснованным.

Довод Заявителя о не исполнении предписания УФАС от 21.10.2022г. № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22) признан не обоснованным, так как закупка (извещение                        № 0830500000222002797) аннулирована, то есть предписание исполнено.

Вопросы, связанные с установлением факта нарушения требований антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 135-ФЗ.

Решением от 30.11.2022г. № 035/06/33-653/2022 (04-11/294-22) жалоба Заявителя признана частично обоснованной, Заказчика признан нарушившим ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. Предписание не выдано, так как подано три заявки, в которых к поставке предлагалось медицинское оборудование двух производителей (Сонаскейп HD-330 и PENTAX). Материалы жалобы приобщены к материалам дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Комиссия УФАС по рассмотрению дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив в совокупности материалы настоящего дела, а также материалы жалоб № 035/06/33-533/2022 (04-11/261-22), № 035/06/33-653/2022 (04-11/294-22) установила следующее.

Пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупок запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для каких-либо участников, в том числе путем описания объекта закупки под модели конкретного производителя и включения в описание объекта закупки характеристик товара, вводящих в заблуждение потенциальных участников закупки.

Анализ положений ст.ст. 7, 8, 33, 42 Закона о контрактной системе и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, создает условия ограничения числа участников размещения заказа.

Включение Заказчиком в документацию о закупке требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, и описание отдельных характеристик товара в нарушение выбранной Заказчиком позиции КТРУ создает условия недопущения, ограничения или устранения конкуренции при проведении аукциона.

Конкурентные способы закупок, к которым относятся аукцион, проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не предусмотренное законодательством ограничение в доступе к закупкам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес заказчика в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

Запреты, предусмотренные антимонопольным законодательством, являются безусловными и имеют императивный характер. Законодатель не ставит наступление ответственности в зависимость от количества лиц, права которых были нарушены, в том числе ввиду создания условий недопущения, ограничения или устранения конкуренции при проведении закупки.

Правонарушение, выразившееся в нарушении данных запретов, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

В рамках рассмотрения дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п. 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции на закупках медицинского изделия для нужд Заказчика.

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции на закупках выявлено следующее:

По первой закупке (извещение № 0830500000222002797):

1) временной интервал: с 30.09.2022г. (дата публикации извещения) до 01.11.2022г. (дата аннулирования/отмены закупки);

2) предмет закупки: Поставка медицинского изделия - (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие»;

3) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в закупке: индивидуальный предприниматель Разумова О.В. (ИНН 502238542487).

По второй закупке (извещение № 0830500000222003541):

1) временной интервал: с 16.11.2022г. (дата публикации извещения) до 30.11.2022г. (дата принятия решения от 30.11.2022г. № 035/06/33-653/2022 (04-11/294-22));

2) предмет закупки: Поставка медицинского изделия - (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие»;

3) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в закупке: индивидуальный предприниматель Разумова О.В. (ИНН 502238542487), общество с ограниченной ответственностью «МедТехСити» (ООО «МТСити», ИНН 7801328621), общество с ограниченной ответственностью «Вин-Вин Групп» (ООО «ВВГ», ИНН 7751008239).

Рассмотрев материалы дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия УФАС пришла к выводу о нарушении Заказчиком (БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 4») п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

06.12.2022г. Комиссия УФАС приняла заключение об обстоятельствах дела                      № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

В Комиссию УФАС от лиц, участвующих в рассмотрении дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, не поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 035/01/11-139/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия УФАС, оценив материалы дела, не находит оснований для изменения выводов, содержащихся в заключении об обстоятельствах дела № 035/01/17-534/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Основания для выдачи обязательного для исполнения предписания отсутствуют.

Руководствуясь ст.  23, ч. 1  ст. 39, ч.ч. 1 - 3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 4» (160000,                        г. Вологда, Окружное шоссе, д. 3В, ИНН 3525075763, ОГРН 1033500038912)  нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2.  Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3.  Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии УФАС

 

Члены КомиссииУФАС

 

 

ХХХХХХХХХХ

 

ХХХХХХХХХХ

                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны