Решение б/н РЕШЕНИЕ № 24-10АМЗ/15 от 1 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 24-10АМЗ/15

 

Резолютивная часть оглашена 19 мая 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2016 г.                                          г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Осипов Сергей Владимирович – заместитель руководитель  - начальник отдела контроля государственных закупок Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Наталия Ивановна – начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

рассмотрев дело № 24-10АМЗ/15 по признакам нарушения ЗАО «Вторресурсы» (ул. Некрасова, д.60-а, г. Вологда,  160014) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании представителя ЗАО «Вторресурсы» А.А. Райляна и представителя ООО «Эковтор» А.С.Неуступова (доверенности имеются в материалах дела),

 

УСТАНОВИЛА:

В Вологодское УФАС России поступило обращение гр. А.С. Неуступова, в том числе направленное Прокуратурой города Вологды, на незаконное завышение ЗАО «Вторресурсы» стоимости услуги по приёму и утилизации/захоронении отходов (стоимость составляет 1 593,27 руб/т) путём включения в стоимость данной услуги инвестиционной надбавки в размере 928,35 руб./тонну с НДС, утвержденной решением Вологодской городской Думой, в то время, как данное решение было отменено.

            В соответствии с приказом Управления № 371 от 17.08.2015 в отношении ЗАО «Вторресурсы» (далее также – Ответчик, Общество) возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

            Определением об отложении рассмотрения дела от 19.11.15 г. к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Эковтор». ООО «Эковтор» полагает, что ЗАО «Вторресурсы», как доминирующий хозяйствующий субъект, в нарушение законодательства о защите конкуренции допустило установление экономически необоснованной и завышенной цены на услуги по накоплению отходов; ООО «Эковтор» вынуждено оплачивать услуги общества по временному накоплению отходов по завышенной стоимости, что также, по мнению указанного лица, является навязыванием ему невыгодных условий договора.

            ЗАО «Вторересурсы» с доводами лиц, участвующих в деле, не согласно и полагает, что при установлении соответствующей стоимости услуг действовало в рамках законодательства.

             На заседании Комиссии Ответчик пояснил следующее:

             Между ЗАО «Вторресурсы» и ООО «Эковтор» заключён договор от 01.01.15 г. № 15-с/711 на оказание услуг по приему отходов (далее – договор от 01.01.15), согласно которому  ЗАО «Вторресурсы» (Исполнитель) оказывает ООО «Эковтор» (Заказчик) услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям.  Стоимость  услуг Общества составляет всего – 1 593,27 руб/т с НДС (приложении 1 к договору). Данную стоимость Общество применяло за услуги по приёму/накоплению отходов, оказанные для ООО «Эковтор» в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. В соответствии с п.3.2 данного договора применительно к твердым бытовым отходам цена складывается из цены (тарифа) и надбавки к цене (тарифу), рассчитанных на основании решений уполномоченных органов  - Региональной энергетической комиссией Вологодской области и Вологодской городской Думой, и соответствуют их размерам (составляющие цены), которые расходуются на осуществление деятельности, предусмотренной лицензией Исполнителя (цена) и на покрытие затрат Исполнителя на строительство полигона ТБО в урочище Пасынково (надбавка).

По мнению ЗАО «Вторресурсы» указанная стоимость услуг сформирована из некой стоимости услуг по приёму и накоплению отходов 664,92 руб/т с НДС (которая совпадает с тарифом на утилизацию, обезвреживанию и захоронению ТБО ЗАО «Вторресурсы» на период с 01.01.15 по 30.06.15 г., утвержденным Приказом РЭК Вологодской облатси № 605 от 28.11.2013 г.) и инвестиционной надбавки 928,35 руб./тонну, установленной решением Вологодской городской Думой на 2015 г.

Представитель Ответчика объяснил это тем, что Общество не стало увеличивать с 01.01.15 г. плату услуг по приёму и накоплению отходов, т.к. совокупная стоимость составила бы 1926,35 руб/т с НДС (стоимость услуг по приёму и накоплению отходов с 01.01.15 г.  согласно калькуляции Общества – 998 руб/т с НДС, а также инвестиционная надбавка – 928,35 руб./тонну, установленная решением Вологодской городской Думой на 2015 г.). Ответчик также на заседании Комиссии пояснил, что калькуляция стоимости услуг Общества на сумму 664,92 руб/т с НДС отсутствует.

      Комиссией установлены следующие обстоятельства дела.

      Согласно результатам проведённого анализа состояния конкуренции на товарном рынке (аналитический отчёт  № 7 (16) от 22.04.16 г)  доля ЗАО «Вторресурсы» на рынке  услуг по приёму и накоплению твёрдых  отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района составляет 100%.  На рынке данных услуг ЗАО «Вторресурсы» занимает доминирующее положение, в т.ч. по отношению к ООО «Эковтор».

      Началом деятельности Общества (в качестве продавца) на рынке услуг по накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда на ул. Мудрова (в целях их дальнейшего размещения на объектах, соответствующих требованиям законодательства) является август 2014 г.

         ЗАО «Вторресурсы» осуществляет данный вид деятельности в следующих условиях:

       - Общество осуществляет накопление отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова, расположенном на земельном участке с кадастровым номером: 35:24:0303004:160 (в целях их дальнейшего размещения на объектах, соответствующих требованиям законодательства). Ранее (начиная с ноября 2011 г. по июль 2014 г.), на данном участке Общество осуществляло деятельность по утилизации/захоронению отходов (в рамках Концессионного соглашения в отношении полигона ТБО в урочище Пасынково Вологодского района от 22.09.11 г., заключённому между  Администрацией г. Вологды и ЗАО «Вторресурсы»).;

        - земельный участок (полигон ТБО в г. Вологда на ул. Мудрова) находится в аренде у ЗАО «Вторресурсы» согласно договору аренды от 22.09.11 г. № 24-120мс, заключённому с Администрацией г. Вологды на основании вышеназванного Концессионного соглашения;

       -  между ЗАО «Вторресурсы» и ООО «Эковтор» заключён договор от 01.01.15 г., согласно которому ЗАО «Вторресурсы» оказывает услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям (ЗАО «Вторресурсы» выбирает эти объекты размещения отходов по своему усмотрению). Стоимость  услуг по договору (п.3.2 договора и приложение № 1 к договору), составляет – 1 593,27 руб/т с НДС;

          -  между ЗАО «Вторресурсы» и ООО «Эковтор» заключён договор от 01.07.15 г. № 15-с/711-1 (редакция с 01.07.15 г.), согласно которому  ЗАО «Вторресурсы» оказывает услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям (ЗАО «Вторресурсы» выбирает объекты размещения отходов по своему усмотрению).  Стоимость  услуг по договору – 998 руб/т с НДС;

        - ООО «Эковтор» оплачивает услуги ЗАО «Вторресурсы» по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям. Подтверждением  этому являются следующие документы: счета - фактуры за январь-декабрь 2015 г. и январь 2016 г. (об оказанных ЗАО «Вторресурсы» услугах по приёму отходов от ООО «Эковтор» в рамках договора № 15-с/711 и  договора № 15-с/711-1),  также  платёжные поручения за июнь-декабрь 2015 г. и январь-февраль 2016 г. (об оплате ООО «Эковтор» за услуги ЗАО «Вторресурсы» по договору от  01.01.15 г. № 15-с/711 и по договору от  01.07.15 г. № 15-с/711-1), а также  выписка банка ПАО «Банк СГБ» «Движение по счёту 40702810800110002764 с 01.01.15 г. по 24.03.16 г.» (об оплате ООО «Эковтор» за услуги ЗАО «Вторресурсы» за размещение отходов, за приём отходов);

         В рамках положений этих договоров ЗАО «Вторресурсы» оказывает для ООО «Эковтор» услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям, по следующим ценам:

        – 1 593,27 руб/т с НДС (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) 

        –    998  руб/т с НДС (с 01.07.15 г.)

       Комиссия, рассмотрев представленную информацию об обосновании стоимости услуги ЗАО «Вторресурсы» по приёму/накоплению отходов - 998 руб/т с НДС (с 01.07.15 г.), не выявила в данной стоимости признаков монопольно высокой цены.

         Комиссия, рассмотрев представленную информацию об обосновании стоимости услуги ЗАО «Вторресурсы» по приёму/накоплению отходов - 1 593,27 руб/т с НДС (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.), установила следующие  обстоятельства.

ЗАО "Вторресурсы" является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 35:24:0303004:160, расположенного в г. Вологда на ул. Мудрова и используемого под полигон ТБО. ЗАО "Вторресурсы" в соответствии с лицензией Росприроднадзора N 35-0063 от 29.02.2012 г.  на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности имеет право на осуществление на вышеназванном земельном участке работ по сбору и размещению соответствующих видов отходов.

        РЭК Вологодской области  установила тариф на услуги ЗАО "Вторресурсы" по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей города Вологды области - 664,92 руб/т с НДС  на период его действия: с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. (источник - Приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 28.11.2013 N 605 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов ЗАО "Вторресурсы" для потребителей города Вологды").

Вологодская городская Дума установила на 2015 г. для ЗАО "Вторресурсы" надбавку к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей -  928,35 руб./тонну (источник – решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391 «Об утверждении инвестиционной программы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы"» (приложение № 1), решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1392 (ред. от 25.04.2013) "Об установлении на 2013 - 2016 годы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы" надбавки к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей").

Именно совокупность этих стоимостей (664,92 + 928,35 =  1 593,27 руб/т с НДС) и надлежало ЗАО "Вторресурсы" взимать со своих контрагентов за услуги по размещению отходов.        

            Вместе с тем, наступившие законные обстоятельства объективно стали препятствием для этого.

На федеральном уровне был установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Порядок ведения государственного кадастра отходов был утверждён Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313) и вступил в силу с 01.08.2014 г. С учётом требований п.17 данного Порядка, ЗАО "Вторресурсы" не подлежало включению в данный Реестр, и впоследствии Росприроднадзор фактически не включил ЗАО "Вторресурсы" в Государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, начиная с 01.08.2014 г., ЗАО "Вторресурсы" потеряло право:

    - на оказание услуг по размещению отходов на полигоне ТБО в г. Вологде на ул. Мудрова;

    - на применение тарифа РЭК Вологодской области 664,92 руб/т с НДС  (установлен на услуги ЗАО "Вторресурсы" по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей города Вологды области на период его действия: с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.);

- на применение инвестиционной надбавки 928,35 руб./тонну к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей -  (установлена  Вологодской городской Думой на 2015 г. для ЗАО "Вторресурсы").

Решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391 «Об утверждении инвестиционной программы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы"», в том числе приложение № 1 к инвестиционной программе, в которой приведен расчет надбавки к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для ЗАО «Вторресурсы» на 2013-2016 годы, включая надбавку на 2015 год – 928,35 руб./тн, решением Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2015 признано недействующим полностью.

Основания, по которым, начиная с 01.08.2014 г. на ЗАО "Вторресурсы" не распространяются положения, указанные Решением Вологодской городской Думы от 29.11.2012 г. № 1392, Решением Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391, касающиеся в частности возможности взимать надбавку к тарифу:

-  ЗАО  "Вторресурсы" не может быть отнесено к организации коммунального комплекса (согласно ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"  (организация коммунального комплекса – это  юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов);

- ЗАО "Вторресурсы" не может обеспечивать свои (как организация не коммунального комплекса) финансовые потребности, необходимые для реализации инвестиционной программы, указанной в Решении Вологодской городской Думы от 29.11.2012 г. № 1392, за счет средств от регулируемой  надбавки к тарифу на услуги по размещению отходов, т.к. фактически не оказывает данные  услуги (основание - статьи  10, 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ст. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса").

         Таким образом, начиная с 01.01.15 г., ЗАО «Вторресурсы» оказывает услуги по приёму/накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова и последующему размещению отходов на объектах, соответствующих природоохранным требованиям. Цены на услуги по приему/накоплению отходов не подлежат государственному регулированию. На данные услуги у ЗАО «Вторресурсы» рассчитана цена – 998 руб/т с НДС  с 01.01.15 г. Калькуляция  цены представлена в материалы дела. Вместе с тем, ЗАО «Вторресурсы» на названные услуги установило и фактически взимало за их оказание иную цену - 1 593,27 руб/т с НДС, которая на основании вышеизложенных обстоятельств уже не являлась совокупностью тарифа РЭК Вологодской области  (664,92 руб/т с НДС, установленной в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) и надбавкой Вологодской городской Думы (928,35 руб./тонну на 2015 г.), а представляло собой свободную цену.

При этом необходимо отметить, что ЗАО «Вторресурсы» само себе противоречит (когда утверждает, что 664,92 руб/т с НДС – это самостоятельно сформированная им стоимость) и подтверждает, что  стоимость 664,92 руб/т с НДС (указана в договоре от 01.01.15 г. № 15-с/711 на оказание услуг по приёму/накоплениию) является тарифом РЭК Вологодской области на услуги ЗАО "Вторресурсы" по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (источник – п.1 ответа ЗАО «Вторресурсы» вх.3269 от  20.01.16 г. на Определение Комиссии от  17.12.15 г.).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Исходя из указанных положений, в антимонопольном законодательстве используются два критерия определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара: затратный критерий и критерий сопоставимых рынков.

При наличии сопоставимого товарного рынка, находящегося в состоянии конкуренции, оценка цены товара на монопольном рынке (рынке с ограниченной конкуренцией) должна осуществляться путем использования критерия сопоставимых рынков и затратного критерия в совокупности. Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного критерия возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

Управление запросило (письмом от 05.04.16 г. №1191) территориальные  управления ФАС России (82 региона РФ) представить информацию по конкурентным сопоставимым рынкам услуг по накоплению твёрдых бытовых отходов на территории подведомственных регионах. Ряд ответов и отсутствие в основной массе ответов свидетельствовали об отсутствии конкурентных сопоставимым рынков вышеназванных услуг в регионах РФ.

Комиссией проведена проверка установления стоимости услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов (1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.)  на предмет соответствия пунктам 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  (в части случаев, когда цена, установлена путем повышения/путем поддержания или неснижения цены, и сравнивается изменение расходов и цены) и на соответствие части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ («цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом…») с учетом применения затратного критерия.

         Ввиду отсутствия сформированных самостоятельно ЗАО «Вторресурсы» калькуляций цены в динамике (поскольку до 01.01.15 г. и после этой даты  стоимость услуги не превысила совокупности тарифа РЭК и надбавки Вологодской городской Думы и, при этом, ЗАО «Вторресурсы» также утверждает, что стоимость 664,92 руб/т с НДС,  указанная в договоре от 01.01.15 г. № 15-с/711 на оказание услуг по приёму/накоплению, является тарифом РЭК Вологодской области и поэтому её калькуляцию ЗАО «Вторресурсы» самостоятельно не рассчитывало) невозможно проверить ценообразование на предмет соответствия частным случая установления монопольно высокой цены, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  (в части, случаев, когда цена, установлена путем повышения/путем поддержания или неснижения цены).

При рассмотрении стоимости услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов (1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.)  на соответствие части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено следующее.

         Как указано выше, ЗАО «Вторресурсы» за эти услуги установило и фактически взимает некую стоимость - 1 593,27 руб/т с НДС (в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г), которая на основании вышеизложенных обстоятельств уже не является совокупностью тарифа РЭК Вологодской области  (664,92 руб/т с НДС, уст. с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) и надбавки Вологодской городской Думы (928,35 руб./тонну на 2015 г.), а представляет собой свободную цену. ЗАО «Вторресурсы» не считает цену на эти услуги свободной (по его мнению, цена не должна  превышать 1 593,27 руб/т с НДС) и, следовательно, не рассчитывало  калькуляцию стоимости этой услуги.

Начиная с 01.01.15 г. (в т.ч. в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.)  у ЗАО «Вторресурсы» уже рассчитана стоимость услуг по приёму/накоплению отходов - 998 руб/т с НДС.

Цена 1 593,27 руб/т с НДС, применяемая ЗАО «Вторресурсы» в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г., превышает цену 998 руб/т с НДС, рассчитанную ЗАО «Вторресурсы» согласно калькуляции, но не применяемую в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. 

Тем самым, цена 1 593,27 руб/т с НДС превышает сумму расходов и прибыли,  необходимых для производства и реализации этих услуг (рассчитанную в калькуляции цены 998 руб/т с НДС). 

Расчёт стоимости услуги по приёму и накоплению отходов с 01.01.2015 г.

 

Источник – калькуляция ЗАО «Вторресурсы»

«Расчёт стоимости услуги по приёму и накоплению отходов с 01.01.2015 г.» - 998 руб/т с НДС

 

Источник – расчёт Вологодского УФАС России прибыли в стоимости услуги ЗАО «Вторресурсы» по приёму и накоплению отходов с 01.01.2015 г.  -        1 593,27 руб/т с НДС

№ п/п

Статьи калькуляции

Ед. изм.

Показатель

Показатель

17

РАСХОДЫ, всего.

Необходимая валовая выручка (НВВ) от реализации

 тыс. руб.

28 328,3

28 328,3

18

РАСХОДЫ на ед. продукции.

Расценка

руб/тонн

833,19

833,19

19

ПРИБЫЛЬ

Рентабельность

руб/тонн

%%

12,57 руб/тонн

1,5 %

517,04 руб/тонн

62,1 %

 

ЦЕНА

Расценка

руб/тонн

845,76

1350,23

20

ЦЕНА

Расценка с НДС

руб/тонн

998

1 593,27

 

На основании вышеизложенного, с учетом приведенных расчетов, Комиссия считает, что стоимость услуг ЗАО "Вторресурсы" по приёму/накоплению отходов (1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.) имеет признаки монопольно высокой цены.

 Комиссия также отклоняет доводы Ответчика о правомерности установления указанной цены на свои услуги в силу следующих обстоятельств.

В рамках Определения об отложения рассмотрения дела № 24-10АМЗ/15  к рассмотрению от  31.03.16 г. (письмо от 04.04.16 г. исх.№1171) Комиссия предложила ЗАО «Вторресурсы» представить  следующую информацию:

        на вопрос № 1) на заседание комиссии Вологодского УФАС России  (31.03.16 г.)  ЗАО «Вторресурсы» представило «Расчёт стоимости услуг по приёму отходов  с 01.01.15 г.» согласно которому стоимость услуг ЗАО «Вторресурсы» по приёму и накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологде на ул. Мудрова (с последующим размещением на иных полигонах) составляет 998 руб/т с НДС с 01.01.15 г.

 Вместе с тем, ранее, ЗАО «Вторресурсы» (п.3 письма от 24.03.16 г.№ 294) указало иную информацию по датам ввода в действие стоимости услуг для всех своих контрагентов, а именно, что стоимость услуг ЗАО «Вторресурсы» по приёму и накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова (с последующим размещением на иных полигонах) составляет:

- 1 360,13 руб/т с НДС  (с 01.08.14 г.по 31.12.14 г.)

- 1 593,27 руб/т с НДС  (с 01.01.15 г.по 30.06.15 г.)

-    998  руб/т с НДС      (с 01.07.15 г. по 31.12.15 г.)

Также анализ договоров (заключённых с ООО «Эковтор»), счетов-фактур (предъявленных к оплате за оказанные услуги для ООО «Эковтор») и платёжных банковских поручений (об оплате ООО «Эковтор» услуг ЗАО «Вторресурсы») свидетельствует о том, что стоимость услуг ЗАО «Вторресурсы» по приёму и накоплению отходов на полигоне ТБО в г. Вологда, ул. Мудрова (с последующим размещением на иных полигонах) составляет:

- 1 593,27 руб/т с НДС  (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.)

-    998  руб/т с НДС (с 01.07.15 г. по 31.12.15 г.)

            Комиссия запросила представить объяснение по несоответствию указанных Обществом вышеназванных дат и стоимости, указать фактические даты и величину применяемой стоимости вышеназванных услуг в эти временные периоды, объяснить причины представления недостоверной информации.

Ответ ЗАО «Вторресурсы» (письмо от 15.04.16 г. № 367) на данные вопросы не был объективным и содержательным, поскольку в данном объяснении приводился исключительно расчёт с использованием составляющих, имеющих отношение к разным услугам: 998 (тариф РЭК на услуги накопления), а также 928,35 (надбавка Думы к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение).

Комиссия полагает, что если бы Общество с учетом всех установленных обстоятельств дела действовало добросовестно, соблюдая права и законные интересы контрагента, оно, зная то обстоятельство, что с августа 2014 г. утратило право оказания услуг по размещению отходов на указанном выше земельном участке, и, оказывая по факту услуги по приему/накоплению отходов, а также принимая во внимание то, что Решение Вологодской городской Думы от 29.11.2012 N 1391 «Об утверждении инвестиционной программы закрытому акционерному обществу "Вторресурсы"», включая приложение № 1, признано недействующим, должно было применять к расчетным отношениям с ООО «Эковтор» установленную калькуляцией на соответствующий период стоимость работ – 998 руб/т с НДС.

ООО «Эковтор» отмечен тот факт, что оно вынуждено оплачивать услуги Ответчика по приему/накоплению отходов по необоснованно высокой цене. Оплата услуг производится на условиях предоплаты в размере 100 % (п. 3.3 договора от 01.01.2015 г.) Кроме того, отмечено, что Общество, являясь для ООО «Эковтор» поставщиком соответствующих услуг, одновременно является и его прямым конкурентом на рынке по сбору и транспортировке отходов. Установление Ответчиком завышенной стоимости услуг для контрагента привело к резкому увеличению соответствующих затрат ООО «Эковтор», в результате чего повысилась и себестоимость услуг по транспортировке отходов, что приводит к необходимости повышения стоимости оказываемых потребителей услуг и снижению конкурентоспособности ООО «Эковтор» на рынке по сбору и транспортировке отходов.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»).

Действия Ответчика по установлению в договоре от 01.01.2015 г. стоимости услуг  по приёму/накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС, в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», 

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать закрытое акционерное общество «Вторресурсы»  нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотреблении доминирующим положением  на рынке  услуг по приёму и накоплению твёрдых  отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района, путем установления и поддержания в период с 01.01.15 г. по 30.06.15 г. монопольно высокой цены на услуги  по приёму и накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС.

       2. Выдать закрытому акционерному общество «Вторресурсы» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке  услуг по приёму и накоплению твёрдых  отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги  по приёму и накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                    С.В.Осипов

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                               отсутствовала                    И.А.Смышляева

                                                                                                                

Н.В. Скребков

 

Н.И. Проничева

 

отсутствовала                     И.С. Лукова

        

 

 

                                  

                                                                                                                     

    

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 24-10АМЗ/15

 

01 июня 2016 года                                                                                                                         город Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель Комиссии:

Осипов Сергей Владимирович – заместитель руководитель  - начальник отдела контроля государственных закупок Управления;

Члены Комиссии:

Проничева Наталия Ивановна – начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Смышляева Ирина Александровна – заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

Скребков Николай Вадимович – главный специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;

Лукова Ирина Сергеевна – ведущий специалист-эксперт отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01 июня 2016 г. по делу  № 24-10АМЗ/15 о нарушении закрытым акционерным обществом «Вторресурсы» пункта 1  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Закрытому акционерному обществу «Вторресурсы» прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке  услуг по приёму и накоплению твёрдых  отходов в географических границах г. Вологды и Вологодского района путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги  по приёму и накоплению отходов в размере 1 593,27 руб/т с НДС.

2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с момента его получения.

3. Закрытому акционерному обществу «Вторресурсы» представить в адрес Вологодского УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 5 рабочих дней с момента его исполнения.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                

Связанные организации

Связанные организации не указаны