Определение №035/01/10-282/2022 Определение о назначении рассмотрения дела по признакам нару... от 9 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицам, участвующим в деле (по списку рассылки)

 

 

                                                          Определение

о назначении дела № 035/01/10-282/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

  1. июня 2022 года                                                                                                                   г. Вологда

 

Председатель    комиссии    Вологодского   УФАС    России    по    рассмотрению    дела

№ 035/01/10-282/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Мерзлякова Н.В.,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Вологодское УФАС России (далее - Управление) поступили заявления Вологодского регионального отделения ЛДПР, а также управляющих компаний о нарушении ООО «АкваЛайн» антимонопольного законодательства.

На основании полученных в ходе проверки указанных заявлений документов (информации) установлены следующие обстоятельства.

Между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской облает (далее - Департамент) и ООО «АкваЛайн» 10.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Восточной зоне Вологодской области (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением ООО «АкваЛайн» обязано обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО, образующихся в Восточной зоне Вологодской области.

Согласно пункту 2.1 Соглашения приведенная стоимость услуг регионального оператора определена по результатам конкурсного отбора и составляет 10 667 751 000 рублей.

В соответствии с разделом 5 Соглашения Департамент осуществляет текущий контроль деятельности регионального оператора в рамках исполнения Соглашения путем мониторинга и анализа отчетности, предоставляемой региональным оператором, а также информации о деятельности регионального оператора, предоставляемой федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с ТКО.

Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действует до 10.04.2028 (пункт 7.1).

15.10.2018 между Департаментом и ООО «АкваЛайн» заключено дополнительное соглашение №1 к Соглашению.

29.01.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение № 2 к Соглашению, в соответствии с которым пункт 3.2 («Региональный оператор вправе») Соглашения дополнен пунктами 3.2.16, 3.2.17 следующего содержания:

«3.2.16. Взимать с населения плату за услугу по обращению с ТКО по ценам, определенным ниже утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО»;

«3.2.17. Претендовать на возмещение разницы, возникшей в связи с оказанием населению услуги по обращению с ТКО по ценам, определенным ниже размера, утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО».

Приказом Департамента от 14.12.2018 № 665-р для регионального оператора  в сфере обращения с ТКО в Восточной зоне Вологодской области - ООО «АкваЛайн», установлен единый тариф регионального оператора на 2019 год на уровне 800,93 рублей за один кубический метр ТКО (с учетом НДС, категория - население).

Региональный оператор применил понижающий коэффициент к единому тарифу регионального оператора в размере 0,80372 для населения Восточной зоны Вологодской области, что оформлено приказом ООО «АкваЛайн» от 25.01.2019 № 5/01А1. Приказом ООО  «АкваЛайн»  от  29.01.2019  №7/01А1  внесены  изменения  в  приказ  от  25.01.2019

№5/01А1, цена за услугу (плату) по обращению с ТКО для собственников жилых помещений изменена со 140,33 на 140,28 - для населения, проживающего в городских населенных пунктах, со 112,65 на 112,92 - для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.

Приказом Департамента от 11.06.2019 № 165-р на услугу регионального оператора.

по обращению с ТКО в Восточной зоне Вологодской области установлен единый тариф с 01.07.2019 на уровне 567,17 руб. за один кубический метр ТКО (с учетом НДС, категория

— население).

Региональный оператор применил понижающий коэффициент к единому тарифу на услугу по обращению ТКО в размере 0,93166, что оформлено приказом от 1 5 . 0 7 . 2 0 1 9

№ 1 9 / 0 1 .

Услуги по обращению с ТКО оказывались региональным оператором населению Восточной зоны Вологодской области в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в полном объеме.

31.12.2019 региональным оператором Департаменту направлена претензия с требованием компенсировать неполученную сумму за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку требование, изложенное в претензии, Департаментом в досудебном порядке не исполнено, ООО «АкваЛайн» обратилось в суд с соответствующим исковым заявлением.

Арбитражным  судом  Вологодской  области  по  результатам  рассмотрения  дела

№А13-1990/2020   требования   регионального   оператора   отклонены,   поскольку   ООО

«АкваЛайн» самостоятельно и в добровольном порядке приняло решение произвести снижение предельного размера тарифа путем применения понижающего коэффициента, то есть взимать с населения плату ниже утвержденного тарифа. Дополнительное соглашение от 29.01.2019 № 2 подтверждает данное волеизъявление ООО «АкваЛайн».

ООО «АкваЛайн» является профессиональным участником в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Добровольно применив понижающий коэффициент к установленному тарифу, ООО «АкваЛайн» не могло не понимать возможные последствия применения такого расчета.

При этом ООО «АкваЛайн», применяя по собственной инициативе понижающие коэффициенты, не вправе претендовать на возмещение с граждан расходов, причиненных разницей в виде примененных обществом тарифов и понесенными фактическими затратами, поскольку их возникновение не обусловлено установлением ООО «АкваЛайн» экономически необоснованных тарифов.

Кроме того, установлено, что ООО «АкваЛайн» не доказано наступление для себя вредных последствий и не подтверждена правильность расчета заявленной суммы, первичную документацию не представило, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления экономической обоснованности применяемых в расчетах тарифов не заявило.

Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, в большинстве своих случаев заключены населением Восточной зоны Вологодской области с ООО «АкваЛайн» путем совершения конклюдентных действий.

Пунктом 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила №354) установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

При изучении платежных документов ООО «АкваЛайн», направленных гражданам напрямую,  за  расчетный  период  октябрь  2021  .года  в  графе  «перерасчет»  по  строке

«Доначисление за вывоз ТКО: по нормативу 2019 год» выявлено, что произведено доначисление населению Восточной зоны Вологодской области платы за январь 2019 года, в платежном документе за ноябрь 2021 года - произведено доначисление платы за февраль 2019 года и так далее. В управляющие компании в рамках заключенных договоров на оказание услуг по обращению ТКО в Восточной зоне Вологодской области поступили корректировочные счета-фактуры.

Данное доначисление произведено в связи с изданием внешним управляющим Бухариным С.В. приказа от 19.10.2021 № 13/01А1 об отмене приказов ООО «АкваЛайн» от 25.01.2019 №5/01А1, от 29.01.2019 №7/01А1, от 15.07.2019 №19/01А1 (о применений понижающего коэффициента к предельному тарифу).

Таким  образом,  ООО  «АкваЛайн»  в  связи  с  изданием  приказа  от  19.10.2021

№13/01А1 пересмотрена цена договоров на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год, установленная приказами ООО «АкваЛайн» от 25.01.2019 №5/01А1, от 29.01.2019 №7/01А1, от 15.07.2019 №19/01А1 и согласованная сторонами (региональным оператором и потребителями - физическими лицами путем совершения конклюдентных действий/ управляющими компаниями).

В связи с изданием приказа от 19.10.2021 № 13/01А1 региональным оператором также в одностороннем порядке пересмотрены и изменены условия Соглашения от 10.04.2018 и дополнения к нему от 29.01.2019 № 2.

При этом, Соглашение от 10.04.2018 с дополнениями к нему является действующим, полностью либо в части не отменено,  судебного акта о признании его недействительным не имеется. ООО «АкваЛайн» в соответствии с дополнительным соглашением от 29.01.2019 № 2 реализовало право по взиманию с населения платы за услугу по обращению с ТКО по ценам, утвержденным ниже утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Приказом ООО «АкваЛайн» от 19.10.2021 №13/01А1 региональным оператором в одностороннем порядке пересмотрены условия договоров, заключенных с потребителями услуг по обращению с ТКО на 2019 год, и произведено доначисление за услуги по обращению с ТКО за период действия приказов ООО «Аквалайн» от 25.01.2019 № 5/01А1, от 29.01.2019 № 7/01А1, от 15.07.2019 № 19/01А1, что противоречит действующему законодательству.

Пунктом 148(28) Правил №354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом от 24.06.1998

№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно пункту 148(27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

Разделом XV(1) Правил №354 установлены случаи перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, к которым относятся: перерасчет в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении; изменение размера платы в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Правилами №354 не предусмотрено случаев перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с изменением цены за данную услугу.-

Таким образом, законодательством не предусмотрен такой механизм компенсации региональному оператору недополученных денежных средств за оказанные услуги по обращению с ТКО, как издание в одностороннем порядке приказа по доначислению платы за оказание данной услуги и взысканию с потребителей указанной коммунальной услуги.

Право на возмещение внедоговорных денежных средств при предоставлении потребителям услуг по льготным ценам, возникает у лица, оказывающего эти услуги, в тех случаях, когда публично-правовое образование законодательно устанавливает меры социальной поддержки определенных категорий потребителей (льготы) с последующей компенсацией недополученной от них платы.

Вместе с тем, такого нормативного правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки отдельных категорий потребителей (граждан, проживающих в Восточной зоне Вологодской области), на территории области не имеется.

С учетом изложенного, приказ ООО «АкваЛайн» от 19.10.2021 №13/01А1 и доначисление населению Восточной зоны Вологодской области платы за расчетные периоды начиная с октября 2021 года затрагивают интересы неопределенного круга граждан - добросовестных потребителей услуги по обращению с ТКО.

Частью  1  статьи  10  Федерального  закона  от  26.07.2006  №135-ФЗ  «О  защите

конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Управлением установлено, что ООО «АкваЛайн» в 2019-2021 годах занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в Восточной зоне Вологодской области.

Допущенные ООО «АкваЛайн» нарушения повлекли произвольное, не предусмотренное законодательством установление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для жителей Вологодской области, проживающих на территории, входящей в зону его обслуживания, и массовое нарушение их прав. При этом, граждане, обязанные в соответствии с части 1 статьи 153 ЖК РФ вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оплачивали ее по цене, рассчитанной с нарушениями действующего законодательства и превышающей стоимость услуги, согласованной сторонами.

Общая сумма внесенной жителями региона незаконной и необоснованной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО составила 21 356 036,29 рублей.

Таким  образом,  поступившие  заявления,  указывающие  на  признаки  нарушения

ООО «АкваЛайн» антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи

  1. Закона о защите конкуренции, являются основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, о чем издан соответствующий приказ от 08.06.2022 № 55.

На основании изложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

 

Назначить дело № 035/01/10-282/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства к рассмотрению на 05 июля 2022 года в 13 час. 30 мин.

Реализация   прав    на   участие   в   рассмотрении   дела   №    035/01/10-282/2022  по признакам       нарушения       антимонопольного      законодательства       будет       обеспечена

антимонопольным органом в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством плагина «TrueConf» в режиме видеоконференцсвязи.

Ссылка для участия в видеоконференции https://fas2.tconf.rt.ru/c/2588929167.

Привлечь   к    участию   в    рассмотрении   дела   035/01/10-282/2022  по    признакам нарушения антимонопольного законодательства в качестве заявителей:

ЛДПР Вологодское региональное отделение;

ООО Управляющая компания «Бывалово»;

ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-3»; ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-2»;

ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-12

плюс»;

ООО  «Управляющая  компания  «Региональные  эксплуатационные  сервисы-

 

12»;

 

 

ООО Управляющая организация «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»; ООО «Управляющая компания «Центр».

Привлечь    к    участию    в    рассмотрении    дела   035/01/10-282/2022  о    нарушении

 

антимонопольного законодательства в качестве ответчика ООО «АкваЛайн».

Привлечь к участию в рассмотрении дела 035/01/10-282/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве иных лиц, располагающих сведениями о

рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

Государственная жилищная инспекция по Вологодской области;

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области;

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования

Вологодской области;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области;

Прокуратура Вологодской области.

На основании части 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лицам, участвующим в деле, необходимо в срок до 03.07.2022 представить письменные пояснения (с нормативно-правовым и документальным обоснованием) по факту возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены.

Документы, подтверждающие полномочия представителей сторон на участие в рассмотрении жалобы, прошу заранее направить на адрес электронной почты to35-poletaeva@fas.gov.ru.

Участие представителей ответчика в заседании комиссии обязательна.

Председатель

комиссии                                                                                                                        Н.В. Мерзлякова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полетаева Ю.Н. (8172) 724763

Связанные организации

Связанные организации не указаны