Решение б/н РЕШЕНИЕ № 286 -10АМЗ/14 от 26 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«___»________2015 г. №_______

 

 

       МУП «Вологдагортеплосеть»

      ул. Яшина, 8 «а», г. Вологда, 160012

 

                      Гражданка <...> 

        

                    г. Вологда

 

                   ООО « УК «РЭС-12»

                      ул. Костромская, д. 4,

                    г. Вологда, 160031

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 286 -10АМЗ/14

 

Резолютивная часть объявлена 18.12.2014 г.

Изготовлено в полном объеме  12.01.2014 г.                                                           г. Вологда

         Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Щепелин В.П. – заместитель руководителя Управления;        Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля; Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист эксперт отдела  антимонопольного и рекламного контроля; Докшин Максим Игоревич – старший государственный инспектор отдела  антимонопольного и рекламного контроля; Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт отдела  антимонопольного и рекламного контроля. При участии представителей от МУП «Вологдагортеплосеть» - юрисконсульта Сухаревой  Н.Е. (доверенность № 02-02-01 от 02.11.2012), от ООО «РЭС-12» - юрисконсульта Красовской М.Ю. (доверенность б/н от 01.11.2014 г.) и гражданки Русановой Г.А.

рассмотрев дело № 286-10АМЗ/14 по признакам нарушения МУП «Вологдагортеплосеть» (160012, г. Вологда, ул. Яшина, 8 «а», ИНН: 3525000077)  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление ФАС по Вологодской области поступила жалоба от гражданки <...> (далее - заявитель) на действия МУП «Вологдагортеплосеть» (далее – Предприятие, ответчик) выразившихся, по мнению Заявителя, в злоупотреблении доминирующим положением, в части выставления дополнительных счетов управляющей компании на оплату тепловой энергии, не предусмотренных действующим законодательством, а также договорными отношениями с ООО «УК «РЭС-12», в результате чего были ущемлены права и законные интересы жильцов дома по ул. Воркутинская, д.8.

 В ноябре 2012 г. жильцам дома № 8 по улице Воркутинской города Вологды управляющая компания ООО «УК «РЭС-12» произвела корректировку за потребленную тепловую энергию (период с 01 ноября 2011 по 01 ноября 2012 г.). Как пояснила управляющая организация, такой перерасчет производится 1 раз в год на основании счетов, выставляемых теплоснабжающей организацией.

В соответствии с представленными Управляющей компанией документами в период с ноября 2011 г. по август 2013 г. счета за отопление по многоквартирному жилому дому № 8 по ул. Воркутинской, выставлялись на основании приборов учета. Однако сумма, предъявляемая к оплате, была слишком велика.

  В ходе выяснения причин, было выявлено, что прибор учета, установленный в подвале дома № 8 по ул. Воркутинской, смонтирован на теплотрассе, которая идет через подвал дома № 8 к дому № 6 по ул. Воркутинская. Таким образом, прибор учета дома № 8 по ул. Воркутинской считал потребление этого дома, потери по теплотрассе и потребление дома № 6.

МУП «Вологдагортеплосеть» осуществляли начисление управляющей организации по показаниям данного прибора учета, который прибором учета на многоквартирный жилой дом по адресу г. Вологда ул. Воркутинская д. 8 не является.

Действующее законодательство предусматривает два способа начисления услуги теплоснабжение: при наличии прибора учета, по его показаниям; при отсутствии прибора учета, в соответствии с формулой, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Начиная с ноября 2011 г. МУП «Вологдагортеплосеть» производило начисления за теплоснабжение и подогрев воды в разрез действующего законодательства, что повлекло за собой нарушение прав собственников и нанимателей помещений, в адрес ООО «УК «РЭС- 12» поступали счета на отопление на основании показаний приборов учета.

Перерасчет, сделанный собственникам и нанимателям, произведенный управляющей компанией (с учетом еще не произведенной корректировки за 2013 г., исходя из анализа выставленных счетов) за период с ноября 2011 г. по март 2013 г., в результате неправомерных начислений, составил 557 290,23 (расчет прилагается).

В настоящее время, произведена переустановка прибора учета, МУП «Вологдагортеплосеть» сделало корректировку по потерям на теплотрассе в размере около 119 010,04 рублей. Однако каких-либо подтверждений именно такой суммы корректировки не представлено. В то время, когда расчет по нормативу содержит совсем иные суммы начислений.

Заявитель считает, что в данном случае злоупотребление МУП "Вологдагортеплосеть" доминирующим положением в отношении жильцов дома заключается в следующем: зная о том обстоятельстве, что прибор учета тепловой энергии установлен ненадлежащим образом и не может применяться к расчетам, МУП «Вологдагортеплосеть» настаивало на применении в отношении между сторонами показаний данного прибора для расчета количества потребленного тепла. Выполняемые предприятием корректировки по потерям на теплотрассе ничем не мотивированы и не соответствуют разнице по нормативу более чем в пять раз.

Действия МУП «Вологдагортеплосеть» повлекли за собой дополнительные счета, выставляемые жильцам дома.

Ответчик с доводами и требованиями заявителя, указанными в жалобе, не согласен и полагает, что действовал в рамках законодательства. Предприятие пояснило, что действительно между МУП «Вологдагортеплосеть» (исполнитель) и ООО «УК «Региональные эксплуатационные системы-12» (заказчик) заключен договор от 13.04.2011 года № 20/6-11 на установку прибора учета используемых энергетических ресурсов, по условиям которого исполнитель обязался выполнить работы по установке прибора учета на жилом доме, расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Возрождения, д. 8, а заказчик обязался оплатить стоимость работ в срок, установленный договором.

Согласно пункту 2.4. договора сдача результатов работ Исполнителем и их приемка Заказчиком оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ.

ООО «УК «Региональные эксплуатационные системы-12» принял выполненные МУП «Вологдагортеплсеть» работы, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 31.01.12 № 125, подписанным исполнителем и заказчиком без замечаний и возражении, справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 31.01.12, платежными поручениями.

Прибор учета был установлен в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N261- ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной предприятием и согласованной с заказчиком в соответствии с техническим заданием заказчика, техническими условиями теплоснабжающей организации, паспортом и инструкцией завода-изготовителя на устанавливаемое оборудование.

Многоквартирный жилой дом по ул. Воркутинской, д. 8 имеет узел горячего водоснабжения и три тепловых узла системы отопления, каждый из которых был присоединен к транзитной тепловой сети и без реконструкции установка в другом месте прибора учета не возможна. Прибор учета был установлен в соответствии с проектом согласованным и подписанным ООО «УК «Региональные эксплуатационные системы-12» максимально приближенно к вводным  задвижкам.

06 августа 2013 года ООО «УК «Региональные эксплуатационные системы-12» направило в адрес МУП «Вологдагортеплосеть» письмо № 1131, в котором сообщила, что прибор учет был установлен на два многоквартирных дома, расположенных по адресам: г. Вологда, ул. Воркутинская, д. 8 и ул. Воркутинская, д. 6, а также, что прибор учитывает потери по теплотрассе в подвале дома № 8 и потери транзитной тепловой сети между домами. Управляющая компания просила выполнить работы по врезке отдельного трубопровода на подачу и не учитывать тепловые потери.

19 августа МУП «Вологдагортеплосеть» письмом № 5156 ответило Управляющей компании, что работы будут произведены в сентябре 2013 года, а в августе 2013 года будут выставлены корректировочные счета и сторнировано с жилого дома по адресу: ул. Воркутинская, д. 8 теплопотребление потерь с момента установки теплосчетчика, т.е. с ноября 2011 года по июль 2013 года. В счете за август 2013 года был сделан перерасчет в сумме 119 593, 08 рублей.

После проведения работ по реконструкции подключения тепловых узлов МЖД Воркутинская, д. 8 Управляющая компания, приняла работы, подписали акт без каких либо замечаний и возражений.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия считает МУП «Вологдагортеплосеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации, в соответствии со статьей 2 Закона о защите конкуренции, основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, складывающиеся в области осуществления предпринимательской деятельности и связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующий субъект (группа лиц), занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Приказом Вологодского УФАС России от 10.06.1998 г. №75 МП «Вологдагортеплосеть» включено по теплоэнергии (код ОКП 01 2001) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере боле чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 % в соответствующих границах г. Вологды.

Приказом Вологодского УФАС России № 294 от 15.10.2009 г. «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» внесены изменения в название этой организации: с МП на МУП «Вологдагортеплосеть».

Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Таким образом, МУП «Вологдагортеплосеть» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в соответствующих границах г. Вологды (в границах принадлежащих ему котельных и теплосетей), в том числе по отношению к ООО «УК «РЭС- 12».

Как следует из материалов дела, между МУП «Вологдагортеплосеть» и ООО «УК РЭС-12» заключен договор от 04.04.2008 № 4110 (далее - договор № 4110), по которому Предприятие  осуществляло поставку тепловой энергии Управляющей компании, в том числе по адресу: г. Вологда, ул. Воркутинская, д.8.

В соответствии с договором на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов от 13.04.2011 № 20/6-11 произведена установка прибора учета по адресу: г. Вологда, ул, Воркутинская, д. 8, актом от 2011 года узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 26 октября 2011 года по 04 февраля 2015 года.

В письме от 05.08.2013 года № 1131 ООО «УК РЭС-12» проинформировал МУП «Вологдагортеплосеть» о том, что установленный теплосчетчик учитывает не только потребление тепловой энергии по адресу: г Вологда, ул. Воркутинская, д. 8, но и по адресу: г. Вологда, ул. Воркутинская, д. 6, а также потери по теплотрассе в подвале дома № 8 и потери наружной теплотрассы между домами, и просил проложить отдельный трубопровод на дом № 6 и не учитывать потери по теплотрассе при выставлении счетов.

Письмом от 19.08.2013 № 05-07/8651-5156 МУП «Вологдагортеплосеть» уведомило ООО «УК РЭС-12», что после проведения обследования теплотрассы было принято решение о врезке на жилой дом по адресу: ул. Воркутинская, д. 8, отдельного трубопровода на подачу и переносе узла учета на начало врезки, а также выполнен расчет потерь по трассе подвала и наружной теплотрассы.

Корректировка начислений за период с ноября 2011 года по июль 2013 года произведена в счете за август 2013 года, которым сминусовано с дома № 8 теплопотребление потерь в сумме 119 010 руб. 04 коп.

Прибор учета тепловой энергии, установленный в доме по адресу Вологда, ул. Воркутинская, д. 8, не соответствовал требованиям «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, что подтверждается письмами ООО «УК «РЭС- 12» от 09.08.2013 №03-03-12/8651 - 4925, от 19.08,2013 №05-07/8651/51510.

Согласно пункту 24 договора № 4110 при несоответствии теплового узла учета потребителя требованиям «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» (отсутствии или выходе из строя приборов учета) расход тепловой энергии потребителем определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного  кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, (далее - Правила № 307) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и - электроснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к этим Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.

Поскольку в силу пункта 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами № 167 следует руководствоваться с учетом Правил № 307.

Следовательно, для периода до марта 2012 года при отсутствии средств измерения объем отпущенной воды Правомерно определен ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей домов индивидуальных  приборов учета воды.

В связи с несоответствием узла учета установленным требованиям в период с ноября 2011 года по февраль 2012 года стоимость отпущенной тепловой энергии должна была определяться исходя из норматива потребления коммунальных услуг без учета показаний индивидуальных счетчиков (по горячему водоснабжению), а в период с марта 2012 года по март 2013 года - с учетом показаний индивидуальных счетчиков (по горячему водоснабжению).

Таким образом, на основании вышеизложенного, МУП «Вологдагортеплосеть» злоупотребило доминирующим положением, в части выставления дополнительных счетов управляющей компании на оплату тепловой энергии, не предусмотренных действующим законодательством, а также договорными отношениями с ООО «УК «РЭС- 12», в результате чего были ущемлены права и законные интересы жильцов дома по ул. Воркутинская, д.8.

  В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С 17.09.2013 г. прибор учета допущен в эксплуатацию. Направление дополнительных счетов на оплату Предприятием прекращено. По данному вопросу 08 октября 2014 года суд принял решение № А13-1832/2014 взыскать с МУП «Вологдагортеплосеть» в пользу ООО «УК РЭС-12» сумму 550 716 рублей. Данное Решение Предприятие не оспаривало. На заседании комиссии представитель МУП признала, что было нарушение с их стороны, но оно уже устранено и по своей сути не являлось существенным для заявителя.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом и Заявитель и Ответчик указали и подтвердили тот факт, что дополнительные счета больше не выставляются, деньги уплаченные ранее возвращены, то есть до вынесения решения по настоящему делу в добровольном порядке нарушение устранено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. В данном случае, Комиссия полагает, что поскольку со стороны ответчика нарушение антимонопольного законодательства и его последствия устранены, соответствующих оснований для выдачи предписания не имеется.

         На основании изложенного, принимая во внимание все фактические обстоятельства дела, с учетом отсутствия негативных последствий для заявителя, руководствуясь  статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Вологдагортеплосеть»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 286-10АМЗ/14 в связи с добровольным устранением МУП «Вологдагортеплосеть» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

_________________:

В.П.

Щепелин

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

_________________:

А.А.

Власов

 

_________________:

И.А.

Смышляева

 

_________________:

М.В.

Ласкин

 

_________________:

М.И.

Докшин

 

 

 

 

                                

                                                                                         

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны