Определение №035/01/10-282/2022 Определение о назначении рассмотрения дела по признакам нару... от 9 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЛицам, участвующим в деле (по списку рассылки)
Определение
о назначении дела № 035/01/10-282/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства к рассмотрению
- июня 2022 года г. Вологда
Председатель комиссии Вологодского УФАС России по рассмотрению дела
№ 035/01/10-282/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Мерзлякова Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
В Вологодское УФАС России (далее - Управление) поступили заявления Вологодского регионального отделения ЛДПР, а также управляющих компаний о нарушении ООО «АкваЛайн» антимонопольного законодательства.
На основании полученных в ходе проверки указанных заявлений документов (информации) установлены следующие обстоятельства.
Между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской облает (далее - Департамент) и ООО «АкваЛайн» 10.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Восточной зоне Вологодской области (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением ООО «АкваЛайн» обязано обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение ТКО, образующихся в Восточной зоне Вологодской области.
Согласно пункту 2.1 Соглашения приведенная стоимость услуг регионального оператора определена по результатам конкурсного отбора и составляет 10 667 751 000 рублей.
В соответствии с разделом 5 Соглашения Департамент осуществляет текущий контроль деятельности регионального оператора в рамках исполнения Соглашения путем мониторинга и анализа отчетности, предоставляемой региональным оператором, а также информации о деятельности регионального оператора, предоставляемой федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с ТКО.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действует до 10.04.2028 (пункт 7.1).
15.10.2018 между Департаментом и ООО «АкваЛайн» заключено дополнительное соглашение №1 к Соглашению.
29.01.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение № 2 к Соглашению, в соответствии с которым пункт 3.2 («Региональный оператор вправе») Соглашения дополнен пунктами 3.2.16, 3.2.17 следующего содержания:
«3.2.16. Взимать с населения плату за услугу по обращению с ТКО по ценам, определенным ниже утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО»;
«3.2.17. Претендовать на возмещение разницы, возникшей в связи с оказанием населению услуги по обращению с ТКО по ценам, определенным ниже размера, утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО».
Приказом Департамента от 14.12.2018 № 665-р для регионального оператора в сфере обращения с ТКО в Восточной зоне Вологодской области - ООО «АкваЛайн», установлен единый тариф регионального оператора на 2019 год на уровне 800,93 рублей за один кубический метр ТКО (с учетом НДС, категория - население).
Региональный оператор применил понижающий коэффициент к единому тарифу регионального оператора в размере 0,80372 для населения Восточной зоны Вологодской области, что оформлено приказом ООО «АкваЛайн» от 25.01.2019 № 5/01А1. Приказом ООО «АкваЛайн» от 29.01.2019 №7/01А1 внесены изменения в приказ от 25.01.2019
№5/01А1, цена за услугу (плату) по обращению с ТКО для собственников жилых помещений изменена со 140,33 на 140,28 - для населения, проживающего в городских населенных пунктах, со 112,65 на 112,92 - для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.
Приказом Департамента от 11.06.2019 № 165-р на услугу регионального оператора.
по обращению с ТКО в Восточной зоне Вологодской области установлен единый тариф с 01.07.2019 на уровне 567,17 руб. за один кубический метр ТКО (с учетом НДС, категория
— население).
Региональный оператор применил понижающий коэффициент к единому тарифу на услугу по обращению ТКО в размере 0,93166, что оформлено приказом от 1 5 . 0 7 . 2 0 1 9
№ 1 9 / 0 1 .
Услуги по обращению с ТКО оказывались региональным оператором населению Восточной зоны Вологодской области в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в полном объеме.
31.12.2019 региональным оператором Департаменту направлена претензия с требованием компенсировать неполученную сумму за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку требование, изложенное в претензии, Департаментом в досудебном порядке не исполнено, ООО «АкваЛайн» обратилось в суд с соответствующим исковым заявлением.
Арбитражным судом Вологодской области по результатам рассмотрения дела
№А13-1990/2020 требования регионального оператора отклонены, поскольку ООО
«АкваЛайн» самостоятельно и в добровольном порядке приняло решение произвести снижение предельного размера тарифа путем применения понижающего коэффициента, то есть взимать с населения плату ниже утвержденного тарифа. Дополнительное соглашение от 29.01.2019 № 2 подтверждает данное волеизъявление ООО «АкваЛайн».
ООО «АкваЛайн» является профессиональным участником в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Добровольно применив понижающий коэффициент к установленному тарифу, ООО «АкваЛайн» не могло не понимать возможные последствия применения такого расчета.
При этом ООО «АкваЛайн», применяя по собственной инициативе понижающие коэффициенты, не вправе претендовать на возмещение с граждан расходов, причиненных разницей в виде примененных обществом тарифов и понесенными фактическими затратами, поскольку их возникновение не обусловлено установлением ООО «АкваЛайн» экономически необоснованных тарифов.
Кроме того, установлено, что ООО «АкваЛайн» не доказано наступление для себя вредных последствий и не подтверждена правильность расчета заявленной суммы, первичную документацию не представило, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления экономической обоснованности применяемых в расчетах тарифов не заявило.
Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, в большинстве своих случаев заключены населением Восточной зоны Вологодской области с ООО «АкваЛайн» путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила №354) установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
При изучении платежных документов ООО «АкваЛайн», направленных гражданам напрямую, за расчетный период октябрь 2021 .года в графе «перерасчет» по строке
«Доначисление за вывоз ТКО: по нормативу 2019 год» выявлено, что произведено доначисление населению Восточной зоны Вологодской области платы за январь 2019 года, в платежном документе за ноябрь 2021 года - произведено доначисление платы за февраль 2019 года и так далее. В управляющие компании в рамках заключенных договоров на оказание услуг по обращению ТКО в Восточной зоне Вологодской области поступили корректировочные счета-фактуры.
Данное доначисление произведено в связи с изданием внешним управляющим Бухариным С.В. приказа от 19.10.2021 № 13/01А1 об отмене приказов ООО «АкваЛайн» от 25.01.2019 №5/01А1, от 29.01.2019 №7/01А1, от 15.07.2019 №19/01А1 (о применений понижающего коэффициента к предельному тарифу).
Таким образом, ООО «АкваЛайн» в связи с изданием приказа от 19.10.2021
№13/01А1 пересмотрена цена договоров на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год, установленная приказами ООО «АкваЛайн» от 25.01.2019 №5/01А1, от 29.01.2019 №7/01А1, от 15.07.2019 №19/01А1 и согласованная сторонами (региональным оператором и потребителями - физическими лицами путем совершения конклюдентных действий/ управляющими компаниями).
В связи с изданием приказа от 19.10.2021 № 13/01А1 региональным оператором также в одностороннем порядке пересмотрены и изменены условия Соглашения от 10.04.2018 и дополнения к нему от 29.01.2019 № 2.
При этом, Соглашение от 10.04.2018 с дополнениями к нему является действующим, полностью либо в части не отменено, судебного акта о признании его недействительным не имеется. ООО «АкваЛайн» в соответствии с дополнительным соглашением от 29.01.2019 № 2 реализовало право по взиманию с населения платы за услугу по обращению с ТКО по ценам, утвержденным ниже утвержденного в установленном порядке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Приказом ООО «АкваЛайн» от 19.10.2021 №13/01А1 региональным оператором в одностороннем порядке пересмотрены условия договоров, заключенных с потребителями услуг по обращению с ТКО на 2019 год, и произведено доначисление за услуги по обращению с ТКО за период действия приказов ООО «Аквалайн» от 25.01.2019 № 5/01А1, от 29.01.2019 № 7/01А1, от 15.07.2019 № 19/01А1, что противоречит действующему законодательству.
Пунктом 148(28) Правил №354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом от 24.06.1998
№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 148(27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.
Разделом XV(1) Правил №354 установлены случаи перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, к которым относятся: перерасчет в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении; изменение размера платы в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Правилами №354 не предусмотрено случаев перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с изменением цены за данную услугу.-
Таким образом, законодательством не предусмотрен такой механизм компенсации региональному оператору недополученных денежных средств за оказанные услуги по обращению с ТКО, как издание в одностороннем порядке приказа по доначислению платы за оказание данной услуги и взысканию с потребителей указанной коммунальной услуги.
Право на возмещение внедоговорных денежных средств при предоставлении потребителям услуг по льготным ценам, возникает у лица, оказывающего эти услуги, в тех случаях, когда публично-правовое образование законодательно устанавливает меры социальной поддержки определенных категорий потребителей (льготы) с последующей компенсацией недополученной от них платы.
Вместе с тем, такого нормативного правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки отдельных категорий потребителей (граждан, проживающих в Восточной зоне Вологодской области), на территории области не имеется.
С учетом изложенного, приказ ООО «АкваЛайн» от 19.10.2021 №13/01А1 и доначисление населению Восточной зоны Вологодской области платы за расчетные периоды начиная с октября 2021 года затрагивают интересы неопределенного круга граждан - добросовестных потребителей услуги по обращению с ТКО.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на осуществление действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Управлением установлено, что ООО «АкваЛайн» в 2019-2021 годах занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в Восточной зоне Вологодской области.
Допущенные ООО «АкваЛайн» нарушения повлекли произвольное, не предусмотренное законодательством установление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для жителей Вологодской области, проживающих на территории, входящей в зону его обслуживания, и массовое нарушение их прав. При этом, граждане, обязанные в соответствии с части 1 статьи 153 ЖК РФ вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, оплачивали ее по цене, рассчитанной с нарушениями действующего законодательства и превышающей стоимость услуги, согласованной сторонами.
Общая сумма внесенной жителями региона незаконной и необоснованной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО составила 21 356 036,29 рублей.
Таким образом, поступившие заявления, указывающие на признаки нарушения
ООО «АкваЛайн» антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи
- Закона о защите конкуренции, являются основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, о чем издан соответствующий приказ от 08.06.2022 № 55.
На основании изложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело № 035/01/10-282/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства к рассмотрению на 05 июля 2022 года в 13 час. 30 мин.
Реализация прав на участие в рассмотрении дела № 035/01/10-282/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства будет обеспечена
антимонопольным органом в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством плагина «TrueConf» в режиме видеоконференцсвязи.
Ссылка для участия в видеоконференции https://fas2.tconf.rt.ru/c/2588929167.
Привлечь к участию в рассмотрении дела 035/01/10-282/2022 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в качестве заявителей:
ЛДПР Вологодское региональное отделение;
ООО Управляющая компания «Бывалово»;
ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-3»; ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-2»;
ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-12
плюс»;
ООО «Управляющая компания «Региональные эксплуатационные сервисы-
12»;
ООО Управляющая организация «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»; ООО «Управляющая компания «Центр».
Привлечь к участию в рассмотрении дела 035/01/10-282/2022 о нарушении
антимонопольного законодательства в качестве ответчика ООО «АкваЛайн».
Привлечь к участию в рассмотрении дела 035/01/10-282/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве иных лиц, располагающих сведениями о
рассматриваемых комиссией обстоятельствах:
Государственная жилищная инспекция по Вологодской области;
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области;
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования
Вологодской области;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области;
Прокуратура Вологодской области.
На основании части 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лицам, участвующим в деле, необходимо в срок до 03.07.2022 представить письменные пояснения (с нормативно-правовым и документальным обоснованием) по факту возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены.
Документы, подтверждающие полномочия представителей сторон на участие в рассмотрении жалобы, прошу заранее направить на адрес электронной почты to35-poletaeva@fas.gov.ru.
Участие представителей ответчика в заседании комиссии обязательна.
Председатель
комиссии Н.В. Мерзлякова
Полетаева Ю.Н. (8172) 724763